Центральный Дом Знаний - Песенные традиции Л.А. Руслановой в формировании культуры исполнителя 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Песенные традиции Л.А. Руслановой в формировании культуры исполнителя 1

3. Прерванный полет

В 1947году маршал Георгий Константинович Жуков вручает Руслановой орден Отечественной войны первой степени за успешное выполнение заданий на фронте, за активную личную помощь в оснащении Красной армии новейшеми техническими средствами. Русланова гордится

этим, но не долго. Через несколько месяцев отберут эту награду. В 1948 году

начинаются репрессии на окружение маршала Георгия Жукова. Был осужден и генерал Владимир Крюков. Лидия Русланова отказалась от доноса на мужа.

Осенью 1948 года арестовывают и Русланову. Якобы спела лишнее:

Вот те молот, вот те серп.

Это наш советский герб.

Хочешь жни, а хочешь куй.

Все равно получишь хлеб.

Поползли слухи. Затем из магазинов исчезли пластинки Руслановой. Были сорваны все ее афиши. Осудили по 58 статье. 10 лет без права переписки,

с полной конфискацией имущества. В лагерях сложились целые диаспоры актеров, певцов, музыкантов. Даже ходила шутка, что артистов набрали как на Всероссийский конкурс. Выпускники консерваторий, театральных институтов, бывшие работники филармоний два раза в месяц выступали с концертами. Это не самодеятельность, а настоящие профессиональные концерты. Русланову тоже определили в концертную бригаду. Артисты не работали на железной дороге, их не били. Обед состоял из двух блюд:суп с рыбьими головами, перловка или пшенка. Своим пайком она делилась с подружками: сухариками, кофе. Когда давали концерты, артистам не аплодировали, запрещалось. Нельзя поощрять этих «предателей, негодяев».

Когда Русланова закончила петь, в зале была тишина, ни одного хлопка. После второй песни не выдержали офицеры и лагерное начальство. Посыпался шквал аплодисментов. Через несколько месяцев ее переводят во Владимирский централ, в самую суровую тюрьму. Без объяснения причин, Скорее из-за ее популярности. «Птичка в клетке не поет». Она держалась достойно, не выходила за рамки лагерного режима. Летом в 1953 году, после смерти Сталина Русланову освободили. Затем освободили и ее мужа.

В первые дни, после освобождения, она не выносила громкой речи, всем говорила – тише. Все 5 лет, пока она была в лагерях, по радио не прозвучала ни одна ее песня. Когда ее выпустили, запрет был снят. Она оставалась сильной личностью. Ей 53 года. Все начинать нужно сначала. Через полтора месяца дала свой первый концерт. Концертный зал не мог вместить всех желающих. Зал приветствовал ее стоя. В 1959 году скончался ее муж. Целый год она не могла петь, много болела. Но жизнь берет свое. Генерал умер, и жизнь для меня кончилась. У меня осталась только сцена. Без своего генерала она прожила 14 лет. «Вкалывала как лошадь», так как привыкла много работать. В августе 1973 года прошли ее последние гастроли. 20 сентября она умерла. Всю жизнь она была по настоящему народной артисткой, хотя это звание ей официально так и не дали. На сердце семь шрамов от перенесенных инфарктов. Это цена, которую она заплатила за свой успех и любовь народа.

  1. Песенные традиции

Русланова сразу же была замечена на эстраде. Привле­кали и ее самобытность, и ее особая, живая манера обще­ния со зрителем, и душевная теплота, заразительный, иск­рометный юмор. Она пела и старинные деревенские песни, и городские романсы, и плачи, и причеты. Протяжные, за­думчивые, задорные, ее песни несли в себе и трагедию, драму, и былинный эпос, и комедийное начало. Она владе­ла уже в 20-е годы многими гранями песенного творчества, но, пожалуй, главное, что поражало и удивляло в ее искус­стве,— это отсутствие в каждой песне чистых жанровых признаков. Патетика часто оборачивалась иронией, откро­венный юмор — драмой, а то и явственной трагедией. Вто­рым, что обратило на себя не меньшее внимание, была та огромная внутренняя свобода, с какой относилась она к выбору репертуара и сложившимся традициям в оценке тех или иных песен. Она смело включала в свои концерты пес­ни «сомнительные» или почти дискредитированные. И на­против: благоговейно сохраняемые «музейные», фольклор­ные ценности трактовала по-эстрадному ярко, современно, заразительно Русланова всегда поражала свежестью, оригинальностью, неожиданностью акцеп­тов и интонаций. Она дала многим русским песням как бы вторую жизнь, сделав их вновь не только популярными, но и любимыми. Драматично звучали у нее такие песни, как «Вниз по Волге-реке», где ар­тистка раскрывала трагедию отвергнутой любви, или «Степь да степь кругом» — музыкальная повесть о последнем смертном часе человека. Русланова искусно умела пользоваться контрастами. «Схо-о-рони меня»,— долго тянула, она на фальцете, и в этом звуке выливалась вся горечь прощания с жизнью, а переходя к земным заботам, начинала на низкой ноте: «А коней моих отдай батюшке...» Русланова находила какое- то одно, главное для нее слово. И оно становилось ключом ко всей песне, определяло ее особый способ ритмообразования, был и укреплен, и «украшен» введением большого числа цезур. Они у нее существуют не только в конце строки, но зачастую ставятся в ее середине, отмечая наиболее значительные слова и выделяемые певицей инто­нации. Кроме того, Русланова пользуется стихотвор­ной «лесенкой», разрывая слова таким образом, чтобы они звучали особенно выразительно:

«Уж ты са-а-а-а-а-д,

Ты мой са-а-а-а-а-д,

Сад зеле-е-е-е-е-нень-кий.

Ты заче –е-е-е-е-е-е-е-м

ра-а-а-а-а-но цве-те-е-ешь,

осы-па-а-а-а-а-аешься»

Поразительным было ее умение раскрывать характер, настроение, мысли героя

средствами певческими, умение выделять взаимоотношения героев (если их бывает не­

сколько) способом голосовым, точно так же как и «стро­ить» образ того автора, той

личности, от имени которого поется каждая песня.

Русланова никогда никому не подражала. Лидия Андреевна го­ворила певицам,

с которыми занималась, что повторить никого нельзя: так, как я пою, вы не споете,

не потому, что я лучше вас, а потому, что я другая, по-другому чувствую, так, как

мне свойственно, самое главное найти свой­ственное вам. Без этого нет певицы.

— Пойте, как поется, только осмысленно, —любила она повторять.

Глубо­чайшей осмысленнстью было пронизано каждое ее выступление.В песле «Липа вековая» раскрывается тоска человека о потерянной любви. Русланова начинала петь тихо, задушевно, постепенно развивая звук и доводя его на слове «векова--а-ая» до форте, передавая этим огромность страдания, которым была напол­нена прошедшая жизнь.Русланова как бы раскладывала песню на действующих лиц, и в каждой у нее были живые люди, образы которых она творила.

В балладе о Стеньке Разине она создавала характер вольнолюбивого казака, который, пренебрегая опасностью, добивался желаемого. В песне «Окра­сился месяц багрянцем» возникал образ решительной, волевой женщины, ко­торая когда-то была обманута, а теперь готова отомстить за поруганную лю­бовь. Русланова пела эту песню как-то жестко, на повышенных тонах, находя множество оттенков и модуляций голоса, чтобы передать всю сложность чувств своей героини. Интересно, что куплет о «ножике булатном» Русланова выпус­кала вовсе — такая прямая деталь была ей не нужна. Чтобы подчеркнуть ост­роту и драматизм ситуации, она находила иные, более тонкие средства. Во фра­зе изменника: «В такую шальную погоду нельзя доверяться волнам» — зву­чали одновременно и его бравада и грозное предупреждение в слове «нельзя». Но вопрос обманутой женщины: «Нельзя: Почему ж, дорогой мой?» —звучал мягко и вроде бы с искренним недоумением, а в каком-то обертоне язвительно и с предчувствием торжества мести. Это чувство открыто, широко перерастало в следующие слова: «Ты помнишь, изменщик коварный, как я доверялась тебе?»

Особая задорность, заразительность звучали в голосе Руслановой при ис­полнении ею шуточных песен, частушек, припевок, которых она знала великое множество. Но неверно думать, что Русланова пела стихийно, как бог на душу поло­жит, хотя сама о себе любила говорить, что поет словно птица, которую вы­пустили из клетки. На самом деле она много и тщательно работала над каждым произведением, продумывала каждое слово, каждую интонацию, каждый жест, пробовала, повторяла, добивалась желаемого и умела быть к себе строгой, самокритичной. Она не случайно говорила, что не поет песню, а играет ее. Кроме прекрасного голоса и топкой музыкальности она обладала талантом драматической актрисы.

Зрители, слушая ее, видели все, о чем она пела. Каждая песня в исполнении Руслановой превращалась в маленькое пред­ставление, со своей завязкой, кульминацией и кодой. Русланова сама себе была режиссером,безукоризненно точно находя детали, колорит, общий стиль ис­полнения.Человек с тонким вкусом, она прекрасно понимала задачи, цели и средства своего искусства. Так, в песне «Меж двумя хлебо­родными нивами небольшой протекал ручеек» она поет ручеек, когда у Некрасова написано «небольшой расстилался долок». Она объяснила: из современных зрителей мало кто знает, что такое «долок», а «ручеек» поймут сразу. — Думаю,Некрасов простит мне такой грех. Я делаю это для того, чтобы во время исполнения публика не спрашивала друг у друга, что такое «долок».

Приведенный пример еще раз подтверждает, что Русланова очень обдуманно относилась к своему творчеству. В любой песне Лидии Андреевны была своя трактовка, и музыкальная и текстовая. Истинно русские черты ее творческой и человеческой натуры проявлялись во всем. Исполнительница народных песен и на сцену любила выходить в подлинно русских костюмах и украшениях. В ее театрально-сценической коллекции, которую она собирала на протяжении всей жизни, было множество ярко вышитых сарафанов, нарядных панев, плисовых душегреек, цветастых платков и шалей. Из них певица всегда выбирала тот наряд, который более соответствовал репертуару и вкусам аудитории. Перед учителями одевала строгое русское платье без украшений, а собираясь в деревню, выбирала самый яркий наряд.

Современники, видевшие Русланову на сцене, утверждали, что национальный костям помогал певице создавать атмосферу естественной выразительности и открытости, а та легкость и свобода, с которыми она пользовалась платьем своих землячек, подчеркивали, как ей близок душевный настрой, искренность и величавость, свойственные русской женщине из народа. У нее прекрасно было развито чувство красоты и соразмерности. Гармонией веяло от правильно расставленных на сцене предметов. Она много и тщательно работала над каждым произведением.

Продумывала каждое слово, интонацию, жест. Пробовала, повторяла, добивалась желаемого и умела быть к себе строгой, самокритичной. Она не случайно говорила, что не поет песню, а играет ее. Кроме прекрасного голоса и тонкой музыкальности она обладала талантом драматической актрисы. Зрители, слушая ее, видели все, о чем она пела. У нее каждое слово как бы жило, а люди общались, разговаривали. Это были настоящие «песни

в лицах». Она была певицей-оратором по зажигательности. Историки эстрады назовут мастерство Руслановой народным психологическим театром песни. Все найдет там место: и жест, и мимика, и костюм, и общение с партнерами, и множество новых, введенных приемовмизансценирования и т. д. Но главным открытием являются чисто вокальные приемы, приемы вокально-психологические.

Заключение

Лидии Руслановой нет с нами уже 39 лет. Ее голос манера исполнения русских песен и сегодня остается примером для многих начинающих, да и знаменитых певиц. И.М. Москвин вспоминая ее исполнение говорил:

«Каждая песня-это спектакль. Она знала каждый жест, это качество данное богом. Каждое движение оправдано, осанка величественная, гордая, заставляла публику сопереживать. Лидия приплясывала, и люди выходили, плясали. Она просила оркестр поиграть подольше, пусть попляшут».

Артист, Кирилл Богров, вспоминая Русланову, говорил: «Она была своя для всех, и зрители для нее были свои. Ее величие было во всем. Если бы меня спросили, что такое Россия со всеми ее духовными, душевными, моральными качествами. Я бы сказал – это Русланова». Эталон не только песни, но и русского человека. Лидия Андреевна по национальности была мордовкой, но душой – русская.

Современная актриса кино Нина Русланова, получила фамилию Лидии Руслановой в детском доме, так как тоже любила выступать. Она носит ее фамилию с радостью и гордостью, хотя никогда ее не видела. Ей кажется, что ее благословила Лидия Андреевна, поэтому она стала артисткой. Дала профессию тем, что носит ее фамилию.

В 1993 году состоялся первый региональный конкурс имени Руслановой. Успех его был настолько убедительным, что конкурс получил статус Всероссийского и с 1995 года стал традиционно проводиться в Саратове раз в три года Министерством культуры РФ, Государственным Российским Домом народного творчества, Министерства культуры Саратовской области, Саратовским областным центром народного творчества, Саратовской Государственной консерваторией имени Л.В. Собинова, Государственной телерадиокомпанией «Саратов». Конкурс призван способствовать выявлению самобытных исполнителей народной песни и совершенствованию их мастерства, широкой популяризации народной песни и исполнительства в местной народно-певческой традиции, привлечению внимания к творчеству Л.А. Руслановой.

В 2000 году он посвящен 100-летию со дня рождения легендарной певицы. 27 ноября 2006 года состоялся V Всероссийский конкурс народной песни имени Руслановой, на котором мне посчастливилось получить диплом лауреата III степени.

За свои 14 лет я участвовала в 33 конкурсах, как в региональных, так и во Всероссийских и Международных. Имею 23 диплома лауреата I, II, III степени.

В 2007 году мое имя внесли в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». В октябре 2009 года я планирую участие

в следующим VI Всероссийском конкурсе народной песни имени Л.А. Руслановой.

Литература

1. Андрюхина-Юхтина Г. Зачинай сызнова

2. Вардугин В. Легенды и жизнь Лидии Руслановой. Саратов. 1999.

3. Гладков Ф. Повесть о детстве.

4. Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады. М., «Молодая гвардия», 1962.

5. Сохора А. Путь советской песни. М., «Советский композитор», 1968.

6. Материалы документального фильма Льва Мархасева и Олега Ерышева

«Лидия Русланова» М., Ленфильм 1992.

7. Положение о Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни

имени Л.А. Руслановой. Приказ 28.04.2000 № 238.


« Она умерла заслуженной артисткой РСФСР. Не просто стать Руслановой, артисткой по сути, а не по званию. Какой была она».

Иосиф Кобзон.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24