Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку по теме: " Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики&

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку по теме: " Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики&

Цели: - познакомить учащихся с ролью католической церкви и могуществом папской власти в Средне века;

- выяснить, как церковь боролась с отступниками – еретиками;

- развивать умение работать с информацией, находить нужное.


Оборудование: компьютер, презентация,

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Горожане и их образ жизни. 

Задание

Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопёков, спешил по широкой, прямой, как стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.

Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.

А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласил устав.


3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 3) План

  1. Первое сословие.

  2. Богатство церкви.

  3. Разделение церквей.

  4. Путь в Каноссу.

  5. Наместник Бога на Земле.

  6. Еретики.

  7. Инквизиция.

  8. Нищенствующие ордена монахов.


4. Изучение нового материала:


Первое сословие. 

- Средневековые религи­озные мыслители утверждали, что мир, создан­ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.


- Что такое сословие? ( большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.


( сл. 4) - Все три сословия необходимы друг другу:

1) Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя­щенники) - заступаются за людей перед Богом.

2) Второе - «те, кто воюет» (светские феода­лы) - защищают христиан от врагов.

3) Третье - «те, кто трудится» -- кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так­же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен­ность средневекового общества

( сл. 5) Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по­средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен­ства.

- Чему учила христианская мораль?

( сл. 6) Христианская мораль требовала выпол­нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Пропо­ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч­шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас­каянием и исповедью, то есть искренним расска­зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.
- А как вы думаете, кого церковь считала образцом для подражания?
( Образцом счи­тался святой человек, который отрекся от зем­ных забот и соблазнов) ( сл. 7) Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа­сении души, оно связано с жадностью и враж­дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре­сти богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю.

- Как вы думаете, заботились ли люди о спасении своей души? Кто?

( Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан­ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай».

- А ка вы думаете, на что тратила церковь полученные пожертвования?

( сл. 8 - 9)

Часть своих доходов церковь была обязана тра­тить на помощь нищим, бедным и больным: раз­давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2) самостоятельная работа:

Прочитайте пункт на стр. 125 – 126 «Богатство церкви» выпишите в тетрадь источники обогащения церкви

( сл. 10 ) – проверьте.

1) церковь была крупнейшим землевладельцем и облада­ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за­висимых крестьян.
2) Со всего населения Западной Европы цер­ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов.

3) плата за обряды: верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды.

4) Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму­щество- «на помин души».
5) поклонение к святым мощам: в храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан­ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.
6) Папы римские присвоили себе право про­щать преступления и грехи верующих за день­ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино­сила папам огромные доходы и вызывала него­дование истинно верующих граждан.
7) продажа должностей

Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото­рые затем присваивала. Церковь проповедова­ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.

3) рассказ учителя:
Разделение церквей. 
( сл. 11) До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим­ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.
- Вспомните и скажите, какие народы исповедовали христианскую веру?
( некоторые народы Восточной Ев­ропы и Балканского полуострова.)

Но папа рим­ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти­вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри­архом шла острая борьба.
- А как вы думаете, существовали ли различия между этими церквями?

- Давайте прочитаем об этом ( стр. 126 – со слов « Между церквями на Западе и Востоке…».
( сл. 12) В 1054 году, во время очередного конфлик­та, папа и патриарх предали друг друга прокля­тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ­ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир­ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе­ния обе церкви стали полностью самостоятель­ными.
 

4) работа по учебнику:

Путь в Каноссу. 

- С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про­должался около двух столетий. Этому способ­ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова­ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру­ющих, упал ее авторитет.
- В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому. 
( сл. 13) Между Григорием VII и германским коро­лем Генрихом IV, ставшим императором Свя­щенной Римской империи, разгорелась ожесто­ченная борьба из-за того, кому должно принад­лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша­ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос­тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри­горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.
( сл. 14) Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба­хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита­лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер­манского короля. На помощь папе, осажденно­му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби­ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.
- Борьба пап с императорами с перемен­ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма­нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

5) рассказ учителя:
Наместник Бога на Земле. 
- В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.
( сл. 15) Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

( сл. 16) Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

6) самостоятельная работа
Прочитайте материал на стр. 129- 130 и ответьте на вопрос: «Против чего выступали еретики.» 
еретики – люди, которые открыто критиковали существующие положения церкви.

1) утверждали, что церковь испорче­на.

2) отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения.

3) тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие.

4) осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности».

5) показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.
- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».
7) рассказ учителя:

- Как , по-вашему церковь относилась к еретикам?

- Как она с ними боролась?
( сл. 18 – 19) Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. 

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

- В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы
- В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»
Инквизиция. 

( сл. 20 - 25)
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова­ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара­ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем­ного заключения или смертной казни. Переда­вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.
Нищенствующие ордены монахов. 
( сл. 26) Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно­сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-пропо­ведников.

Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.

Основатель одного из орденов италь­янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове­довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве­там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре­хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен­тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

( сл. 27) Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети­ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме­ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.


5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр.123.


6. Рефлексия:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне легко было….

- Я испытывал трудности при…


7. Домашнее задание:

Параграф 15, записи, вопрос7, 8 или 9 письменно

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24