|
Экономико-географическая характеристика Центральной России 1Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров. Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топлива. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ). Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г. Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере - значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства. Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района - радиально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта. Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям. 2.2. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного района. Состав. Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Экономико-географическое положение. Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП. Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Природные условия и ресурсы. Климат - умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны - лесостепь и степь. Рельеф - равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов. Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) - около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области - Старооскольский (Лебединское, Стойленское месторождения и около г. Губкин) и Михайловский (г. Железногорск, Курская обл.). Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет. Население - 7,0 млн. человек; средняя плотность населения - 46 человек на 1 км2. Издавна это густозаселенный район. Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации - 62%. Хозяйство. Главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но недостатком водных и энергетических ресурсов. Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством. Горнорудная промышленность (добыча железной руды) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе. Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности. Промышленные предприятия размещаются в крупных городах - Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде - металлоемкое машиностроение - производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод. Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье. Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций. Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы. Агропромышленный комплекс. Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясомолочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство. Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса. Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС - Курская и Нововоронежская. Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи. 2.3 Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского района. Состав. Кировская и Нижегородская области. Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Экономико-географическое положение. Территория - 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом. Природные условия и ресурсы. Климат - умеренно-континентальный. Весь район расположен в лесной зоне. Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство. Население. Численность населения Волго-Вятского района - 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения - 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии). Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Население Чувашии (1996г.) - 1,36 млн. человек (среди них 26% русских), население Марий Эл - 766 тыс. человек (русских - 47%); Мордовии - 956 тыс. человек (доля русских - около 60%). Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек. Хозяйство. Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Несущая роль принадлежит транспортному машиностроению, а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению. Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при ясном недостатке сырьевых и энергетических. По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири. Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 60% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск). Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др. Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала. Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска). Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги. Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов). Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству. Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района - на выращивании зерновых и технических культур. Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске. Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны. 3) Заключение. Центральная Россия – это огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов, имеет условия для развития хозяйства. Выгодное экономико-географическое положение в центре европейской части страны. Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной - соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом, крупным ресурсным районом - европейским севером, а также с важными внешнеэкономическими партнерами - Украиной и Белоруссией. Полезными ископаемыми округ беден. Исключение составляют железные руды, по запасам которых он занимает лидирующее положение в стране. Важными предпосылками экономического развития также являются: - уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой; - самая мощная в стране научная база; - развитая сеть учреждений среднего специального высшего образования; - наличие на территории округа столицы РФ. Население. Наиболее освоенный и заселенный округ России. Средняя плотность населения - 57 человек на км2. Самый высокоурбанизированный округ. Хотя по доле городского населения - 80% - он уступает Северо-Западу, однако и по степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях ему нет равных во всей стране. Здесь расположена столица и самый крупный в России город - Москва с населением 8631 тыс. человек (2000 г.), а вся Московская агломерация насчитывает 12 млн. жителей. Еще две городские агломерации - Тульско-Новомосковская и Брянско-Людиновская насчитывают более 1 млн. каждая. Центральная Россия - самый однородный по этническому составу регион в стране, русские составляют 97% в общей численности населения. Отрасли хозяйственной специализации: - машиностроение; - черная металлургия; - легкая промышленность; - сахарная промышленность; - маслобойная промышленность; - молочное животноводство; - картофелеводство; - овощеводство; - выращивание технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, льна-долгунца); - наука, научное обслуживание, высшее образование; - банковско-финансовая деятельность. Таким образом, изучив материалы к данному реферату, я расширила и углубила знания по особенностям развития Центральной России, развила свои способности к сопоставлению и к сопряжению материала различных дисциплин. 4. Информационные ресурсы.
|
Loading
|