Центральный Дом Знаний - Немецкая философия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Немецкая философия

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Традиции и новаторство немецкой классической философии……….4

2. Философия И. Канта…………………………………………………….5

3. Диалектическая философия Г. Гегеля…………………………………9

4. Материализм Л. Фейербаха……………………………………………10

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованных источников……………………………………16

Введение

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, которое, можно сказать, подвело итог ее развитию в указанный период времени развития истории западных стран. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

В советской философии по идеологическим соображениям их учение представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый этап в развитии философской мысли.

Сейчас стало видно, что их философское учение вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии, представляя собой завершающий этап её эволюции. Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.

В рамках этого течения была переосмыслен и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

Цель данной работы – охарактеризовать некоторые аспекты немецкой классической философии.

1. Традиции и новаторство немецкой классической философии

Философия Просвещения смогла реализовать свои идеи практически – в итогах Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг.

Это крупнейшее событие европейской истории XVIII в. в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало философское творчество классиков немецкого идеализма конца XVIII – начала XIX вв.

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем [5]:

1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Значение немецкой классической философии заключается в нижеследующих фактах: в ней был значительно расширен круг традиционных вопросов, рассматриваемых философами; были предложены новые ракурсы традиционных философских проблем; философия продемонстрировала высокий уровень научно-теоретических исследований, что выразилось в построении целостных систем, в том числе диалектических; диалектика стала результативным методом философского анализа; немецкая классическая философия унаследовала рационализм Просветителей: немаловажным фактором успешного развития теоретических исследований явились принципы рационализма, либерализма и гуманизма; если Средневековье объясняло бытие посредством религии и схоластики, то здесь разрабатывались целостные философские системы, в которых уточнялись мировоззренческие смыслы и формулировались ответы на философские вопросы при помощи идей и категорий [1].

Команду классиков составили: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания [2]:

1. Сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры.

2. Вера в то, что философию можно выстроить как сложную систематическую науку, четко дифференцированной по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.

3. Общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

4. Концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

Так что, не смотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло. В характеристике последнего важны две вещи – преемственность с идеями эпохи Просвещения и философское новаторство. Первое достаточно очевидно: немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей – рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

2. Философия И. Канта

Задачи философии и одновременно ее основную структуру И. Кант формулирует в виде предельно простых вопросов [5]:

1. Что я могу знать? (Ответом служит работа «Критика чистого разума»);

2. Что я должен делать? («Критика практического разума» - этика И. Канта);

3. На что я смею надеяться? («Религия в пределах только разума»).

Наиболее выразительные результаты достигнуты И. Кантом в первых двух разделах его учения. Если предельно упростить исходную проблему кантовской гносеологии и способ ее решения, то их изложение может выглядеть так.

Как возможно научное знание? Научное – значит закономерное, т.е. всеобщее и необходимое. Знание постигается в опыте. А человеческий опыт всегда неизбежно ограничен и, следовательно, в принципе не может дать знания всеобщего и необходимого. А вне опыта знания нет. Значит, наука невозможна?

Пытаясь спасти уверенность человечества в самой возможности существования научного знания, И. Кант строит свою, довольно причудливую гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок, разум [2].

Чувственность – это познание мира с помощью ощущений. Рассудок - способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства [8]. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению - пространство и время. Кант называет их априорными. Априорными он называет формы познавательной деятельности, которые как бы встроены в человеческий механизм познания [5].

Это выражение некой соразмерности мира и человека, «вписанности» человека в мир. Априорные формы – это не фантазии нашего сознания, а естественный, «природный» способ организации им хаотичного чувственного материала. Это наша естественная способность структурировать, упорядочивать информацию о внешнем мире. От этого механизма нельзя избавиться – он подобен зеленым очкам жителей Изумрудного города, которые нельзя было снять! Но, глядя на мир сквозь такие «зеленые очки» априорных форм чувственности и рассудка, нигде нельзя натолкнуться на отсутствие «зеленого цвета» [12].

И, следовательно, мы никогда не столкнемся с вневременными и внепространственными предметами. И не потому, что таких нет, а потому, что мы смотрим на мир через «пространственно-временные очки». Поэтому знание всеобщего (без исключение) и необходимое возможно! (Хотя добывается оно и не из опыта.) И поэтому наука может существовать [2].

Но не любая. Существуют вещи, научное знание о которых невозможно в принципе. К ним относятся: Бог, душа, мир в целом, свобода и пр. (Это область действия третьей познавательной способности человека – разума.) Особенность таких понятий заключается в том, что они не выводимы из опыта: нельзя увидеть реальную бесконечность, нельзя обнаружить в природе Бога и т.д.

Но человеку свойственно стремление выйти за рамки опыта, что он, собственно, и делает, образуя понятия типа «свободы» или «бесконечности». Научное знание о них невозможно, но это не значит, что все они нужны [4]. Мир как бесконечное целое не дан в конечном опыте и поэтому непознаваем. Но разум ведет себя так, как будто он познаваем, и это стимулирует конкретную научную деятельность!

Что-то вроде: человек понимает, что является существом смертным, но по большей части ведет себя так, как будто этого факта не существует, и благодаря этому не мучается, а живет.

Но как только разум начинает истолковывать свои идеи (Бог, душа, мир в целом) как предметные, он тут же запутывается в противоречиях [11]. И. Кант называет их «антиномиями чистого разума». (Антиномии – парные суждения, каждый из которых исключает другое. Например: есть предел делимости – нет предела делимости; мир имел начало во времени – мир не имел начала во времени.) По И. Канту это не логические ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека [5].

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [6]. Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств [2]. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой [1]. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом от-дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска-зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

3. Диалектическая философия Г. Гегеля

Основу философских воззрений Г. Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное идеальное начало, выступающие основой и субъектом развития, творцом мира в целом.

Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Г. Гегеля название абсолютной идеи [6].

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи [7]. Сознание каждого человека - частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности [3]:

· субъективный дух - душа, сознание отдельного человека;

· объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;

· абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития [8]. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической [3].

Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключается в следующем [1]:

- в представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, человека;

- в усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

- в последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслительным областям человеческого знания.

4. Материализм Л. Фейербаха

Традиционного философствования классического типа продолжил в Германии в середине XIX века Людвиг Фейербах. Сильными сторонами этого мыслителя принято считать материализм и критику религии [10].

Называя философию Гегеля рациональной мистикой, к сожалению, он не заметил значимости важного достижения своего предшественника – его диалектический метод. Идеализм он воспринимал как теоретическое обоснование религии; в известной работе («Сущность христианства»), посвящeнной критике религии, философ утверждает, что не Бог создал людей, а люди создали Бога по своему образу и подобию [11].

Фейербах, будучи родоначальником антропологического материализма, выдвинул принцип: главным объектом жизненного интереса человека выступает всегда другой человек. Чтобы Другой мог существовать как объект, необходимо проявлять любовь [1]. Где нет любви, нет истины. Поэтому не случайно, что согласно воззрениям Фейербаха, единственным источником и формой познания являются ощущения человека, которые он рассматривает как проявление его природной сущности. Движущей силой человеческой воли выступает стремление к счастью. «Я» не может быть счастлив без «Ты», это «влечeт сознание нравственного духа». Все мыслимые преобразования, по Фейербаху, человек должен начать с себя. Философ считал, что человек есть не столько социальное, сколько биологическое (родовое) существо [4].

Материализм Л. Фейербаха был не столько оригинальным, сколько своевременным. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма (И. Кант, Г. Гегель и др.) его материалистичная концепция представлялась восстановлением здравого смысла, возвратом к традициям Просвещения [7].

Самая большая творческая удача Л. Фейербаха заключается в интерпретации им феномена религии как процесса отчуждения человеческой сущности. Под «отчуждением» в философии понимают процесс превращения созданных людьми объектов в нечто противостоящее им, и более того – господствующее над ними [1].

В религиозных представлениях отражается родовая сущность человека и неадекватные (превратные) условия ее существования. Религия есть отражение человеческой сущности. Ее основу составляет чувство зависимости человека от внешней природы и от природного в самом себе [9].

По Фейербаху первый бог человека есть потребность и притом потребность физическая, соединенная с представлением о некотором существе, которое способно удовлетворить эту потребность. Таким образом, религия есть отношение человека к своей собственной сущности, то есть способ самосознания и опредмечивания в религиозных представлениях самого себя, то есть свое же собственное родовое существо [11].

Человек для Фейербаха не только основной предмет и конечная цель философии, но и прообраз, и мерило всего сущего. Можно сказать, что он как бы моделирует бытие по человеческому образу и подобию, в отличие от механических материалистов, для которых не организм («физиология»), притом человеческий, а механизм служил прообразом бытия. Что антропологическая «модель», определяющая колорит, специфическую атмосферу философии Фейербаха, ни в коей мере не уводит его от материализма. Он не мыслит человека в отрыве от природы, не допускает антропологии в отрыве от физиологии [2].

Фейербаховский антропологизм, есть не что иное, как антропологический материализм - особая разновидность метафизического материализма, противостоящая, как всякий материализм, философскому идеализму. Основоположная категория этой философии - человек - понимается Фейербахом строго материалистически, он постоянно подчеркивает телесную природу человека, его естественность [4, с. 96].

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела [10].

Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо.

Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом [12].

Главный вопрос, который интересовал Фейербаха - это проблема человека, его сущности. Причем под человеком он понимал не нечто абстрактное (например, самосознание, как у Гегеля), а реальное существо во всех его жизненных проявлениях [2].

В философии Фейербаха человек рассматривается как «исходный пункт и конечная цель» всех философских исследований. Поэтому философия Фейербаха - это философская антропология [9].

Человек, согласно Фейербаху, есть «зеркало природы». Оно - порождение природы, и является отражением ее естественных сил и способностей. Поэтому нет ничего сверхъестественного в природе вещей. Все так называемое «сверхъестественное» должно быть сведено посредством человека к естественному, то есть к природе. «Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина - только антропология» - в этом выражается суть антропологического принципа философии Фейербаха [4].

В учении о человеке Фейербах различает понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность» (или сущность человека). Человеческая природа - это совокупность естественных данных от природы сил и способности каждого отдельного человека. Но отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности, потому что его человеческая сущность наличествует, согласно Фейербаху, только в его отношении к другому человеку, то есть только в общении, в единстве человеку с человеком. Поэтому сообщество людей есть изначальный принцип истинной философии человека.

С точки зрения этого принципа Фейербах рассматривает и природу сознания. Каковы формы общения людей, таковы и формы их сознания. Чувствований и верований. Превратным отношениям соответствуют превратные формы жизненного проявления человека - его превратные чувства, иллюзии и ложные представления.

Заключение

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд - Эммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем

Список использованных источников

  1. Алексеев П.В., Панин A.Д. Философия: Учебник. - М., 2008. – 590с.

  2. Бучилло Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.изд 2. - М., 2004. – 530с.

  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб, Наука, 1994. – 380с.

  4. История философии. Уч. для вузов.- Ростов-на-Дону, 2004. – 200с.

  5. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. - М., 1991. – 100с.

  6. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. -Ставрополь, 2000. – 490с.

  7. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997. – 388с.

  8. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 1996. – 387с.

  9. Спиркин А.Т. Философия. - М., 2001. – 460с.

  10. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. - М., 1991. – 276с.

  11. Философия. Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. - М., 2004. – 388с.

  12. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 2007. – 620с.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24