Центральный Дом Знаний - Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры

Содержание работы.

Актуальность выбранной темы.

1.Введение.

2. Методы исследования и педагогический контроль в теории физического воспитания.

3.Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры.

3.1. Школьный возраст.

3.2. Дошкольный возраст.

3.2.1Задачи педагогического контроля.

3.2.2.Особенности медико-педагогического контроля.

3.2.3.Медицинский контроль на примере детского дошкольного учреждения.

3.3. Медицинские группы здоровья для занятия физической культурой.

4. Педагогический эксперимент.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. Поэтому вполне понятно, что введение курсовой работы должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к моей работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. То, насколько правильно я понял тему: «Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры» исследовал и насколько глубоко изучил и рассмотрел методы медико-педагогического контроля в процессе физической культуры.

В данной теме я рассматривал медико-педагогический контроль на примере школьных и дошкольных учебных заведений. Мне удалось выявить такие на мой взгляд достоинства как; медицинские группы здоровья, задачи и особенности медико-педагогического контроля.

Тема заинтересовала меня возможностью рассмотрения педагогического эксперимента и проведенным мною анализом медико-педагогического контроля в процессе физической культуры в общеобразовательных учреждениях как школьных так и дошкольных.

1.Введение.

Физическая культура и спорт выполняют важную функцию по воспитанию нового человека, в котором сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Занятия физической культурой и спортом способствуют оздоровлению организма человека, повышают его социальную активность.

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство". Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет своё воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.1

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности. Как обобщённый показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

Целью физического образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.

2. Методы исследования и педагогический контроль в теории физического воспитания.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Принятая федеральная целевая программа "Дети России на 2007 - 2010" подпрограмма "Здоровое поколение", в цели которой входит сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни, явилась стимулом для поиска новых методов и способов организации процесса физического воспитания в детских дошкольных учреждениях.2

Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

контроль.

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и без инструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения. 3

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка всех результатов.

3.Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры.

3.1. Школьный возраст.

Физическая культура всего лишь один из многих факторов оздоровления людей, однако, занимает среди них свое уникальное место. Особое значение физической культуры для развивающегося организма определяется тем, что адекватная двигательная активность является фактором физиологической биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации - существенным пусковым механизмом развития ребенка. Ограничение двигательной активности приводит не только к ухудшению двигательных качеств, но и к общему замедлению развития, включая и эмоциональную, и интеллектуальную сферы. Увеличение физической нагрузки сверх определенного для индивидуума предела неизбежно приводит к переутомлению, невротизации, способствует развитию по началу функциональных нарушений, а затем и органических заболеваний.

Нормой суточной двигательной активности школьников 11 - 15 лет следует считать наличие 20 -24% динамического компонента в режиме дня. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100 - 4000 ккал. Рекомендуется занятия физическими упражнениями разного характера (уроки, «малые формы», физкультпаузы, танцы, физический труд и др.) в следующих объемах: девочки 5 - 12 часов в неделю, мальчики 7 - 15 часов. Интенсивность таких ежедневных занятий должна быть достаточно велика - средняя частота пульса 140 - 160 уд. в мин. Санитарные нормы и правила рекомендуют следующий минимальный объем двигательной активности, обязательный для выполнения в условиях образовательного учреждения. Мы можем наглядно посмотреть, изучить и проанализировать все нормы на таблице приведенной ниже:

Примерный объем двигательной активности учащихся

Утверждено: СанПиН 2.4.2.1178—02


Ежедневный

объем времени (час)

Культурно-оздоровительные мероприятия

Часы*

Класс

Гимнастика до учебы (мин)

Физкультминутки на уроках

Подвижная перемена (мин)

Спортивный час

Уроки (в неделю)

Внеклассные формы (ч. в нед.)

Соревнования (раз в год)

Дни здоровья

Самостоятельные занятия не менее (мин)

1

2

5-6

5

15-20

1

2

1,10

6-8

ежемесячно

10-15

2

2

5-6

5

15-20

1

2

1,30

6-8

15-20

3

2

5-6

5

15-20

1

2

1,30

6-8

15-20

4

2

5-6

5

15-20

1

2

1,30

6-8

15-20

5

2

5-7

5

35-45

1

2

1,30

8-9

20-25

6

2

5-7

5

35-45

1

2

1,30

8-9

20-25

7

2

6-8

5

35-45

1

2

2

8-9

20-25

8

2

6-8

5

35-45

1

2

2

8-9

20-25

9

2

6-8

-

35-45

1

2

2

8-9

25-30

10

2

6-8

-

15-20

-

2

2

10

25-30

11

2

6-8

-

15-20

-

2

2

10

30-35

*- введение 3 обязательных часов в соответствии с приказом № 2715 от 16.-07.02. СанПиН4

Центральной проблемой оздоровительного влияния физического воспитания является вопрос о выборе и дозировке физических нагрузок, направленных на повышение функциональных возможностей детского организма в различные периоды его развития. Глубокие биохимические, гормональные и другие изменения в организме, вызываемые физическими нагрузками предполагают три необходимых условия их регламентации:

  • Наличие информации об исходном состоянии организма, его потенциальных возможностях и, следовательно, возможность прогнозирования последствий занятий;

  • Постоянное наблюдение за состоянием учащихся, контроль диапазона физиологических реакций на нагрузку – оперативная обратная связь в управлении процессом физического воспитания;

  • Объективная оценка результатов физического воспитания, как с позиций физической подготовленности, тренированности, так и с позиций оздоровления.


3.2.Дошкольный возраст.

Под педагогическим контролем в физическом воспитании понимается система показателей, дающая объективную информацию о происходящих изменениях в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья детей в процессе жизнедеятельности.5

Последнее говорит о том, что лишь в процессе жизнедеятельности в определенной последовательности, получая объективные показатели о состоянии физических параметров детей, можно получать динамику, по которой можно судить не только о состоянии, но и о перспективах роста и развития ребенка. Таким образом, педагогический контроль выполняет, как минимум две функции - с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта, с другой - позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем. Эта вторая, управленческая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании детей зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных.6

3.2.1. Задачи, стоящие перед педагогическим контролем у дошкольников:

1. Выявить уровень развития морфологических и функциональных свойств организма, физических качеств и двигательных умений и навыков детей.

2. Подтвердить или опровергнуть выбранный путь достижения показателей развития, физической подготовленности, а также двигательных умений и навыков детей .

3.2.2.К основным организационно-методическим особенностям педагогического контроля физической подготовленности детей дошкольного возраста относятся:

а) необходимость предварительного обучения технике некоторых контрольных упражнений;

б) формирование у детей мотивов к достижению наивысших результатов в тестах, особенно в контрольных упражнениях, связанных с проявлениями максимальных или длительных усилий;

в) расширение в разумных пределах комплексов тестов с целью повышения надежности оценки физической подготовленности дошкольников;

г) преимущественное использование интегральных и суммарных показателей как наиболее информативных и объективных характеристик физической подготовленности детей 3-6 лет. 7

На примере (условного) муниципального дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей рассмотрим процесс педагогического контроля за физическим развитием дошкольников. В него входит медицинский контроль, проведение медико-педагогического контроля, проведение тестирования на определение уровня развития основных физических качеств и навыков ребенка, а также исследование уровня его физической подготовленности. Педагогический контроль неразрывно связан с врачебным контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей.

3.2.3.В задачи медицинского контроля, проводимого в детском дошкольном образовательном учреждении, входит проведение врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физической культуре. Эти наблюдения позволяют оценить адекватность оздоровительного воздействия занятий физической культурой с дошкольниками. Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку:

- уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой;

- восстановления пульса, дыхания, давления после занятий;

- показателей общей моторной плотности занятия;

- динамика простейших функциональных проб;

- правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов;

- внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий.8

По результатам проведенных исследований мы видим увеличение роста заболеваемости детей в детском саду за последние полгода. В сентябре процент заболеваемости составлял 10,03%, в феврале он возрос до 14,16%.

Также в начале учебного года в (условном) детском образовательном учреждении был проведен медицинский осмотр детей, в результате чего были выявлены основные отклонения в состоянии здоровья детей. Так 78,6% детей имеют патологии в физическом развитии. Из них 60% страдают нарушением осанки, у 18,6% выявлен сколиоз. Здоровых детей - 21,4%.

Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления. Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем .9

Контроль за уровнем развития физической подготовленности у дошкольников предусматривает определение уровня развития основных физических качеств:

- выносливости (общей);

- силовой подготовленности;

- силовых качеств (силовой выносливости);

- гибкости;

- быстроты;

- координационных способностей.

1 Лазаренко И. В. Роль и место физической культуры в системе общего образования личности - Белгород, 2005.

2 Постановление правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 о Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы.

4 На основании норм СанПиНа.

5 Усаков В.И. Первые шаги к физическому совершенству: Книга для воспитателей, гувернеров, родителей / В.И. Усаков. - Красноярск: "Издательство КГПИ", 1993. - 96 с.

6 Андерсон В.А., Викс Л.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / В.А. Андерсон, Л.А. Викс. - М.: Просвещение, 1991. - 63 с.

7 Осокина Т.М. Физическая культура в детском саду / Т.М. Осокина. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24