Центральный Дом Знаний - Рабочая программа по литературному чтению 3 класс система Л.В. Занкова

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2654

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс система Л.В. Занкова

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней начальной школе в общеобразовательных классах.

Курс "Мы и окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова). Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.

Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.

Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);

2) история открытия и познания природы Земли;

3) развитие человека и человеческого общества;

4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

При раскрытии содержания используется прием контраста:

сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Учебный курс "Мы и окружающий мир" призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Содержание программы, которую реализует учебник «Окружающий мир» рассчитано на 1 час в неделю и составляет 34 ч. в соответствии с базисным учебным планом количество часов примерной программы увеличено до 68ч.

Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года по усмотрению учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

II. Содержание образования.

Природные условия Земли. (10ч.)

Приглашение к путешествию. Масштаб. Лента времени. Что такое погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки. Народные приметы погоды. Климат. Климатические пояса. Почва. Состав почвы. Образование почв на Земле. Плодородие почв. Охрана почв. Природные зоны суши Земли.

Человек в далёком прошлом. (6ч)

Происхождение человечества. Жизнь древних людей. Наследие древнего мира.

Земли восточных славян. (19ч.)

Восточно-Европейская равнина. Природная зона степи. Растительность. Животный мир. Сезонные изменения в степях. Особенности жизни людей в степи. Лесостепь. Лесная зона. Смешанные леса. Растительность и животный мир. Сезонные изменения в лесу, в природу. Ядовитые растения леса. Тропический лес. Животный и растительный мир. Как жили наши далекие предки.. Расселение славян в лесах.. Путь «из варяг в греки». Обожествление природы.

Образование Древнерусского государства. (9ч.)

Первые русские князья. .Принятие Русью христианства. Древнерусская культура: стремление к красоте. Устное народное творчество .Как учили школьников на Руси. Ослабление Киевской Руси. Ордынское нашествие. Ледовое побоище.

Объединение русских земель вокруг Москвы.(10ч.)

.Залесская земля. Природное сообщество. Закон лесной жизни. Экологические проблемы. Природное сообщество луг. Человек и сообщество луг. Природное сообщество озеро. Правила поведения на воде. Сообщество поле. Возвышение Москвы. Освобождение Руси от монгольского ига.

Путь от Руси к России. (14ч.)

Развитие русской культуры. Русские первопроходцы. Сибирь. Тайга. Экологические проблемы тайги. Природное сообщество болото. Правила поведения на болоте. Сквозь сибирские дебри. Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня. Народы Сибири.

III.Учебно-тематический план.

68часов.


Наименование раздела программы

Кол-во часов

Тема урока

Дата по плану

Дата

факт

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

1.

Природные условия Земли.

10ч.

1. Приглашение к путешествию.

ОБЖ. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

2. Масштаб. Лента времени.

ОБЖ. Чрезвычайные ситуации.

3. Что такое погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки

4.Народные приметы погоды.

ОБЖ. Стихийные бедствия и их последствия.

5. Климат. Климатические пояса.

6.Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды»

7. Почва. Состав почвы (практическая работа).

8. Образование почв на Земле. Плодородие почв. Охрана почв.

9. Природные зоны суши Земли.

ОБЖ. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

10. Обобщение по разделу « Природные условия Земли»




Иметь представление о природных условиях Земли,
о природных зонах Земли,

о масштабе и его использовании, историческом времени.

Знать единицы времени, понятия век, эра, распространенные народные приметы о погоде, основные климатические пояса, материки, состав почв и их образование

Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края, видеть и показывать материки на географической карте

выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения


2.

Человек в далёком прошлом.

6ч.

1. Происхождение человечества.

2-3. Жизнь древних людей.

4-5. Наследие древнего мира.

6.Экскурсия в краеведческий музей.

ОБЖ. Движение пешеходов по улицам и дорогам




Иметь представление
об истории и об особенностях жизни человека в древние времена

Знать о наследии Древнего мира – письменности, технике, искусстве


3.

Земли восточных славян.

19 ч

1.Восточно-Европейская равнина.

2. Природная зона степи. Растительность.

3. Природная зона степи. Животный мир.

4. Сезонные изменения в степях.

5. Особенности жизни людей в степи.

6. Лесостепь. Лесная зона.

7.Смешанные леса. Растительность

и животный мир.

8.Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу.

9. Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений и грибов.

10. Сезонные изменения в лесу. Осень.

ОБЖ. Меры безопасности в осеннее время года.

11.Сезонные изменения в лесу. Зима.

ОБЖ. Меры безопасности в зимнее время года.

12. Сезонные изменения в лесу. Весна.

ОБЖ. Меры безопасности в весеннее время года.

13. Сезонные изменения в лесу. Лето.

ОБЖ. Меры безопасности в летнее время года.

14. Тропический лес. Животный и растительный мир.

15. Как жили наши далекие предки.

16. Расселение славян в лесах.

17.Путь «из варяг в греки».

18.Обожествление природы.

ОБЖ. Экстремальная ситуация для человека в природной среде.

19. Обобщение по разделу «Земли восточных славян»




Иметь представление
о единстве почв, растительности и животном мире степи, леса и тропиков,

Знать об истории человека,

гипотезы о происхождении восточных славян,

об особенностях лесной зоны,

о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе, ядовитые растения, опасные для человека

о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе

о занятиях, образе жизни предков

причины обожествления природы предками

Уметь ориентироваться на карте природных зон.

использовать знания для объяснения образа жизни предков

ориентироваться
по исторической карте



4.

Образование Древнерусского государства.

1.Первые русские князья

2.Принятие Русью христианства.

3. Древнерусская культура: стремление к красоте.

4. Устное народное творчество

5.Как учили школьников на Руси.

6. Ослабление Киевской Руси.

7.Ордынское нашествие.

8. Ледовое побоище. ОБЖ. Беда на льду.

9. Обобщение по разделу «Образование Древнерусского государства.



Знать имена выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России.

о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами

об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полководческом таланте князя Александра Невского

Уметь рассказывать о первых русских князьях



5.

Объединение русских земель вокруг Москвы

10ч.

1. Залесская земля.

2.Природное сообщество.

3.Закон лесной жизни. ОБЖ. Как ориентироваться в лесу.

4.Экологические проблемы.

5.Природное сообщество луг. Человек

и сообщество луг

6.Природное сообщество озеро.

ОБЖ. Правила поведения на воде. Знаки безопасности на воде.

7. Сообщество поле.

8.Возвышение Москвы.

9.Освобождение Руси от монгольского ига.

10. Обобщение по разделу «Объединение русских земель вокруг Москвы».




Иметь представление

о луге, озере и поле как о природном сообществе,

о причинах возвышения Москвы.

Знать:

названия основных сообществ;

наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России; правила поведения на водоеме.

об озерах нашей Родины, о естественных
и искусственных водоемах

о природном сообществе «Поле», о животном и растительном мире полей

основные моменты

Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском


6.

Путь от Руси к России.

14ч.

1-2..Развитие русской культуры.

3. Русские первопроходцы.

4.Сибирь. ОБЖ. Виды травм.

5.Тайга.

6.Экологические проблемы тайги.

7.Природное сообщество болото.

ОБЖ. Правила поведения на болоте. Способы самоспасения.

8. Сквозь сибирские дебри.

9. Природа тундры.

10.Люди в тундре.

11. Арктическая пустыня.

12. Народы Сибири. ОБЖ. Как помочь себе и товарищу.

13. Обобщение по разделу «Путь от Руси к России»

14. Итоговая контрольная работа.



Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Население Сибири

Уметь ориентироваться
по исторической карте,
ленте времени


V.Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения.

Устанавливать связи:

Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);

Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

Уметь выделить главное в письменном тексте.

Знать:

Состав и свойства почвы;

Характерные признаки сезонов года родного края;

Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);

Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

Особенности природы своего края;

Правила поведения в природе;

Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

Находить на физической карте России природные зоны;

Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;

Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).

Иметь представление об истории человека в древние времена.

Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.

Иметь представление об истории родного края.

V.Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007г.

2. .Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир : Рабочая тетрадь для 3 класса.

3. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова / автор-составитель И.Г. Смирнова.- Волгоград: Учитель,2007г.

VI. Список литературы.

1.Корабельников В.А. Краски природы / В.А. Корабельников. – М.: Просвещение, 1989.

2.Максимов Н.А. За страницами учебника географии / Н.А. Максимов. – М.: Просвещение ,1988.

3. Птицы и звери: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта плюс,2004г.

4.Сборник загадок /сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение,1988

5. Наш мир. Луга и степи: учебное пособие по географии. – Волгоград: Книга,1995.

6. Наш мир. Реки и озёра: учебное пособие по географии. – Волгоград: Книга,1995.

7.Я познаю мир. Детская энциклопедия: География. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»,1998.

8.Энциклопедия для детей. Личная безопасность. – М.: Аванта+, 2001.

Loading

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24