Центральный Дом Знаний - Платёжная система Российской Федерации

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Платёжная система Российской Федерации

Введение

Коммерческие банки выполняют функции, необходимые для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. В России в настоящее время существует двухуровневая структура банковской системы, к первому уровню относится Центральный банк с региональными управлениями соответствующих субъектов Федерации. Ко второму уровню относятся коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Коммерческие банки осуществляют следующие операции: расчетные, вкладные, кредитные, кассовые и другие. Для осуществления перевода денежных средств клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения.

Переход России к рыночной экономике изменяет и банковскую систему расчетов. В настоящее время возникла конкурсная среда в сфере банковских услуг и коммерческий банк должен предложить своему клиенту комплекс банковских услуг, при этом получить доход, позволяющий обеспечивать последние технологии и технические средства для оказания банковских услуг.

Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг завершаются денежными расчетами между покупателем и поставщиком. Такой денежный оборот регулируется законодательством и построен на следующих принципах:

  1. все предприятия независимо от их организационно–правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием.

  2. денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем.

  3. платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платежными документами.

  4. клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно–кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.

Выбор данной темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика и как клиента банка. Актуальность заключается в следующем: безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.

В связи с выбранной темой ставится цель – оценить эффективность действующей системы безналичных расчетов и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  • раскрыть понятие платежной системы Российской Федерации (принципы построения и элементы платежной системы, теория безналичных расчетов);

  • на практическом примере проанализировать организацию безналичных расчетов;

  • определить будущее развития платежной системы РФ;

  • сделать выводы и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.

В соответствии с поставленной целью и задачами дипломная работа имеет следующую структуру. Работа состоит из трех глав:

В первой главе рассматривается понятие платежной системы Российской Федерации. Определяются принципы построения, формы и методы проведения безналичных расчетов. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Гражданским кодексом РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике (ст.862 ГК РФ «Формы безналичных расчетов»). Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п.3 ст.861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты»).

Во второй главе раскрывается практика организации безналичных расчетов в коммерческом банке «Майинский» Республики Саха (Якутия) Мегино – Кангаласского улуса, организационная структура КБ «Майинский». Проводится анализ данных за период 1999-2001гг.

В третьей главе сформированы основные направления совершенствования системы безналичных расчетов, концепция развития безналичных расчетов, современные технологии проведения безналичных расчетов.

В условиях роста платежного оборота и вызванного им увеличения трудовых затрат остро встала проблема создания принципиального нового механизма денежных расчетов, обеспечивающего ускорение оборачиваемости денежных средств и снижение издержек обращения. В России на современном этапе ускорение платежей является первоочередной проблемой. В мировой банковской практике это решается, прежде всего, с помощью «безбумажной» технологии за счет автоматизации и механизации денежных расчетов, широкой компьютеризации банковской и предпринимательской деятельности.

На рубеже ХХ и ХХ1 вв. перед всеми сферами бизнеса встает вопрос выживания в постоянно меняющихся экономических условиях. На первый план выходят такие проблемы, как дефицит информации, минимизация временных издержек по всем видам коммерческих расчетов и деятельности, возможность использования новейших достижений научно-технического прогресса. В современных условиях невозможно ведение бизнеса без доступа в мировую компьютерную сеть, которая называется Интернет. Интернет – это совокупность соединенных между собой серверов-компьютеров, на которых хранится различная информация, а также самих пользователей информации.

Сегодня новейшие технологии позволяют клиентам банков работать со своими счетами, не выходя из своего офиса. При этом операции по зачислению и списанию средств распорядителя счета банк осуществляет в течение операционного дня в пределах России и за рубежом. В настоящее время коммерческий банк борется и в сфере качества предоставленной клиенту услуги. Высокий уровень ответственности заставляет повышать требования к персоналу банка, их профессионализму, качеству подготовки сотрудников банка. В коммерческом банке должны работать специалисты своего дела.

Методологической основой написания дипломной работы послужили законодательные акты, положения, годовые отчеты КБ «Майинский» (ООО), литература посвященная вопросам безналичных банковских расчетов отечественных и зарубежных авторов.


1. Понятие платежной системы Российской Федерации

1.1.Принципы построения и элементы платежной системы

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны – неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание стройной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны.

Денежный оборот подразделяется на налично-денежный и безналичный оборот. Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирования денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 70% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотам.

Счет в банке – сердцевина его взаимоотношений с клиентом, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы предприятия. Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания текущей (основной) деятельности выделяются счета до востребования, именуемые в силу особенностей каждой страны по-разному, например, во Франции – текущие, США – чековые, Германии - жиросчета, России – расчетные. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение ВНП и НД. Сюда поступают: выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки полученной от нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке; прочие поступления. С расчетного счета удовлетворяются долговые требования по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топливо, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов.

Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов и единому документообороту в банках, являются: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1593; 1996, N 1, ст. 3; 1996, N 1, ст. 7; 1996, N 26, ст. 3032; 1997, N 9, ст. 1028; 1997, N 18, ст. 2099; 1998, N 10, ст. 1147; 1998, N 31, ст. 3829; N 28, ст. 3472), Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459; 1999, N 28, ст. 3469) Положение Центрального Банка Российской Федерации от 12 апреля 2001г. №2-п « О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 06.11.2001 N ГКПИ 01-1369) разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 1996, N 34, ст. 4025; 1997, N 43, ст. 4093; 1999, N 51, ст. 6228) и иными законодательными актами Российской Федерации.

Формой организации безналичного платежного оборота является платежная система.

Платежная система страны есть совокупность законодательно регулируемых элементов обеспечивающих выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности (см. Приложение 1).

Главными, во многом обусловливающими остальные элементы (Приложения 1) являются: субъекты и объекты расчетных взаимоотношений; принципы организации расчетов; формы расчетов; платежные инструменты; способы платежа; риски.

Приведенная классификация элементов платежной системы, как по их составу, так и содержанию не бесспорно, так как понятийный аппарат в этой области окончательно не сформировался. Тем не менее она дает четкое предоставление о сложнейшем механизме расчетных взаимоотношений в экономике России. Здесь, также как и в других странах, идет непрерывный процесс эволюции платежной системы с целью повышения скорости, надежности, экономичности. К факторам, определяющим степень развития платежной системы любого государства относится: общий уровень развития экономики, особенности банковского законодательства сложившаяся традиций в расчетах (платежные обычаи).

В переходных условиях России на пути к рынку, по сути, заново происходит становление платежной системы как важнейший составной части рыночных отношений. Серьезным препятствием для этого стал глубокий экономический кризис, одним из проявлений которого явился платежный кризис. Последний существенно деформировал многие элементы платежной системы, не позволяя развиться к рыночному характеру.

Рассмотрим наиболее важные элементы платежной системы применительно к внутригосударственным безналичным расчетам в России. Хотя в мировой практике формы международных и внутренних расчетов тесно взаимосвязаны. Они в значительной степени унифицированы и базируются на единых принципах. Важно отметить также, что все элементы платежной системы тесно взаимосвязаны. Например, международные расчеты, как правило, являются оптовыми и электронными. Оптовые (внутренние и международные) – главным образом - электронные. Розничные расчеты - мелкие, бумажные и дорогостоящие.

Принципы организации расчетов – основополагающие начало их проведения.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений Правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Главный регулирующий орган платежей системы – Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России вложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых систем. Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении Центрального Банка РФ « О безналичных расчетах в Российской Федерации » от 12 апреля 2001г. №2–п.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основании постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым. В России до революции было широко развито вексельное обращение.

В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов

Второй принцип организации расчетов - осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно ст.112 Основ гражданского законодательства безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двухсторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусов, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. №28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст.30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающим бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики ( предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы ( путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств ( платежного требования- поручения, платежного – требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и другие, а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершение действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст.190-195).

Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996г. № 244) обязательными реквизитами платежных документов являются срок и очередность платежа.

Важнейший принцип организации безналичных расчетов – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.

Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляет контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности в Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.

Однако, как показывает практика, вес виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внешний, внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажены. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одним из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещение убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как, своих так и контрагентов, а если оно наступило со стороны последних – практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательство, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств и осуществлении расчетов.

В ГК РФ (часть 1, ст.395) значительно усилена ответственность за неисполнении денежного обязательства дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и в арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающих их банке. Последний ведет переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.<......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24