Центральный Дом Знаний - Роль музыки в жизни человека в различные эпохи 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роль музыки в жизни человека в различные эпохи 1

Мы знаем, что народная музыка в те времена по традиции передавалась от поколения к поколению устно, «из уст в уста». Культовая музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными, или крюковыми. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач музыкальной науки. Крюковые рукописи XI-XVI веков большей частью еще не расшифрованы.

В XVII веке музыкальная культура нашей страны, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это было время, когда наряду с традиционными жанрами музыкального искусства активно рождались новые жанры и формы. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на смену пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль «партесного пения». Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.

Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни (лат. cantus-пение, напев, песня). Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление исторических личностей, выражение человеческих чувств. Пели их небольшие ансамбли.

Самой сложной формой русской музыки XVII века был хоровой «духовный концерт». Слово «концерт» означает «соревнование», или, как говорили тогда, «борение». Кто же «боролся» в этом пении? Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. А иногда одна хоровая партия как бы вступала в спор с другой – альты с дискантами или тенора с басами. Но чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколько хоров.

Но точнее будет сказать, что они не состязались, а разговаривали между собой. Духовный концерт представлял собой диалог, а не борьбу хоров. Очень часто создавался эффект эхо. Певцы «разговаривали» пением, музыкой. Это был особый разговор, душевный, идущий от сердца. Представьте, во время концерта певчие выстраивались похорно, один хор на небольшом расстоянии от другого. Получался стереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно «противозвук»). Причем в таком пении русские певчие достигли огромных вершин. Композиторы писали концерты для трех и более четырехголосных хоров.

Из всего сказанного следует, что музыка в Древней Руси жила во всех слоях населения: и бедных, и богатых. Русский человек всегда жил не столько разумом, сколько душой. А душа «просила», «требовала», «приказывала» петь, страдать, сопереживать.
§ 4. Первые музыкальные инструменты.

Арфа – один из самых древнейших инструментов мира. Трудно назвать родиной арфы какую–нибудь одну страну: ее изображения обнаружены при археологических раскопках во многих странах Древнего Востока. Арфу считают прародительницей большинства народных струнных щипковых инструментов. Ее любили в древнем Египте, в Ассирии, в Греции, в Риме. В средние века она стала аристократическим инструментом, проникнув в королевские и царские дворцы и знатные салоны.

Ни один из инструментов не мог соперничать с внешней отделкой арфы. На выделку инструментов для особо богатых салонов шло красное, ореховое и даже лимонное дерево. Арфа украшалась позолотой, ценной инкрустацией, цветной живописью.

Волшебным инструментом называли арфу, восхищаясь ее нежным переливающимся звучанием.

В России арфа появилась около 200 лет тому назад, но на территории нашей многонациональной страны инструменты типа арфы известны с глубокой древности.

Современная арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. У нее от 45 до 47 струн разной длины и толщины, натянутых на треугольную рамку.

Возможно, найдутся люди, которые не видели арфы или органа, литовского канклеса или чувашского кёсле и не слышали, как они звучат, но можно с уверенностью сказать, что человека, не видевшего фортепьяно, не найти. Когда же появился этот инструмент? Кто его изобрел? Почему именно он стал «царем всех инструментов», как назвал его композитор А. Г. Рубинштейн?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется отправиться в Древнюю Грецию, где музыка считалась величайшей силой. Например, Пифагор считал, что числовые соотношения – источник гармонии космоса, в котором каждая из небесных сфер характеризуется определенной комбинацией правильных геометрических тел и звучанием определенных музыкальных интервалов. Чтобы услышать эти соотношения, Пифагор взял четырехугольный ящик, разметил его стенки, укрепил внутри струну, сделал подвижную перекладину и назвал этот прибор монохордом (от лат.monos – один, horda – струна). Передвигая и прижимая к различным точкам перекладину, слушая, как изменяется звучание, Пифагор производил свои акустические опыты.

С течением времени количество струн на монохорде увеличивалось. Извлекая звук из такого инструмента, музыкант либо щипал струны, либо ударял по ним специальной палочкой – плектром. К средним векам струн насчитывалось уже около тридцати – играть становилось труднее. Поэтому была приспособлена клавиатура по примеру органа, который в это время был уже многозвучным клавишным инструментом. Так появился клавикорд с мягким, нежным звуком, легкий и удобный. Звук в нем добывался касанием струны маленьким гвоздиком, закрепленным на клавише. Позднее гвоздик заменили латунной пластинкой. На этом инструменте играл и Николай Ростов, и пушкинский Ленский: «Садился он за клавикорды и брал на них одни аккорды».

Клавикорд существовал долго. Однако тихое звучание его постепенно перестало удовлетворять запросы общества. Он не годился для больших салонов, где собирались любители музыки.

Появился клавесин, звук которого оказался гораздо сильнее и ярче. Мастера присоединили клавиатуру к цимбалам, между клавишами и струнами установили специальные толкатели с язычками из птичьих перьев, которые щипали струны, когда музыкант нажимал клавиши. По сравнению с клавикордом звук клавесина получался более суховатым, жестким, но зато более громким, звонким.

А пытливые мастера продолжали свои поиски.

И вот в 1711 году (по другим сведениям – в 1709) итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый музыкальный инструмент, в котором впервые была применена молоточковая техника. Назвал Кристофори свое детище «гравичембало коль пиано е форте», то есть клавесин с тихим и громким звуком.

Примерно в то же время независимо друг от друга итальянские мастера, а также немецкие и французские изобретают такую же систему, совершенствуют ее, увеличивают количество струн, применяют разные материалы для обивки молоточков, устанавливают две педали для ног, благодаря которым звук мог приглушаться или, наоборот, продлеваться путем освобождения струн от глушителей. В конце концов инструмент удовлетворил все требования знаменитых композиторов и исполнителей, которые тоже вносили свои поправки, и одержал полную и безоговорочную победу над клавесином, клавикордом и органом. Теперь в домашнем кругу клавикорды и клавесины уступили место пианино, а на театральных и концертных сценах– роялю.

§ 5. Музыка в жизни великих людей.

Сын Л.Н. Толстого Сергей Львович Толстой, композитор и музыковед, пишет в своих воспоминаниях, что он не встречал в жизни человека, так сильно чувствующего музыку, как отец.

Музыкально одаренный, как все Толстые, Лев Николаевич был воспитан в атмосфере культа музыки; в доме играли и пели почти все: мать и отец, многочисленные гости, братья и сестры, крестьяне Ясной Поляны, шумная дворня.

Совершенно особое место в музыкальном мире Толстого с детства занимали народные песни. Толстой очень любил, когда его дочери Таня и Маша пели ему яснополянские песни.

В 90-х годах Толстой собрал и записал яснополянские мелодии и послал их Чайковскому для обработки. Правда, не имея музыкального образования, Толстой записал их довольно неумело, на что указал ему Петр Ильич в своем ответном благодарственном письме. Между Чайковским и Толстым завязалась переписка. Многие мысли Толстого о музыке были близки Петру Ильичу. В одном из писем к П.И. Чайковскому Толстой написал: «Музыка – высшее в мире искусство».

Музыкальное образование Толстого было домашним, любительским – он много музицировал, аккомпанировал приезжающим в гости певцам, играл с женой, также страстно любившей музыку, в четыре руки, даже сочинил вальс, впоследствии записанный Гальденвейзером.

Музыка доставляла Толстому физическое наслаждение. В этом сходятся все, кто видел его слушающим музыку. «Я, ложась спать, - говорил сам Толстой, - снимаю сапог, а из него выскакивает какой-нибудь мотив». Эта власть музыки над душой очень сильно занимала великого писателя. Со свойственным ему упорством стараясь докопаться до скрытого смысла всякого переживания, всю жизнь он пытается понять, определить, что же такое музыка, в чем ее сила. В разные периоды своей жизни он определяет ее по-разному:

«Музыка – это стенография чувств». «Искусство есть деятельность человека, состоящая в том, что один человек внешними знаками передает другим испытываемые им чувства». «Что это за страшная сила, музыка?!». «Музыка есть воспоминание о том, чего никогда не было». Под конец жизни в его дневниках все чаще встречается определение музыки, данное немецким философом Иммануилом Кантом: «Музыка – это наслаждение, чуждое долгу». И, наконец: «Но музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве».
1. Репин и музыка.

«Каждый вечер девки тут, собравшись, поют песни, играют в лапту, а мы около бегаем… тетя Груня сейчас же затягивала какую-нибудь старинную песенку, и вся родня скоро была в родственных слезах восторга и пела хором». Эта впечатление от чистой красы протяжной и широкой, как Волга, русской народной песни Илья Ефимович Репин сохранил на всю жизнь.

Вспомните репинских бурлаков, согнувшихся от тяжкого своего груза, их утомленные мужественные лица; так и кажется, что сейчас запоют они знаменитую бурлацкую песню «Эй, ухнем!», чтобы помочь себе тянуть тяжелую лямку.

Музыка согревала всю жизнь великого художника. Репин признавался, что из всех искусств музыка была самым его любимым. Когда он, сын военного поселенца из небольшого городка Чугуева на Харьковщине, попал в Петербург, то в свободную от занятий в Академии художеств минуту забирался на хоры Дворянского собрания, где тогда проходили симфонические концерты, и с замиранием сердца погружался в неведомый ему дотоле мир симфонической музыки.

Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Лист, Антон Рубинштейн – всех этих замечательных композиторов запечатлел на своих портретах Илья Ефимович Репин.

Некоторые музыкальные впечатления рождали у художника настолько горячий отклик, что вызывали непосредственное зрительное, живописное ощущение. Так, Репин вспоминал, что симфония Римского–Корсакова «Антар» натолкнула его на образ царя Ивана IV. «Эти звуки овладели мною, - признавался художник впоследствии, - и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване…». Так под воздействием образов музыкальных, - а средние части симфонии дают звуковое воплощение образа мстительной, жестокой власти – родилась идея одного из сильнейших созданий русской живописи.

2. Прокофьев и Шекспир.

Более тридцати лет продолжается на сцене жизнь балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Постановка эта состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Вскоре после этого балет Прокофьева зазвучал на сцене Большого театра СССР, во многих театрах мира.

История любви Ромео и Джульетты (Шекспир заимствовал эту историю из старинных итальянских хроник) еще раз была рассказана музыкой: до того она становилась темой для очень многих музыкальных произведений – мы знаем оперу Гуно, симфонию Берлиоза, увертюру–фантазию Чайковского… Каждый из этих композиторов раскрыл историю по-своему. Казалось, трудно было сделать что–то новое. Но Прокофьев сумел так передать главное – живой дух трагедии Шекспира, что его балет составил едва ли не эпоху и в истории музыки, и в истории театра, и в истории жизни шекспировских образов. Трагедию веронских влюбленных, живших много лет назад, композитор передал музыкой вполне современной, музыкой сегодняшнего дня, но передал так, что мы переживаем очень старую историю как свою – радость Ромео и Джульетты мы воспринимаем так, словно с ней умирает наша юность.

Такова сила прекрасной музыки, о которой не скажешь словами. Но, слушая балет, вы навсегда запомните тему любви Ромео и Джульетты – это светлая и широкая мелодия, открывающая Вступление, полюбите веселую, дразнящую тему Джульетты-девочки, танцы на балу у Капулетти… Мы так и ощущаем спектакль – благодаря необыкновенной мощи фантазии композитора, театр стал жизнью.



Глава II. Современная музыка. Какая она?

Сейчас, в наше время, музыка звучит, пожалуй, всегда и везде. Мы не мыслим себе даже в будние дни жить без музыки. Современная музыка чрезвычайно разнообразна: классика, поп-музыка, рэп, рок, металл, кантри и т. д. список может быть большим. Наверное, все музыкальные вкусы могут быть удовлетворены. Множество жанров, существующих сейчас, не позволяют говорить о том, что один из них лучше, а другой хуже. Каждый возраст предпочитает свою музыку. И даже среди людей одного поколения могут быть разные музыкальные пристрастия.

§ 1. Роль музыки в жизни моих сверстников.

Среди моих сверстников немало людей, любящих разную музыку. Все мы слушаем современные мелодии и ритмы, и предпочтение отдаем чему-то одному. Но не все можем играть на каких-либо музыкальных инструментах, а ведь собственное исполнение облагораживает человека, делает его глубже, культурнее, нравственнее. Кроме того, мы знакомимся с классической музыкой, созданной талантливыми музыкантами. Их творения живут в веках. Однако мои сверстники предпочитают громкую музыку в стиле рэп и поп. Из 70 учащихся 9 и 11 классов только 10% интересуются классической либо духовной музыкой. Остальные предпочитают слушать рэп, рок, поп, джаз. На музыкальных концертах молодежь бывает редко, от случая к случаю, один-два раза в год. Нет обычая петь в семье, всем вместе. Ограничиваются застольными песнями. Анкетирование учащихся 9, 11 классов показало следующее:


  1. Какую музыку вы любите слушать?



класси-ческую

металл

рэп

рок

поп

кантри

духовную

джаз

мелодии

телеф.

звонков

громкую



9 классы


9

7

31

10

19

0

2

2

6

10

11 классы

3

2

12

5

10

1

0

1

0

9


  1. Когда последний раз вы были на музыкальном концерте?



год

назад

6 мес.

назад


1 мес.

назад

вчера


очень

давно


летом



никогда

2 года назад

9 классы


2

1

11

3

2

4

18

0

11 классы

7

0

5

0

3

3

2

2


3. Музыкальна ли ваша семья?


часто

что-то

напевают

песни

исполняются

только

во время

застолья

никто не

поет, не

слушает

музыку


я закончил

муз. школу




9 классы

34

5


7



6



11 классы

16

7

1


1




4. Назовите хотя бы одного русского композитора и его произведение.


композитора

и произведение

только композитора


не назвали

неверно

9 классы

37

19

4

4

11 классы

12

0

6

3


Заключение.

Роль музыки в жизни человека огромна! Она была на протяжении всей истории человечества. Появившись на заре существования человеческого общества в виде гортанных звуков, она в течение долгого времени трансформировалась и оттачивалась человеком, уже не мыслившим себя без музыки. Человек стремился выразить себя, свою сущность по-разному: кистью, пером, звуками. И если кисть с пером – принадлежность индивидуального самовыражения, то звуки музыки – это то, что объединяет людей, примиряет, заставляет сопереживать.

Музыка неощутима и неуловима, как время. Она одновременно и возникает, и исчезает в пространстве. Но музыка при этом не только развлекает – она врачует, трудится, борется за правду и честь.

Никто не властен над временем, оно вечно! Так же вечна и музыка.

Библиография


  1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (В мире мудрых мыслей). – М., 2000.

  2. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. Маленькая энциклопедия/Художник В. Белан. – М., 1986.

  3. Домрина Е. «Беседа о музыке». Пособие для учащихся 8-10 кл. национальных школ.- Ленинград, 1982.

  4. Колосова Н. «Здравствуй, музыка» Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969.

  5. Левашева Г. «Музыка и музыканты». - Ленинград, 1969.

  6. Левашева Г. «Второе рождение музыки» . - Ленинград, 1966

  7. «Музыкальная литература. Русская музыкальная классика» М. Сорникова. - Ростов на Дону, 2005.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 57000 слов. М., 1984.

  1. Очаковская О. «Книга о музыке». – М., 1971.

  2. Я познаю мир. Музыка. Детская энциклопедия. А.С. Кленов. – М., 1999.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24