Центральный Дом Знаний - Отличие роли коммерческого банка от Центрального банка России в рыночной экономике 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Отличие роли коммерческого банка от Центрального банка России в рыночной экономике 2

В пределах своих полномочий банк России независим в своей деятельности. Все органы различного уровня государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка.

Уставной капитал и имущество Банка являются федеральной собственнос-тью. Однако, Центральный Банк является только титульным владельцем принадлежащей ему собственности: специфической особенностью является его

обязанность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества. Свои расходы Центральный Банк осуществляет за счет собственных доходов, т.е. государство не финансирует его деятельность. Центральному Банку предоставлены определенные льготы, которые выражаются в том, что он не регистрируется в налоговых органах, следовательно, он освобожден от уплаты налогов. В то же время на деятельность Банка налагается ряд ограничений, а именно, он не в праве участвовать в формировании капитала российских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательствам Центрального Банка, а Банк – по обязательствам государства.

Все перечисленные функции Центрального банка тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения Центральным Банком функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция Центрального Банка.

2.1.3. Структура Центрального Банка и задачи.

Центральный Банк, являясь федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный Банк издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Высшим органом Центрального Банка является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком страны. В Совет директоров входят Председатель Банка и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Председатель Банка назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов (схема 1).



Председатель Ценробанка




Совет директоров Ценробанка



Национальный банковский совет



Начальники главных управлений

Центробанка



Схема 1. Структура управления Центробанком России.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка (схема 2).



Центральный банк России




Главные территориальные управления Центробанка по краю



Национальные банки республик, входящих в состав России




Главные территориальные управления Центробанка по области



РКЦ




ГРКЦ



РКЦ



РКЦ



ГРКЦ



РКЦ



РКЦ



ГРКЦ



РКЦ


Схема 2. Структура Центрального банка России.


В организационном плане структуру Центрального аппарата банка пред-ставляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на банк функций. Мы не стали рассматривать деятельность всех департаментов, но на некоторых хотелось бы остановиться, так как на наш взгляд они являются ключевыми в деятельности Центрального банка.

Главной задачей департамента по организации банковского санирования является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности.

Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в структуре Центрального Банка, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития. В его функции входят, во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого банка – стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуре в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального Банка было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований.

Определенную нагрузку в реализации функций Центрального Банка несут расчетно-кассовые центры, которые являются структурными подразделениями территориальных учреждений. Расчетно-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях Центрального банка с разрешения Банка России на основе приказа начальника территориального учреждения. Основными функциями РКЦ являются:

  • осуществление расчетов между кредитными организациями и проведение контроля по этим расчетам через корреспондентские счета, открытые в РКЦ;

  • хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков;

  • кассовое исполнение бюджета;

  • проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового характера в иностранной валюте.

Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и является проводниками денежно-кредитной политики Правительства России и Центрального Банка. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков [1, 4, 17].

2.1.4. Полномочия и функции Центрального Банка по отношению к кредитным организациям.

Исходя из основных целей Центрального Банка, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Регулирующие полномочия Центрального Банка проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведение бухгалтерского учета, состояния и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция Центрального Банка выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и ее анализе.

Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, Центральный Банк может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Центральный Банк имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии [15, 16, 20]. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то Центральный Банк имеет право:

  • взыскать с такой организации штраф до 1 % оплаченного капитала;

  • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;

  • потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;

  • изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

  • ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного года;

  • запретить открытие филиалов в течение года;

  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организа-цией на срок до 18 месяцев;

  • отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

    1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы.

2.2.1. Понятие коммерческого банка, его типы и организационное устройство.

В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональ-ными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая: предоставление различных по видам и срокам кредитов, привлечение средств во вкладах, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции.

Характерная особенность коммерческих банков второго уровня, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. В этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений. В России создание и функционирование коммерческих банков основывается на законе Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» принятом 3 февраля 1996 года [18]. В соответствии с этим зако-ном банки действуют как универсальные кредитные организации. Коммерчес-кие банки могут создаваться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Для банков, созданных на любой форме хозяйствен-

ного общества характерно, что собственником его капитала и другого имущества выступает само общество, т.е. банк. Участнику банка, полностью внесшему свой вклад в уставной капитал, выдается свидетельство, не относящееся к категории ценных бумаг. При этом за ним сохраняется право с согласия остальных участников банка уступить свою долю или часть доли другим участникам банка и третьим лицам. Доля любого из участников общества может быть приобретена самим обществом, но в этом случае оно обязано в течение года передать ее другим участникам или третьим лицам. Это особенность коммерческих банков.

В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.

Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономики [13].

Повышение экономической роли коммерческих банков в настоящее время проявляется и в расширении сферы их деятельности и развитии новых финансовых услуг. Сегодня коммерческие банки отдельных стран способны оказывать клиентам до 300 видов услуг (например, банки Японии).

Существует большое число разновидностей коммерческих банков, различаются:

  • По принадлежности уставного капитала и способу его формирования.

Банки могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

Деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответствен-ностью, выпуск ценных бумаг в стране регулируются законодательством. Акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью признаются организации, созданные по добровольному соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности общества. Они являются юриди-ческими лицами. Участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане, если иное не предусмотрено законодательством России. Они имеют право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, часть прибыли (дивиденды).

Что касается банков с участием иностранного капитала и иностранных банков,

то есть такие, уставной капитал которых полностью принадлежит иностранным

участникам, а также филиалов других стран, то их деятельность регулируется помимо банковского законодательства актами России об иностранных инвестициях.

  • По видам совершаемых операций. Коммерческие банки делятся на универсальные и специализированные.

  • По территории деятельности – банки делятся на федеральные, республиканские и региональные банки.

  • По обслуживанию различных отраслей экономики.

Значительную долу действующих сегодня коммерческих банков составили их смешанные варианты [6, 15].

Закон предусматривает создание специализированных коммерческих банков для финансирования федеральных, республиканских, региональных и иных программ. Крупным федеральным специализированным банком является Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк России). Он осуществляет операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепри-нятой схеме управления акционерного общества (схема 3).



Собрание акционеров




Кредитный комитет




Правление банка



Ревизионный комитет



Кредитное управление




Председатель правления



Валютное управление


Управление депозитных операций


Отдел краткосрочных кредитов









Отдел долгосрочных кредитов








Отдел депозитов и расчетных счетов



Фондовый отдел


Отдел иностранных корреспондентских счетов





Валютный отдел



Служба банка



Управление

посреднических

операций



Учетно-операционное

управление



Отдел кадров




Отдел ценных бумаг



Расчетный отдел



Юридический отдел




Трастотдел



Операционный отдел



Отдел автоматизации




Отдел банковских услуг



Инкассация



Ревизионный отдел




Бухгалтерия



Административно-хозяйственный отдел




Отдел кассовых операций



Схема 3. Типовая организационная структура коммерческого банка

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24