Центральный Дом Знаний - Изучение молодежи как особой социально - демографической группы в рамках разных наук

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Изучение молодежи как особой социально - демографической группы в рамках разных наук

Скачать работу "Изучение молодежи как особой социально - демографической группы в рамках разных наук"

Введение

Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения самосознания, самооценки молодежи. Данная проблема обширна и требует отдельного изучения в рамках различных наук. В работе применяются методы исследования данной проблемы, такие как изучение литературы по данной проблеме, а также наблюдение.

Каждый знает, что юность - определённый этап созревания и, развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода?

В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным образом на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причём акцент делается скорее на свойствах юношества как социально - демографической группы. Социологов интересует не только грань между отрочеством и юностью, сколько рубежи, и критерии перехода к взрослости. Возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития, но и определенный социальный статуе, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение и деятельность.

В древних обществах переход из одной возрастной ступени в другую оформлялся с помощью специальных обрядов, изучение которых приоткрывает тайну того, как именно членился жизненный путь, и какое значение приписывалось каждому его этапу. Переход от детства к взрослости сопровождался во многих обществах особыми таинствами посвящения, благодаря которым индивид не просто приобретал новый социальный статуе, но как бы рождался заново, получая новое имя.

Образы юности в разных обществах существенно отличаются. Античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновременно с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. В тех условиях молодой человек имел мало возможностей для самоопределения, от него требовали, прежде всего, послушания и почтительности к старшим.

В новое время особенно со второй половины 18 века, положение изменилось.

Ускорение темпа общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профессии, стиля жизни, способствовали появлению нового образа юности, подчеркивающего в первую очередь момент сознательного самоопределения.

Научно-техническая революция усложняет процесс формирования личности и передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта. На индивидуально-личностном уровне это означает, усложнение критериев социальной зрелости и наличие определённых диспропорций между физическим и социальным созреванием.

Новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.

В обществе патриархально - феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был заранее предопределён наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятие своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать её как таковую мог только человек выдающийся.

В Новое время возможности индивидуального выбора профессии, жены, образа жизни значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций.

Но оборотная сторона этого прогресса - усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выяснится, подходит она человеку или нет.

Рост социальной автономии молодёжи от старших и индивидуального самоопределения, в противоположность пассивному приспособлению к существующим условиям, породил в середине 16 века новый нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе «второго рождения», "бури и натиска", воплощения "чистой субъективности".

"Классический" юноша, которого описали и возвели в норматив психологии 19 века, был, как правило, выходцем из дворянской или буржуазной среды, учеником гимназии, студентом университета, начинающим интеллектуалом. Однако, вскоре выявилось, что этот тип юноши, вовсе не является единственным и статистически преобладающим.

Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов.

Любое психологическое исследование должно учитывать, в числе прочих обстоятельств, социальное происхождение юноши, род занятий и уровень образования его родителей; особенности социально - экологической среды. в частности тип населенного пункта /большой город, малый город, деревня/; состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное социальное положение и вид занятий /учащийся ПТУ, учащийся техникума студент вуза, рабочий и т.д./

К социально - экономическим различиям добавляются национальные, этно- культурные особенности.


Глава 1. Взросление как процесс самовыражения

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой отцов и детей", преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной. Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, "История есть ни что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно изменённой деятельности».

Чем выше темп исторического развития, чем больше социально-значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различие между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективное отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца 19 первой четверти 20 века бала романтическая концепция юности, общие контуры которой были сформулированы ещё Ж.-Ж. Руссо. Хотя одни авторы развивали, а другие опровергали её, они не сомневались в стабильном характере развития человека и в том, что юность занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Спор шёл главным образом о том, какие именно факторы: биологические, социальные или биографические – определяют содержание и характер протекания юности и обязательно ли она является драматичной и кризисной.

Молодость - характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости, - писал И.А.Бунин, - есть некоторое особенное время расцвета её, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет ещё множество времён, событий, встреч, и всё замечательных».

Юношеское жизнетворчество обнаруживает себя, прежде всего, как страстное желание что-то начать. Человек в эти годы "всё приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему и странно об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдётся".

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Но мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально -личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объёма знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам.

Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому "философствованию".

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьёзные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными и детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменить свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, не совместимые друг с другом взгляды.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности.

Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющих определённее направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Философия оценивает жизнь и деятельность индивида с точки зрения общественных интересов, утверждая, что социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Чем больше человек даёт людям, тем богаче становится он сам как личность. Но из этого общего принципа нельзя логически вывести норму индивидуального поведения. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели общественной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти её личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно моё место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?

На эти вопросы нет, и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путём. Форм деятельности много и заранее нельзя оказать, где человек найдёт себя. Да и жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать её каким-то одним видом деятельности, как бы он ни был важен. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, каким быть /моральное самоопределение/.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образа постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы "кем быть" и "каким быть" первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью.

Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть активной, как и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.

У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по несколько раз меняли профессии. К тому же профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Хотя раннее и твёрдое самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других её аспектов.

К тому же мир профессий, как и всё остальное, в этом возрасте часто кажется черно - белым: в "хорошей" профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию

Хотя в последнее время вопросам профориентации уделялось довольно много внимания, очень многие молодые люди в нашей стране недовольны своей профессией. Особенно тревожно, что удовлетворенность своей профессией низка у нас во всех образовательных группах, включая лиц, имеющих высшее образование.

Неполная удовлетворённость профессией в одном случае мажет быть причиной плохой работы, а в другом - облегчает профессиональную мобильность и смену форм трудовой деятельности. Жизненный путь современного человека - не монотонное движение по однажды проложенной и накатанной колее, где всё известие заранее. В нём есть и крутые повороты, и перерывы постепенности, и непредсказуемые новые старты. Это делает нашу жизнь тревожной и беспокойной, но одновременно даёт личности новые возможности самореализации.

Единство целей и задач образования должно сочетаться о разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, дифференцируя обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Что же касается включения учащихся в производственный труд, то он, прежде всего, должен быть полезным для общества и семьи и одновременно выступать источником познания и радости для них самих. Только так можно сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.


§ 1. Становление самосознания, самооценки и самоуважения в процессе общения

Интерес к себе в ранней юности огромен; проблема Становления самосознания - одна из центральных в этом возрасте. Познавая себя, юные формируют образ своего "я". В первую очередь это происходит через отнесение себя к определённым группам людей: возрастной, половой, по роду занятий и т.п.

Становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими людьми. Действуя практически и общаясь с людьми, можно получить определённую информацию о самом себе. Эта информация складывается из результатов твоих действий, а также из отношения к тебе других людей-отношения как реального, так и предполагаемого. На этой основе у юноши или девушки формируется определённый образ самого себя, самой себя.

Этот образ они создают, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от социального окружения. На основании представления о себе они конструируют свою собственную линию поведения и строят свои отношения с окружающими. Ограниченность или недостаточность деятельности и общения могут привести к тому, что человек оказывается лишённым более или менее определённого представления о себе или же оно будет резко расходиться с реальным образом.<......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24