Центральный Дом Знаний - Миграция 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Миграция 1

2.2. Проблемы миграции в России

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% – в промышленности, 50% – в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1– 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

Одной из болезненных проблем эмиграции из России российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка умов».

В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета безопасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.

Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой – в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% измерительных приборов превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.

По оценкам российских специалистов, к 2000 г. общая численность «утечки мозгов» приблизилась к 1,5 млн. человек. Ежегодные прямые потери России в результате этого процесса можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды, – в 50– 60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80 – 100 млрд. долл. в год.

Параллельно «утечке умов» в 90-х гг. появилось и новое для России явление – бизнес-миграция. Это явление представляет собой эмиграцию предпринимателей, вызываемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

Рассматривая безвозмездную российскую трудовую миграцию как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.

Не менее интересна ситуация с процессом иммиграции в России.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 2/3. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). (16) А в 2007 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана - 14,6%, Китая - 13,3%, Украины - 12,2% и Турции - 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.

В результате распада Советского Союза и образования 15-ти независимых государств, взявших курс на создание национальных государств, появился такой термин как „российская диаспора" в странах Ближнего Зарубежья. Численность русских к 1992 году в бывших республиках составила около 25,3 млн.человек. Но к российской диаспоре относятся не только этнически русское, но и этнически нерусское русскоязычное население (около 11,2 млн. человек, среди которых представители таких национальностей как украинцы, белорусы, евреи, немцы, поляки), а так же представители коренных нерусских народов России. К этой последней группе относятся свыше 800 тыс. татар, 80 тыс. башкир, чуваши, мордва, удмурты, мари и т.д., всего около 3 млн. человек. Однако нельзя оценивать миграционный потенциал русской диаспоры в странах Ближнего Зарубежья по количеству проживающего в них некоренного населения. Такие расчеты были бы неверны, так как далеко не все представители русской диаспоры в странах СНГ желают переехать и имеют достаточные условия для переезда в Россию. По подсчетам специалистов суммарный потенциал русской миграции на современном этапе можно определить на уровне 4 - 6 млн. человек на период около десяти ближайших лет. Это при условии, что в России не произойдет серьезных социальных катаклизмов и углубления кризиса, а также в самих Новых Независимых Государствах не сложится ситуации, которая либо подтолкнет русскую диаспору к массовой миграции в Россию либо наоборот создаст условия для того, чтобы русская диаспора была заинтересована не мигрировать в Россию. Но даже переход на реальный масштаб не облегчает и не упрощает эту проблему, требующую действенных государственных решений.

Положение некоренного населения в новых независимых государствах на современном этапе резко изменилось, экспансия русского населения закончилась. Начался этап логически завершающий существование любой многонациональной империи - миграции коренного населения метрополии назад в свою страну. Подавляющее большинство представителей российской диаспоры оказалось сконцентрировано на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. На долю этих государств приходится свыше 81% русских, проживающих за пределами Российской Федерации, что и определило эти государства как основных доноров русских переселенцев в первые годы после распада СССР. В дальнейшем, говоря "переселенец”, я буду иметь в виду представителя русской диаспоры в одной из стран Ближнего Зарубежья, являющегося потенциальным или реальным мигрантом в Россию, вследствие ущемления его интересов или нарушения прав в данной республике.

С момента распада СССР миграция русской диаспоры из стран СНГ в Россию протекает неравномерно и чутко реагирует на малейшие изменения социально-политической ситуации. Наиболее стремительно уезжают русские из районов реальных и потенциальных вооруженных конфликтов. В государствах, задействованных в военных конфликтах, процентное соотношение русских сокращается наиболее быстрыми темпами. Например, за 1990-1995 гг. из Таджикистана и Армении выехали около 50% всех проживающих там русских, из Грузии и Азербайджана около 40%. Однако наибольший численный приток на современном этапе миграции дали государства Средней Азии, хотя процентные потери русских в этих государствах значительно меньше, чем в первой группе государств. Так, государства Балтии и Казахстан потеряли по 9-12% русского населения, Узбекистан и Киргизия по 21%.

Официальные справочники приводят точные данные только по вынужденным мигрантам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца (т.е. вынужденного мигранта, имеющего гражданство РФ). Реально в положении вынужденных мигрантов в России находится, по нашим оценкам, не менее 4 миллионов человек, главным образом, граждан бывшего СССР. Около 100 тысяч афганцев стали в России, так называемыми, беженцами на месте, из них статус беженца был предоставлен нескольким десяткам.

Хочется обратить внимание на то, что в процентном отношении число признанных беженцев и вынужденных переселенцев невелико, а в Москве существенно ниже, чем по России в целом.

С 1992 года официальный статус получили 1 400 000 вынужденных мигрантов. Начиная с 1997 года ФМС активно включила механизмы лишения и утраты статуса беженцами. Всего статус утратили 300 000 беженцев, из них 114 000 – в 1998 году.

Следует отметить, что в России нет закона о репатриации, и 77% вынужденных мигрантов составляют этнические русские, около 10% -- татары и другие народы Российской Федерации.

Кто просит убежища в России? Это, в первую очередь, наши бывшие сограждане – из горячих точек и то русско-культурное население, которое застал врасплох распад СССР. Для многих переезд в Россию – просто возвращение на родину, с которой они никогда не уезжали, но которая ушла у них из-под ног. Однако при отсутствии закона о репатриации всем этим людям приходится ходатайствовать о статусе беженца или вынужденного переселенца.

Большая часть беженцев из, так называемого, третьего мира также имеет прямое отношение к политике России, поскольку это – около 100 тысяч афганцев, которые не могут вернуться на родину после вывода российских войск и падения режима Наджибулы. Беженцы из Северной Кореи и других стран народной демократии тоже не чужие для России, и было бы естественно взять на себя хотя бы часть ответственности за их судьбы. Однако российские власти сегодня к этому не готовы.

Рассматривать миграцию в Россию как положительный фактор, как признак и возможность более эффективного развития страны недоступно ни для менталитета российской политической элиты, ни для мелкого местного чиновника. Достаточно сказать, что серьезной программы в области миграции нет ни у одной политической партии.

Глава 3. Анализ российской политики в регулировании международной миграции рабочей силы.

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны эмиграции и иммиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения.

В целях регулирования миграционных потоков в Россию, а также регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти Указы имели цель обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России. Так, по некоторым оценкам, в 1998 г. на территории России проживали без соответствующего оформления до 4—4,5 млн лиц, прибывших из стран дальнего зарубежья.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

До последнего времени работа ФМС обычно оценивалась мигрантами и неправительственными организациями резко отрицательно. Однако в 1998 г. ФМС не раз делала явные движения навстречу неправительственным организациям как правозащитным, так и переселенческим, в которые объединились мигранты. При руководстве ФМС был образован Консультативный Совет НПО, на котором предполагается проводить обсуждение актуальных проблем. Юристы привлекались к обсуждению проектов правительственных постановлений, и им удавалось внести в них некоторые существенные изменения. В некоторых случаях руководители ФМС просили нас быть посредниками между ними и беженцами.

Как уже отмечалось выше, в последнее время намечаются заметные изменения в отношении к мигрантам и помогающим им НПО. Можно предположить, что начало этому положила Конференция ООН 1996 г., на которой было продемонстрировано серьезное отношение мирового сообщества к проблеме миграции, гуманистические подходы к ее решению, а также признание НПО как равноправных партнеров официальных структур.

Проблема миграции неоднократно рассматривалась на самых разных уровнях. Трижды проводились парламентские слушания. Неоднократно руководитель ФМС отчитывался на заседаниях комитетов Государственной Думы.

Активно взялась за анализ положения мигрантов Генеральная прокуратура РФ. В первую очередь ее внимание привлечено к нарушению права мигрантов на свободу передвижения.


Способ определения цели поездки зависит от направления следования и гражданства мигранта. Для лиц из стран с визовым режимом цель устанавливается на основании типа визы, лицам из «безвизовых» стран задается вопрос о цели поездки и никакого документального подтверждения ответа не требуется. Для граждан России, возвращающихся в страну, цель поездки не дифференцируется. Учитывая, что лица из стран с безвизовым режимом въезда в РФ составляют более 60% всего потока иностранцев, некоторые мигранты имеют двойное (в т.ч. российское) гражданство, степень надежности сведений о распределении иностранных граждан по целям поездок представляется крайне низкой. Распределение выбывающих из РФ по целям поездок понятно только в отношении граждан (и резидентов) России. Для граждан других государств эта информация практически лишена смысла. Это мнение разделяют и специалисты ФПС, однако, как изменить ситуацию, пока что никто себе не представляет. Для граждан «визовых стран», покидающих РФ цель указывается по типу визы, на основании которой этот человек прибыл в Россию. Для граждан стран с безвизовым порядком, возвращающихся в свою страну, как правило, указывается цель «к месту постоянного жительства». В отношении граждан России информация о целях поездки формируется на основании типа визы, если таковая имеется, или со слов, если поездка осуществляется в безвизовом порядке. В 2007 году, по данным Пограничной службы, из 34,3 миллионов поездок россиян за рубеж 27% были осуществлены с туристическими целями, 59% - частными, 6% - служебными, примерно 0,2% - с целью постоянного проживания и 7% поездок пришлось на обсуживающий персонал транспортных средств.

За период с 1999 по 2007 год в России «осели» почти 26 миллионов человек (табл. 1).

Таблица 1.

Количество иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию и выехавших за ее пределы, по данным пограничного контроля, 1999-2007 гг., млн. человек.


1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Въезд

18,9

21,2

21,6

23,3

22,5

22,1

22,2

24,2

22,9

Выезд

14,3

17,9

18,7

20,9

20,6

20,9

20,8

20,4

18,2

Разность

4,5

3,3

2,9

2,4

1,9

1,1

1,4

3,8

4,7


Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным официальной статистики за 10 лет в Россию прибыли 8 млн. человек из стран нового зарубежья и более 0,6 млн. из других государств. Одновременно выбыли из России соответственно 3,8 млн. и 1,2 млн.человек.

Основной поток мигрантов в последние годы Россия приняла из стран СНГ (его доля в общем потоке мигрантов выросла к 2008 году до 42%). Стабильно высока остается доля Украины - 20-25% от общего объема прибытий за последние годы.

С 1992 года, по мере возрастания естественной убыли населения России, миграция стала играть компенсирующую роль в динамике численности населения страны. За период с 1992-го по 1994-й годы миграция восполнила почти 80% сокращения численности населения. Затем миграционный прирост начал сокращаться и соответственно сокращалась его позитивная роль в росте численности населения (в 2005 г. - 60% от естественной убыли, в 2006г. - немногим более 40%). И уже в 2007 г. миграционному приросту удалось перекрыть естественную убыль населения лишь менее чем на 20%.

Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии пополняется за счет въезда в поисках заработка трудящихся мигрантов, которые в последующем возвращаются к постоянному месту жительства. Эта форма миграции в условиях развивающихся рыночных отношений, когда цена труда определяется стоимостью рабочей силы и при неразвитом рынке жилья получила большое распространение. Особенно в сфере применения преимущественно физического труда.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24