Центральный Дом Знаний - Курсовая работа на тему «Управление государственными внебюджетными фондами»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа на тему «Управление государственными внебюджетными фондами»

стр.: 1  2  3

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов……..5

1.1. Понятие государственных внебюджетных фондов, их

возникновение, правовая основа и источники формирования…………5

1.2. Классификация внебюджетных фондов…………………………….7

2. Виды и функции социальных внебюджетных фондов………………11

2.1. Пенсионный Фонд Российской Федерации………………………...11

2.2. Фонды социального страхования Российской Федерации

и обязательного медицинского страхования Российской Федерации…21

2.2.1. Фонд социального страхования Российской Федерации………...21

2.2.2. Фонд обязательного медицинского страхования ………………...27

Заключение…………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………...37

Введение

Переход России от планово-распределительной экономики в рыночную обусловил на практике децентрализацию и ослабление роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Изменения произошли как в содержательном, так и в организационном аспекте структурирования хозяйственного механизма, в итоге модернизировалась и финансовая система и прежде всего ее центральное звено — общегосударственные финансы. В результате названных перемен возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, были закреплены законодательно, и теперь в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из трех уровней и включает бюджеты (федеральный, региональные и местные) и государственные внебюджетные фонды, которые могут формироваться Федерацией, а также её субъектами [2].

Поскольку, согласно Конституции РФ, собственность Федерации и её субъектов является государственной [1], то и внебюджетные фонды, формируемые на указанных выше уровнях, называются государственными.

Актуальность темы. Функционирование государственных внебюджетных фондов – относительно новое явление для постперестроечной России, в этой связи возникает как непонимание большей частью населения их предназначения, так и проблемы с управлением на государственном уровне.

Цель работы: изучение управления государственными внебюджетными фондами.

Объект работы: деятельность государственных внебюджетных фондов РФ.

Предмет работы: процесс управления государственными внебюджетными фондами РФ.

С учетом цели, объекта и предмета в работе предполагается решение следующих задач:

дать общую характеристику государственным внебюджетным фондам;

рассмотреть деятельность социальных внебюджетных фондов;

осветить особенности функционирования экономических внебюджетных фондов.

Для выполнения работы были использованы следующие источники: Конституция РФ и другие законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность внебюджетных фондов; научные исследования и статьи периодической печати, освещающие поставленные в работе вопросы, а также учебная литература, справочные материалы и ресурсы Интернет-сайтов.

1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов

1.1. Понятие государственных внебюджетных фондов, их возникновение, правовая основа и источники формирования

Государственные внебюджетные фонды на сегодняшний день – это составная часть современной финансовой системы России, представляющая собой фонды денежных средств, образованных вне бюджета и бюджетов субъектов России и предназначенных для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не утверждались представительным органом и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях. Правительство также имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы [25, с. 102].

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать эти потребности от значительного недофинансирования.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.).

В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался следующими Законами Российской Федерации [26, с. 28]:

1) «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г.);

2) «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.);

3) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 12 августа 1995 г.);

4) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (от 23 сентября 1997 г.);

5) Бюджетным кодексом РФ (от 31 июля 1998 г.);

6) законодательными актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды.

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований, но является автономными. Они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами [2].

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;

иные не запрещенные законом поступления [12, с. 504].

Значительная часть внебюджетных фондов — юридические лица, но некоторые из них — это лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим структурам).

1.2. Классификация внебюджетных фондов

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам [17, с. 202]:

Пенсионному фонду РФ (ПФ РФ);

Фонду социального страхования РФ (ФСС РФ);

Государственному фонду занятости населения РФ (ГФЗНРФ).

Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

дорожные (федеральный и территориальные) фонды;

воспроизводства минерально-сырьевой базы (федеральный и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.

В состав бюджета они включатся отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды помимо деления по принадлежности и инстуциирования в зависимости от решаемых ими задач можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем [17, с. 205].

1) В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.

Более подробная классификация внебюджетных фондов может быть представлена в виде последующего их подразделения по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает следующие фонды: инвестиционные, валютные, дорожные и другие, социальные фонды охватывают фонды социального страхования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и прочие.

2) В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд регионального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

3) По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).

Возникновение института внебюджетных фондов не получило однозначной оценки, возможно, вследствие их классификационной разнородности. Не случайно уже в законе о бюджете на 1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде целевых бюджетных фондов. Так же по-разному воспринимаются специалистами и итоги деятельности данных фондов.

Столь же противоречиво выглядят и рекомендации по дальнейшему их развитию и управлению. Так, по мнению некоторых специалистов существующая форма акционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджетной. Указанные фонды, на их взгляд, являются специфическими функциональными бюджетами. Разница лишь в том, что обычные бюджеты функционируют в административно-территориальных рамках, а Пенсионный фонд – в рамках определенной функции. В связи с этим достаточно принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды, иными словами – образовать целевые бюджетные фонды. Тогда бы не потребовалось создавать автономные внебюджетные фонды.

Отдельные внебюджетные фонды тяготеют к страховым фондам и хотя на данный момент ими не являются, динамика изменений не вызывает сомнений – в недалеком будущем они утратят бюджетную природу. С другой стороны, часть внебюджетных фондов изначально ничего общего не имела с бюджетами как по источникам доходов, так и по механизму их аккумуляции, а также организационно-правовой структуре управления средствами и другим признакам. Это, например, внебюджетный фонд развития жилищного строительства или некоторые отраслевые фонды, образованные на добровольных началах [15, с. 87].

Из всего этого следует, что внебюджетные фонды как субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюджетной формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определенными условиями, их предопределяющими, или отсутствием таковых.

Таким образом, под внебюджетными фондами понимают систему самостоятельных финансовых организаций, финансирующих вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет обязательных страховых взносов, прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом, банковских займов и других не противоречащих закону действий. До 2010 года внебюджетные фонды пополнялись ещё и за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога, который на настоящий момент уже не взимается (утратившего силу с 2010 года), Управление деятельностью государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным законодательством, а фондов местного уровня – местным законодательством, не противоречащим федеральному.

В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ. На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды. Кроме того, классификация фондов осуществляется в зависимости от целей функционирования, длительности функционирования и объема охватываемых проблем.

Институт внебюджетных фондов, также их деятельность и принципы управления не получили однозначной оценки специалистов, проводящих параллель между внебюджетными и бюджетными фондами по ряду признаков, в частности, их акционирования.

2. Виды и функции социальных внебюджетных фондов

2.1. Пенсионный Фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом. Его доходы в 2011 г. составили 5 трлн 255 млрд руб., а расходы — 4 922,1трлн руб. Доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда РФ составили 418,1 трл руб. [11]

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [7] установлено, что Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом в результате наступления страхового случая своего заработка. Страховым случаем считается достижение установленного пенсионного возраста.

В бюджет Пенсионного фонда РФ поступают:

страховые взносы;

средства федерального бюджета;

суммы пеней и иных финансовых санкций;

доходы от инвестирования временно свободных средств.

Расходами Пенсионного фонда РФ являются:

выплаты трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

оплата услуг по доставке пенсий;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности [9].

Контроль за использованием средств в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляется Счетной палатой РФ.

«Положение о Пенсионном фонде РФ» было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 [9]. Это было связано с тем, что до октября 1993 г. назначение председателя правления Пенсионного фонда РФ относилось к компетенции законодательной власти. В соответствии с вышеуказанным «Положением» руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением и его постоянно действующим органом — исполнительной дирекцией. В состав правления входят председатель, его заместители, исполнительный директор. В правление могут входить представители общественных организаций, в частности профсоюзов.

Структура Пенсионного фонда РФ приведена на рис. 1.

Правление


Информационный центр персонифицированного учета


Исполнительная дирекция


Ревизионная комиссия


Отделения


Управления и отделы


Центры по выплате пенсий


Рис. 1. – Структура Пенсионного фонда РФ [25, с. 87]


Тарифы страховых взносов на пенсионное страхование выплачиваются работодателями. Они начисляются со всех видов вознаграждений, выплачиваемых по трудовых договорам и гражданско-правовым договорам, связанным с выполнением работ и оказанием услуг. Суммы выплаченных страховых взносов учитываются работодателями в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Общие для граждан всех возрастов страховые тарифы пенсионного страхования, установленные с 1 января 2010 г., представлены в таблице 1, а страховые тарифы для лиц 1967 г. рождения и моложе, применяемые в 2010-2011 гг., - в таблице 2.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24