|
Русская история в произведениях А.П. БородинаРУССКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БОРОДИНА "Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина монументальным явлением русской музыки…, оригинальным, новым и поразительным…» В. В. Стасов Введение «Слово о полку Игореве» часто называют драгоценным памятником русской литературы, русской истории. Этим памятником мы дорожим и гордимся так же, как стенами Кремля, древними храмами, старинными фресками, росписями, сделанными руками народных умельцев. В 19 веке сюжет «Слова» привлек замечательного русского композитора и ученого А.П. Бородина, написавшего оперу «Князь Игорь». В опере, как и в летописи, раскрывается тема нравственного подвига во имя интересов народа, показана духовная красота и стойкость русских людей. Сегодня, в эпоху засилья шоу-бизнеса и агрессивного натиска безыдейных продуктов поп-музыки мне представляется чрезвычайно важным обратиться к теме патриотизма, величия духа, цельности чувств. Все это я нахожу в «Слове…» и опере Бородина. Для меня «Князь Игорь» - это повесть о самоотверженной любви к родине, о мужестве, пронесенном сквозь ошибки и поражения, о людях, умеющих подчинять личное чувству долга перед родиной. Я считаю, что это произведение и сейчас молодо и современно, а его идеи – актуальны. Вот почему мною избрана тема «Русская история в произведениях Бородина». Цель работы: Привлечь внимание к героическим страницам истории России, отраженным в музыке А.П. Бородина. Задачи:
Бородин и его произведения Представитель передовой интеллигенции 1860-х гг., А.П. Бородин – личность уникальная, достойная восхищения и подражания. Настоящий ученый, влюбленный в науку, он был и теоретиком, и практиком-экспериментатором, и педагогом, несущим свет знания своим студентам. Более 40 научных трудов сделали его известным в Европе. Бородин был выдающимся общественным деятелем, активным участником прогрессивных реформ, одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов. Поразительно, что ему на все хватало времени. При этом он входил в творческое сообщество «Могучая кучка» и писал музыку – и какую! Музыкальное наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве композитора отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Вторую симфонию Бородина Мусоргский называл «героической славянской», а В.В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы, - «богатырской». Это название и закрепилось за произведением. Сам композитор рассказывал, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Все эти картины объединяются общей патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа. Если в «Богатырской» симфонии перед слушателем предстает былинная история, то в своем главном сочинении - опере «Князь Игорь» – композитор обращается к подлинным событиям XII века.
«Князь Игорь» В апреле 1869 года В.В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). Средневековая летопись повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославовича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный летописец страстно призывал русских князей к единению. По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. «Мыслящий в масштабе веков и народов», Бородин сумел подняться до широких обобщений и создать не просто историческое полотно, но грандиозную народно-героическую эпопею. Мысль о единстве Русской земли, патриотическое движение целого народа — вот её главная идея. Со всей правдивостью учёного и художника Бородин рисует образ русского народа, отображая в музыке его решительность, силу и высокую нравственную красоту. И когда эта сила встречается с враждебным ей началом, она не теряет своей красоты и мощи, и в этом величавом равновесии проявляется всё её могущество. Но и противостоящий русскому мир половцев Бородин показывает во всей его блистательной красоте и неотразимой пленительности. Композиторы "Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил подход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), былины и эпические песни. В либретто оперы "Князь Игорь” значительная роль принадлежит половцам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правдивости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н. Майнова Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследователю и путешественнику П. Хунфальви, расспрашивает о половцах и, особенно, об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных песен, в том числе и половецких. Музыка, которую он сочинял, выходила прекрасной и могучей. Ария Кончака, «Половецкие пляски» и другие восточные эпизоды – характеристика народа дикого, необузданного, но по-своему красивого и самобытного. Сильное впечатление производят «Половецкие пляски» - грандиозная танцевально-хоровая сцена, в которой сплетаются и пленительная тема девушек-невольниц, и темпераментная лезгинка, и общая пляска, полная стихийной силы. Вся сцена основана на музыке народов Востока.
Образ русского народа в опере И все же, «Князь Игорь» - опера в первую очередь о русских людях. Это народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Музыка Бородина подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора. Могучий образ русского народа, который идет на битву с врагами под предводительством бесстрашного князя, предстает перед слушателями уже в прологе. Хор «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Мелодия движется по ступеням пентатоники (пятиступенного лада без полутонов, характерного для русского музыкального фольклора). Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас! Князю Игорю слава, слава. Слава у нас на Руси!
Народно-песенные интонации, но уже иного склада – интонации плача, причета, - мы слышим в арии Ярославны из IY действия («Плач Ярославны»). Слова Плача целиком взяты Бородиным из «Слова о полку Игореве». Подлинно народны его поэтические образы: обращение к ветру, солнцу, реке, как к живым существам, параллели между человеческими переживаниями и явлениями природы: Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью Да к милому на море шлю рано по утрам. Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю, Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый. Я омою князю раны на его кровавом теле. Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь? Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя. Что не веял, ветер буйный, вверх под облака, В море синем корабли лелея?
Непосредственным продолжением Плача Ярославны является хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Как и многие народные песни, хор начинается одноголосным запевом, к которому позже присоединяются другие голоса. Он приближается к нам, потом звучит в полную силу, и, наконец, замирает вдали. Почти все время хор звучит а capella (без сопровождения), что также характерно для русского фольклора. Празднично-торжественный финальный хор «Князь из плена к нам вернулся» завершает оперу. Он близок по настроению и к радостным хороводно-плясовым песням, и к богатырским гимнам. Этот хор содержит обобщение некоторых интонаций оперы. связанных с ее героическими образами, с выражением главной патриотической идеи. Яркие образы и высокие идеи «Слова о полку Игореве», поэтичный текст и прекрасная музыка Бородина привлекали к «Князю Игорю» внимание многих русских художников. Прекрасную картину «Плач Ярославны» написал В.Перов, замечательные эскизы декораций к опере принадлежат Н.Рериху. Яркие, эмоциональные образы главных героев создал К.Васильев.
Заключение Люди, которые любят свою страну, всегда интересуются ее историей. Поэтому я считаю, что интерес к опере Бородина не угаснет до тех пор, пока существует Россия. «Князь Игорь» учит нас уважать свой народ, гордиться своим прошлым и любить свою культуру.
Литература
|
Loading
|