Центральный Дом Знаний - Театр в жизни и музыке. Две "Чайки" – литературные мотивы и хореографические версии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Театр в жизни и музыке. Две "Чайки" – литературные мотивы и хореографические версии

«Сюжет мелькнул…

Сюжет для небольшого рассказа:

На берегу озера с детства живет

молодая девушка, такая как вы;

любит озеро, как чайка, и счастлива,

и свободна, как чайка.

Но случайно пришел человек, увидел

и от нечего делать погубил её,

как вот эту чайку».

А. П. Чехов. «Чайка»

Искусство театра существует с глубокой древности, восходя в истоках к народным обрядам и играм. Сейчас театр – это особый вид искусства, в котором образное отражение жизни достигается через сценическое действие, представление. Он сочетает в себе выразительные средства драматургии, актерскую игру, режиссуру, живопись и музыку. Действенную природу театра выражает актер, воплощающий в процессе сценического творчества образы, созданные драматургом.

Известный классик когда–то сказал: «Весь мир - театр, и люди в нем актеры.» Наша жизнь – это совокупность игры актера (мы сами), замысла драматурга (нечто божественное, связанное с нашим рождением) и режиссера (жизненные правила, которым мы все подчиняемся) и, конечно, зрители (люди, нас окружающие). Тем интереснее для нас театр как искусство. Ведь всем хочется не только посмотреть на себя со стороны, но и разобраться в каких- то внутренних механизмах нашей жизни- театра. В искусстве в целом и в театре, в частности, мы находим ответы на многие интересующие нас вопросы, видим свои ошибки; оно заставляет нас задуматься над смыслом своего существования. В театре – искусстве, как в жизни, пересекаются похожие судьбы людей, порой намеренно, а порой и случайно.

Вот о таком пересечении разных судеб театрального искусства и пойдет речь в нашем исследовании – театра драматического и театра музыкального. Истории художественных произведений, воплощенных в музыке, не новы для искусства. Примеров музыкально-литературных произведений можно привести массу. Русская литература не только поэтична, она ещё и музыкальна. Именно поэтому русские композиторы часто берут их за основу. Но удивительно, что некоторых авторов «омузыкальнивают» часто, а некоторых – нет. Одним из таких авторов является Антон Павлович Чехов. В нашей работе мы пришли к выводу, что исследование «музыки» Чехова – Щедрина в великих произведениях обоих авторов было бы интересным. Судьбы двух творений – пьесы Чехова и балета Щедрина – пересекаются; две «Чайки», две героини, Ольга Книппер – Чехова, сыгравшая в «Чайке» и Майя Плисецкая, «Чайку» станцевавшая, схожи в своей любви к мужчине и к искусству.

Итак, начнем с искусства драматического театра, так как «Чайка» Чехова первична. Какую же роль сыграла эта пьеса в жизни Чехова, его жены и театра? Важнейшим событием в жизни Чехова оказалось сближение с Московским Художественным театром, который решил поставить его Чайку. Вл. И Немирович - Данченко и Станиславский поняли, что «Чайка» - в духе новаторских исканий театра. Она и есть та новая пьеса, которая свяжет театр с современностью. В новом театре Станиславского и Немировича- Данченко радовал Чехова не только подбор актерской талантливой молодежи, но и особая культура воспитания талантов – во всём ярко выступающая система. Здесь работали не только с актёром, но и с человеком. В театре Станиславского и Немировича – Данченко, Чехов наблюдал то, чего давно жаждала его душа. В связи с подготовкой «Чайки» в Художественном театре было сто репетиций, актёрам «читают лекции», проводят беседы, считки. Зарождалось плодотворнейшее сотрудничество Чехова – драматурга – новатора с новаторским Московским Художественным театром. Сотрудничество взаимно обогащало театр и драматурга. Хорошо сказал Н. Д. Телешов: «Художественный театр сделал Чехова сценичным, а Чехов сделал Художественный театр – художественным». «Чайка» резко отрывается от предыдущей драматургии Чехова своим лиризмом, символикой и ярким столкновением различных концепций искусства, концепций жизни.

Следует отметить, что «Чайка» является эмблемой Художественного театра. Известный всему миру ХТ, основанный в конце 19 века Станиславским, по сути, начинался с этой пьесы, ибо как «театр новаторский он родился вместе со спектаклем «Чайка» А. П. Чехова». Вначале после неудачной премьеры на императорской сцене в Петербурге 17 октября 1896 года, постановка пьесы была воспринята достаточно скептически даже самим Станиславским. Однако впоследствии молодая труппа театра осознала, что именно «Чайка» «дает возможность коллективу раскрыть на практике то новое, необычное и поистине прогрессивное». Драматургия Чехова потребовала от артистов решения новых задач: умения тонко воссоздать жизнь, внутренний мир героев, их душевное состояние. Премьера в МХТ 17 декабря в 1898 году произвела величайшую театральную революцию. Немирович – Данченко телеграфировал Чехову, находившемуся в Ялте: «Только что сыграли «Чайку». Успех колоссальный. С первого акта пьеса так захватила, что потом следовал ряд триумфов. Вызовы бесконечные…Мы сумасшедшие от счастья. Мы тебя крепко целуем ….» И пьеса, и талант Чехова-драматурга были реабилитированы.

И с этого и по сей день – на занавесе, на афише, на программках МХАТ - чайка – символ прошлого, настоящего и будущего театра. Эмблема театра являет собой своего рода определение содержания формы искусства коллектива театра. Это полёт свободной чайки, которая парит в небе.

Художественный театр начал существование на рубеже двух столетий. Такой тип театра является примером Искусства с большой буквы. Художественный театр, как театр новаторский, родился вместе со спектаклем «Чайка» А. П. Чехова.*

Чайка стала и эмблемой Чехова – драматурга, поскольку именно она открыла в нем еще один талант – она явилась его первой пьесы. Она стала началом «большой драматургии» Чехова. «Чайка», быть может, наиболее личное из всех чеховских произведений, в котором он раскрывает тему искусства, тему творца, художника, актера. Главная тема – тема подвига, в искусстве побеждает только тот, кто парит высоко как чайка, тот, кто свободен от приземленности жизни, кто способен ради искусства на подвиг. «Чайка» – действительно, очень сложное, своеобразное, насыщенное внутренними подтекстами, поднимающее большие проблемы смысла жизни человека, его деяний; произведение, в котором как нигде широко ставится вопрос о роли искусства, о борьбе старого и нового, - всё это создает неимоверные трудности в воплощении пьесы на сцене.

Примечательно, но первоначально пьесу не понял никто, так как в ней содержалось множество непонятных лишних сцен, отсутствовали обозначенные «мотивировки персонажей», четкий сюжет, который приводил бы к какой-либо развязке. Идеи размыты, не ясны. Писателя обвиняли в незнании «элементарных правил сцены», отсутствии «драматургического таланта», пьесу – в «не сценичности». Проблема была лишь в том, что драматический язык Чехова был просто сложен для понимания. Автор как бы предлагает нам на выбор различные «варианты» понимания пьесы. Однако, в этом состояло его новаторство. Таким образом, мы можем сказать, что именно Художественный театр помог «Чайке» взлететь на ту, высоту, которую она и заслуживала. Жизнь Чехова в МХТ не закончилась, а продолжилась в постановках «Дядя Ваня», «Три Сестры», «Вишневый сад». Чехов стал другом театра.

Мы проследили, что значение пьесы в жизни драматического искусства, в жизни театра Художественного и в жизни его создателя вряд ли возможно переоценить. Драматическое искусство получило ещё одного великого творца вместе с «Чайкой», Художественный театр – путевку в жизнь, эмблему и, наконец, репертуар, а сам Антон Чехов – возможность создать плеяду новых произведений и стать известным не только как мастер коротких рассказов, но и блестящий драматург. Поколения исполнителей стали великими, играя главные роли в этой и других пьесах Чехова. В первой плеяде актеров, блиставших в чеховских пьесах, была и его собственная жена- Ольга Леонардовна Книппер.

«Вы писатель, я актриса» - вынесенными в заголовок словами героини «Чайки» Нины Заречной, обращенными к Константину Треплеву, Чехов как будто смоделировал свои будущие отношения с актрисой Художественного театра, своей женой О. Книппер. До сих пор в среде историков и искусствоведов существуют противоречивые мнения относительно этого романа. Одни считают, что их отношения ускорили трагический конец писателя. Другие полагают, что они

способствовали расцвету, Чехова как драматурга: именно в этот период он создал свои лучшие пьесы для театра, где играла «милая его актрисуля».

Антон Павлович Чехов (17 января 1860 г. – 2 июля 1904г.) Родился в Таганроге. Отец писателя, Павел Егорович Чехов, из крепостных, «выбился в люди» и открыл бакалейную лавочку в Таганроге. Мать писателя, Евгения Яковлевна была простой русской женщиной. Семья Чехова была очень талантлива: старший сын, Александр, - журналист; Николай – художник; Мария Павловна, художница; Иван - педагог; Михаил – писатель. В 1868 году Павел Егорович Чехов определил Антона и Николая в гимназию. В Таганрогской гимназии Чехов провел одиннадцать лет (1868-1879). Особенно увлекал Чехова – гимназиста театр. В детстве будущему драматургу, его братьям и друзьям часто приходилось посещать театр украдкой, скрываться от гимназического начальства. Во времена, когда юноша Чехов посещал Таганрогский театр, на сцене его шли классические пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Венецианский купец» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Маскарад» Лермонтова, «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, «Бешеные деньги», «Гроза», «Лес» Островского. В августе 1879 года Антон Павлович Чехов окончил гимназию и переехал к семье в Москву. А.П.Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Студент – практикант, а затем врач, Чехов сталкивался со многими людьми, изучал их. Это помогло ему как писателю создать многие образы, многие произведения: «Беглец», «Хирургия», «Неприятность», «Мёртвое тело» и другие. Переехав в Москву, Антон Павлович начал сотрудничать в московских и петербургских юмористических журналах. В «Осколках», «Будильнике», «Стрекозе» появлялись шутки, анекдоты, маленькие рассказы молодого писателя, иногда без подписи, иногда под псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Врач без практики», «Человек без селезенки». Чехов горячо любил родину, свой народ, природу. Он мечтал о свободе и счастье своей страны. Чехов честно изучал жизнь, разоблачал несправедливость, ложь, насилие. Он захотел заглянуть в такие углы России, где насилие и деспотизм были особенно сильны. Так в начале 1890 года он решил поехать на остров Сахалин. Три месяца провёл Чехов на Сахалине. Писатель видел тяжелую жизнь детей и женщин на Сахалине, присутствовал при наказании плетьми каторжника, пытавшегося бежать с Сахалина. Обо всём этом он рассказал в книге «Остров Сахалин» и в таких рассказах, как «Палата№6», «Человек в футляре», «Мужики», «Крыжовник». Он уехал за границу. Жил некоторое время во Франции, в Италии. Природа, архитектура, памятники искусства, особенности быта, национальные характеры вызывали восторг у писателя, но он чувствовал себя «чужим», рвался в Россию, тосковал по родным местам. «Очень русским» - так называл Чехова Л.Н.Толстой. И в самом деле, писатель был целиком поглощён раздумьем о своей стране, о судьбе её людей. В 1892 году Чехов поселился в Мелихове, Серпуховского уезда, Московской губернии. Здесь он провел шесть лет и написал рассказ «Учитель словесности», повесть «Мужики», пьесу «Чайка». Жизнь «среди народа» помогла Чехову рассказать о народе суровую правду, а не идеализировать его, как это делали народники. Обострившаяся болезнь – процесс в лёгких – заставила Антона Павловича переселиться на юг, в Ялту, и до конца дней Чехову пришлось жить вдали от литературной среды, от театра, от любимых людей. Лишь изредка врачи разрешали ему приезжать в Москву. В 1898 году был создан Художественный театр. В нём одна за другой шли пьесы Чехова : «Чайка», «Дядя Ваня» , «Три сестры», «Вишнёвый сад».В 1904 году обострилась болезнь Антона Павловича.17 января, в день рождения Чехова, Художественный театр впервые ставил «Вишнёвый сад». Автора тепло чествовали, но всем было ясно, что это последняя встреча с больным писателем. О. Л. Книппер увезла Чехова на курорт в Баденвейлер (Германия). Там он и скончался.

Наш интерес связан с Ольгой Леонардовной Книппер ещё и по той простой причине, что родилась она в нашем родном городе Глазове в 1868 в семье инженера-технолога. Её жизнь полна парадоксов. Из долгих лет жизни – 91 год – с Чеховым она пробыла всего 6. Однако, это были самые счастливые годы даже несмотря на то, что они прожили в разлуке большую часть.

По окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (1898г., класс В. И. Немировича-Данченко) Ольга Книппер была принята в только что созданную группу Московского художественного театра. В первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого она исполняла роль царицы Ирины. В начале ХХ века она была некоронованной королевой МХТ.

Книппер - Чехова играла все главные роли; была занята во всех пьесах Чехова – Елена Андреевна («Дядя Ваня» 1899 г.), Маша («Три сестры» 1901 г.), Раневская («Вишневый сад» 1904 г.), Сарра («Иванов» 1904 г.). Также играла роли в пьесах Гоголя, Мольера, Горького и других драматургов. Награждена двумя орденами Ленина и двумя другими орденами. В 1943 г. Получила Государственную премию СССР.

9 сентября 1898 года Чехов сам пришёл на репетицию «Чайки». Ольга Леонардовна навсегда запомнила этот день, когда она впервые встретилась с Антоном Павловичем. Как отмечает известный исследователь В.Вульф: «Узнав накануне от Немировича - Данченко, что Чехов будет на репетиции, она буквально летела по Воздвиженке – там находился Охотничий клуб, где шли репетиции, пока не было готово здание театра, - зная, что сейчас она увидит писателя, которого любила вся Россия…», но, не зная, что его полюбит и она сама, и возможно сильнее, чем вся Россия.

Это была удивительная женщина, жена, актриса. В «Чайке» она сыграла Аркадину. – стареющую актрису, не желающую замечать приближение старости. А ей было всего тридцать! То, как она сыграла это старение – не старость, а именно старение! – это было незабываемо. Премьеру она играла с сильнейшим бронхитом, с температурой 39, и после бурной премьеры слегла совсем.

Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались 25 мая 1901 года. Брак продолжался до смерти Чехова (2 июля 1904 года).

А как же связан сам Чехов с музыкой? Интересно было бы рассмотреть вопрос о музыкальности творчества Чехова, ибо именно в этом и будет заключаться связь разных искусств – музыкального и драматического.

В жизни и творчестве Чехова музыка занимала большое место. Она была его потребностью.

Семья Чеховых была очень музыкальной. Отец его, Павел Егорович, играл на скрипке, пел, управлял церковным и любительским хорами. Вечернее домашнее пение хора, скрипичные дуэты отца с сыном Николаем были обычными явлениями в доме Чеховых.

Сам А. П. с братьями пели в церковном хоре, и, хотя это было тяжелым занятием для маленьких ребят, в это время происходило приобщение к музыке. И любовь к ней осталась на всю жизнь. Кроме того, в доме Чеховых в Москве часто бывали концертно-музыкальные вечера.

В 1885-1887 гг. Чехов часто бывал на музыкальных вечерах у Киселевых на даче в Бабкине.

Как описывает Н. В. Голубева, сестра владелицы усадьбы: «Чехов сидел в уголке, подперев голову руками и как будто, уйдя совершенно в другой мир. Владиславлев пел чудесно, когда он кончил, только через минуту послышался вздох и шорох в комнате. Чехов встал, как-то выпрямился весь, глаза его сияли, как звезды, казалось, что искры летели из них, лицо его было бледно и вдохновенно. Он, молча крепко пожал руку Владиславлеву и опять сел на место, взъерошил волосы, откинул голову… Мысль его витала где-то далеко-далеко, но и такая глубокая грусть лежала на его лице, еще не так давно сиявшем беззаботно юношеской веселостью.

Запела моя сестра. Чехов закрыл глаза рукой и так сидел все время.

Восторг от пения был совершенно другой, чем от пения Владиславлева. Чехов аплодировал, кричал так, как кричат только в театрах, вызывая примадонну. На лице его опять появился задор и какое-то опьянение.

А. П. ушел на крыльцо и сел на нижнюю ступеньку… Я предложила, было идти туда же, но отец сказал, что А. П. любит быть там всегда один».

По-видимому, музыка очень сильно влияла на внутреннее душевное состояние писателя, могла резко изменить его настроение, навевала какие-то мысли, очень серьезные размышления, не зря он уединялся.

Чехов любил писать под звуки музыки. Она давала ему особый настрой перед сочинением, концентрировала все его мысли и чувства. В свою очередь произведения Чехова вдохновили композиторов на создание своих шедевров. Например, В. Гаврилин создал балет «Анюта», или Р. Щедрин балеты «Дама с собачкой» (1985) и «Чайка» (1980) Примечательно, но произведения Чехова чрезвычайно сложны для переложения их на музыку, так как они считаются «немузыкальными».

Перейдем теперь к балету «Чайка» Р. Щедрина, который, тем не менее, решает обратиться к Чехову, дабы воспеть полет свободной чайки ещё и в балете.

Продолжая линию развития балетного жанра, подхваченную от Чайковского композиторами 20 века И.Стравинским и Прокофьевым, Щедрин выступает новатором, мыслит категориями современности. Композитор стремится к поискам новых выразительных средств и возможностей в области интонационного языка, ладотональности и оркестрового звучания, в способе изложения и развития музыкального материала. Он вносит в свое произведение огромное количество до сих пор не используемых в балете приемов. Музыка в «Чайка» не сопровождает действие, а словно порождает всё происходящее на сцене, и поэтому она в лучшем смысле театральна.

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года. Народный артист СССР (1981). В 1955 закончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю.А. Шапорина, фортепиано - Я.В. Флиера. Один из ведущих мастеров современной музыки, автор сочинений крупных форм, в т. ч. опер, балетов, симфонических и вокально-симфонических произведений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки, создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввел приёмы народной манеры пения в академические жанры (оратория «Ленин в сердце народном» и опера «Не только любовь»). Многие достижения Щедрина в области музыкального театра связаны с воплощением русской литературной классики (опера «Мёртвые Души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар ( в т.ч. полифоническими циклами). Участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов. Автор критических статей. Член- корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), Академии искусств ГДР (1983). Почётный член Международного музыкального совета (1985). Ленинская премия (1984). Государственная премия СССР (1972).

Сочинения: Опера - Не только любовь (по мотивам рассказов С.П. Антонова, 1961),Мёртвые души (либретто Щедрина по Н.В.Гоголю, 1977,) обе Москва; балеты - Конёк-Горбунок (по П.П. Ершову, 1960), Кармен-сюита (свободная транскрипция музыки оперы «Кармен» Бизе,1967), Анна Каренина (по Л.Н.Толстому,1972), Чайка, Дама с собачкой (по А. П.Чехову,1980,1985; все- Москва); для солистов, хора и оркестра - оратория Ленин в сердце народном (слова народные , 1969), сатирическая кантата Бюрократиада (1963), Поэтория ( концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра, слова А.А.Вознесенского,1968); для симфонического оркестра- 2 симфонии (1958,1965); для камерного оркестра – Камерная сюита (1961), Музыка для города Кётена (1984), Геометрия звука (1985) концерты для оркестра – Озорные частушки (1963), Звоны (1968), Автопортрет (1984), Стихира на тысячелетие крещения Руси (1987), сюиты; 3 концерта для фортепиано с оркестром (1954,2-я редакция 1974;1966;1973);Фрески Дионисия для 9 инструментов(1981). Музыкальное приношение для органа и духовых инструментов (1983); для фортепиано – 24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Тетрадь для юношества, пьесы (В подражании Альбенису, Юмореска, Бассо остинато и др.); Эхо-соната для скрипки соло; хоры, в т.ч. на слова А.С. Пушкина, А.Т. Твардовского, А.А.Вознесенского, хоровая музыка Запечатленный ангел (по Н.С.Лескову, 1988); музыка к спектаклям драматического театра кинофильмам (в т.ч. «Высота», «Коммунист», «Нормандия-Неман») и др.
Щедрин в балете «Чайка» нашел необычное композиционное строение: 24 прелюдии, 3 интерлюдии и завершающая постлюдия. При этом он использует

ритмоформулы, либо темы-тезисы, часто микротемы, которые он называет основными музыкальными темами и которые имеют большое значение для создания сюжета. В чем же заключается действие балета?

24 прелюдии передают основное содержание балета, которое прерывается историческими вставками - интерлюдиями, при помощи которых Щедрин проводит параллель с судьбой «Чайки» – пьесы.

Балет состоит их двух действий. Первое действие. Аллеи парка в имении Сорина. Вечер. Нас знакомят с местом действия, с главными героями (Константин Гаврилович Треплев, Сорин, Маша, доктор Дорн, учитель Медведенко, Шамраев, Полина Андреевна, работник Яков)

Над озером летит чайка. Первое, что видит зритель - это Треплев, стоящий на авансцене. Затем он видит летящую над озером чайку.

В первом действии зрители не принимают пьесу молодого драматурга Треплева и после провала домашнего спектакля расходятся. В это время происходит знакомство Нины Заречной с Тригориным, и она влюбляется в него почти сразу. Треплев расстроен.

После обеда Треплев убивает чайку и кладет ее к ногам Нины. Постепенно все «вверчиваются в водоворот» тревоги и беспокойства.

Так, первое действие разделяется двумя интерлюдиями. В первой передается анонс премьеры комедии А. П. Чехова «Чайка» в Александринском театре в Петербурге в бенефисе госпожи Е. И. Левкеевой. Во второй – провал пьесы в Александринском театре в Петербурге 17 октября 1896 г. Таким образом, Щедрин рисует удивительные параллели написанного Чеховым и происходящего в реальной жизни.

Действие второе. Действие происходит спустя два года. И вновь действие начинает главная героиня - раненая чайка, летящая над озером в осенний дождливый вечер. У старых полуразрушенных подмостков сцены появляются Треплев, Маша, Шамраев, Полина Андреевна, Яков, повар, горничная; Дорн и Медведенко катят в кресле укутанного в плед Сорина. Затем на сцене появляются Аркадина и Тригорин, которые приехали навестить больного Сорина.

Вечером все собираются играть в лото. К Треплеву, который находится в одиночестве в своем кабинете и вспоминает давно прошедшие события, входит Нина, тоже безжизненная и потухшая. Она говорит «Я – чайка…» Треплев объясняется ей в любви, а Нина – в любви к Тригорину.

Последняя (третья интерлюдия) описывает, как общество осуждало пьесу Чехова на страницах петербургских газет, в светских разговорах, в гостиных.

Вновь появляется сцена игры в лото…

Выстрел. Треплев медленно падает…

Сцена игры в лото постепенно гаснет. Лишь печально качается тусклый одинокий фонарь…

Балет заканчивается постлюдией: вдали летит чайка – символ вечного тревожного полета, порыва вдаль, творческой не успокоенности, движения, веры в будущее. Зритель еще полон этим спектаклем, всем пережитым за вечер, потому что балетная «Чайка» прекрасна, она – серьезна в чеховском смысле слова.

Таким образом, чайка, по замыслу создателя балета, является не просто птицей, а его главной героиней. Она появляется в начале каждого действия, она и заканчивает балет. Она ранена, но не убита, как и сама Нина. Она жива и готова к дальнейшему полёту.

Чрезвычайно интересна в балете музыка.

Щедрин описывает состояние покоя быта чеховских героев, дает ему ту музыкальную выразительность, которая потенциально содержалась в нем. Что очень важно, методом замедленной съемки поставлены бытовые сцены.

Музыка также выражает душевное состояние героев. Например, когда жизнь потеряет для Треплева смысл, и он, прощаясь со всеми и со всем, начнет рвать свои рукописи, диссонансы раскроют его последнее состояние.

Поражает в «Чайке» прозрачность ее звучания, хотя она наполнена секстами, септимами, секундами. Бесконечно много может значить один тембр, одна ритмическая фигура, один звук. В «Чайке» властвует «Си», им начинается и оканчивается балет, оно возникает почти в каждой значительной сцене. Одно только это «си» уже способно пояснить движение щедринского стиля к целомудренной камерности, эмоциональной доверчивости.

Тенденция возрождения романтической традиции отечественной музыкальной культуры подтверждена и углублена в «Чайке».

Но еще примечательнее другое интонационное явление «Чайки» - танцевальная мелодика, творимая разговорными мотивами. В партитуре так много подтверждений этому. Пронзительные робкие речитативы, вопрошающие фразы. Живая интонационная пластика присуща верхним голосам. Монолог, монологичность как художественный принцип общения, выступает у Щедрина принципом разобщения. «Все любят, но все не любимы». На языке музыки: все говорят, но никто не слышит. Нину, Машу, Треплева, Аркадину, Медведенко, Дорна с самого начала по-настоящему не слышит никто. Монологи разобщения – самая точная чеховская тональность, уловленная и усиленная Щедриным. Подтверждением этого является партия Нины Заречной которая соткана из мелодических зыбких фраз, почти всегда избирающих чуть иное русло интервального, метрического развития и поэтому по – разному оканчивающихся. Всё рядом, всё близко, всё почти такое же, как только что было, и всё время иное.

Сильный и глубокий стиль Щедрина представлен здесь очень ясно: необычные оркестровые эффекты, робкий голос арф, тремолирующая флейта, и даже вибрирующая пила. Музыка, в сущности, проста, и это, конечно, простота высокого мастерства.

Необычность балета заключается не только в его музыке, но и в форме: прелюдия. Они очень лаконичны подчас (в 23 – всего 11 тактов, а знакомство Нины с Тригориным укладывается в 10 тактов). Прелюдии тесно связаны между собой, переходят одна в другую, они контрастны, но представляют единое целое.

Щедрин лишь трижды резко меняет облик музыки – это три интерлюдии. Мысль либреттистов (композитора и художника Левенталя) ввести в балет сцены провала «Чайки» очень удачна. «Изысканно написанная бедная музыка… полечки… как осколка бытового музицирования…»выполнена «суетливым мелким рисунком, беснующимися точечными уколами, визгливым piccolo.

И, пожалуй, самая необычная черта балета – это его полифоничность, многослойность линий, фигур, образов. Обилие полифоничных элементов складывается в композицию истинно симфоническую с множеством повторов-рефренов.

В музыке все время сосуществуют разные действия, состояния…полёт чайки… и беззвучный колокольчик.

«Музыка «Чайки» проникнута атмосферой подлинной духовности; возникающая в ней разобщенность, безадресная монологичность – это разобщенность самого материала, пережитая и переданная композитором с исключительной психологической достоверностью».

Нина Заречная – героиня пьесы А.П.Чехова «Чайка». Красота и сложность образа Нины Заречной – в «реализме, отточенном до символов». Ключевые образы пьесы («Озеро», «Чайка», «Луна», «Мировая Душа», «Театр»), повторяясь, варьируясь, окутывают героиню прихотливой игрой ассоциаций, сообщая её образу «неуловимо – поэтическое содержание» и в то же время символически выявляя тему избранничества и призвания Нины Заречной. Образ Нины Заречной возникая на пересечении этих встречных эмоциональных потоков, «симфонизирует» их, объединяет в целостное образное единство. «Роль Нины для меня всё»,- писал Чехов.

Изменчивое, отражающее лунный свет и блеск солнца озеро; полёт чайки над ним; «странная» пьеса о Мировой Душе; атмосфера богемы с не менее странной откровенностью чувств и признаний; «романы в жизни» и «романы жизни», превращаемые в материал для литературных сюжетов; сумрачное декадентство Треплева; капризы знаменитой артистки Аркадиной, известный писатель, «любимец публики» Григорий и записная книжка в его руках – всё это влечёт Нину Заречную, волнует её воображение, заставляет мечтать о славе, возбуждает надежды на иную, высокую и страстную жизнь. Артистический дебют Нины Заречной происходит на сцене летнего театра при свете луны над горизонтом, на фоне «колдовского» озера. Она не столько «сыграла» роль Мировой Души сколько «высказалась» в ней, свежо и наивно выразив свой полет души и воображения. Ее природная одаренность одушевила «сюжет из области отвлеченных идей», окружила его атмосферой поэтической тайны. Она с детским жадным любопытством тянется к Тригорину. Охваченная счастливым возбуждением, безотчётной радостью жизни, она доверчиво поверяет ему свои мысли о «наслаждении творчеством», о «гордых и неприступных» творцах, «избранниках судьбы». «Лунная» Нина Заречная вдохновила Треплева на создание образа Мировой Души. «Солнечная» - пробудила волнение души Тригорина, нечаянно подарив «сюжет для небольшого рассказа». Уезжая, он обещает ей помнить этот «ясный день», «светлое платье» и «белую чайку на скамье». «Да чайка…» - задумчиво произносит Нина Заречная в ответ. Отъезд Тригорина и Аркадиной для Нины Заречной означает конец праздника, пробуждение от «сна». Возвращение к «милой деревенской скуке», к «пескариной жизни» для неё уже немыслимо, невозможно: «Я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену». За два года, прошедших с момента побега из дому, Нина Заречная узнала, как «груба жизнь». Она пережила за это время роман с Тригориным и разрыв с ним, смерть ребенка, актерские неудачи. «Особенная» жизнь Нины парадоксально срифмовалась с «бестолковой» жизнью Аркадиной. Настроение тревоги и душевной смуты предваряет последнее появление героини. В осеннюю непогоду, когда на озере «громадные волны», а театр стоит «голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает, Нина Заречная возвращается туда , где все начиналось: к озеру,к театру, к Треплеву. Недоговоренность, волнующая недосказанность, незавершенность оставляют образ Нины Заречной открытым для различных толкований и в то же время позволяют говорить о нем как об образе, вобравшем в себя «основной, духовный лейтмотив» всего творчества А.П.Чехова.

Известно также, что свой балет Щедрин посвятил своей супруге Майе Плисецкой. Она же стала главным соавтором, балетмейстером и главным исполнителем в «Чайке». В постановке «Чайки» Майя Плисецкая играет две роли - Нины Заречной и Чайки. Она танцует сверкающую радостью молодость, танцует тоску и гибель, гордость и всевластие.

Плисецкая Майя Михайловна родилась в Москве 20 ноября 1925 года. В 1932-1934 г.г. жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где её отец работал начальником советских угольных рудников. В период сталинских репрессий 1937-1938г.г. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать заключена в тюрьму. В 1943 окончила Московское хореографическое училище (педагоги М.М. Леонтьева, Е.П.Гердт) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия- Маша («Щелкунчик» Чайковского,1944). В октябре 1958г. М.Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Совместно с другими балетмейстерами в Большом театре она поставила балет «Анна Каренина» на музыку Щедрина и исполнила в нём заглавную роль. В 1980 г. поставила также в Большом театре балет «Чайка» Щедрина и исполнила в нем роль Чайки и Нины Заречной. Плисецкая с большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки. В конце 1980-х начале 1990-х г.г. Майя Плисецкая возглавила труппу Национального балета Испании. В июле 1991 г. Король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание. Народная артистка СССР(1959 г.). Лауреат Ленинской премии(1964 г.)

Костюм для Нины-Чайки изготовил знаменитый модельер Пьер Карден: от скромного клетчатого бело- голубого платьица до нежной белой сложной туники. Кружевное сизо- пепельное, цвета порванного временем занавеса - одеяние в сцене большого Адажио придумал В. Левенталь.

Как всё новое, балет не сразу поняли. Как говорит сама великая балерина «Балетных пришло не много. Лишь отчаянные смельчаки да доносчики - прихлебатели…»

Но тем не менее 27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета «Чайка» Р. Щедрина в постановке Майи Плисецкой (ассистент Б. И. Мягков). Дирижировал А. Н. Лазарев. Плисецкая сыграла Нину Заречную и создала символический образ чайки. Плисецкая не стремилась « осовременить» Чехова. Её главной задачей было передать глубокий философский смысл пьесы, атмосферу её времени, посмотреть на героев произведения как бы ретроспективно. Чехова на балетной сцене (восприятие этого явления, естественно, было неоднозначным) приветствовали знатоки творчества писателя. Вот что, в частности, писала после премьеры Н. А. Крымова: «Роль Майи Плисецкой в этом спектакле на удивление разнообразно согласуется с мыслями пьесы, важными автору. Плисецкая-балетмейстер явно исповедует треплевское – «новые формы нужны», ломает традиционные балетные каноны, заменяет их сложной пластической пантомимой. Плисецкая-балерина в роли Нины Заречной выражает танцем только то, что «свободно льется из души». К танцу Плисецкой в «Чайке» можно с полным правом отнести слова о «жизни человеческого духа».
«Чайка» с участием Плисецкой затем была поставлена в театре «Пергола» во Флоренции (1983) и в Муниципальном театре в Гетеборге (1985). С артистами Большого театра она показала ее на гастролях в Испании.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24