Центральный Дом Знаний - Урок биологии с элементами экологии "Неповторимый вид" для 10 кл

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Урок биологии с элементами экологии "Неповторимый вид" для 10 кл

НЕПОВТОРИМЫЙ ВИД (урок биологии с элементами экологии) 10 КЛАСС

Цели урока: в ходе творческой самостоятельной групповой работы определить положение человека в системе животного мира, доказывать его уникальность; формировать умение логически мыслить, оценивать предлагаемую информацию; воспитывать активную жизненную пози­цию, ответственное отношение к биологическим видам.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши, информация, рисунки «Рудименты и атавизмы у человека», заготовки для рефлексии, карточки - пожелания, задания и тесты для контроля.

Столы в классе расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в группах по 4 - 5 человек. Ход урока:

Первый мост

И вот он вырвался из чащи По следу зверя. Но поток, В глубокой трещине урчащий, Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча, Для всей семьи его - еда: Нетронутые гнезда птичьи, Косуль непуганных стада...

Себе представив на мгновенье Закрытый для него простор, Затылок он в недоуменье Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли, И молча сел на камень он. Весь напряженьем первой мысли, Как судорогою, сведен.

И вдруг - голодный, низколобый - Он стал, упорен и высок, Уже с осмысленною злобой В ревущий заглянут поток.

И подойдя к сосне, что криво Росла у самого обрыва, И корни оглядев - гнилье! - Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась, И камни падали в обрыв, И с хрустом дерево свалилось. Два берега соединив.

И он тропою небывалой На берег перешел другой, И пот со лба отер усталой - Уже не лапой, а рукой.

Вадим Шефнер

Какие мысли, чувства, вопросы возникли у вас, когда вы слушали это стихо­творение? Запишите их.

Известна притча о Платоне и Диогене, которые поспорили о том, что такое человек. Человек, сказал Платон, это двуногое без перьев. Тогда Диоген ощипал петуха и представил его на суд аудитории как доказательство неверности плато­новского определения. Недаром китайская пословица гласит, что спор выигрыва­ет тот, кто точнее называет вещ своими именами. Пришлось Платону делать уточнение: «двуногое без перьев и имеющее широкие ногти.»

Предложите и вы свой вариант ответа на вопрос: «Что такое человек?». Про­должите фразу: «Человек - это...»

1 человек от группы озвучивает обсужденный материал.

Английский биологи Р, Фоули в своей знаменитой книге «Еще один неповто­римый вид (экологические аспекты эволюции человека)» дает такое определение:

«Современный человек - это, без сомнения, совершенно особый вид живот­ных». Почему же мы с вами особый, неповторимый вид? (открываю тему педаго­гической мастерской «Неповторимый вид»). В конце урока, в зависимости от то­го, к какому мнению вы пришли, мы выберем знак препинания: вопрос, восклица­тельный знак или многоточие.

Ваша задача - в виде проектов изобразить ваше видение темы. Я вам буду помогать.

Ученики получают карточки с заданиями и тестами для контроля и карточки пожелания: «Дерзайте, я в вас верю! С уважением к вам» .

Очевидно, не на все вопросы темы вы можете ответить. И это не удивитель­но. В истории исследований этапов антропогенеза можно обнаружить 2 противо­положные тенденции (на доске выписано слово антропогенез с переводом - гр. «антропос» - человек, «генезис» - развитие, происхождение).

С одной стороны, существуют те, кто видит в приматах зеркальное отраже­ние человека. И в их рассуждениях есть определенная логика. Познакомьтесь с информацией, подтверждающей это (информация № Г).

Родство человека и животных подтверждается и существованием рудиментов и атавизмов (ученики получают рисунки рудиментов и атавизмов, слушают ко­роткий рассказ учителя о них и возвращаются к вопросу № 7).

Однако есть ученые, которые стремятся подчеркнуть уникальность человека, его неповторимость. В их рассуждениях тоже есть логика (ученики работают с информацией № 2).

Ребята, вернитесь к тестам, на какие еще вопросы вы можете ответить.

В 1980 году в печати появились сообщения о семье Лыковых, проживших 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции. Как могли 5 человек (отец, два сына и две дочери), ведущие полунатуральное или даже натуральное хозяйство, сохра­нить высокий нравственный потенциал? Может, в этом их неповторимость9

Хотя не следует забывать, что с экологической точки зрения человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Но очевидно, что вид особый. А потому возникают непростые вопросы. Подчиняется ли человечество законам фундаментальной экологии? Если да, то полностью или частично? Если частично, то насколько? На один из этих вопросов вам поможет ответить инфор­мация № 3.

А сейчас изобразите ваше видение человека биологического и социального в нем в виде проектов (10-15 мин).

Проекты скрепляют и афишируют.

Учитель тоже выполняет проект и представляет его. Итак, наступило время подведения итогов.

Б. Кемпбелл писал: «Только разобравшись в своем, доисторическом про­шлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть». Да­вайте поставим знак препинания в названии урока:

Вопрос (вы выбираете обезьянку) - вы согласны с Р.Фоули, что Homo sapiens = это еще один неповторимый вид, как неповторимы 3 млн, видов, живущих на Земле;

Восклицательный знак (вы выбираете человека с компьютером) ~ речь, пластичность поведения, мозг, слишком большой для целей простого удобства, сложные технологические навыки — все это буквально кричит о человеческой уникальности, В глубине души вы понимаете, что человек защищен от животных непроходимой пропастью;

Многоточие - нам еще предстоит разобраться, что такое человек. Наука все­гда в развитии, вечно что - то ищет и открывает, пытаясь раскрыть тайну проис­хождения человека (выберите человека с книгой).

Подведение итогов рефлексии.

Домашнее задание - & 59 (биология), & 23 (экология)

приложение

ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1.Определите положение человека в системе животного мира:

Царство

Подцарство________________

Тип_______________________

Подтип __________________

Класс

Подкласс __________________ Отряд_____________________ Подотряд__________________

Род__

Вид _____________________

2. Какой признак сближает современного человека с низшими млекопи­-
тающими мезозойской эры:

а) слабая теплорегуляция у новорожденных детей;

б) головной мозг плода;

в) шесть пар жаберных дуг у зародыша;

г) двухкамерное сердце,

3. Выберите признаки, общие для человека и человекообразных обезьян:

а) объем мозга от 1000 до 1500 см3'

б) передние конечности хватательного типа;

в) слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга;

г) большое количество борозд и извилин головного мозга;

д) слабо развитые надбровные дуги;

е) позвоночник с 4 изгибами.

4. Экологическое сходство человека с популяциями всех других
биологических видов заключается в том, что:

а) человечеству свойственен весь спектр экологических связей;

б) давление человека на окружающую среду соизмеримо по своей мощи с
влиянием других видов;

в) человек способен, как любой вид, длительное время существовать без об-ще­ния с себе подобными, вне созданной ими искусственной среды обитания.

5. Экологические отличия человечества от популяций иных видов проя-
вляются в: а)

б)

6. Биологическим фактором антропогенеза не является:

а) наследственная изменчивость;

б) труд;

в) борьба за существование;

г) естественный отбор.

7. Рудименты - это признаки, которые у данного вида:

а) имеются у всех представителей;

б) имеются у некоторых представителей;

в) появляются у всех представителей в ходе жизни;

г) появляются у некоторых представителей в ходе жизни.

8. Действием только биологических факторов эволюции нельзя
объяснить появления у человека:

а) прямохождения;

б) свода стопы;

в) мышления;

г) S - образного изгиба позвоночника.

9. Взаимодействие социальных и биологических факторов обусловливает
эволюцию:

а) растений;

б) животных;

в) грибов;

г) человека.

Информация № 1

Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эво­люции позвоночных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, кото­рые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температу­рой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших мле­копитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных же­лез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который за­тем редуцируется и превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положе­ние вида Человек разумный в классе Млекопитающих, подклассе Пла­центарных, отряде Приматов, подотряде человекообразных обезьян,

С человекообразными обезьянами у человека много общих призна­ков: сходная структура мозгового и лицевого черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона, боль­шое число извилин коры больших полушарий, развитие мимической мускулатуры и др. Кроме морфологических признаков, о сходстве че­ловека и человекообразных обезьян свидетельствует и ряд других дан­ных: сходны резус - факторы и группы крови; человекообразные обезь­яны восприимчивы ко многим болезням человека (гриппу, оспе) и т.д.

Белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

Информация № 2

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека. Особенно важным было возникновение прямой походки. Биологически прямохождение принесло человеку не­мало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лиши­ло подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для ору­дий труда,

Возникновение прямохождения, по мнению Ч. Дарвина (работа «Происхождение человека и половой отбор»), а затем Ф. Энгельса, ста­ло решающим шагом на пути от обезьяны к человеку.

С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. При жизни обществом имелись большие возможности для об­щения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызва­ла необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а на­звания предметов появились позднее. Возникновение речи усилило об­щение наших предков на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных отношений.


Движущие силы антропогенеза



биологические

социальные



Наследственность и изменчивость

сознание

речь


Воспитание и образование

Трудовые операции

Борьба за существование и естественный отбор

Общественный труд и образ жизни







Информация №3

Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества си средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются oт врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с по­пуляциями всех других биологических видов.

Экологические отличия человечества от популяций иных видов проявляются в уровне развития многих экологических связей и в особенностях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливо выражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяция любого вида, человечество оказывает определенное воздействие на среду, в свою очередь испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. По своим масштабам оно сейчас существенно превосходит сопротивле­ние среды, подавляет eго на значительной части планеты. В отчетливом дисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления заключается одна из самых существенных экологических особенностей человека.

Еще одно принципиальное отличие человека от всех других видов животных заключается в том. что современные люди не могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себе подобными, вне созданной ими искусственной среды обитания без использования обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множества прямых и особенно опосредованных социальных связей, Иными словами человек не способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума — человеческого общества.

Использованная литература

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология,10-11 классы. М. Дрофа, 2002.

  2. Лалаянц И.Э. Шестой день творения. М., 1989.

  3. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология: общие закономерности (книга для учителя). М. Школа - Пресс, 1996

  4. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспек­ты эволюции человека. М. Мир, 1990.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24