|
Элективный курс "Колесо здоровья" для 8-9 классов[1] ПРОГРАММА элективного курса для предпрофильной подготовки по экологии «Колесо здоровья» Пояснительная записка Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни. Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии. Программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 8-9 классов предпрофильной подготовки и для учащихся профильных классов, как начальный курс серии элективных курсов по здоровьесберегающим технологиям. Темами следующих курсов могут стать темы курса «Колесо здоровья». Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни. Для решения данной цели поставлены задачи:
При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем. Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья. Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей. Предметным комиссиям предоставляется право вносить предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем. Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся. Структура курса Введение – 1 ч. I. Место человека в органическом мире – 1 ч. II. Факторы, влияющие на здоровье человека – 8 ч. II. Встречают по одежке…– 2 ч. III. Правильное питание – залог здоровья! – 2 ч. IV. Мой дом – моя крепость! – 2 ч. V. Суд над вредными привычками! – 2 ч. VI. Познай самого себя – 2 ч. VII. Природа и человек – 2 ч. VIII.Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! – 2 ч. Заключение – 3 ч. Резерв – 8 ч. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке «Основные требования к знаниям и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки домашнего задания. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание изучаемого курса
Введение Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ. Практическая работа: Место человека в органическом мире Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян. Факторы, влияющие на здоровье человека Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека, Практическая работа: Определение своего образа жизни Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Определение своего типа адаптации Встречают по одежке… Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации; Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды; Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей. Исследование и анализ своей повседневной одежды. Правильное питание – залог хорошего здоровья! Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ. Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза; Сколько едим? – нормы питания; Когда едим? – режим питания; Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка. Мой дом – моя крепость… Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов; Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики; Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего. Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам. Комплексная оценка здания школы. Суд над вредными привычками – деловая игра. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Познание самого себя… Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия; Мои способности – память, внимание, мышление и т.д. Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления. Человек и природа Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем. Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды. Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях. Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного. Оказание первой доврачебной помощи. Итоговое занятие. Исследование «Оценка состояния моего здоровья». Защита проектных работ. Учебно-тематический план элективного курса «Колесо здоровья»
|
Loading
|