|
Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка" для 8-9ПРОГРАММА элективного курса для предпрофильной подготовки «Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка» Паспорт программы. 1. Общие сведения. 1.1. Учредитель – МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа». 1.2. Название программы – Особенности состава и свойств почвы села Солонцы. 1.3. Автор программы – Шадрина Юлия Васильевна, учитель биологии и географии МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа». 1.4. Руководство программой:
1.5. В реализации данной программы участвуют учащиеся 8-9 классов. 1.6. Срок реализации программы. 1 год 1.7. Режим и форма. Занятия будут осуществляться как элективный курс для предпрофильной подготовки выпускников основной школы. 1.8. Проблемы, на решение которых направлена программа: В последнее время все больший интерес приобретает исследовательский метод в обучении. Кроме того, наша школа находится в эксперименте по внедрению профильного обучения. Любой учитель заинтересован, чтобы учащиеся выбрали именно его образовательную область, а в выборе профиля большую роль играет предпрофильная подготовка по предмету, которая осуществляется в форме элективных курсов для учащихся основной школы. Данная программа признана решить и такие проблемы, как
1.9. Ожидаемый результат: - выбор учащимися естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения; - развитие навыков исследовательской работы; - повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии; -успешное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся; - повышение плодородия почвы УОУ и урожайности культур, выращиваемых на нем; 1.10. Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед программой. Данная программа элективного курса призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ исследовательской работы и выполнить ряд работ, направленных на исследование и повышение плодородия почвы и урожайности культур. 1.11. Законодательная база для разработки программы элективного курса 1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» 2. Положение о проведении опытнической и исследовательской работы 3. Программно-методические материалы. 4. Инструкции по технике безопасности при проведении различных опытов. 1.12. Цели и задачи программы Цель программы: Изучить особенности состава и свойств почвы УОУ. Задачи:
1.13. Финансовое обеспечение программы: Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования). 1.14. Принципы реализации программы:
1.15. Кадровое обеспечение: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Роль и задачи исследовательской работы в учебном процессе. В современных условиях развития общества перед школой стоят ответственные задачи:
В последнее время все больший интерес в практике обучения приобретает исследовательский подход. Исследовательская работа – один из наиболее эффективных способов накопления и совершенствования знаний. Во время исследовательской работы перед учащимися встает масса вопросов, заставляющих размышлять и искать ответ. При выполнении поставленных задач учащиеся должны их решать самостоятельно, с использованием справочной литературы, или с помощью учителя. Исследовательская работа способствует:
Препятствия для выполнения программы:
Пути преодоление препятствий:
В настоящее время наша школа работает над улучшением плодородия почвы учебно-опытного участка и одной из задач этой проблемы является изучение особенностей состава и свойств почвы на УОУ с целью повышения ее плодородия. Эта задача и была положена в основу программы элективного курса. Цель программы: изучить особенности состава и свойств почвы села Солонцы на примере школьного учебно-опытного участка. Задачи: - определить тип почвы; - определить физические свойства почвы; - определить химические свойства почвы; - применить полученные знания на практике; Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 класса основной школы, которые имеют достаточные знания в области биологии, химии, географии и основ сельского хозяйства. Программа будет действовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы. В основу программы положен исследовательский принцип. Объектом исследования является почва пришкольного участка. Почва УОУ весьма удобный объект для исследования, так как: - во-первых, мы заинтересованы в хороших, высоких урожаях, поскольку это удешевляет школьное питание; - во-вторых, УОУ непосредственно примыкает к зданию школы, что позволяет не затрачивать времени для перехода на участок для практических и исследовательских работ; - в-третьих, работа на УОУ способствует трудовому воспитанию. А так же это способствует ориентации детей на выбор естественнонаучного профиля. Структура занятий построена так, что тематики теоретических занятий позволяет их связать с практико-исследовательской деятельностью учащихся. В процессе занятий и практических работ, а так же при проведении исследований учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять виды, состав и свойства почвы, составлять картограммы почв, определять кислотность почв, правила расчета доз и внесения удобрений. Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения. Намечены следующие основные направления работы:
Содержание программы Содержание курса Введение. Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса. Понятие почвы. Понятие о почве; классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы – строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы. Свойства почвы. Зависимость свойств почвы от ее типа; физические свойства почвы: плотность, пористость, связность, липкость, физическая спелость, биологическая спелость; формы воды в почве, гравитационная влага, капиллярная влага, пленочная влага, влажность почвы, влагоемкость, относительная влажность. Методики определения физических свойств почвы. Органические элементы питания, гумус, кислотность. Методики определения химических свойств почвы. Обработка почвы Почвенные карты и картограммы; понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; способы обработки почвы – крошение, рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание; приемы и способы основной обработки почвы; приемы и способы поверхностной обработки почвы – лущение, культивирование, боронование; минимальная обработка почвы, виды паров. Удобрение Необходимость минерального питания растений; органические удобрения – навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений; Охрана почв Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель. Заключение Конференция - Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий. Основные требования к знаниям и умениям учащихся В процессе изучения элективного курса учащиеся должны знать: - понятие о почве; - классификацию почв; - факторы почвообразования; - морфологические признаки почвы; - методики определения механического состава почвы; - физические свойства почвы; - химические свойства почвы; - методики определения физических свойств почвы; - методики определения химических свойств почвы; - почвенные карты и картограммы; - понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; - способы обработки почвы; - необходимость минерального питания растений; - органические удобрения; - виды и свойства минеральных удобрений; - сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; - система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений; - рациональное использование и охрана почв; - понятие рекультивации земель; должны уметь: - анализировать литературу по заданной теме; - составлять планы опытов; - правильно брать пробы почвы; - закладывать опыты; - применять различные методики для определения механического состава почв; - применять различные методики по определению физических свойств почв; - применять различные методики по определению химических свойств почвы; -проводить анализирование полученных результатов. |
Loading
|