Центральный Дом Знаний - Рабочая программа по дисциплине "Сестринское дело"; 10 -11 класс

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рабочая программа по дисциплине "Сестринское дело"; 10 -11 класс

1   2

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Рецензия.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Тематический план.

  5. Содержание учебной дисциплины.

  6. Рекомендуемая литература.

Пояснительная записка

Преподаватель:

Программа составлена на основе примерной программы по биологии автор Егорова С.Н.

Основной учебник для учащихся: Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10 – 11 класс”. Москва ”Просвещение” 2006г.

Дополнительная литература:

А.О. Рувимский Д.К. Беляев "Общая биология 10 – 11 класс”.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 10- 11 класс», 2 издание М; Дрофа 1999год.

А.И. Никишов, Н.А. Топорнина, Н.М. Чернова «Общая биологи» Москва «Высшая школа» 1985.

Курс рассчитан на 117 часов (из них 109 часов – теоретические занятия, 8 часов – лабораторные работы).

Основу программы составляет обязательный минимум содержания для средней (полной) общеобразовательной школы.

Целью данной программы является формирование знаний в области биологии, изучение общих биологических закономерностей учащимися образовательных учреждений НПО и СПО первых ступеней обучения технического профиля. Показать сложность и многогранность биологии как науки о живом, сформировать правильные представления об основных биологических процессах, явлениях и закономерностях.

Задача данного учебного курса общей биологии – разобрать общие закономерности развития живой природы, попытаться раскрыть сущность жизни и все формы ее проявления. Познакомить учащихся с классическими, а также с самыми современными достижениями биологической науки. Развивать умение наблюдать и объяснять основные биологические процессы и явления, понимать их сущность и значение. Формировать экологически грамотное мышление показать всю значимость необходимости к бережному отношению к окружающей среде и сохранению ее богатства и разнообразия.

Содержание программы включает основные разделы общей биологии. В программе представлены и скорректированы в соответствии с часами учебного плана основные блоки содержания и составляющие их вопросы для обязательного изучения в курсе общей биологии в средней (полной) общеобразовательной школе.

Итоговый контроль проводиться в форме экзамена.

Изучение курса "Общая биология” основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении ботаники, зоологии, анатомии. Изучение предмета предусматривает и использование знаний по физике, химии, истории, физической и экономической географии.

Предусмотрена лекционная форма обучения, выполнение лабораторных работ. На уроках демонстрируются печатные пособия, гербарный материал, мультимедийные презентации.

Успешность обучения отслеживается в ходе проведения тестовых работ, фронтальных опросов, выполнение индивидуальных заданий. Изучение каждой главы заканчивается зачетными уроками. Зачет состоится из тестового задания и биологических задач, которые подразумевают развернутый устный или письменный ответ.

Преподаватель: Лаврушина Л.Л.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематический план по учебной дисциплине «Биология».

План составлен в соответствии и программой по биологии, утвержденной Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской федерации (базовый уровень), для всех специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования в 2002 году и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

По окончании курса – предусмотрен экзамен.

Учебным планом отводится 117 часов.

- лекционных занятий – 109 часов,

- лабораторных занятий – 8 часов.




1 семестр

2 семестр

Итого

Теория

34 ч

17лекций

75 ч

37.5 лекций

109 ч

54,5

Лабораторные

2 часа

1

6 ч

3

8 ч

4

Итого

117 ч.


Раздел III. Основы генетики.

Основные закономерности явлений наследственности.

3.7.1.

Генетика как наука. Основные генетические понятия.

2


3.7.2

Моногибридное скрещивание 1 и 2 закон Менделя.

2


3.7.3.

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

2


3.7.4.

Решение генетических задач.

2


3.7.5.

Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

2

3.7.6.

Решение генетических задач.

2


3.7.7.

Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Хромосомная теория Моргана.

2


3.7.8.

Решение генетических задач.


2

3.7.9.

Взаимодействие генов. Генотип и среда.

2




Закономерности изменчивости.

3.8.1.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

4


3.8.2.

Лабораторная работа «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».


2

3.8.3.

Генетика человека, значение для медицины.

4


Генетика и селекция.

3.9.1.

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

2


3.9.2.

Успехи селекции. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии.

2


3.9.3.

Контрольная работа.

2


Итого по разделу

30

4

Раздел IV Эволюция.

Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции.

4.10.1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения вида.

2


4.10.2.

Доказательство эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.

2


Механизмы эволюционного процесса.

4.11.1.

Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяциях.

2


4.11.2.

Другие факторы эволюции. Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

2


4.11.3.

Лабораторная работа: «Приспособленность организмов к среде обитания»


2

4.11.4.

Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.

4


Возникновение жизни на Земле.

4.12.1.

Развитее представлений о возникновении жизни. Современные взгляды.

2


Развитие жизни на Земле.

4.13.1.

Развитие жизни в криптозое, палеозое.

2


4.13.2.

Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

2


Происхождение человека.

4.14.1.

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo

2


4.14.2.

Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.

2


4.14.3.

Контрольная работа.

2


Итого по разделу

24



2

Экосистемы.

5.15.1.

Предмет экологии. Экологические факторы. Взаимодействие популяции разных видов.

2


5.15.2

Взаимодействие популяции разных видов.

2


5.15.3.

Сообщества. Экосистемы и их свойства. Смена экосистемы. Цепи питания.

2


5.15.4.

Агроценозы.

2


Биосфера. Охрана биосферы.

5.16.1.

Состав функции биосферы. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

2


5.16.2.

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

2



Итого по разделу

12


Итоговый урок 1

Итого

109

8


Содержание учебной дисциплины.

Введение в общую биологию.

Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни, организации материи. Критерии живых систем.

Предмет и задачи общей биологии, с ее основные методы и способы изучения.

Значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды.

Многообразие биологических дисциплин и их связь с другими науками.

Роль и место биологии в формировании научных представлений о мире.

Студент должен знать:

Формы существования живой материи, основные свойства живого. Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Критерии живых систем.

Студент должен уметь:

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

Раздел I. Учение о клетке.

Тема 1.1 Химическая организация клетки. Биологическая роль неорганических соединений.

Химический состав клетки. Биологически важные химические элементы, входящими в состав клетки. Неорганические (минеральные) соединения.

Особенности строения молекулы воды в связи с ее функциями в клетке. Значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток.

Студент должен знать:

Элементарный состав клетки.

Основные химические элементы необходимые для жизнедеятельности клеток.

Биологическую роль воды в клетке.

Студент должен уметь:

Объяснять биологическую роль неорганических соединений в клетке.

Тема: 1.2. Другие органические вещества. Жиры и липиды. Углеводы.

Продолжить изучение химической организации клетки. Изучить основные классы органических соединений, их химический состав. Строение биополимеров. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение, функции углеводов, жиров и липидов.

Студент должен знать:

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Наиболее распространенные углеводы.

Химическую структуру жира.

Студент должен уметь:

Анализировать строение молекул углеводов в соответствии с их функциями в клетке.

Объяснить функции глюкозы, целлюлозы, гликогена в организме.

Тема 1.3. Биополимеры. Белки. Функции белков.

Состав и строение белков. Аминокислоты. Взаимосвязь строения и функции белков в клетке.

Уровни структурной организации белка. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка. Используя знания о строении и свойствах белков, углубить и расширить представления учащихся о функциях белков.

Дать понятие ферментам. Ферменты и их роль в процессах жизнедеятельности. Продолжить формировать умение определять взаимосвязь строения и функции веществ.

Студент должен знать:

Процессы характерные для каждого уровня организации белковой молекулы.

Классификацию белков по выполняемым функциям.

Биологическое значение вакцинации.

Студент должен уметь:

Находить отличие и сходство биополимеров белков от биополимеров углеводов.

Охарактеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке.

Тема: 1.4 Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины.

Типы нуклеиновых кислот. Особенности строения молекулы ДНК. Механизм удвоения ДНК. Роль механизма в передаче наследственной информации.

Особенности строения и функции различных видов РНК в клетке. Суть функциональной взаимосвязи ДНК и РНК.

Строение АТФ и ее роль в клетке как универсального аккумулятора энергии. Витамины. Значение витаминов в процессе жизнедеятельности организма. Регуляторные и сигнальные вещества.

Студент должен знать:

Строение молекул ДНК, РНК.

Передача наследственной информации.

Основные виды РНК.

Значение АТФ в клетке.

Биологическую роль витаминов.

Студент должен уметь:

Зная фрагмент одной цепи ДНК достраивать вторую цепь.

Структура и функции клетки.

Тема: 2.1. Клеточная теория.

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Первые наблюдения над клеткой. Структурно – функциональные части клетки.

Студент должен знать:

Значение клеточной теории.

Состав клетки, ее жизненные свойства.

Студент должен уметь:

Используя знания о клеточной теории, доказать единство происхождения жизни на Земле.

Тема: 2.2. Органоиды цитоплазмы.

Строение органоидов и их функций. Цитоплазма – обязательная часть клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Строение плазматической мембраны, ее функции. Эндоплазматическая сеть и рибосомы. Комплекс Гольджи. Строение митохондрии, хлоропластов. Постоянное движение клетки, органоиды движения. Клеточные включения и их функции.

Студент должен знать:

Как связано строение клеточной мембраны с ее функциями.

Как происходит активное поглощение веществ клеткой

Какова связь между рибосомами и эндоплазматической сетью.

Строение и функции лизосом.

Что относится к клеточным включениям, и их роль в клетке.

Студент должен уметь:

Связывать функции органоидов клетки и физиологическими процессами, протекающими в ней.

Тема 2.3. Строение и функции ядра. Прокариотические и эукариотические клетки.

Ядро – составная часть клеток грибов, растений, животных. Строение и функции ядра. Структура ядра.

Хромосомы: строение, химический состав, функции. Кариотип. Ген.

Функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Бактерии – типичные прокариотические клетки. Особенности формы, строения. Размножение бактерий. Спорообразование.

Роль бактерий в природе.

Роль бактерий в жизни человека.

Студент должен знать:

Основные структурные компоненты ядра.

Какие органические вещества входят в состав ядра и какие его структуры они образуют.

Каково строение хромосомы.

Что такое кариотип.

Что такое ген.

Что такое хроматин.

Как осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

В чем особенности строения прокариот по сравнению с эукариотами.

Почему бактерии являются типичными прокариотами.

Каков механизм спорообразования и в чем его биологический смысл.

Какова роль бактерий в природе.

Какова роль бактерий в жизни человека.

За счет чего у бактерий сохраняются обменные процессы при отсутствии внешних источников энергии.

Отличительные признаки эукариотической клетки.

Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны.

Механизм поступления веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. Строение цитоплазматической мембраны,веществ, входящих в ее состав, и обсуждением возможностей выполнения мембраной функций, исходя из ее строения.

Особенности строения наружной клеточной стенки растений, грибов.

Студент должен знать:

Отличительные признаки эукариотической клетки.

Какие вещества входят в состав наружной цитоплазматической мембраны.

Каково строение цитоплазматической мембраны.

Каким образом проникают в клетку вода, глюкоза, кислород.

Какие вещества входят в состав клеточной стенки у грибов и растений.

Студент должен уметь:

Самостоятельно изучать строение клетки.

Владеть терминологией темы.

Тема 2.4. Лабораторная работа: «Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток».

Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Студент должен уметь:

Работать с микроскопом и изготовлять препараты.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24