Центральный Дом Знаний - Общечеловеческие ценности, как оптимальная форма взаимодействия человека с миром

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Общечеловеческие ценности, как оптимальная форма взаимодействия человека с миром

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1. Понятие «общечеловеческие ценности» 5

1.2. Аргументы разных точек зрения о понятии «общечеловеческие ценности» 5

1.2. Нормы и правила поведения. Термины. 7

2. Система общеличностных ценностей 9

3. Ценности человечества 16

4. Общечеловеческие ценности сегодня 21

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Общечеловеческие ценности – это "система аксиоматических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности"1.

К общечеловеческим ценностям относят человеческую жизнь (ее сохранение и развитие в природной и культурной формах).

Различают ценности (в связи со структурой бытия):

  • природные (экологические),

  • культурные (свобода, право, образование, творчество, общение).

По формам духовной культуры ценности классифицируют на:

  • нравственные (добро, смысл жизни, совесть, достоинство,

ответственность),

  • эстетические (прекрасное, возвышенное),

  • религиозные (вера),

  • научные (истина),

  • политические (мир, справедливость),

  • правовые (права человека, правопорядок).

Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое поведение. В современном мире значимы как нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, так и рационализм Нового времени, и парадигма ненасилия ХХ в. (М.Ганди, М.Л.Кинг).

В современную эпоху глобальных перемен добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. В калейдоскопе событий очень трудно понять, что же происходит, но еще труднее понять, что должно происходить. Очень легко показать обусловленность моральных норм исторической социокультурной обстановкой. Но столь же трудно определить должное направление развития ситуации. Что считать естественным, а что нет? Очень легко показать, что всякого рода порядочность приводит к земной неудаче, а дурные качества приводят к материальному благополучию. Здесь не поможет никакая статистика: как понять, чего больше на свете - добра или зла? Да и что понимать под добром и злом? Слишком легко "показать" относительность этих понятий. Тем важнее осознать, понять и принять абсолютное вневременное значение общечеловеческих ценностей. Эти ценности составляют общую часть этических предписаний (заповедей) мировых религий: не убивай, не воруй, не лги, не мсти, хорошо относись к людям.

Цель работы – изучение общечеловеческих ценностей, как оптимальной формы взаимодействия человека с миром.

Задачи работы:

- раскрыть понятие общечеловеческих ценностей;

- изучить систему общеличностных ценностей;

- раскрыть общечеловеческие ценности сегодня.

Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.

1. Понятие «общечеловеческие ценности»

1.2. Аргументы разных точек зрения о понятии «общечеловеческие ценности»

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу умещается между двумя полярными: общечеловеческих ценностей нет; общечеловеческие ценности есть.

Аргументы первой можно подразделить на три вида:

а) общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может; это следует из того, что, во-первых, все люди и человеческие общности имели и имеют особые, различные и даже несовместимые интересы, цели, верования и т. п.; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности вообще не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными и конкретно-историческими условиями, которые весьма различны; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер;

б) общечеловеческих ценностей не было и нет, но само понятие используется или может использоваться в благих или в корыстных целях для манипуляции общественным мнением;

в) общечеловеческих ценностей не было и нет, но поскольку разные сообщества не существуют изолированно друг от друга, то для мирного сосуществования различных социальных сил, культур, цивилизаций и т. п. необходимо выработать фактически искусственный набор неких «общечеловеческих ценностей». Иными словами, хотя таковых ценностей фактически не было и нет, но их можно и нужно выработать и навязать всем людям, сообществам, цивилизациям2.

Аргументы второй точки зрения можно суммировать так:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей3.

При этом одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Например, в России господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем – частной. Соответственно поменялись и ценности.

Каждый человек, любое общество непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Всё многообразие таких отношений можно свести к двум типам: материальным и духовным или материально-духовным и духовно-материальным. В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты и т. д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения и процесс решения таких универсальных вопросов: «что это такое?», «каково оно?», «сколько его?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др.

Оценочные отношения тоже связаны с поиском универсальных вопросов, но другого рода (вопросов, касающихся значения познаваемого или познанного, его существенности, отношения к людям: «истина или заблуждение (ложь)?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «нужное или ненужное?», «хорошее или плохое?» и т. д.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Оценка и степень её адекватности находится в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. Далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания. Если ценности невозможны без оценки, то это не значит, что они целиком от неё зависят. Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т. е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т. д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что-то общее даже для самых разных людей, т. е. всегда были и существуют общечеловеческие ценности.

1.2. Нормы и правила поведения. Термины.

На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности.

Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т. п.4

То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому нельзя не различать:

1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и т. п.

2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности».

Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет большую или меньшую значимость и важность для людей5.

Употребляя термин «общечеловеческое» следует иметь в виду как минимум три взаимосвязанных аспекта:

1) общечеловеческое (в смысле: общее для всех) как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности (от первобытного человека до современного);

2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности);

3) общечеловеческое как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).

С учётом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

В соответствии с тремя областями бытования общечеловеческих ценностей следует выделить три типа систем этих ценностей: общие личностные ценности, ценности, общие для всего человечества и ценности сферы деятельности государств или союза государств. Исходной, как мы считаем, является система личностных или общеличностных ценностей.

2. Система общеличностных ценностей

Среди такого рода ценностей исходная, центральная и важнейшая – жизнь индивида, выступающая в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей первого типа.

Если для любого неорганического образования безразлично, существует оно или нет, то для живого образования главным является – существовать, быть, т. е. жить и длить свою жизнь. Значит, для всего живого бытие – это жизнь, а суть жизни заключается в том (какими бы подчас благоглупыми смыслами мы её ни обременяли и ни подменяли), чтобы она (жизнь) была и продолжалась6. Но если «ценностность» присуща жизни по самой её природе, то тем более в высшей степени она должно быть присуща (и, в самом деле, присуща) каждому человеку как вершине «биологической пирамиды», достигшей уровня социальности.

Идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Отсюда, важнейшей общелюдской (в смысле: для всех людей, для каждого человека как биосоциального существа) центральной, исходной, ценностью, фундаментальной основой всех остальных общечеловеческих ценностей является жизнь.

Видимо, именно потому, что жизнь всегда считалась людьми высшей, исходной ценностью, уже на ранних стадиях существования истории общества возникли идеи, представления, а далее – различные более или менее развёрнутые мифологические учения о бессмертии души, т. е. о том, что жизнь каждого человека в её разных формах вечна. Люди не могли и многие до сих пор не могут себе представить, что смерть – это абсолютный конец существования. Они хотели быть вечными и придумывали варианты своей вечности. В дальнейшем эти идеи и представления стали непременными элементами всякой религии.

В науке эта идея беспредельности жизни сформулирована В. И. Вернадским в принципе безначальности и вечности жизни. В современном естествознании эта идея выражается, в различных вариантах, в форме экзобиологии, а в древности была сформулирована идея панспермии. Эта же идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Жизнь – одно из ключевых слов нашего разговорного языка. При встречах люди обращаются друг к другу со словами: «Как житьё-бытьё?», «Как поживаете?», «Ну, как жизнь?» и т. п. А в пожеланиях обычно есть слова: «Будь здоров» (или просто «Будь»), «Многие лета!», «Многих ("долгих”) лет жизни!».

Любой человек живёт в определённых природных и социальных условиях, которые могут оказаться или показаться совершенно враждебными, нетерпимыми. Человек может лишить себя жизни, уйти из этого мира, надеясь перейти в другой. В определённых экстремальных ситуациях человек под влиянием тех или иных идеалов, принципов, верований, убеждений может пожертвовать своей жизнью, опять-таки нередко уповая на то, что ему за это воздастся в другом мире либо в этом в виде доброй памяти о нём. Но и первое, и второе касается очень малого процента населения. В нормальных условиях даже верующие практически, в повседневности считают главной ценностью жизнь вот эту, земную, и дорожат ею7.

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным… Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители… Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования. Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Нормальное состояние и течение жизни любого живого организма предполагает его здоровье. Так и человек желает не просто жить, а жить без болезней, без болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т. е. желает быть здоровым. Отсюда – другой, непосредственно связанной с жизнью ценностью является здоровье как жизнесохраняющая, прежде всего медицинская ценность.

Чего желают людям? Конечно, здоровья как основы и условия всякого блага. «Желаем здоровья, а всё остальное приложится!» , «Здоровеньки булы!» При встречах говорят: «Здорово!», «Здравствуйте!», а при расставаниях на недолгий срок: «Будь здоров!» И даже при чихании говорят: «Будь здоров!», т. е. «Не болей!». А когда говорят «До свидания!» (кстати, буквально то же говорят не только славяне, но и итальянцы, румыны, немцы и др.), то имеют в виду, что мы будем живы и здоровы и поэтому увидимся, свидимся, повстречаемся: «do widzenia!» (польск.); «do videnia!» (словац.); «auf Wiedersehen!» (нем.); «till we meet again!» (англ.); «au revoir!» (фр.); «arrivederci!» (ит.); «hasta la vista!» (исп.). Существует много народных пословиц, поговорок, подчёркивающих важность здоровья. «Здоровье всему голова», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровье есть богатство» и т. п.

Но чтобы быть живым и здоровым, нужно иметь благоприятные условия для жизни и здоровья, а значит, благополучие, благоденствие, благосостояние. Слова «благо» и «добро» могут выступать как синонимы. Как отмечал Ф. Энгельс: «…люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.…»8. Значит, наличие прежде всего материального обеспечения жизни и здоровья лежит в основе любого вида деятельности каждого человека в любом обществе. Поэтому материальное благо – это высшая утилитарная ценность для человека как существа телесного.

Благо связано с другими ценностями, в том числе со счастьем. В. И. Даль отмечал, что благо – всё доброе, полезное, служащее нашему счастью. Благополучие – это жизнь в достатке благ, спокойное и счастливое состояние, существование.

Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Благо – всё то, что необходимо и полезно для жизни и здоровья, т. е. предметы, способные удовлетворить потребности человека, которые либо существуют в природе в готовом виде и их надо находить и собирать, либо их в природе нет и их нужно создавать. В любом случае необходимы действия человека. Поэтому всякий человек – деятельное (деятельностное) биосоциальное существо.

Человеческая деятельность – предельно широкое понятие, она включает в себя все виды деятельности и отмечена самыми различными состояниями человека от восторга и вдохновения до утомительности, скуки и т. п. Вместе с тем есть и такой исключительно важный вид деятельности, как творчество, оно присуще именно и только человеку. Наши очень далёкие предки поначалу действовали не только инстинктивно, но и подражали природным явлениям и процессам, учась у природы (что, собственно говоря, в существенных актах деятельности продолжается и поныне). Со временем, на этой основе они стали изобретать и создавать, делать такое, чего природа не может произвести. Этот процесс и есть творчество9.

И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, чувства, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное людьми. Именно творчество в наибольшей степени позволяло и позволяет человеку почувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого. Это возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным феноменом мира природы. Творчество – одна из важнейших общелюдских ценностей, а именно, деятельностная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего мира и эмоционально-рациональной деятельности человека. Именно последнее заставляет обратиться к такому важному свойству человека, как разум.

Чтобы жить, быть здоровым и обеспеченным необходимыми благами, любому человеку нужно быть достаточно осведомлённым об окружающем мире и о себе, ориентироваться в мире не только на уровне инстинктов и врождённых рефлексов, но и на основе знания. Первобытные люди осуществляли познание преимущественно методом «проб и ошибок», тем не менее, среди многообразных форм знания есть особое, наиболее надёжное и полезное знание. Это знание научное.

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: старики, шаманы, колдуны, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Если творчество необходимо для создания благ, а последние – для здоровья и жизни, то истина как процесс и результат творчества познавательно-исследовательской деятельности необходима для творчества в любой сфере.

1 Википедия (свободная энциклопедия), "Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org

2 Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. – М.: РГО. – 2009.

3 Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. – М.: РГО. – 2009.

4 Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 2008.

5 Таланов В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2006.

6 Таланов В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2006.

7 Гусев Д.А., "Великие философы" – М., 2005.

8 Гусев Д.А., "Великие философы" – М., 2005.

9 Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 2008.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24