Центральный Дом Знаний - Ахвердиев Абдуррагим-бек Асадбек оглы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ахвердиев Абдуррагим-бек Асадбек оглы

Ахвердиев Абдуррагим-бек Асадбек оглы (Ахвердов) (азербƏbdürrəhim bəy Əsəd bəy oğlu Haqverdiyev; 16 (28) мая 1870, Шуша — 12 декабря 1933, Баку), азерб. писатель, драматург, переводчик, публицист, театральный и общественный деятель, классик азербайджанской литературы. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1928), первый дипломат Азербайджана и первый дирижёр в период демонстрации оперы Лейли и Меджнун. 

Отец Асадбек был секретарём в уездном управлении. После того, как в три года Абдуррагим потерял отца, он некоторое время жил у дяди. В 1880 году отчим Абдуррагима Садыгбеков отдаёт его в школу. В 1890 году А. оканчивает шестой класс Шушинского реального училища и поступает в последний класс Тифлисского реального училища.

В 1891 А., после окончания Тифлисского реального училища, для продолжения образования едет в Петербург, где поступает в институт инженеров железнодорожного транспорта, и одновременно в качестве вольнослушателя посещает курсы восточного факультета университета. В Петербурге будущий драматург продолжает интересоваться театром, часто посещает спектакли Александринского театра. Свои первые драматические произведения «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус» (1892) и «Разорённое гнездо» (1896) написал в Петербурге.

В драме «Разорённое гнездо» («Рассыпавшийся союз») А. изображает разложение русского и азербайджанского дворянства в конце XIX века, социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) Ахвердиев впервые в азербайджанской драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феодальными порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса А. «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.

Лучшие произведения А. выражают протест против угнетения народа, призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А. Ахвердиев, как и Н. Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков, но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость, протестующих против насилия. Пьесы автора шли во всех азербайджанских дореволюционных труппах. А. участвовал в развитии национального театра также и как организатор, режиссёр. В1899—1900 годах он руководил Шушинской драматической труппой, позднее работал вместе с Г. Махмудбековым, Д. Зейналовым в бакинской труппе, осуществляя постановку спектаклей. А. добился значительных успехов в деятельности этого коллектива, с 1900 года труппа стала профессиональной. В 1901—1903 он поставил в этом театре пьесы Наджаф-бека Везирова, М. Ф. Ахундова и др. А. Ахвердиев руководил труппой до 1904 года. А. был идейным руководителем национального театра в период его становления, возглавлял борьбу за сценичический реализм, демократическую направленность азербайджанского театрального искусства, стремился обогатить репертуар, использовать опыт передовой русской культуры, добиться естественности, ансамбля в актёрском исполнении.

В 1906 году был выбран депутатом 1-й Государственной Думы от Елизаветпольской губернии.

С 1907 А. — один из ведущих авторов боевого демократического журнала «Молла Насреддин», где помещает рассказы, фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазно-помещичий строй, господствующие классы.

В советское время А. написал пьесы «В тени дерева» (1926), «Старое поколение» (1927, в которой по-новому раскрывает тему крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, «Женский праздник» (1928), «Товарищ Кёр-оглы» (1932). Пьесы А. шли в Азербайджанском драматическом театре им. Азизбекова и других коллективах республики. Автор очерка «Из истории азербайджанского театра». Переводил Шекспира («Гамлет»), Шиллера, Горького, Чехова и др.


Ахвердов Абдуррагим Асадбекоглы [16 (28).5.1870, Шуша, — 12.12.1933, Баку], азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР. Родился в семье помещика. Учился в Петербургском университете. С 1899 в Шуше, Баку, Агдаме участвовал в общественно-культурной жизни. Ставил на сцене свои пьесы, в которых высмеивал отсталость («Несчастный юноша», 1900), обличал деспотизм («Ага Мухаммедшах Каджар»). В журнале «Молла Насреддин» печатал рассказы и фельетоны («Письма из ада», «Бомба», «Путешествие Мозаланбека», «Мои олени»), критикующие феодально-буржуазное общество. Пьесы, написанные в годы Советской власти, посвящены актуальным проблемам («Старое поколение», «В тени дерева», «Праздник женщин» и др.). А. — автор краткого очерка истории азербайджанского театра (1924). Переводил на азербайджанский язык сочинения У. Шекспира, Ф. Шиллера, Вольтера, Э. Золя, рассказы М. Горького, А. П. Чехова, В. Г. Короленко.

Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1956—57; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Письма из ада. Избр. произв., М., 1960.

Лит.: Мамедов К., Абдуррагимбек Ахвердов, Б., 1959.


АХВЕРДОВ, Абдурагим (1S70—1933) — азербай­джанский советский драматург и новеллист. За­служенный деятель искусств Азербайджанской ССР. В 1891 поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, одновременно слушал лекции по литературе и языку на восточвом фа­культете Петербургского ун-та. Под влиянием пе­редовой русской литературы, и прежде всего пьес А. Н, Островского, А. в первой своей драме «Разо­рённое гнездо» (1896) реалистически изобразил раз­ложение азербайджанского «дворянского гнезда». Вернувшись в 1896 в Азербайджан, А. принял дея­тельное участие в развитии азерб. театра. Продол­жая лучшие традиции драматургии великого азер­байджанского писателя М. Ф. Ахундова, А. рас­ширил его тематику и жанры. Благодаря А., а также писателю Н. Веэирову, в Азербайджане окончательно утвердился реалистический демократич. театр. Драматургия А. сочетает в себе глубоко национальный народный колорит с особенностями передовой русской и европейской театральной куль­туры. В драме «Несчастный юноша» (1900) А. пока­зал молодого человека, вступившего в борьбу с патриархально-феодальными порядками, с дикой эксплуатацией крестьян помещиками. Героя драмы Фархада постигает трагическая участь многих бун- тареп-одпночек из помещичье-буржуазной среды. В историч. трагедии «Ага Мамед-шах-Каджар» (1907) А. создал мрачный образ вос­точного тирана.

С 1906 А. начал сотруд­ничать в революционно-демократич. журнале «Молла Насреддин» (1906—30). В сатирических и юмори­стических новеллах А. вы­ступил с критикой патриар­хальных отношений, кос­ности и фанатизма мулл, купечества и помещиков. Яркая обобщённая карти­на мещанской косности и отсталости дана в серии коротких рассказов, объе­динённых под общим ироническим названием «Мои олени» и «Письма из Ада». «Олени» А. — это пред­ставители паразитического провинциального мира с их ничтожными интересами. А. высмеивает само­дурство и невежество беков, ханжество духовенства, бюрократизм чиновников и т. п. Трагедию «малень­кого человека» из народа А. показал в таких рас­сказах, как «Шейх Шабан», «Дервиш Накам», «Бомба» и др. Проза А., отличающаяся правдиво­стью и жизненностью, была значительным явлением в развитии азерб. литературы.

После победы Советской власти А. написал сати- рич. пьесы, направленные против пережитков ста­рого. Пьесы с успехом шли на сцене бакинского театра «Сатир-Агит» (1921—25). В последующих пьесах — «Под тенью дерева», «Старое поколение», «На отчей земле» и др —А. показал революционное движение народных крестьянских масс, их борьбу за свободу. А. перевёл на азерб. яз. ряд произведений М. Горького, А. П. Чехова,«Гамлета» Шекспира и др.

Соч. А: ЬагвердиевЭ&дуррэйим. Эеэр­лэри, т. 3—Проза, Бакы, 1941; Сечил.чпш эеэрлэри, Бакы, 1936, Ьекайэлэр ва тэрчумэлэр, Бакы, 1948; Э. Ьагверди- евии чап олунмамыш эеэрлэри. «Короглу» (йекайо), «Чох козлл» [п'еса], «.ЭлэОийят мачмуэси. Низами адына эдаОий- пт институтунун эеэрлэри», 1949, чилд 4; в рус. пер.— Избранные сочинения, под ред. Гус'ейна Шарифова, пер. и вступ. ст. Азиаза тарифа, Баку, Азернешр, 1938; Жизнь и деятельность Мирзы Фатали Ахундова, Баку, 1928.

Лит.: Мир Ч э л а л, ЭбдуррэйимОэй Ьагвердиевин ярадычылыгы (влумунун 10 иллийи мунасибэтила), «Вэтэн угрупда», 1944. № 1; Рзагулузадэ М., Э, Ьагвердиевин Ьекайэлэри Ьаггында, в кн.: h а г в е р- д и е в Э , Ьекайэлэр, Бакы, 1940; h и д а й э т Э., Наг- вердиевин хатирэси, «Революсия вэ нултура», 1936, № 11 — 12, Ш э р п ф h,, ЭОдуррэйим Оэй Нагвердиев, Бакы, 1947.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24