Центральный Дом Знаний - "Окна" в отечественной живописи

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2654

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

"Окна" в отечественной живописи

Содержание



стр.

  1. Введение:

    1. Обоснование выбора темы.

    2. Обзор литературы.

    3. Цель и задачи работы.

  2. «Окна» в некоторых произведениях отечественной живописи:

    1. «Пионы» Д.А.Налбандяна и «Ожидание» Ю.И. Пименова.

    2. «Всюду жизнь» Н.А.Ярошенко и «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого.

    3. «Вузовки» К.Н.Истомина и «Утро» Т.Н.Яблонской.

  1. «Психологический» взгляд на окна:

    1. Тест «Дом – человек – дерево».

    2. Результаты тестирования в 5В классе.

  2. Заключение: «Психологический» подход к анализу живописных «окон»

  3. Литература

  4. Приложение


3




4

4

4


5

7

7

7

9


10

11

1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы

Люди любят заглядывать в чужие окна. Может из любопытства, может почему-то еще. Окна – это наши символы, знамена. Та часть нашей жизни, которую любой может увидеть. Мы их не прячем, не считаем это нужным, а ведь окна так много могут рассказать про нас. Они загораются голубоватым свечением телеэкранов, когда нам скучно или страшно. Просто мы уже привыкли, когда плохо – включать телевизор и засыпать под его успокаивающее бормотание. Порой окна горят всю ночь – мы боимся темноты или не хотим спать. Некоторые, понимая, чем для нас являются окна, делают себе фальшивые знамена – на окне в идеальном порядке стоят горшки с цветами, а в душе - кавардак. Все реже наши окна доверчиво распахнуты настежь, и это обидно, ведь окна почти всегда отражают состояние нашей души.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось посмотреть, как и что изображают художники. Чем являются для них окна. Только ли объектом изображения, или они несут еще какую-то смысловую нагрузку?

1.2. Обзор литературы

Большинство материала для своей работы я нашла в Интернете. Это были, в основном, справочные сведения о художниках. Немного рассказывалось об их работах. Мне удалось получить достаточно хорошего качества иллюстрации.

Кроме того, благодаря альбому «ГТГ» [] я смогла отобрать пары в чем-то похожих или, наоборот, контрастных картин.

1.3. Цель и задачи работы

Цель моей работы – попытаться понять роль окон в жизни человека и отражение этого в искусстве живописи.

Задачи работы:

  1. Попытаться проанализировать живописные работы, в композиции которых встречаются окна.

  2. Провести психологическое тестирование учеников средних классов с целью выявления основных закономерностей восприятия окон.

  3. Провести вторичный анализ живописных работ с учетом выводов тестирования.


2. «Окна» в некоторых произведениях отечественной живописи

2.1. «Пионы» Д.А.Налбандяна и «Ожидание» Ю.И. Пименова

Вы замечали, как часто художники рисуют окна на своих полотнах? Возможно, это дополнительный штрих к настроению героя, изображенного на картине, возможно, что-то связанное с судьбой самого художника.

Посмотрите на картины «Пионы» Д.А.Налбандяна и «Ожидание» Ю.И. Пименова. Они такие разные, и так ясно похожи, будто это одна и та же картина, но художник рисовал первую, когда у него на душе было радостно, хорошо и легко, а другую – когда все неладилось и казалось безнадежным. А ведь, по сути, изменились лишь две детали! Вместо букета свежих, красивых пионов появился телефон с лежащей на столе трубкой, и резко изменилось окно. Из открытого, дарящего свет, оно превратилось в унылое, со стекающими по нему слезами дождя. И сразу поменялось настроение всей картины, и сразу стало на душе грустно и уныло.

То же порой происходит и в реальности, ведь человек совсем по-разному себя чувствует, когда льет дождь и когда светит солнце. Даже нарисованный на картине дождь за окном, влияет на нас.

Окна на картинах – точно ниточка, связывающая реальность и изображение. Наше подсознание великолепно понимает, что изображение нереально, но вот, что окна выходят тоже не в реальный мир, оно понимать отказывается. Поэтому полотна, на которых изображены окна, кажутся мне более реалистичными, нежели другие. Давайте рассмотрим еще несколько картин, на которых изображены окна.

2.2. «Всюду жизнь» Н.А.Ярошенко и «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого

Следующей парой будут картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь» и картина Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». Вроде бы и тематика у картин одна – неволя, и грустно становится, когда на эти картины смотришь. Но вот грустно – по-разному.

Когда смотришь на картину Ярошенко, грусть светлая, легкая, без ощущения безысходности. Малыш, кормящий голубей, улыбается, а ведь дети очень тонко чувствуют настроение окружающих людей. Значит – все не так уж плохо. Значит – есть надежда. И голуби (вспомним библейские сюжеты!) попали на картину не случайно. Они – символ жизни.

А вот на картине «Княжна Тараканова» живописец изобразил каземат в Петропавловской крепости, за стенами бушует буря, высоко поднялись воды разъяренной Невы, началось наводнение... Вода уже врывается в темницу. На кровати стоит прислонившаяся к стене красивая, грациозная женщина. Она в отчаянии, близок ее смертный час. Мокрые крысы выбираются из воды и ищут спасения на постели узницы. Вот где безысходность, вот где отчаяние. Лишь чудо может спасти жизнь этой молодой, красивой девушки. А чуда не случится. Слишком ясно это понимает любой смотрящий на картину. И омерзительные крысы, соседство которых совсем не смущает уставшую от своих страданий «княжну», и бушующие за разбитым окном каземата волны Невы уверенно говорят нам об этом. Только грустный, прощальный луч солнца, заглянувший в окно, наполняет картину светом. Но он не убивает мрак, а лишь делает его ярче.

Окно, а точнее решетка, на картине Ярошенко – абсолютно типичная, ничем не примечательная, поэтому картина и не производит того мучительного впечатления неволи, как «Княжна Тараканова». На этой картине окно разбито, а значит, окружающий мир потерян для «княжны». На картине «Всюду жизнь» ребенок, находящийся за решеткой, кормит голубей живущих на свободе. Значит он и мир – вместе.

Разные окна, изображенные на разных картинах, создают разные настроения. А ведь и то и другое – окна тюрем, глядящие на другой, свободный мир.

2.3. «Вузовки» К.Н.Истомина и «Утро» Т.Н.Яблонской

Прежде чем рассматривать другую пару окон, я расскажу вам об авторах этих картин.

Живописи Константин Николаевич Истомин учился в Германии, в Мюнхене, у известного венгерского живописца и педагога Ш. Холлоши (1906-09). Потом в Москве, вместе со своим мюнхенским соучеником В. А. Фаворским, осваивал историю искусств в университете (1909-13). Холлоши учил насыщенной, внутренне сложной простоте, цельности живописного восприятия мира. Эта школа очень многое дала Истомину. С начала 1920-х гг. и до конца жизни он тоже преподавал живопись в художественных вузах - во ВХУТЕМАСе - Вхутеине (1921-30), в Московском полиграфическом институте (1930-39), МГХИ (1937-42).

Истомин умер в эвакуации, далеко от дома, и работ его сохранилось не много. В основном это строгие и точные этюды с натуры, пейзажные или изображающие женскую модель в интерьере: «В комнате у окна» (1928), «Читающая женщина», «Портрет Лидии» (обе 1931). Эта живопись не повествовательна: цвет и свет, передающие непосредственную остроту восприятия жизни, - вот главные «герои» и основные «события» холстов и акварелей Истомина.

Работы Татьяны Ниловны Яблонской уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью. И женщиной она была уникальной – успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, рожать детей… И при всем этом Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры – каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками, на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.

Такие вот два совсем разных автора.

«Вузовки» Истомина – лучшая и наиболее известная его работа. На ней изображена уютная комната с большим квадратным окном в темно-зеленой стене, за ним - розово-жемчужный (по контрасту с глубоким, сильным цветом внутри) зимний город. Против света - изящные силуэты двух девушек в черном, занятых чтением. На первый взгляд - бытовой жанр, картина на "домашнюю" тему. Но смысл довольно большого, широко и смело написанного холста явно не в подробностях рассказа, не в характерах девушек (о них мы ничего конкретного не узнаем), не в их занятиях. Он в чем-то ином, менее определенном, но более общем... Наверное, в какой-то определенности. Ведь девушки уже выбрали свою судьбу, они знают, что будет в их жизни раньше. Заснеженный город за закрытыми окнами кажется олицетворением обыденности. И нет на картине ни одного яркого пятна. Только серый, будничный день.

Совсем не похожа она на картину «Утро», которая точно соткана из ярких солнечных лучей, пронизана хорошим настроением и заставляет смотрящего на него, улыбнувшись, вспомнить свое детство. Все ясно и чисто на этой картине. Мила девчушка, делающая зарядку, доверчиво распахнуто даже не окно, а дверь на балкон. Утренний свет просто заливает комнату. Кажется, еще немного – и немного и мы услышим щебетание птиц на улице. И окно – это душа девчушки, добрая и светлая, купающаяся в ласковых солнечных лучах. И хочется верить, что ее окно останется открытым, а на смену веселому лету за окном никогда не придет сдержанная, суровая зима.

3. «Психологический» взгляд на окна

3.1. Тест «Дом – человек – дерево»

Нарисованные нами окна очень многое могут о нас рассказать. Так считают и психологи. Например, в знаменитом тесте «Дом – человек – дерево» окнам отводится важная роль. Они рассказывают об отношении человека к окружающему миру.

Окно – это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя человек может проявить свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем их не рисует или, изображая дом, не рисует окон на первом этаже. Порой, враждебно настроенные по отношению к окружающему миру, люди все же рисуют окна, дополняют их ставнями, штриховкой, занавесками или шторами.

Если окна, нарисованные на первом этаже, расположены в конце, то человек испытывает отвращение к межперсональным отношениям и имеет тенденцию к изоляции от действительности. Окна не нарисованы на первом этаже, но нарисованы на верхних этажах или на чердаке – «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

А если окна сильно открыты, значит, субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна сильно закрытые (или занавешенные) – озабоченность взаимодействия со средой (если это значимо для субъекта).

3.2. Результаты тестирования в 5В классе

Описанный выше тест «Дом – человек – дерево» был предложен ученикам 5В класса нашей гимназии. И вот какие результаты мы получили (см. некоторые рисунки в Приложении):

Высоких Наталья рисует окна, украшенные занавесками и цветами, значит, она старается сделать общение максимально приятным и комфортным для собеседника. Чердачное окно – символ способности к мечте.

Дружкова Дарья нарисовала дом с однотипными окнами и написала, что хочет жить в небоскребе в пентхаусе. Мне кажется, что она обладает однобоким, типичным, лишенным индивидуальности мышлением.

Бобков Олег уделил большое внимание разным типам окон, это показывает либо большой круг интересов и общения, либо стремление к этому.

Гилевич Виталий изобразил многоэтажный дом, с множеством окон, показывающих его готовность к контактам. Окно на чердаке означает склонность к мечтательности.

Огарков Женя нарисовал дом трехэтажный дом без окон на первом этаже, но с множеством окон на верхних этажах, это значит, что между реальной жизнью Жени и его жизнью в фантазиях пролегает «пропасть».

У Нечунаева Антона окон нарисовано мало, но они большие, мне кажется, что это показывает его склонность не к мимолетным контактам, а к серьезным межперсональным отношениям.

Дмитриев Владимир изобразил уютный дом на берегу моря. Окна без занавесок, значит, Владимир не старается приукрасить свои отношения с окружающими. Окно на чердаке – это неограниченность фантазии Владимира.

Менщиков Борис либо очень общителен, либо стремится к этому (он нарисовал много окон). Полукруглое окно под крышей – склонность к фантазиям.

Каргаполов Антон хотел бы жить в многоэтажном доме. На мой взгляд, его взгляды немного консервативны.

Тимофеев Илья изобразил дом, увитый плющом, с множество окон, которые показывают его готовность к контактам. Несколько окон на чердаке символизируют мечты Ильи.

Певцов Андрей нарисовал много красивых окон. Значит, он любит общение и в своих отношениях с другими людьми старается сглаживать острые углы.

Бидямшина Юля нарисовала маленький домик с тремя окошками. Окон не много и не мало, они ничем не украшены. Мне кажется, отношения Юли с окружающими можно охарактеризовать словом умеренные.

Валькова Ольга окна нарисовала в конце первого этажа, это символизирует отчужденность и некоторое отвращение к межперсональным отношениям, возможно заносчивость. В то же время окно на чердаке говорит о мечтательности Оли.

Для того, чтобы понять, насколько правдивыми оказываются результаты анализа окон, мы с психологом провели этот тест параллельно с другими тестами. Проведенная нами работа показала, что результаты тестов идентичны в главном, а различаются лишь в мелочах. Значит теперь мы с полным правом можем воспользоваться психологическим подходом к анализу нарисованных окон.

4. Заключение: «Психологический» подход к анализу живописных «окон»

На картине Ярошенко «Всюду жизнь» большое окно зарешечено, это говорит нам о том, что герои испытывают чувство отчужденности по отношению к окружающему миру. Но на окне изображена лишь решетка, стекла нет, и это сохраняет связь между свободным миром и заключенными.

Флавицкий, изображая заключенную княжну Тараканову, рисует на картине высокое, зарешеченное окно, в которое бурным потоком вливается ледяная вода. То, что окно разбито, означает, что княжна замкнута и полностью ушла в себя человек, и действительно, как иначе может чувствовать себя человек, приговоренный к смерти. Страшно и тоскливо, когда смотришь на эту картину, ведь нужно быть абсолютно черствым и бесчувственным человеком, чтобы не посочувствовать бедняжке-княжне, и не почувствовать сильного, подавляющего влияния этого разбитого окна.

Большое, сильно открытое окно (а скорее даже дверь) на картине Яблонской «Утро» говорит о непосредственности, наивности, прямоте девочки, изображенной на этой картине. Яркое и светлое оно – параллель к характеру девчушки.

На картине Истомина «Вузовки» нарисовано сильно закрытое окно, обозначающее озабоченность взаимодействием с окружающей средой. Мне кажется, что это действительно так, ведь девушки – одиноки, проводят время в компании с книгами.

Окна дают очень четкие характеристики настроению и характеру изображенных героев. Разумеется, художники не подбирают окна специально по психологическим характеристикам, я считаю, что они это делаю чисто интуитивно, на уровне подсознания. Получается, что в каждой картине с изображением окна, содержатся две картины: основная, которую видит почти каждый, и картина, которую «рисуют» для внимательных людей окна. Разве после этого можно сказать, что роль окон в живописи незначительна?.

5. Литература

Государственная Третьяковская Галлерея. История и коллекции. – М., 1983.

  1. Серия «Мировая Энциклопедия Биографий». – М., 1989.

Loading

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24