Центральный Дом Знаний - Йоруба, народ

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Йоруба, народ

Йоруба, народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии (по приблизительным оценкам, 10—12 млн. чел. в 1972), в Дагомее (свыше 200 тыс. чел.), где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым народом и имеют единую культуру. Говорят на языке йоруба, имеющем несколько диалектов. На Й. языке существует литература, издаются газеты, ведётся преподавание в школах. У Й. наряду с политеизмом с развитым пантеоном богов распространены ислам и христианство. Задолго до появления в Западной Африке европейцев (начиная с 15 в.) у них существовали государства. Й. — создатели (расцвет в 12—14 вв.) замечательной бронзовой и терракотовой скульптуры, возможно, связанной с более древней (конец 1-го тыс. до н. э.) культурой. Искусство литья бронзы Й. было воспринято народами Бенина. Основное занятие Й. — земледелие (яме, какао). У Й. тесно переплетаются развивающиеся капиталистические отношения со значительными пережитками более ранних социальных структур. 


Йоруба (йоруба Ọmọ Yorùbá), группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку (от устья реки Нигердо Гвинейского залива): государства Нигерия, Того, Бенин, Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде Общее число свыше 30 миллионов человек.

Язык йоруба относится к западной ветви бенуэ-конголезской семьи (нигеро-конголезская макросемья).

Й. — творцы уникальной самобытной цивилизации субсахарской Западной Африки, породившей такие неповторимые города-государства, как священный Иле Ифе, научный интерес к которому не ослабевает по сей день из-за уникальных раскопок, сделанных знаменитым немецким этнографом Лео Фробениусом на заре прошлого века. Считается, что предки йоруба создали археологическую культуру Нок в I тыс. до н. э.

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке священный Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции сакрального духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура — Ифе, монархия — Оони, плавка металлов, охота и земледелие).

Большинство Й. является христианами и мусульманами. Й. также по сей день исповедуют древнейшую священную политеистическую религию Ифа'Ориша, повлиявшую на зарождение таких Афро-карибских традиций, как вуду, водун, сантерия-лукуми, обеа и многих других.

Искусство Й.  представлено многочисленными статуэтками из дерева,бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно-вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Согласно легендам, Й. пришли с востока. Легендарным предком Й. считается Одудува.


ЙОРУБА — одна из крупнейших и наиболее развитых народностей Зап. Судана, населяющая юго-зап. область англ. колонии Нигерии. Числен­ность — ок. 4 млн. чел. Язык относится к семье гви­нейских языков и распадается на ряд диалектов.

Археологич. находки в Нигерии показывают, что в её юж. части и в древности существовала довольно высокая культура. В 15—17 вв. на территории, за­нимаемой Й., имелось несколько государств, были развиты торговля и ремёсла, существовали крупные города Илорин, Ибадан, Огбомошо и др., огорожен­ные стенами. К началу 20 в. англичане завершили колониальный захват земель, населённых И.

Основное занятие Й.— земледелие (мотыжное): выращиваются ямс, маниока, бататы, просо, бобо­вые культуры и пр., а также сбор плодов дикорасту­щей пальмы, составляющих основной продукт экс­порта. Ремёсла — ткачество, плетение, кузнечное дело и др. — имеют еще довольно большое значение. Промышленность представлена гл. обр. предприя­тиями по обработке растительного сырья. Боль­шинство городского населения занимается с. х-вом на полях, окружающих города. Крестьянские жи­лища Й.— четырёхугольные глиняные хижины, крытые листьями пальмы или травой. Обычная одежда мужчины — длинная свободная рубаха и штаны. Женщины обёртываются двумя или тремя кусками ткани.

Народ Й., как и другие народы Юж. Нигерии, под­вергается жестокой эксплуатации со стороны англ. империалистов, местных князьков и царьков. Вве­дена система т. н. непрямого управления, через мест­ных царьков, к-рые являются послушным орудием в руках колонизаторов.

Народ Й. вместе с другими народами Нигерии упорно борется со своими угнетателями. После вто­рой мировой войны (1939—45) Й. приняли активное участие в общенигерийском демократическом дви­жении. Окрепло рабочее движение, выросли кадры интеллигенции. Были созданы Конгресс профсоюзов Нигерии и организация единого национального фронта — На­циональный совет Нигерии и Каме­руна. Большую роль в демократиче­ском движении играют женщины и молодёжь. Колониальные власти, ста­раясь расколоть общенигерийское на­ционально-освободительное движение, ввели в 1951 новую конституцию Ни­герии, по которой провинции, засе­лённые Й., объединены в некое подо­бие государства, со своим двухпалат­ным парламентом и правительством, возглавляемым англ. губернатором. С этой же целью они создали среди Й. ре­акционную феодально-буржуазную ор­ганизацию «Общество сынов великого короля Одудува». Но, несмотря на репрессии и рас­кольническую деятельность колонизаторов и их при­служников — князьков и старшин, Й. остаются в рядах борцов единого антиимпериалистического фронта.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24