Центральный Дом Знаний - Перспектива в живописи художников Алтая 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Перспектива в живописи художников Алтая 1

  1. Существует несколько правил построения перспективы в живописи:

  • любые параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся под углом к картинной плоскости, зрительно сближаясь, пересекаются на линии горизонта в одной точке, которую называют точкой схода;

  • все перпендикулярные к картинной плоскости параллельные линии кажутся сближающимися и пересекающимися в точке схода, называемой главной, или центральной, точкой схода, которую в перспективных чертежах обозначают буквой Р;

  • чем ближе горизонтально лежащий квадрат и вписанный в него круг к плоскости горизонта, тем этот квадрат и круг кажутся уже и, наконец, совпадут с линией горизонта;

  • эллипс, независимо от того, находится он ближе к горизонту или дальше от него, изображают плавной кривой, не имеющей на концах большой оси изломов. 1.

Их изучение и применение в творческих работах законов перспективы стало обязательным условием для всех художников, реалистически изображающих окружающую действительность. В России многие художники внесли свой вклад в обоснование и изучение методов перспективных изображений. В числе их были А. Г. Венецианов, С. К. Зарянко, Н. Н. Ге, В. Д. Поленов и другие видные мастера русской школы живописи.

Фронтальное положение перспективы мы видим, например, в картине К.А.Зеленцова «В комнатах». 1790-1845 гг (см приложение ил. 6) где стена, находящаяся против зрителя, имеет прямые углы и горизонтальные и вертикальные границы, параллельные картинной плоскости.2

Картина Николая Васильевича Неврева «Смотрины» (1888г), находящаяся в Государственной Третьяковской галерее (Москва) дает представление о применении углового построения перспективы при изображении интерьера(см приложение ил. 7). Горизонтальные границы спинки дивана и кафелей печки, щели между досками пола и нижние стороны рамок на стене справа направлены в точку схода слева от зрителя, тогда как бордюр обоев на левой стене и горизонтальные края висящих на ней рамок, а также грани обращенных к нам сторон табурета и ближайшего к зрителю кресла имеют точку схода на очень большом расстоянии с правой стороны. Чем резче перспективное сокращение параллельных линий, удаляющихся вглубь к одной из точек схода углового построения перспективы, тем дальше будет другая точка схода, а следовательно, тем больше направленные к ней линии будут приближаться к фронтальному положению. Так, размеры фигур на картине Неврева уменьшаются по мере удаления в глубину3

Московский художник Шалаев Алексей Евгеньевич изобразил улицу Рождественка во фронтальном положении на горизонтальной плоскости (см приложение ил. 8). Линия горизонта находится ниже середины листа, как и в большинстве картин. Все удаляющиеся от зрителя горизонтальные линии фасадных сторон направлены к центральной точке схода Р. Ширина окон и простенков видна тем больше суженной, чем дальше они находятся от глаза наблюдателя. На боковых сторонах домов карнизы и другие горизонтали параллельны линии горизонта. Центральная точка схода расположена посредине картины

Московская художница Лесохина Любовь Юрьевна изобразила улицу с поворотом (см приложение ил. 9). Горизонтальные линии построек направлены в несколько точек схода на горизонте в зависимости от углов поворота фасадов по отношению к картинной плоскости. Фасады, расположенные перпендикулярно к картине, имеют направления горизонтальных линий карнизов, окон в центральную точку схода Р.

Пленэрист, мастер живописи на открытом воздухе Сильвестр Феодосиевич Щедрин в картине «Новый Рим. Замок святого Ангела» (1821—1825) имеет перспективное изображение реки и архитектурного пейзажа (см приложение ил. 10). В соответствии с законами перспективы река нарисована сужающейся по мере удаления от зрителя. Высота берега справа кажется уменьшенной на более дальнем плане. Стены прибрежных домов слева расположены под разными углами к картинной плоскости, что зависит от изгиба реки. Точки схода горизонтальных линий окон и крыш у ближайшего дома так же, как и у здания, которое помещено ближе к мосту, находятся на горизонте, но в разных местах, что соответствует различным поворотам фасадов домов по отношению к картинной плоскости. Можно проследить направления сходящихся в точках схода линий этих построек, прикладывая на рисунке к ним карандаш или линейку.

Композиционное единство достигается благодаря изображению Тибра. Если слева и вдали возвышаются величественные строения замка Святого Ангела, собора св. Петра и Ватиканского дворца, олицетворяющие старый Рим, то слева композицию замыкают дома городской бедноты — Рим новый. Этим Щедрин подчёркивает, что в «Вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. С особой тщательностью изображены простые римляне на берегу Тибра, придавая картине неподдельную жизненность и достоверность.4

Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников Нестерчук Степан Владимирович современный певец Российской глубинки мастерски владеет разными видами перспективы: фронтальной (см приложение ил. 11), с несколькими точками схода (см приложение ил. 12), угловой перспективы (см приложение ил. 13), воздушной перспективы (см приложение ил. 14)5.

Особенно интересна в реализации замысла воздушная перспектива. Рожденный на Алтае, но сейчас проживающий в Ясной Поляне слабо слышащий художник Ширяев Дмитрий Николаевич грациозно владея пейзажной техникой, старается реалистично изобразить окружавшие его в детстве просторы. В своей картине «Закат» художник использует воздушную перспективу для создания эффекта дымки или тумана (см приложение фото 1). В 2005 году Дмитрий Николаевич приезжал на Алтай в гости и выезжал на пленэр. Результатом его плодотворной деятельности и ностальгии стала еще одна картина «Родной уголок» (см приложение фото 2). При выполнении этого холста автор пользовался приемами уменьшения чёткости очертаний объектов съёмки и смягчение контраста светотени.

Результаты исследования живописи художников Алтайского края.

Такое богатство примеров использования перспективы мировой живописи подвигло меня на исследование особенностей живописи моей Малой Родины – города Бийска и Алтайского края. С 1 октября по 6 ноября 2009 года я во время экскурсии по выставочным залам города Бийска и Барнаула знакомилась с картинами наших художников, отыскивая примеры использования различных видов перспективы.

Будкеев Михаил Яковлевич член Союза художников СССР с 1961 года в своих полотнах значительное место в композиции отводит окружающему пейзажу. Художник показывает широкий простор, раскрывая перед нами перспективу уходящих к горизонту гор, покрытых ледниками. На своём полотне «Стоянка в Сугаше», созданном в 1974 году и находящемся сейчас в музее АГУ (см приложение ил. 15) автор использует одноточечную перспективу.

Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркэ) (1870-1937) в 1910-х годах создал полотно «Кочевье в горах», в которой не только прослеживается присущий ему национальный колорит, но и является наглядным примером воздушной и одноточечной проекций. Наличие воздушной перспективы можно проследить увидев на полотне уменьшение чёткости очертаний объектов съёмки и высветление далей (см приложение ил. 16).

Геннадий Фёдорович Борунов, рожденный как личность, человек и художник в павловских степях своей живописью поёт песню славы родным просторам – жизни степей. По словам искусствоведа Л. Г. Красноцветовой-Тоцкой полотна Геннадия Борунова «впитали в себя и языческую силу «матери - сырой земли» и библейскую мудрость «долготерпеливого земледельца»»6 Картина «Бабье лето», написанная в 1960 году притягивает взгляды своей перспективной глубиной, бесконечностью Алтайских степей. Перспективные линии, восходящие к центру картины создают одноточечную проекцию (см приложение ил. 17). Высветление далей полотна способствует воздушной перспективе и глубине картины.

Совершенно противоположное настроение создаёт нисходящая перспектива на холсте «Хлеб убран. Дождливый день», написанном в 1965 году. Изображенная низина справа на картине усиливает впечатление низко плывущих облаков. Не смотря на главный эффект нисходящей перспективы па полотне формально присутствует еще одна перспектива, направляющими которой являются линии электропроводов уходящие к центру картины (см приложение ил. 18).

Многие искусствоведы7 Елену Людвиговну Коровай (1901-1974) относят к первым художникам Алтая. В 1917 году она приехала в город Барнаул, где преподавала в районной художественной студии, была членом Алтайского художественного общества. Самое известное свое произведение художница создаёт именно на Алтае, вдохновившись его тихой красотой. «Мостик в лесу. Барнаул» написан маслом на холсте в 1916 году (см приложение ил. 19). На этой картине Елена Людвиговна показала своё мастерское владение линейной одноточечной перспективой. Линии прорисовки мостика как бы увлекают зрителя в даль, насладиться красотами природы окрестностей Барнаула.

Современные художники Алтая экспериментируют с применением перспективы в своих картинах. Бийчанин Величко Роман Валерьевич умело использует в своих рисунках перспективу. Ярким примером использования сочетания воздушной и одноточечной линейной перспектив можно считать картину «Зимние яблоки» (см приложение ил. 20). Создание своеобразной дымки выполнено с целью выразительного изображения пространства: в глубине ее контуры постепенно размываются, а в самом отдалении предметы словно растворяются в воздушной среде. Сравните характер тональных переходов на переднем плане и в глубине, и вы увидите, как постепенно теряются контрасты, уступая место очень мягкой градации тонов. Предметы переднего плана на картинах имеют относительно темную тональность, в глубине тона изображения светлеют.

Интересную реализацию воздушной и одноточечной линейной перспективы предлагает Величко Роман на холсте маслом «Тихая музыка моря» (см приложение ил. 21). Точки схода у этих двух видов перспектив находятся в разных местах: у линейной прямой перспективы точка схода находится справа, а у воздушной перспективы - в центре картины.

Образы полотна Романа Величко «Детство» (см приложение ил. 22) как бы затягивают зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.

Замечательна картина «Странное время» (см приложение ил. 23) этого художника применением одноточечной перспективы, точка схода которой находится в нижней части картины. Зритель смотрит на девушку сверху с высоты времени.

Сочетание тональной и прямой и воздушной перспектив выгодно отличает картину маслом «Лунная дорожка» (см приложение ил. 24)Романа Величко от всех остальных его работ. Ее воспроизведению помогает правильно выбранное освещение. Лучи света, встречаясь с капельками влаги, при контровом направлении света отражаются под углами, близкими к углам зеркального отражения. Взвешенные частицы начинают бликовать, а вся воздушная среда приобретает в связи с этим повышенную яркость.

Кроме того нестандартное применение тональной перспективы из-за помещения источника освещения (луны) на задний план картины помогает создать впечатление глубины пространства, однако, пространственным становится эта картина, в которой отчетлив и резок передний план, но не резка глубина.

Выводы исследования.

Рассмотрев множество примеров применения разных видов перспектив в изобразительном искусстве, сделаем следующий вывод. Не смотря на то, что в искусстве существует множество направлений, но всё же, художник - реалист стремится передать свое мироощущение, которое никак не может браться отвлеченно от жизни. Те стороны и особенности жизни, которые закрепляются логическими символами в философии и науке, находят себе в искусстве символические формулы, выраженные образами. Художнику необходимо применять различные виды перспективы, если он хочет показать реальность, увлечь зрителя, созерцателя за собой в глубинный смысл картины.

1 http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shkola_izo/74.gif

2 http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shkola_izo/74.gif

3 http://www.weddingstyle.ru/art/art/smitriny.html

4 http://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_Рим._Замок_святого_Ангела

5 http://artnow.ru/ru/gallery/3/1898/picture/1/23167.html

6 Произведения Г. Ф. Борунова в коллекции Государственного музея Алтайского края: каталог – альбом / Гос. худож. музей Алт. края; сост.: Е. И. Дариус, А. В. Федотов, науч. Ред. Л. Г. Красноцветова-Тоцкая. – Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2008.- 80с., С-5.

7 Художники Алтайского края: биобиблиографический словарь в 2 томах / Алтайская краевая университетская библиотека им. В. Я. Шишкова, Алт. Орг. ВТОО «Союз художников России», Гос. худож музей Алт. края; Отв. Ред. В. С. Олейник, научный редактор Т. М. Степанская и др. – Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2005., Том 1- С. 372-374.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24