Центральный Дом Знаний - Береста 3

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Береста 3

Плетение из бересты

Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. Так же как и из лыка, плели из бересты обувь (лапти и сапоги), пестери (заплечные кошели для сбора грибов), лукошки для ягод, дорожные солоницы, чехлы для точильных брусков и другую необходимую утварь. На русском Севере техника плетения была настолько высока, что часто плетеными из бересты были даже ведра-черпухи, которыми доставали воду из колодца. Заготовленную по весне бересту сматывали в клубки и хранили до срока. Поздней осенью или зимой, когда у крестьян появлялось свободное время, садились многие из них за плетение. Некоторые изделия, которые плели в старину, не утратили своего практического значения и теперь. Из бересты можно сплести множество полезных и красивых вещей, способных 227 украсить наш быт.

Для плетения крупных вещей, например корзин и пестерей, применяют широкие берестяные ленты, снятые со ствола спиралью. Для плетения мелких вещиц, например солонок или очешников, можно применять узкие полоски, нарезанные из пластовой бересты. На полоски одинаковой ширины бересту нарезают резаком с помощью металлической линейки. Линейку на бересте располагают так, чтобы ее кромка была параллельна чечевичкам.

Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты и лыка,— плоское шило с крючкообразным изгибом. В различных краях России его называли по-разному — коточиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или просто лапотным шилом. Но все же более известно лапотное шило под названием кочедыка. С этим названием оно вошло в русские народные пословицы. В одной из них говорится: «Не торопись языком, а торопись кочедыком», то есть делай дело, а не пустословь. По всей России почти в каждой избе, как тогда говорили, «ковыряли лапти» кочедыком, а заодно и берестяную посуду. Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух традиционных инструментов, современному мастеру потребуются также некоторые дополнительные: сапожное шило с квадратным сечением, прямое шило с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк, или сапожный нож. Нелишне иметь рядом ножницы. Сапожное шило применяют для прокалывания отверстий при сшивании бересты. Прямое шило используется при работе с берестой вместо карандаша. Скользя по бересте, его полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты. Для временного закрепления плетева применяют простейшие самодельные зажимы, выструганные из березового прутка толщиной примерно с карандаш. Длина каждого зажима 7—10 см. Заготовку расщепляют с одной стороны до сквозного отверстия, которое заранее сверлят примерно в середине. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами — канцелярские скрепки.

Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Образованные переплетением берестяных лент, они могут быть расположены в изделии относительно его основания двояко: под прямым углом к нему или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором — косым. По технике исполнения прямое плетение гораздо проще, чем косое. Поэтому начинать осваивать приемы ленточного плетения следует именно с него. Прежде чем вы приступите к плетению берестяных изделий, потренируйтесь плести из лент, вырезанных из толстой чертежной бумаги или из тонкого картона. Только после того как вы научитесь уверенно плести изделие или его небольшую копию из этих податливых материалов, можно смело приступать к работе с берестой.


ДЕЛАЕМ ВЫВОД!


Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.


Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску бересты, т.к. по тонкой ленточке трудно установить цвет будущего изделия. Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одна из 10 лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму. Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400 мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет много качественного материала. Для того, чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, ровно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину ленточек тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон. Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут непригодны к работе.

Из узких полосок ее, как и из липового лыка, на Руси повсеместно изготавливали непромокаемую обувь (лапти, сапоги), заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, туеса, посуду, домашнюю утварь и даже детские игрушки. Если распаренной в горячей воде берестяной лентой обмотать треснувший горшок, она после высыхания крепко стянет все трещины.

Плетенные из лент бересты изделия всегда отличались особенной прочностью. Искусство берестяного плетения дожило до наших дней. Вместо разнообразных, жизненно необходимых вещей сегодня берестяные изделия украшают наш дом, внося в него частицу русской природы, самобытности.

Прежде чем приступить к плетению, ленту очищают от тонкой белесой «бахромы», разделяют послойно до необходимой толщины, а затем, если нужно, нарезают полоски соответствующей ширины. Чтобы береста была более гибкой, особенно при выплетании мелких изделий, ее распаривают в горячей воде и сразу же, пока не остыла, приступают к работе. Распаренная, горячая береста не трескается и принимает любую форму. Если плетение ведется непропаренными полосками, перед работой их надо слегка смазать подсолнечным маслом.

Из инструментов, применяемых в плетении, в первую очередь потребуется лапотное шило — коточик, костыг, кочедык — специальное плоское шило с крючковидным лезвием. Вместо шила можно воспользоваться старым сточенным кухонным ножом (длина лезвия 5-7 см, ширина у основания до 1,5 см) с широкой рукояткой. С помощью него расширяют отверстия между лентами одного слоя плетения, что­бы пропустить в них ленты второго слоя. Кроме того, требуются: нож для обрезания лент и обработки их концов; шило с квадратным сечением для прокалывания отверстий при сшивании бересты и прямое, разметочное, с закругленным кончиком; сапожный нож для дополнительного раскроя бересты на ленты необходимой ширины. Для временного соединения лент потребуются зажимы — бельевые прищепки, канцелярские скрепки для державки, выструганной из березового прута толщиной с карандаш и длиной 7-10 см. С одного конца державки делают расщеп-пропил до середины, предварительно просверлив в этом месте отверстие.


Итак,

В плетении из бересты преимущественно используется один вид переплетения, подобный полотняному, когда нити основы чередуются через одну с нитями утка, образуя клеточный узор. В готовом изделии берестяные ленты могут быть расположены параллельно основанию (прямое плетение) или под углом 45° к нему (косое плетение). По технике исполнения прямое плетение значительно проще косого. Рассмотрим на конкретных изделиях особенности обоих видов плетения.

Прямое плетение.

В плетении изделий из березового лыка, каким бы оно ни было простым, требуется шаблон или колодка. Это может быть обычный брусок или иной, подходящий по форме предмет. Лучше брать бересту разного цвета, чтобы на боковых сторонах изделия образовалась своеобразная мозаика, особенно эффектная на крупных вещах: сумках, футлярах, коробах...

В каждом квадратике такой мозаики дополнительно оттискивается какой-либо узор.


Солонка.

По внешнему виду простейшая плетеная солонка напоминает кубик, т. е. основание шаблона берется квадратным. Ширина берестяной ленты (толщиной 0,8-1 мм) должна составлять одну треть стороны основания. Концам лент придают клиновидную форму и слегка подчищают, чтобы они стали тоньше (до 0,3-0,4 мм) и легче протаскивались сквозь плетево.

Берут три ленты, укладывают их на стол лицевой (внутренней) стороной вверх и переплетают с тремя другими. К получившемуся основанию прикладывают колодку, приподнимают выступающие ленты и прижимают к ее боковым сторонам. Тонкой бечевкой закрепляют ленты на колодке. Начиная с основания, тремя отдельно взятыми лентами горизонтальными рядами оплетают вертикальные ленты. После оплета последней лентой уплотняют плетево, убирают концы под наружные участки стоек и удаляют колодку. Верхнюю горизонтальную плоскость «кубика» выплетают из лент-стоек. Находящиеся друг против друга боковые ленты перекрывают друг друга. С помощью коточика их заправляют под горизонтальные ленты на противоположной вертикальной стенке, подтягивают и ножом обрезают выступающие кончики.

Горловину солонки плетут из осевых лент-стоек, которые выведены вверх из-под плечиков. Сначала концы одной пары стоек заправляют под плечики, отчего получаются две петли . В них пропускают узкую ленту и соединяют ее в кольцо вокруг отверстия горловины. Одновременно затягиваются петли за выступающие концы первой пары основных стоек. Подрезанные концы второй пары стоек подтыкают внутрь, снизу получившегося кольца. Чтобы уплотнить горловину, ее еще раз обматывают лентой, конец которой закрепляют в петле.

Горлышко будет более прочным, если на него надеть берестяное кольцо с замком. Кольцо на несколько минут опускают в горячую воду. Распаренное, оно легко надевается на горловину солонки и после высыхания плотно обжимает ее.

Даже при самой тщательной подгонке переплетающихся лент между ними остаются просветы. Чтобы свести их на нет, уплотнить ленты и дополнительно укрепить изделие, выплетают второй слой лент.

Плетение ведут с помощью шила-коточика, начиная с осевых лент, которые уже обращены лицевой стороной наружу. Образующиеся концы полосок заправляют под горловину. Затем оплетают боковые ленты, заканчивая одну, переходят к следующей. В результате получают красивое прочное изделие. Если плетение осуществляется тонкими лентами, можно дополнительно вплести третий и даже четвертый слой.

Работа завершается изготовлением деревянной пробки, которую вырезают из брусочка в виде усеченного конуса. Если на бересте остался сизый налет, солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом или натуральной олифой. Спустя некоторое время бересту тщательно натирают чистой сухой тряпкой. При этом удаляются излишки масла, а на поверхности появляется легкий глянец, береста приобретает чистый, насыщенный цвет.


Суперобложка для книги.

Прямое плетение успешно можно использовать при изготовлении суперобложки для книги. Шаблон вырезают из толстого картона или трехслойной фанеры в виде прямоугольника, размеры и пропорции которого определяют форматом книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой. Сверху кладут шаблон и оплетают его с двух сторон. Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем с таким расчетом, чтобы все ленты были обращены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух узких лент, согнутых пополам, плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобложки.


Косое плетение.

Косое плетение отличается от прямого повышенной прочностью и более широкими декоративными возможностями. Выплетенное косым плетением лукошко в летнее время используют для сбора ягод и фруктов. Земляника и черника, принесенные в нем из леса, не только не мнутся, но и долго остаются свежими.


Лукошко. 

Наиболее типичной является корзиночка, сплетенная из восьми лент. Работу начинают с плетения полотняного коврика, крайние ленты которого закрепляют четырьмя зажимами. В середине коврика устанавливают колодку с квадратным дном таким образом, чтобы его грани находились под углом 45° к переплетенным лентам. Приподняв выступающую часть коврика с одной из сторон, снимают зажим и прижимают к грани колодки. Другую выступающую часть коврика прижимают к соседней грани. Прижатые к граням колодки ленты переплетают друг с другом в шахматном порядке. В результате получают один из углов лукошка, который прихватывают зажимом. В той же последовательности сплетают остальные углы, а затем и сами борта.

Жесткость конструкции придает обруч, согнутый из березового или ивового прута и вплетенный в верхний край бортов. Периметр обруча делают равным периметру донышка. Концы прута срезают на «ус» и связывают тонкими, прочными нитками. Готовый обруч надевают на корпус лукошка на уровне намеченного края борта. Концы лент перегибают через обруч, последовательно подсовывая их под ленты плетения с внешней стороны. Если концы лент остались еще достаточно длинными, ими оплетают лукошко с внешней стороны. Как только они кончаются, подсовывают новые ленты и продолжают оплетение до полной «облицовки » бортов и дна лукошка. Образующийся слой не только уплотняет и укрепляет изделие, но и украшает его.

Ручку к лукошку подвязывают в последнюю очередь. На противоположных сторонах емкости прорезают два узких отверстия, равных ширине ленты. Ленту последовательно, несколько раз пропускают через прорези, а затем, сложив вместе 5-6 слоев ленты, обматывают оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы они не сбивались на ручке, держались прочно после каждого очередного витка, обмотку подсовывают под верхнюю ленту ручки.

Аналогично плетут емкости, имеющие прямоугольную форму.

Подстаканники.

Поскольку стакан имеет круглое донышко и цилиндрическую форму, для плетения нужно брать очень узкие ленты. Чем уже будут ленты, тем плотнее лягут они по цилиндрической форме. Плести подстаканник непосредственно на тонком стакане не следует, так как при малейшей оплошности он может разбиться и поранить руки. Вместо него нужно использовать деревянный кругляк, вытесанный вручную топором или выточенный на токарном станке. Перед началом плетения ленты можно немного подержать в теплой воде, благодаря чему они станут более эластичными. Давно подмечено, что распаренная береста легко огибает и плотно прилегает не только к цилиндрической, но и к более сложной форме. Это ее свойство в старину использовали для так называемого берещения глиняной посуды. Суть берещения заключалась в том, что распаренными лентами бересты обматывали треснувший горшок или кувшин. После высыхания 232 ленты сжимались и прочно стягивали тулово посудины.

Приступая к плетению, положите на стол четное число берестяных лент лицевой стороной вверх. Их общая ширина должна быть равной диаметру шаблона. Переплетите их с таким же количеством лент под прямым углом. Затем поставьте шаблон в середину плетева. Чтобы плетево и шаблон не смещались относительно друг друга, на первых порах берестяные полосы со стороны донышка можно прибить к шаблону небольшими гвоздями. После окончания плетения гвозди выдергивают и только после этого снимают изделие с шаблона. В остальном косое плетение выполняется в том же порядке, что и прямое. В декоративных целях борта подстаканника можно сделать не прямыми, а зубчатыми.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24