Центральный Дом Знаний - Атлантический пакт

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Атлантический пакт

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ, Северо-атлан­тический договор, — договор об агрес­сивном военном союзе, направленном против СССР, стран народной демократии, против национально- освободительного движения в колониальных и зави­симых странах, а также против демократических сил в буржуазных странах, подписанный 4 апр. 1949 в Вашингтоне представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Ни­дерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Пор­тугалии, Норвегии, Дании, Исландии.

А. п. оформил образование империалистич. агрес­сивного блока во главе с США. Непосредственная подготовка договора была начата летом 1948. Одним из первых шагов в этом направлении было офици­альное одобрение президентом США Трумэном т. н. Брюссельского пакта, заключённого по требованию США и оформившего Западный союз (см. Западный блок) в марте 1948, причём Трумэн заявил, что США окажут странам Западного блока поддержку, «которой потребует обстановка». 11 июня 1948 американский сенат принял т. н. резолю­цию Ванденберга, рекомендовавшую правительству США участие «конституционным путём» в военных блоках. Оговорка о «конституционном пути» озна­чала указание на необходимость соблюдения пре­рогатив сената при заключении международных договоров и прерогатив конгресса при объявлении войны. В июле 1948 в Вашингтоне начались пере­говоры между правительствами США, Канады и стран — участниц Брюссельского договора (Ан­глия, Франция,Бельгия, Нидерланды и Люксембург) относительно заключения военного союза с учас­тием всех названных стран. Одновременно по этому же вопросу происходили переговоры стран Запад­ного союза друг с другом. Переговоры наталки­вались на многочисленные трудности. Прави­тельство США, стремясь возможно крепче связать своих партнёров по подготавливаемому военному союзу, в то же время желало оставить себе руки свободными, ссылаясь при этом на то, что право объявления войны по конституции США составляет прерогативу конгресса. В ходе переговоров США отклонили предложения своих европейских парт­нёров, прежде всего Франции, о т. н. автомати­ческом действии пакта, предполагающем, что вступление в войну одного из участников до­говора автоматически влечёт за собой вступле­ние в войну всех остальных его участников. Значительные осложнения возникли также в связи с вопросом о составе участников договора. В ряде стран вокруг вопроса об участии в Атлантиче­ском договоре развернулась серьёзная борьба. США и Великобритания бесцеремонно вмеши­вались в эту борьбу и во внутренние дела этих стран, содействуя победе реакционных элементов и присоединению этих стран к А. п. Особенно ожесточённая борьба вокруг присоединения к до­говору развернулась в Норвегии, Италии, Фран­ции, Швеции, Дании, Нидерландах. Правитель­ства нек-рых государств (Швеция, Ирландия) со­чли более благоразумным воздержаться от от­крытого участия в этом авантюристическом агрес­сивном военном союзе.

29 янв. 1949 Министерство иностранных дел СССР выступило с заявлением о Северо-атлантическом пакте, в к-ром разоблачило Северо-атлантический союз, равно как и Западный союз, как орудия агрес­сивного англо-американского империализма в его борьбе за мировое господство. В заявлении указы­валось также и на то, что этот пакт находится в пря­мом противоречии с принципами Организации объ­единённых наций (ООН) и представляет собой «подкоп под Организацию Объединенных Наций». После опуб­ликования текста Северо-атлантического договора правительство СССР 31 марта 1949 нанравило через своих послов правительствам США, Вели­кобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Канады, а 4 апр. 1949 правитель­ствам всех остальных участников А. п., кроме Пор­тугалии, с к-рой СССР не имеет дипломатических отношений, меморандум, в к-ром указывалось, что опубликованный текст договора полностью подтвер­дил всё сказанное в заявлении Министерства иност­ранных дел СССР от 29 янв.1949. В меморандуме было доказано, что Северо-атлантический договор, не­взирая на многочисленные заверения его участни­ков относительно якобы оборонительного харак­тера этого договора, на деле служит целям, не имею­щим ничего общего с задачами самообороны, и имеет единственным своим назначением содействие США и Великобритании в их стремлении к за­воеванию мирового господства. В меморандуме указывалось также, что договор предназначается для устрашения государств, но согласных подчи­ниться диктату англо-американской группировки, и подробно раскрывались вопиющие противоречия между текстом договора, с одной стороны, и духом и буквой устава Организации объединённых на­ций, — с другой.

В преамбуле (вводной части) Атлантического договора делается лицемерная ссылка на верность участников договора целям и принципам устава ООН и на их желание поддерживать мир. Однако, как указывал И. В. Сталин, — «из истории Европы мы знаем, что каждый раз, когда заключались до­говоры о расстановке сил для новой войны, они, эти договоры, назывались мирными. Заключались договоры, определяющие элементы будущей войны, и всегда заключение таких договоров "сопровожда­лось шумом и криком насчёт мира» (Соч., т. 7, стр. 274). Характерно, что нек-рые положения преам­булы близки к аналогичным заявлениям, содер­жавшимся в договорах, оформивших в своё вре­мя блок фашистских агрессоров—т. н. ось Бер­лин — Рим.

А. п., подчиняющий его участников империализму США, ставит своей целью сохранение реакционных режимов и борьбу с демократич. движениями. Этому, в частности, служит ст. 2, предусматривающая уста­новление более тесного сотрудничества между участ­никами пакта в деле совместной охраны существую­щего общественно-политического строя и в области экономики.

Статья 4 предусматривает сотрудничество между участниками договора в случае, если, по мнению кого-либо из них, окажется под угрозой террито­риальная целостность, политическая независимость или безопасность любого другого его участника. Упоминание о «безопасности» позволяет распро­странить действие пакта также и на случай подав­ления каких-либо демократических движений внутри той или иной страны.

Договор предусматривает также взаимное со­действие его участников всемерному усилению их вооружений (ст. 3). На практике эта статья озна­чает «помощь» США вооружению других участников договора в тех размерах, в к-рых этого требуют американские планы подготовки новой мировой войны, и подчинение вооружённых сил остальных участников А. и. американскому руководству.

Вскоре после заключения Атлантического договора правительство США приняло программу вооружения его участников. Статья 5, являющаяся важнейшей статьёй договора, предусматривает взаимное сотруд­ничество, к-рое включает «применение вооруженной силы», причём такое применение может иметь место с целью «восстановить и поддержать безопасность райо­на северной части Атлантического океана» (газ. «Правда», 1949, 20 марта, № 79, стр. 4). Нарочито неопределённый характер этой статьи, позволяющий подводить под неё любые агрессивные военные выс­тупления участников пакта, ещё усиливается содер­жанием ст. 6, в к-рой даётся чрезвычайно широкое толкование понятию «вооруженное нападение» на участников договора. Согласно этой статье, какой- нибудь инцидент с кораблём или с самолётом, при­надлежащим любому из участников А. п., может быть легко истолкован как «вооруженное напа­дение» на него и использован в качестве предлога для вооружённой агрессии.

А. п., и прежде всего, ст. 5, предусматривающая применение вооружённой силы без каких-либо полномочий от Совета безопасности, открыто на­рушает постановления Устава Организации объ­единённых наций, ст. 53 к-рого гласит, что никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета безопасности. «Северо-атлантический договор не только не содей­ствует укреплению мира и международной безопас­ности, что является обязанностью всех членов Ор­ганизации Объединенных Наций, но он находится в прямом противоречии с принципами и целями Уста­ва ООН и ведет к подрыву Организации Объединен­ных Наций» («Меморандум Правительства СССР о Северо-атлантическом договоре» 31 марта 1949, см. газ. «Правда», 1949, 1 апр., стр. 2). Попыт­ки участников А. п. представить последний в ка­честве регионального оборонительного соглаше­ния, предусматриваемого Уставом ООН, совер­шенно несостоятельны. Кроме того, Устав ООН имеет в виду заключение региональных соглашений лишь между членами ООН, в то время как к А. п. привлечены государства, не являющиеся членами ООН (Италия, Португалия).

Статья 8 договора содержит лживое утвержде­ние, будто бы ни одно из международных соглаше­ний, действующих к моменту заключения Атланти­ческого пакта между участниками договора и тре­тьими государствами, не находится в противоречии с положениями А. п. На самом деле Атлантический договор явно противоречит англо-советскому догово­ру от 26 мая 1942 и франко-советскому договору от 10 дек. 1944 о союзе и взаимной помощи. Эти договоры в числе других положений содержат статьи, запрещающие сторонам заключать союзы и принимать участие в каких-либо коалициях, на­правленных против другой договаривающейся стороны. Между тем, антисоветская направлен­ность А. п. признаётся самими его инициаторами. Председатель комиссии по ассигнованиям палаты представителей США Кэинон, откровенно при­знал, что договор направлен против Советского Союза. Кэннон заявил также, что для осуществле­ния своих замыслов США нет надобности посылать в Европу свои наземные войска. «Мы должны сна­рядить солдат других стран и пусть они посы­лают на гибель свою молодежь, вместо того, чтобы мы посылали свою».

Статья 9 А. п. полностью вскрывает его агрес­сивный характер, предусматривая создание уже в мирное время постоянных военных органов, имею­щих действительной целью заблаговременную под­готовку к агрессивным действиям.

Статья И, предусматривающая проведение по­становлений договора в жизнь в согласии с консти­туционными постановлениями его участников, имеет целью дать возможность Соединённым Шта­там Америки держать своих партнёров в неизвест­ности относительно позиции, к-рую займут в том или ином конкретном случае Соединённые Штаты Америки, и, таким образом, является в руках США дополнительным орудием для давления на других участников договора.

«Совершенно ясно, ради каких именно целей создан в 1949 году Северо-атлантический военный пакт. Это — орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны» (Маленков  Г. М., 32-ая годовщина Великой Октябрь­ской социалистической революции, 1949, стр. 20).

Подписание А. п. и последующая его ратифи­кация были встречевы бурным протестом со сторо­ны демократических сил во всём мире. Одним из наиболее ярких выражений этого протеста явился заседавший одновременно в Париже и в Праге Всемирный конгресс сторонников мира (апрель 1949), участники к-рого представляли 600 млн. людей, объединившихся в борьбе за мир в стра­нах всего мира. Борьба против А. п. развер­нулась во всех странах и приняла формы кампа­нии в демократич. печати, массовых собраний и митингов трудящихся, подачи петиций и т. д.Трудя­щиеся капиталистич. стран всё яснее сознают, что представляет собой американский империализм и каковы его истинные цели. Подобострастные востор­ги по случаю подписания Северо-атлантического до­говора со стороны правящих кругов ряда европейских стран, включая и правых «социалистов», не обманули народные массы относительно истинных намерений США. Английским лейбористам, этим прожжённым специалистам по обману народов, вку­пе с французскими, бельгийскими и иными правы­ми «социалистами», выступившими с восхвалением А. п., не удалось скрыть от масс подлинного смысла происков американского империализма. Даже и в нек-рых буржуазных кругах в ряде стран имеют место выступления против А. п., к-рый втягивает его участников в авантюристич. политику амери­канского империализма. В неразрывной связи с политикой США по сколачиванию и использованию агрессивного А. п. находится их политика, имею­щая целью превращение Западной Германии, Япо­нии, франкистской Испании и Югославии, подпав­шей под власть шпионско-диверсионной фашистской клики Тито, в военные нлацдармы против СССР и стран народной демократии.

Заключение А. п. сопровождалось различными подготовительными мероприятиями, направленными к образованию других агрессивных военных блоков— Средиземноморского, Тихоокеанского и др. В заявле­нии Министерства иностранных дел СССР от 29 янв. 1949 указывалось, что «... и Западный Союз и меж­американская группировка государств, так же как и подготовляемые теперь пакты средиземноморских государств, скандинавских стран, стран Юго-вос­точной Азии и тому подобное, тесно связаны с осуществлением целей Северо-атлантического пак­та, имеющего направляющее значение в англоамериканских планах установления господства и в Западной Европе, и в Северной Атлантике, и в Южной Америке, и в Средиземном море, и в Азии, и в Африке, и всюду, куда только дотянутся руки».

А. п. служит также стремлению США и Англии запугать силы демократич. антиимпериалистич. лагеря, возглавляемого Советским Союзом. Однако А. п. не достиг и не может достигнуть этой цели. Отметая все попытки навязать ему волю англо­американских империалистов, СССР неиоколебимо проводит свою политику, направленную на обеспечение прочного демократич. мира.

За военной шумихой, поднятой организаторами А. п., скрывается не сила, а слабость этих претен­дентов на мировое господство, стремящихся скрыть эту слабость бряцанием оружия и подписанием раз­ного рода «западных» и «атлантических» пактов. Во­енная и политическая слабость Атлантического со­юза обусловливается растущим сопротивлением де­мократических элементов агрессивной политике англо-американского империализма, нарастающими экономия, трудностями, а также углублением про­тиворечий между участниками А. п., к-рые подвер­гаются жестокой эксплуатации со стороны амери­канского империализма, стремящегося использовать своих партнёров для осуществления собственных агрессивных планов.

Лит.: Маленков Г. М., З2.я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, М., 194 9: Заяв­ление Министерства иностранных дел СССР о Северо-ат­лантическом пакте, ( М.|, 1949; Михайлов В., Северо- атлантический договор — орудие империалистической агрессии, «Большевик», 1949, Л» 7; Агрессивная сущность Северо-атлантического договора «Новое время», 1949, 15.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24