Центральный Дом Знаний - Афроцентризм

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2668

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Афроцентризм

Афроцентризм, расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель — реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в начале 1980-х гг. в среде афроамериканской интеллигенции. С момента своего возникновения А. претендует на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства, руководством к действию и методологией научных исследований.

Идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине XIX в. в Америке. Тогда же Эдуард Блайден — западноафриканский просветитель, государственный деятель — заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о её особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом часто ставил африканца в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности,индивидуализме, материализме европейцев. Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х гг., эти идеи получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Леопольд Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Эме Сезер. Негритюд особенно был популярен в 1950—1960-х гг. и стал идейной основой движения «Black is beautiful».

В США зародилось явление «чёрного сепаратизма» — комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых. Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале XIX в.) и отмены рабства (1863). В начале 20-х гг. XX в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 г. афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация ислама», существующие и поныне, цель которого — создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке.

Росту развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.

Главным теоретиком А. стал Молефи Кете Асанте, директор Программы афроамериканских исследований Университета Темпл (Филадельфия). В своих работах «Афроцентризм: теория социальных перемен» и «Афроцентристская идея» он впервые заявил, что афроцентризм — это идеология африканцев, живущих на континенте и за его пределами, в том числе афроамериканцев, которые, как и все, должны помнить и чтить свою историческую родину.

Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям, цель которых — развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников А., покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию. В первой половине и середине XX в. афроамериканский ученый У. Дюбуа и сенегальский историк Ш. А. Диоп одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негроафриканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия.

Суть афроцентристской концепции истории — первенство негро-африканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют высокоразвитой древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, именно негроафриканцами. Кроме того, «среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, … Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай» (М. К. Асанте).

Афроцентристы настаивают на огромном влиянии негроафриканской культуры на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной Западной цивилизации. Так, М. Бернал утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций, а И. Ван Сертима — распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности. Говорится и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождении других рас от негроидной.

Исследования африканских ученых значительно увеличили источниковую базу по истории Африки. Но их тенденциозные, недостаточно обоснованные заявления имеют не научную, а идеологическую направленность.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24