|
Рабочая программа по дисциплине "Сестринское дело"; 10 -11 классСодержание программы:
Пояснительная записка Преподаватель: Программа составлена на основе примерной программы по биологии автор Егорова С.Н. Основной учебник для учащихся: Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10 – 11 класс”. Москва ”Просвещение” 2006г. Дополнительная литература: А.О. Рувимский Д.К. Беляев "Общая биология 10 – 11 класс”. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 10- 11 класс», 2 издание М; Дрофа 1999год. А.И. Никишов, Н.А. Топорнина, Н.М. Чернова «Общая биологи» Москва «Высшая школа» 1985. Курс рассчитан на 117 часов (из них 109 часов – теоретические занятия, 8 часов – лабораторные работы). Основу программы составляет обязательный минимум содержания для средней (полной) общеобразовательной школы. Целью данной программы является формирование знаний в области биологии, изучение общих биологических закономерностей учащимися образовательных учреждений НПО и СПО первых ступеней обучения технического профиля. Показать сложность и многогранность биологии как науки о живом, сформировать правильные представления об основных биологических процессах, явлениях и закономерностях. Задача данного учебного курса общей биологии – разобрать общие закономерности развития живой природы, попытаться раскрыть сущность жизни и все формы ее проявления. Познакомить учащихся с классическими, а также с самыми современными достижениями биологической науки. Развивать умение наблюдать и объяснять основные биологические процессы и явления, понимать их сущность и значение. Формировать экологически грамотное мышление показать всю значимость необходимости к бережному отношению к окружающей среде и сохранению ее богатства и разнообразия. Содержание программы включает основные разделы общей биологии. В программе представлены и скорректированы в соответствии с часами учебного плана основные блоки содержания и составляющие их вопросы для обязательного изучения в курсе общей биологии в средней (полной) общеобразовательной школе. Итоговый контроль проводиться в форме экзамена.
Изучение курса "Общая биология” основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении ботаники, зоологии, анатомии. Изучение предмета предусматривает и использование знаний по физике, химии, истории, физической и экономической географии.
Предусмотрена лекционная форма обучения, выполнение лабораторных работ. На уроках демонстрируются печатные пособия, гербарный материал, мультимедийные презентации. Успешность обучения отслеживается в ходе проведения тестовых работ, фронтальных опросов, выполнение индивидуальных заданий. Изучение каждой главы заканчивается зачетными уроками. Зачет состоится из тестового задания и биологических задач, которые подразумевают развернутый устный или письменный ответ. Преподаватель: Лаврушина Л.Л. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематический план по учебной дисциплине «Биология». План составлен в соответствии и программой по биологии, утвержденной Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской федерации (базовый уровень), для всех специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования в 2002 году и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. По окончании курса – предусмотрен экзамен. Учебным планом отводится 117 часов. - лекционных занятий – 109 часов, - лабораторных занятий – 8 часов.
Содержание учебной дисциплины. Введение в общую биологию. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Уровни, организации материи. Критерии живых систем. Предмет и задачи общей биологии, с ее основные методы и способы изучения. Значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды. Многообразие биологических дисциплин и их связь с другими науками. Роль и место биологии в формировании научных представлений о мире. Студент должен знать: Формы существования живой материи, основные свойства живого. Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Критерии живых систем. Студент должен уметь: Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов. Раздел I. Учение о клетке. Тема 1.1 Химическая организация клетки. Биологическая роль неорганических соединений. Химический состав клетки. Биологически важные химические элементы, входящими в состав клетки. Неорганические (минеральные) соединения. Особенности строения молекулы воды в связи с ее функциями в клетке. Значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток. Студент должен знать: Элементарный состав клетки. Основные химические элементы необходимые для жизнедеятельности клеток. Биологическую роль воды в клетке. Студент должен уметь: Объяснять биологическую роль неорганических соединений в клетке. Тема: 1.2. Другие органические вещества. Жиры и липиды. Углеводы. Продолжить изучение химической организации клетки. Изучить основные классы органических соединений, их химический состав. Строение биополимеров. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение, функции углеводов, жиров и липидов. Студент должен знать: Органические вещества, входящие в состав клетки. Наиболее распространенные углеводы. Химическую структуру жира. Студент должен уметь: Анализировать строение молекул углеводов в соответствии с их функциями в клетке. Объяснить функции глюкозы, целлюлозы, гликогена в организме. Тема 1.3. Биополимеры. Белки. Функции белков. Состав и строение белков. Аминокислоты. Взаимосвязь строения и функции белков в клетке. Уровни структурной организации белка. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка. Используя знания о строении и свойствах белков, углубить и расширить представления учащихся о функциях белков. Дать понятие ферментам. Ферменты и их роль в процессах жизнедеятельности. Продолжить формировать умение определять взаимосвязь строения и функции веществ. Студент должен знать: Процессы характерные для каждого уровня организации белковой молекулы. Классификацию белков по выполняемым функциям. Биологическое значение вакцинации. Студент должен уметь: Находить отличие и сходство биополимеров белков от биополимеров углеводов. Охарактеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке. Тема: 1.4 Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины. Типы нуклеиновых кислот. Особенности строения молекулы ДНК. Механизм удвоения ДНК. Роль механизма в передаче наследственной информации. Особенности строения и функции различных видов РНК в клетке. Суть функциональной взаимосвязи ДНК и РНК. Строение АТФ и ее роль в клетке как универсального аккумулятора энергии. Витамины. Значение витаминов в процессе жизнедеятельности организма. Регуляторные и сигнальные вещества. Студент должен знать: Строение молекул ДНК, РНК. Передача наследственной информации. Основные виды РНК. Значение АТФ в клетке. Биологическую роль витаминов. Студент должен уметь: Зная фрагмент одной цепи ДНК достраивать вторую цепь. Структура и функции клетки. Тема: 2.1. Клеточная теория. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Первые наблюдения над клеткой. Структурно – функциональные части клетки. Студент должен знать: Значение клеточной теории. Состав клетки, ее жизненные свойства. Студент должен уметь: Используя знания о клеточной теории, доказать единство происхождения жизни на Земле. Тема: 2.2. Органоиды цитоплазмы. Строение органоидов и их функций. Цитоплазма – обязательная часть клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Строение плазматической мембраны, ее функции. Эндоплазматическая сеть и рибосомы. Комплекс Гольджи. Строение митохондрии, хлоропластов. Постоянное движение клетки, органоиды движения. Клеточные включения и их функции. Студент должен знать: Как связано строение клеточной мембраны с ее функциями. Как происходит активное поглощение веществ клеткой Какова связь между рибосомами и эндоплазматической сетью. Строение и функции лизосом. Что относится к клеточным включениям, и их роль в клетке. Студент должен уметь: Связывать функции органоидов клетки и физиологическими процессами, протекающими в ней.
Тема 2.3. Строение и функции ядра. Прокариотические и эукариотические клетки. Ядро – составная часть клеток грибов, растений, животных. Строение и функции ядра. Структура ядра. Хромосомы: строение, химический состав, функции. Кариотип. Ген. Функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава. Бактерии – типичные прокариотические клетки. Особенности формы, строения. Размножение бактерий. Спорообразование. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека. Студент должен знать: Основные структурные компоненты ядра. Какие органические вещества входят в состав ядра и какие его структуры они образуют. Каково строение хромосомы. Что такое кариотип. Что такое ген. Что такое хроматин. Как осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой. В чем особенности строения прокариот по сравнению с эукариотами. Почему бактерии являются типичными прокариотами. Каков механизм спорообразования и в чем его биологический смысл. Какова роль бактерий в природе. Какова роль бактерий в жизни человека. За счет чего у бактерий сохраняются обменные процессы при отсутствии внешних источников энергии. Отличительные признаки эукариотической клетки. Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм поступления веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. Строение цитоплазматической мембраны,веществ, входящих в ее состав, и обсуждением возможностей выполнения мембраной функций, исходя из ее строения. Особенности строения наружной клеточной стенки растений, грибов. Студент должен знать: Отличительные признаки эукариотической клетки. Какие вещества входят в состав наружной цитоплазматической мембраны. Каково строение цитоплазматической мембраны. Каким образом проникают в клетку вода, глюкоза, кислород. Какие вещества входят в состав клеточной стенки у грибов и растений. Студент должен уметь: Самостоятельно изучать строение клетки. Владеть терминологией темы. Тема 2.4. Лабораторная работа: «Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток». Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. Студент должен уметь: Работать с микроскопом и изготовлять препараты.
|
Loading
|