|
"Виртуальный детский сад". Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка"Виртуальный детский сад". Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 24” города Краснодара посещают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Большинство детей-инвалидов не имеют возможности посещать дошкольное учреждение и общаться со своими сверстниками. Что же делать молодым родителям, которые не знают чему и как нужно обучать своего ребенка. Не существует курсов для родителей, которые воспитывают ребенка-инвалида, прийти на консультацию в дошкольное учреждение? Тоже не выход, так как не все дошкольные учреждения знают специфику развития и обучения таких детей. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их обучения азам воспитания ребенка-инвалида? А ведь такие дети полностью оторваны от системы образования и только родители смогут дать им те первые уроки, в которых нуждаются все дети. Но родителям крайне не достает информации о том, чему и как учить ребенка, управлять его поведением, консультаций с педагогическими работниками, психологами и другими специалистами - дошкольниками. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям. "Виртуальный детский сад ” поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей и ухода за ними, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Приоритетные направления:
Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка, формирования у семьи комплекса родительской неполноценности по отношению к детям, особенно когда в ней растет ребенок-инвалид. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность общения с таким ребенком, необходимость в специализированной защите. Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не совершенна система их обучения; недостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей. Актуальность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы моей работы. Родители часто стесняются недостатков своих детей. Даже искренне любя его, они порой не могут показать свои чувства. Они не знают, как выразить свое сочувствие, свое желание помочь ребенку, не знают, во что можно с ним играть, чем заниматься, о чем говорить. Вот и выстраивают между ним и собой непреодолимую стену. Не чувствуя любви и эмоциональной поддержки со стороны родителей и педагогов, у таких детей появляется комплекс неполноценности, что впоследствии ведет к возникновению вторичных и третичных дефектов развития. Дети теряют веру в себя, снижается их самооценка, они становятся тревожными, беспокойными. Вряд ли можно рассчитывать на то, что в будущем они смогут полностью развить свои способности, реализовать свой творческий потенциал. Большинство родителей не готовы к совместной деятельности с ребенком в силу небольшого опыта в такой деятельности, наличие определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неумелым, стыда за собственную физическую неразвитость. Родителям крайне не достает информации о том, чему и как учить ребенка, управлять его поведением, консультаций с педагогическими работниками, психологами и другими специалистами дошкольниками. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям. В последние десятилетие наметились серьезные проблемы во взаимодействии родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушение эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Решить проблему нехватки знаний у родителей в вопросах обучения и оздоровления можно путем создания консультационных, образовательных пунктов, где родители получат не только квалифицированную консультацию, но и получат практический опыт, узнают, как и чему можно обучить малыша дома. Цель: Основная цель "Виртуального детского сада” – вооружить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями в семье. Задачи:
Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы:
Организационная структура "Виртуальный детский сад” Педагогическое направление
Психологическое направление
Методическое направление
Направление взаимодействия
Необходимо: персональный компьютер, веб-камера, микрофон, подключение к Интернету (Скайп). Время проведения: вся работа осуществляется два раза в неделю. Установлен график общения с родителями по направлениям. Педагог заранее получает заказ от родителей на проведение той или иной консультации, занятия проводятся по установленному графику. Родители предварительно записываются на консультации. Программа "Виртуальный детский сад” организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям: Педагогическая группа. 1. Педагогические консультации специалистов дошкольного учреждения:
2. Просмотр мамой различных занятий в детском саду с последующим их обсуждением. Психологическая группа.
Родитель общается с ребенком, под наблюдением специалиста, затем специалист дает оценку общению и исправляет ошибки мамы. Методическая группа.
Группа взаимодействия. 1. Информационная поддержка родителей. Полезные Интернет-ресурсы, рассылки проведений акций и мероприятий, направленных на поддержку семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Переписка по E-mail Объединяет все группы "Виртуального детского сада” - работа по организации совместных праздников и занятий для детей, имеющих различный уровень физического развития на базе дошкольного учреждения. Обучение в "Виртуальном детском саду” включает три курса. Родители сами выбирают, какой курс им посещать. Первый курс для родителей, самостоятельно обучающих своего ребенка дома. Был подобран цикл занятий по программе дошкольного учреждения, с помощью которого родители, не имеющие возможности посещать дошкольное учреждение со своим ребенком, смогли самостоятельно, посмотрев занятие использовать полученные знания, задать вопросы педагогу, понять особенности работы с ребенком-инвалидом. Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций. Кроме того дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам. Второй курс эмоционального сближения родителя и ребенка. Организация учебного курса для родителей, который способствует повышению активности и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения. Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются – диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений. Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Цель тренингов: привлечь внимание родителей к самим себе, избавить от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребёнку и к самим себе. Предлагается игровая ситуация для мамы и ребенка, которая отслеживается педагогом-психологом, а затем обсуждая с мамой, педагог-психолог помогает ей разобрать общение и дает практические рекомендации и советы. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Работа ведется по двум направлениям индивидуальной работы с семьей:
Третий курс Информационный блок - создание службы сопровождения семьи, где воспитывается "особый” ребенок, в него входит:
Конкретные практические результаты: Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
Практическая ценность разработки, оригинальность, инновационность программы:
Выводы. Необходимо ли дистанционное обучение для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и, в особенности, детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих родителей проблему образования в вопросах взаимодействия с "особым” ребенком. Дистанционное обучение для родителей детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями. |
Loading
|