Центральный Дом Знаний - Картины художников-передвижников как исторический источник

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Картины художников-передвижников как исторический источник

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3

Основная часть. Анализ исторического источника………………..4

Заключение……………………………………………………….......10

Литература …………………… …………………………................. 11

Введение

Изучение истории Отечества всегда является актуальным.

Цель моего исследования: изучение истории второй половины XIX века, используя картины как исторический источник.

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.

Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы.

Картины - это вещественный достоверный исторический источник. Как любой другой вид источников картины непосредственно выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они формируют эмоциональный компонент восприятия исторического периода.

Используя картины, как исторический источник, мы охарактеризуем политический строй Российской империи, социальную структуру, дадим оценку общественно-политическому движению, рассмотрим образ жизни и быт города и деревни.

Меня заинтересовал период второй половины XIX века. Это время бурного развития страны, эпоха «Великих реформ» 60-70-х годов. Реформы ликвидировали крепостное право, открыли возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу. Живопись второй половины 19 века решала общественные вопросы. В ней ведущим стало направление критического реализма.

Почему картины именно художников передвижников? Они жили и творили во второй половине XIX века. Кто такие передвижники?

В 1863 году в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие: 14 выпускников Академии художеств от­казались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для ки­сти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художни­ков, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество пере­движных художественных выставок (Приложение 1). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Выставки стали выдающимися событиями в жизни рос­сийской провинции.

В работе представлен анализ картин известных художников: Ивана Николаевича Крамского, братьев Владимира Егоровича и Константина Егоровича Маковских, Григория Григорьевича Мясоедова, Василия Григорьевича Перова, Ильи Ефимовича Репина, Валентина Александровича Серова, Николая Александровича Ярошенко, Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана.

Анализ исторического источника

1. Из картин художников мы видим, что форма государственного правления в России конца XIX века - самодержавная монархия. Во главе государства стоял царь. Художники Иван Николаевич Крамской, Александр Егорович Маковский выдающиеся портретисты. Были современниками трех императоров российских: Александра II, Александра III, Николая II.

Художники создали их портреты. Перу Константина Егоровича Маковского принадлежит портрет «Александра II на смертном одре» 1881 года.Автором портрета Александра III является выдающийся портретист Н.И. Крамской. Передвижники писали портреты не только императоров, но и их жен. Среди них портрет Марии Федоровны жены Александра III , автор Маковский К.Е.

Портрет царя Николая II принадлежит кисти художника – передвижника Валентина Серова, 1900 год. Всем портретам характерно раскрытие внутреннего психологического мира героев.

Действие реформ 60-70-х годов отражены в картинах Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» 1872 года и «Чтение положения 19 февраля 1861 года».

Действие картины «Земство обедает» разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

3. По картинам художников можно определить положение классов и сословий царской России XIX века.

Здесь можно обратиться к творчеству Владимира Егоровича Маковского. В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд - ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение. Перед нами представители дворянства «Барыня» и «Игра в четыре руки».

Дворянское сословие изображает в картинах Серов - «Княгиня Орлова», «Княгиня Юсупова». Княгиня Юсупова - Наследница колоссальнейшего состояния росла последней в роду, что всегда не просто, но юная княжна, как становится ясно, избежала всех опасностей, получив такое воспитание и образование, с каким вступало в жизнь то уникальное поколение 80-х годов XIX века из нескольких плеяд гениальных художников, писателей, артистов и просто прекрасных людей. Нет сомнения, юная княжна по своим духовным запросам росла тургеневской барышней, а по знатности была близка ко двору, где и явилась в высшем свете, проста, скромна; но ее не могли не заметить; она выезжала в свет не одну зиму, все ее сверстницы повыходили замуж, а к ней словно боялись свататься даже самые знатные из гвардейских офицеров.

Не решались свататься по расчету, поскольку знали: последует отказ, - как становится ясно со слов князя Феликса Юсупова из его воспоминаний: «Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она, отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера».

Не обладая особыми талантами, умом и даже красотой, княгиня Орлова (урожденная Белосельская-Белозерская) была, как говорится, "дамой приятной во всех отношениях". Изящество и изысканный вкус, а также немалое состояние сделали ее заметной фигурой в Петербургском свете и весьма желанной моделью для художников, стремящихся передать аромат эпохи. Писали ее неоднократно, но ни один портрет не был знаменит так, как работа кисти Валентина Александровича Серова. Отношение современников к портрету княгини было противоречивым. Одни восхищались талантом и мастерством художника, "благородным стилизмом" картины, позволяющим грядущим поколениям судить о "новом веке"; другие подозревали Серова в иронии и даже сарказме по отношению к родовитой модели. Сама Орлова недовольства не высказывала, но портрет "сослала" в Музей Александра III. Возможно, это был самый дальновидный ее поступок, ибо сегодня знатная, элегантная, "первая модница Петербурга, тратившая на роскошные туалеты огромные средства и ими славившаяся" княгиня Ольга Константиновна Орлова известна нам только благодаря этому портрету. Можно увидеть дворян на портрете Ивана Николаевича Крамского «Неизвестной». С тех пор минуло почти 160 лет, а "Неизвестная" Крамского по-прежнему завораживает зрителя, независимо от того - глядит ли с картины в Третьяковке, либо с календаря, либо с конфетной или парфюмерной коробки. Съехав с Невского на дороги России, она столь же независимо, как и прежде, живет теперь и в канцеляриях казенных домов, и в квартирах ученых академиков, и в тихих избах за резным палисадом. И вот что удивительно: став привычной, родной, домашней, не потеряла своей загадочности.

Много работ художников посвящено интеллигенции, среди них «Портрет Льва Николаевича Толстого», который принадлежит кисти И. Крамского. Это замечательная по глубине психологическая характеристика гения русской словесности.

Яркой фигурой буржуазии является Павел Михайлович Третьяков, изображенный на картине Ильи Ефимовича Репина. Это был своеобразный человек, оставивший глубокий и добрый след в отечественном искусстве. В 1856 году замоскворецкий купец и промышленник П.М. Третьяков приобрел картину Н. Шильдера «Искушение». Эта сентиментальная сценка третьестепенного живописца вряд ли осталась бы в памяти историков, если бы не положила начало крупнейшему собранию русского изобразительного искусства - ныне Государственной Третьяковской Галерее. Это была не просто частная коллекция, каких насчитывалось в те времена немало. Третьяков поставил перед собой цель создать национальный музей искусств, где наиболее полно будут представлены русские художники XVIII-XIX веков, в первую очередь современные ему художники-реалисты. Всю жизнь, все средства и силы отдал он осуществлению этой цели. В 1892 году П.М Третьяков передал свою галерею в дар Москве. Так появился общедоступный национальный художественный музей.

Разнопланово представлено художниками купеческое и мещанское сословие, чиновники, студенчество. Ярким примером тому - картины Владимира Егоровича Маковского «Объяснние», «К венцу», «Перед объяснением».

Тонким лиризмом живописного исполнения наполнена жанровая картина "Перед объяснением" Сам пейзаж - обступившие героев ели, замшелые валуны - подчеркивает напряженный момент в отношениях двух молодых людей. Живопись приобретает здесь большое эмоциональное звучание и непосредственность чувств. С присущей только Маковскому проникновенностью передано мучительное состояние влюбленных в трудный момент объяснения. Выразительны склоненные лица и жесты героев: молодой студент перебирает в руках тросточку, в ожидании ответа, а девушка, срывая лепестки ромашки, надеется на его понимание и любовь.

Создано много картин, повествующих о судьбах простого трудового народа, живущего в городе. Поражает искренность критики недостатков социального строя общества, с защитой интересов простого трудового народа в сложный период истории России.

Трогает до глубины души выражение девичьих глаз в картине Константина Маковского «Селедочница». «Селедочница» (Продавец сельди) (1867 г.), создавались на волне общего для

русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы. За эту картину в 1867 году Маковский получил звание академика.

Художники изображают нищету трудового русского народа.

Яркий пример «Бурлаки на Волге» Ильи Ефимовича Репина.

По Далю, бурлак вообще крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями с лямками для подъема судов бечевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за подмочку товара; затем лоцман, правящий судном, шишка, передовой в лямке, и двое косных в хвосту. Проще говоря, бурлак это бедняк, который по присловью «не до жиру, быть бы живу».

Владимир Егорович Маковский был одним из первых среди замечательных русских художников, выступавшим за народные интересы, за просвещение, за право людей на счастье. Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Представителя маргинальных слоев общества мы можем увидеть на картине Владимира Маковского «На бульваре». Картина затрагивает важный общественный вопрос. Начало развития капитализма в России нарушило патриархальный уклад деревни. Уход молодежи в город на строящиеся фабрики и заводы из бедных крестьянских семей стал в России типичным явлением уже в 70-80-е годы. Одного из таких молодых людей и показывает Маковский в этой картине. Молодой рабочий, недавний крестьянин, сидя на садовой скамье, безразлично наигрывает на гармонике. По всему его облику видно, что ему знакома дорога в кабак и пьяный угар заслонил уже перед ним и мысли о доме, и заботу о семье. Рядом с ним и в то же время страшно одиноко сидит молодая крестьянка с ребенком, закутанным в лоскутное одеяло. На скамейке возле нее небольшой узелок. Только нужда и отчаяние привели ее в город в поисках опоры и поддержки. Ее одиночество, безысходность ее положения очевидны, она не нашла в муже даже сочувствия, ему скучно и совсем нет дела до этой женщины, подавленной. сломленной тяжестью жизни. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного свидания. Сценка эта, судя по воспоминаниям современников, была очень типичной для фабричных районов Москвы того времени.

Крестьянская тема стала ведущей у большинства передвижников. Перед нами картина Мясоедова «Страдная пора». После отмены крепостного права не улучшилось социальное положение крестьян. Все та же бедность, ручные орудия труда. Все та же босоногая Россия в картине Ивана Крамского «Дети, бегущие от грозы».
4. Вторая половина XIX века это время революционного народничества. И мы черпаем знания о происходящих событиях в картинах Репина «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Перед нами целая жизнь русского революционера 1870-80-х годов, жизнь, исполненная самоотверженного героизма и трагического одиночества. Трудно отдать какой-либо из них предпочтение перед другой, но, вероятно «Не ждали» - шедевр не только в этом ряду, но и всей русской живописи тех лет. Изображая момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера, художник открывает нам на редкость богатую психологическую гамму тончайших душевных движений и нюансов. Это подлинно драматический эпизод семейной хроники на уровень большого исторического обобщения. Герой картины избрал путь борьбы и страданий, который в свое время увел его от матери, жены и детей.
5. Картины повествуют нам о деятельности церкви. Часто представители духовенства имеют отрицательную оценку общества. Большой общественный резонанс имела картина В. Перова «Крестный ход на пасху». Процессия в полном составе с иконами выходит из целовальника, только что угостившись там на славу: пьяные богомольники вываливаются в беспорядке из кабака и шлепают по весенней слякоти; поп, еле переступая ногами, с большим трудом сходит с крыльца; дьякон с кадилом оступился и упал.

Пирует на глазах у нищих батюшка в картине И. Репина «Чаепитие в Мытищах». Разжиревший иеромонах пьет из блюдечка чай, в то время как хозяйка настойчиво отталкивает рукою просящего милостыню солдата с Георгиевским орденом на груди. Вчерашний севастопольский герой, искалеченный, оборванный, идет с протянутой рукой по дорогам, и его горькую долю делит исхудавший ребенок – может быть сын…

Богомольный, верующий народ показывает Мясоедов в картине «Молебен на пашне о даровании дождя».

6. Картины художников являются источником для описания быта, одежды всех социальных слоев населения. Перед нами картина Константина Маковского «За чаем» и Владимира Маковского «Первый фрак». Мы замечаем, как изменилась мода за сто лет!

7. Рассматривая картины, мы не можем не заметить такое злободневное явление, как труд детей (Владимир Маковский «Маленькие шарманщики» и «Свидание»).

Изображена нелегкая жизнь детей в картине Перова «Тройка». Картина Тройка ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, ассоциируя детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

8. Присуще России и такое явление как пьянство в картине Владимира Маковского «Дворник и бырыни» и «Вечеринка» Владимира Маковского.

9. Невозможно не восхищаться патриотизмом русского народа через живопись передвижников. Вот они шедевры русского пейзажа. Перед нами картина Шишкина «Рожь» и любимое творение Левитана «Над вечным покоем», где в маленькой церквушке горит едва заметный вечный огонь надежды.

Заключение

Картины художников передвижников являются не единственным, но очень важным источником для характеристики исторического периода второй половины XIX века. Перед нами историческая эпоха, созданная в образах глазами современников.

Используя картины, мы получили новые исторические знания. Определили политический строй Российской империи, узнали о проведенных правительством реформах и их результатах, о социальной структуре населения России, о деятельности революционных народников, о православной вере русского народа и отношении к духовенству народа. Картины показывают злободневные социальные явления, такие, как пьянство и детский труд. Картины являются важнейшим источником для описания быта и одежды. Нравственно-патриотическое влияние на зрителя оказывают пейзажи.

Данное исследование «Картины художников передвижников, как исторический источник» может быть использовано при изучении истории второй половины XIX века. Также имеет практическую направленность для использования в качестве электронного мини-музея по живописи художников передвижников.


Литература

1. Иванов Б.А.»Рассказы о русских художниках», издательство Москва, «Просвещение», 1988г.

2. Островский Г.С. «Рассказ о русской живописи», издательство «Изобразительное искусство», 1987 год.

3. Раздобреева И.В. «Левитан», издательство «Аврора», 1971 год.

4. Палькин Н. «О, Волга», издательство «Молодая гвардия», 1985 год.

5. Розенвассер В.Б. «Беседы об искусстве», Москва, издательство «Просвещение», 1979 год.

6. «Изобразительное искусство», издательство «Мир книги», Москва, 2005 год.

7. «Русское искусство», часть 3, Москва, издательство «Просвещение», 1989 год.

8. «Энциклопедический словарь юного художника», Москва, издательство «Педагогика», 1983 год.

9. Емонохова Л.Г. «Мировая художественная культура», Москва, издательство «Академия», 2000 год.

10. Журнал «Юный художник», Москва, издательство «Молодая гвардия» №1,8-1982 год; №10-1983 год, №10-1993 год.

11. «Шедевры Государственной Третьяковской галереи», Москва, издательство «Трилистник», 2003 год.

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24