Центральный Дом Знаний - Аналитический отчет учителя "Практические приемы самоуправление в начальных классах"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аналитический отчет учителя "Практические приемы самоуправление в начальных классах"

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление

Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 Закона "Об образовании”, основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Закон дает обучающимся, то есть школьникам право на участие в управлении учреждением образования через деятельность в органах самоуправления. Таким же правом обладают педагоги и родители. А управление школой, согласно статье 46 этого Закона, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это значит, что в школе есть «начальник» - директор школы, который имеет право решать многие вопросы своей директорской властью. Но могут быть и органы самоуправления, каждый из которых также обладает властью при решении «своих» вопросов.

Это абсолютно не означает, что собираются дети, назначенные учителями, и принимают готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление» знакомо мне из моего детства. Когда так называемых активных учеников приглашали на Совет и учителя предлагали нам решение какой-нибудь проблемы, а мы все дружно голосовали за данное решение. Единственным впечатлением от такого самоуправления осталось желание поскорее все закончить и пойти заняться чем-то интересным именно тебе. Мы не чувствовали необходимости в нашей работе и поэтому нам это было не интересно.

То же самое можно сказать и о «самоуправлении» в классе. Классный руководитель предлагала создать самоуправление и говорила, что мы будем все делать сами. Мы выбирали старосту, санинструктора, ученика, который отвечал за вечера и утренники, то есть тех, кого предлагала она. Я думаю, что она вполне серьезно считала, что создает в нашем классе «самоуправление». Но сейчас, когда я сама я работаю учителем и могу оценить ее действия, я могу сказать, что это не было самоуправлением в нашем классе, это было распределение поручений.

По-моему, ученическое самоуправление – это совсем другое. Я понимаю так: ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом. Нужно помнить, что право участвовать в управлении школой ученикам даёт закон. И даже Устав школы не может отнять у них это право. Самоуправление – механизм, который позволяет это право реализовать. Другого механизма участия учеников в управлении школой просто нет в природе!

Школой может управлять не только директор. В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И для того, чтобы они могли это делать, необходимо создать органы самоуправления. И если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Но необходимо добавить, что ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать. И именно от школьников и педагогов зависит, за какие дела ученическое самоуправление возьмётся.

Я не могу однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив  класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.

Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -

заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Я согласна с Д.В. Рогаткиным, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности учащихся в классных делах;

- реализация интересов каждого учащегося;

- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

- формировать толерантность, умение общаться.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

- Определяет основные направления классной жизни.

- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

- Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

- Избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.

- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.

Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:

Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы класса. Так на сегодняшний момент возникла необходимость создания такой службы, которая бы отвечала за энергобезопасность и энергосбережение.

Актив класса:

- Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.

- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.

- Готовит и проводит классные собрания.

- Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

Сегодня особой популярностью пользуются книги и фильмы про Гарри Поттера. Главный герой встречается с трудностями, которые он решает вместе со своими друзьями и с помощью своих способностей. Дети ярко представляют себе и школу волшебников, где учится герой. В школе ученики разделены в соответствии своих способностей.

В классе мы выделяем группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах.

Исходя из того, что в основе организации ученического самоуправления в начальных классах, должна лежать игровая деятельность, я предлагаю организовать самоуправление в форме «Класса волшебников».

Староста – Главный магистр волшебников.

Выделить службы по видам деятельности и назвать следующим образом:

- Повелители знаний (познавательная деятельность);

- Повелители силы (спортивная деятельность);

- Повелители четырех стихий: воздуха, воды, земли, огня (трудовая деятельность, важной функцией которой является и энергосбережение);

- Повелители радости и веселья (культурно-массовая деятельность);

- Повелители доброты и милосердия (социальная деятельность).

Актив класса – это помощники Главного магистра.

Классное собрание – Совет волшебников.

Но нельзя прийти в класс и сказать детям: «С сегодняшнего дня мы с вами открываем класс волшебников и вы сами будете управлять жизнью в классе». Необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:

- собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;

- планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;

- проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;

- проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.

Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24