|
Элективный курс «Экология человека» для 9 класса, рассчитан на 17 часовПрограмма элективного курса по биологии для 9 класса «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Пояснительная записка. Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов. Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении. Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование. Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний. Задачи курса: по окончанию курса учащиеся должны знать: -место человека в системе живой природы; -факторы здоровья, что такое здоровье; -эндемические и природноочаговые заболевания; -биологические ритмы; -приспособительную изменчивость человеческих популяций; -причины изменения природной среды; учащиеся должны уметь: -составлять родословную; -прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья; -определять причины изменения природной среды; -оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения; -давать эстетическую оценку помещения; -давать оценку качества окружающей среды своей местности. Содержание программы. 1.Введение(1ч.) Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья. 2.Здоровье и наследственность(3 ч.) Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.» 3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.) Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека. Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности. Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения», Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка». 4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.) Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи. Экскурсия «Профессия врача». Экскурсия «Профессия эколога». Тематическое планирование.
Список использованной литературы. 1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991. 2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997. 3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994. 4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998. 5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998. 6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000. 7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998. 8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991. 9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998. Список литературы, рекомендуемой для учащихся. 1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994. 2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997. 3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998. 4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998. 5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991. 6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997. |
Loading
|