Центральный Дом Знаний - Развитие музыкальных способностей человека

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие музыкальных способностей человека

Оглавление

Введение 3

  1. Проявление музыкальных способностей 4

  2. Исследования 6

2.1 Поющий звук 6

2.2 Музыкальный слух человека 7

2.3 Человеческий голос лучший из музыкальных инструментов 9

2.4 Соподчиненные элементы музыкальности 10

2.5 Алгоритм музыкальных способностей 12

2.6 Развитие музыкальных способностей детей Студии детской

эстрадной песни «Капельки» 13

  1. Заключение 15

  2. Список использованной литературы 16

Введение

Музыка есть первичный язык.

Антонио Менегетти

Музыкальное воспитание- это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших потребностях человека, а эмоциональная сфера ребенка- фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта.

Работа называется «Развитие музыкальных способностей человека». Тема выбрана потому, что развитие музыкальных способностей несет в себе не только богатейшие возможности восприятия способностей звуковой палитры мира, но и может выполнять функции таких свойств, как эмоциональная отзывчивость, гибкость, организованность и многих других.

Особое внимание в работе уделено исследованию соподчиненных элементов музыкальности, таких как внимание, память, воображение, мышление.

Ранее эти способности не рассматривались как компоненты музыкальности, а представлялись как общие способности человека и не входили в структуру музыкальных способностей. Считаю необходимым отметить, что без проявления этих компонентов невозможно полноценное развитие музыкальных способностей.

В работе использованы материалы различных диагностик музыкальности, анкетные данные, методики изучения музыкальных способностей.

  1. Проявление музыкальных способностей

Прежде чем приступить к исследованию музыкальных способностей, мне

необходимо было четко определиться в понимании термина «способности». Способность – это совокупность функциональных свойств ( качеств ), проявляющихся в эффективной ( успешной и качественной ) реализации

конкретной деятельности. Биологической основой способностей являются задатки – врожденные, наследственные особенности организма. Однако только на основе задатков нельзя прогнозировать развитие способностей человека, т.к. ключевым моментом в их формировании является социальный опыт усвоения соответствующей звуковой информации, практика обучения _

реальное овладение человеком соответствующей деятельностью, в которой и развиваются те или иные задатки. ( Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.А. Леонтьев). Музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет.

Общая длительность периода музыкальной сензитивности (период наиболее успешного развития) примерно от 2–2,5 до 11-13 лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей « скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения.

Также я выяснила, что в семьях где музыканты оба родителя вероятность

проявления музыкально способного ребенка составляет 84-86 %, где музыкален только один родитель 59-60%, а если мать и отец не музыканты – 28-36 %.

Еще один интересный факт приводят ученые. Музыкально способные

мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично « девичьими»: тонкой чувствительностью, мечтательность, наивностью, эмоциональной зависимостью от матери, отца или педагога.

Девочки же, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они

независимы, упрямы, более склонны к самоутверждению.

Эмоционально сдержанные (спокойные) дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушны к музыке. У них интерес проявляется позже, как правило, в подростковом

возрасте.

Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот, характеризуются

«звуковой одержимостью». Их возбуждают сильные слуховые образы, что побуждает их рано приобщаться к музыкальным занятиям.

Какие же компоненты являются важными составляющими

музыкальности? Это и предстояло мне выяснить в ходе исследования.

2. Исследования

2.1. Поющий звук

С давних пор разных народов мира существует своя музыкальная культура. Это величайшее искусство рождалось на протяжении тысячелетий. С незапамятных времен музыка сопровождала человека, чем бы он ни занимался.

Но с чего все- таки начинается или, вернее, без чего не может начаться музыка? Вы на все лады повторяете такое простое и понятное любому слово музыка… Но представьте себе, что вы встретили дикаря. Для него это слово пустой звук и ничего не значит. Вы ищите другие слова, жесты… тот же результат. Ваши слова не могут передать нечто самое главное, то, без чего музыка- не музыка.

И тогда, отчаявшись что- то объяснить, вы просто начинаете напевать какую- нибудь мелодию. Так незаметно для себя вы дали первый ответ на вопрос «что такое музыка?». Вы показали вашим слушателям самое главное, что есть в музыке, - поющий музыкальный звук. Музыкальный звук, без него не может быть музыки, он ее главное начало.

Попробуйте закрыть глаза и слушать. Вы поймете, что шум состоит из разных звуков – шелест листвы, журчанье ручья, рокот машин и многих других. Закрыв глаза, вы увидите картину настолько ярко, что вам не понадобятся глаза.

Что же такое звук? Какова его природа? Давайте представим механизм звукообразования.

Кто из нас не бросал в воду камешки и не наблюдал, как от места падения расходятся волны. Очень похожие, правда невидимые, волны могут побежать и по воздуху, если роль камешка сыграет какая- нибудь упругая штуковина. Для этого ее надо заставить дрожать, колебаться. Тут по воздуху и покатятся волны. Но музыкальный звук получится только тогда, когда эти воздушные волны будут бежать с определенной и постоянной скоростью.

Музыкальный звук имеет определенные, точно фиксированные свойства: высоту, определяемую числом колебаний ( от 14 до 4000 в секунду ), длительность, громкость, тембр.

Высота – ощущение высоты звуков и изменение их соотношений по отношению друг к другу.

Длительность – продолжительность звучания.

Громкость – сила звучания. Тембр - индивидуальный характер звучания, свойственный голосу или инструменту.

2.2. Музыкальный слух человека

Какой толк был бы от света, если бы не было зрения? И что толку от звука, если бы не было слуха? Именно слух – главный пропускник человека в мир музыки.

Музыкально слышащим человека создала сама природа. Иначе в суровых условиях борьбы за свое существование на земле человек просто не выжил бы. Острый слух помогал первобытному человеку разбираться в голосах природы. Человеку приходилось воспитывать и тренировать свой слух. Первобытный человек, по утверждению ученых, говорил и пел хуже, чем слышал. Именно с помощью слуха человек смог научится говорить языком музыкальных звуков

Как же человеком воспринимается звук? Есть у каждого из нас особый орган слуха – внутреннее ухо. Оно напоминает тончайший музыкальный инструмент, на котором играет звук. По виду внутреннее ухо напоминает улитку, а главную роль исполняют волоконца разной длины. Каждая из них, как струна рояля, «резонирует», т.е. подобно эхо отзывается на звук определенной высоты. Поймав свой звук, то или иное волоконце по нервным клеткам отсылает сообщение в наш мозг. «Улитка» настолько чувствительна, что если звук, изменяется всего на 5 колебаний в ту или иную сторону, наш музыкальный слух способен это уловить. Пять колебаний – много это или мало? Самый низкий звук, который способен уловить человек, - это 16 колебаний в секунду, а самый высокий – около 20 000 колебаний в секунду. Для наиболее наглядного сравнения богатства мира музыкальных звуков, можно сказать, что если раз за разом прибавлять от самого низкого звука к каждому следующему по 5 колебаний, то у нас наберется около 4 000 различных по высоте звуков – ступенек. Так вот количество цветовых оттенков, которые способен различить наш глаз, в десятки раз меньше. Любой человек способен достаточно тонко различать музыкальные звуки различной высоты. Так что если вам кто – то скажет, что «слон наступил на ухо»,- не верьте! Не все люди могут музыкально звучать, т.е. интонировать, воспроизводить звук, но слышать могут все. Получив от природы драгоценный дар, человек просто не мог не стать музыкантом.

Специфика слухового вида ощущений сводится к способности человека различать информацию основных свойств звука.

Динамика – реакция человека на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении или ослаблении звучания.

Лад – изменение соотношений в интонациях

Тембр – способность слышать красочность тона, специфика которого обусловлена акустическими особенностями.

Ритм – слухомоторная реактивность реагировать на чередование различных длительностей звуков

Темп – ощущение скорости движения музыки.

Высота – ощущение высоты звуков и изменение их соотношений.

Гармоническое чувство – способность определять количество звуков в созвучиях.

Некоторые люди при звучании четко видят различные цвета. Способность эта присуща немногим, она крайне индивидуальна и субъективна. Людей, обладающих цветным слухом, по одним данным 10-12 человек на 100, по другим и того меньше. И очень редко их ощущение цвета полностью совпадают.

Однажды, весной 1907 года в парижском кафе встретились Римский- корсаков, Скрябин, Рахманинов. Они быстро нашли общую тему для разговора. Эти композиторы были необычайно чутки к цветовой окраске звуков. Они обладали изощренным цветовым слухом. Но когда они сравнили свои «видения», то оказалось, что только тональность ре мажор у них окрашивается в золотистый цвет, а остальные «светятся» по- разному, даже прямопротивоположными цветами.

В восемнадцатом веке ученый монах Луи Бертран Кастель пытался не только слышать некую таинственную музыку сфер, но и сделал ее видимой. Он построил цветовой клавесин, который во время игры раскрашивал звуки. Например, нажмешь на клавишу, а в окошечке появится яркое цветовое пятно. Люди, обладающие цветным слухом, воспротивились этому, потому что в их представлении звуки эти не соответствовали данному цвету.

Ясно, что цветовой слух одного, даже гениального музыканта, не может стать общим принципом «перевода» музыки в цветовые полотна. Физическая природа звука и цвета различна. Тем не менее это тоже дар.

2.3. Человеческий голос – лучший из музыкальных инструментов

О музыкальном звуке мы уже говорили. Но как бы совершенствовался этот звук без человеческого голоса? Именно голос способен издавать певучие звуки разной высоты. Руководимый музыкальным слухом, голос превратился в лучший из музыкальных инструментов. По каким же параметрам оценивается певческий голос?

Показателями продуктивного развития голоса являются следующие:

Диапазон – звуковой объем голоса. Для указания величины диапазона, достаточно назвать лишь самый низкий и самый высокий из звуков, доступных певческому голосу.

Сила звучания – степень громкости издаваемых певческих звуков.

Интонирование – чистое воспроизведение музыкальных звуков.

Продолжительность – длительность звучания, зависящая от развития дыхательного аппарата.

2.4. Соподчиненные элементы музыкальности

Музыкальная память – сохранение и последующее воспроизведение однажды усвоенного личного опыта, проявляющегося в виде двигательной, эмоциональной и ассоциативно – образной формы выражения.

Характер музыкальной деятельности требует как непроизвольный, так и произвольный вид памяти, как без понимания сути содержания, так и смысловое запоминание. Как кратковременный, так и долговременный ее виды.

Для примера попытайтесь, впервые услышав новую песню, запомнить и спеть хотя бы ее припев. Интересно, сколько звуков у вас останется в памяти?

Многие выдающиеся музыканты обладали феноменальной памятью. Например, Сергей Рахманинов восхищал присутствующих, безошибочно повторяя, впервые исполненные музыкальные произведения авторами.

Музыкальное мышление - еще одна способность человека, которая наукой рассматривается как процесс моделирования отношений человека к реальной действительности интонируемого образа.

Основным критерием продуктивного музыкального мышления является познание художественного смысла музыки. Смысл определяется отношением человека к музыке в трех направлениях:

  • Уровнем личностной значимости музыки в жизни человека;

  • Способностью определять место музыки в структуре своего мировоззрения;

  • Реализацией способов регулировать характер отношения субъекта к музыке.

Воображение – создание образов, сочетаний, преобразований.

Воображение также является важным параметром музыкальности человека.

Показателями продуктивности развития способности воображения считаются следующие признаки:

  • беглость – способность порождать большое количество идей;

  • оригинальность – способность создавать нестандартные, необычные идеи и образы;

  • гибкость – применение разнообразных способов решения проблемы порождения образа;

  • разработанность возникшей идеи, образа;

Внимание – это определенная направленность, сосредоточение внимания и контроль при протекании деятельности.

Значение музыкальной деятельности в развитии таких свойств, как:

  • концентрированность – сосредоточенность;

  • распределение – свойство, обуславливающее возможность выполнять два и более вида деятельности;

  • переключение – способность быстро переключаться в другие условия;

  • устойчивость – длительность сосредоточения;

  • объем – количество объектов, на которое может быть одновременно направлено внимание.


    1. Алгоритм музыкальных способностей



Музыкальные способности человека


музыкальный

слух


ритмический

динамический

темповый

тембровый

звуковысотный

гармонический

ладовый

голос

интонирование

сила

диапазон

продолжительность звучания

интеллектуальные

способности



мышление

память

воображение

внимание

эмоциональная отзывчивость на музыку


2.6. Развитие музыкальных способностей детей Студии детской эстрадной песни «Капельки»

Я сделала сравнительный анализ развития музыкальных способностей по разным параметрам музыкальности ( некоторые диагностики прилагаются ) детей 4 года обучения, используя результаты промежуточных и итоговых аттестаций и вывела общий балл. Оценка результативности по 9- бальной системе.

Уровни развития:

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов – выше среднего

4-5 баллов – средний

2-3 балла – ниже среднего

0-1 балл – низкий

Общий балл музыкальности детей на октябрь 2001г.- январь 2005г.

Фамилия Имя

Октябрь 2001 г.

Январь 2005 г.

1.

Болотова Алена

5,8

8,0

2.

Болотова Ксения

6,0

8,0

3.

Болотова надежда

6,5

8,3

4.

Копылова Ксения

3,1

6,2

5.

Коцюбинская Анастасия

5,3

7,7

6.

Лошова Ольга

4,7

7,3

7.

Ложкина Юлия

3,7

5,8

8.

Ромашова Софья

6,1

8,0

9.

Шаровьева Оксана

5,1

8,0

10.

Шишкина Алена

3,5

6,9

11.

Харитонов Александр

6,0

7,4

12.

Юшкова Алена

4,2

7,0


Общий балл

5,0

7,3

3.Заключение.

В ходе исследования я выяснила, что развитие музыкальных способностей тесно связано с развитием общих способностей (восприятия, внимания, памяти, воображения и, конечно, мышления ).

Отсюда следуют выводы:

  • полноценное развитие музыкальных способностей не может сводится к традиционному изучению отдельных, хотя и важных, но недостаточно информативных (ритмическое восприятие, гармонический слух и т.д.) структурных компонентов музыкальности, а должно учитывать компоненты музыкально- эстетических вкусов, взглядов, определяющих стиль музыкального мышления;

  • развитие музыкальных способностей актуально не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и буквально для каждого ребенка, т.к. общие способности человека вполне могут быть успешно развиты в процессе занятий музыкальными видами деятельности.

  1. Список использованной литературы

1.В.П.Анисимов Диагностика музыкальных способностей детей «Владос» Москва, 2004г.

2. В.А.Васина-Гроссман Книга о музыке и великих музыкантах «Детская литература» Москва, 1986г.

3. И.И. Ильясов Развитие логического мышления детей Внешкольник № 6 Москва, 2004г.

4. В.А. Караковский, О.Е.Лебедева, А.М.Матюшкин Развитие музыкальной одаренности ребенка

5. А.С.Кленов Там, где музыка живет «Педагогика» Москва, 1986г.

6. Л.М.Тарасов Музыка в семье муз «Детская литература» Ленинград, 1985г.

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24