Центральный Дом Знаний - Этническая история болгар

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Этническая история болгар

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Формирование болгарской народности……………........4–12

Глава 2. Расцвет болгарской народности. Османское иго……...13-15

Глава 3. Формирование болгарской нации……………………….16-18

Заключение…………………………………………………………....19

Список использованных источников и литературы…………….20

Введение

Актуальность темы данной работы определяется небольшим количеством источников и литературы на русском языке, с которой мы столкнулись. В связи с этим предполагается интерес подробного изучения этой темы, хотя на болгарском языке (о чем свидетельствуют сноски в доступных нам работах) эта тема широко разрабатывается. Дополнительный интерес возникает на фоне постоянных межэтнических конфликтов имеющих место на Балканском полуострове и постоянном столкновении интересов ведущих держав мира в этом регионе, которые используют эти конфликты в своих интересах.

Объектом данной работы является болгарский этнос.

Предметом процесс формирования народности, а затем и нации у болгар.

Цель данной работы – комплексное изучение факторов оказавших влияние на этническое развитие болгар.

Задачи следующие:

1. изучить роль тюркского, иранского (аланского), славянского и фракийского компонентов в формировании болгарской народности;

2. проследить процесс ассимиляции и консолидации указанных народов в VIIIX вв.;

3. рассмотреть роль османского ига в этнических процессах на территории Болгарии;

4. проследить процесс формирования нации у болгар.

Хронологические рамки работы определяются начавшимся в VII в. объединение славян и протоболгар, и заканчиваются современностью, когда сформировалась болгарская нация.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Формирование болгарской народности

Республика Болгария расположена в северо-восточной части Балканского полуострова. Площадь ее 111 тыс. км2, численностью населения — 7,9 млн. человек (2002), и географическое положение определяется расположенными рядом Балканскими горами, Чёрным морем и Дунаем.

Балканский полуостров заселен человеком с глубочайшей древности - это подтверждается находками археологов останков неандертальцев. Во II тыс. до н.э. повсеместно распространяются племена индоевропейской языковой группы. С Балканского полуострова они начали проникновение в Европу и были представлены здесь сначала пеласгами, а потом греками. Свое влияние на жителей полуострова оказывали как греческая, так и римская цивилизации. С эпохи бронзы на территории Болгарии проживают племена фракийцев. Когда эти земли входили в состав римской империи, население подверглось сильной романизации1.

В V-VII вв. н.э. на территории Восточной и Юго-Восточной Европы одновременно широко распространились славяне, заняв почти сплошной массой области от Прибалтики до юга Балканского полуострова и смешавшись повсюду с местным населением. Во второй половине VI века участились нашествия славян на Балканском полуострове, и они начали оседать на правом побережье Дуная. Вскоре после этого многочисленные славянские племена заселили территории фракийцев и начали их ассимилировать. У фракийцев вышел из употребления их родной язык, а также и латинский язык, которым они долгое время пользовались. Они в процессе славянского расселения были вытеснены с удобных земель. Но материалы этнографии подтверждают воздействие фракийской культуры на славян (в элементах праздничных обрядов, свадебных и похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и украшений) и некоторых фольклорных особенностях.

Это послужило основанием для утверждений о значительном участии местного фракийского населения в этногенезе болгарской народности. Согласно исследованиям болгарского лингвиста Б. Симеонова, в лексике болгарского языка имеется много слов, воспринятых от фракийского субстрата.

Исследователь полагает, что в римское время фракийское население Балканского полуострова не было окончательно романизировано. Здесь получила распространение не латинская речь, а сформировался фракийско-латинский язык; с этим-то населением и встретились славяне. Следовательно, таким образом, фракийский этнос, его язык и культура стали компонентами формирующейся болгарской народности2.

По-видимому, активное славяно-фракийское взаимодействие относится в основном к периоду первоначального освоения славянами балканских земель, который весьма слабо представлен археологическими материалами. Допустимо также предположение о контактах славян с остатками фракийцев в горных местностях, откуда смешанное славяно-фракийское население могло расселяться в равнинных землях по мере стабилизации жизни в Первом Болгарском государстве.

Непосредственное влияние на формирование болгарской народности оказали пришедшие в 670-х годах тюркоязычные племена Болгар. Эти кочевые племена были частью государства «Великая Болгария» расположенного в северном Причерноморье. Не имея возможности сопротивляться ударам Хазарского каганата часть племен откочевала на Волгу, другая часть покорилась и платила дань, а третья во главе с ханом Аспарухом сопротивлялась дольше всех. Но в итоге и они двинулись в путь, откочевав на Дунай.

Когда византийский император Константин IV узнал о том, что болгары разбили лагерь у Дуная в Онгле и разоряют окрестные земли, подвластные христианам, он двинул войска и флот к Дунаю. Болгары, как сообщают хронисты, предпочли обороняться и первоначально укрылись в укреплениях. Но византийцы из-за болотистой местности медлили с нападением на болгарский лагерь, болгары осмелели и нанесли крупный урон войскам Империи. Болгары Аспаруха, преследуя врага, двинулись на юг от Дуная, по-видимому, вдоль берега моря. Достигнув окрестностей Варны, они осели в этих землях, постепенно распространившись на широкой территории между поречьем Дуная и Балканскими горами. Необходимо отметить, что среди болгарских переселенцев были не только тюрки, но и ираноязычные аланы, по всей вероятности, в Приазовском регионе входившие в состав Великой Болгарии.

Славяне не принимали участия в военных действиях на стороне Византии, не помогали и болгарским ордам в сражениях против нее.

Славянское население Западного Причерноморья, очевидно, еще не создало военно-политического образования, которое могло бы выступить против войска Аспаруха как единая самостоятельная сила. Отдельные племенные формирования славян были неспособны противостоять военизированной болгарской орде3. Подчинение славян Аспаруху обошлось, очевидно, без столкновений. Аспарух переселил славянское племя северов на юг, к приморскому проходу; они должны были препятствовать вторжениям византийцев.

Существовавшее до прихода болгар славянское объединение "Семь родов"4 Аспарух, став повелителем славян, расформировал, переселив часть населения на запад для защиты от Аварского каганата. Некоторые славянские формирования сами признали верховную власть Аспаруха. Протоболгары (этим термином в историко-археологической литературе называются болгары-тюрки для различения от болгар-славян) на первом этапе устроили свои станы в районе Плиски – Шумена.

Карты протоболгарских и славянских могильных памятников, составленные У. Фидлером, свидетельствуют, что славянское население было в значительной степени действительно переселено из Мисии и Малой Скифии к югу в порубежные земли с Византией и северо-западу к границам с Аварским каганатом. Лишь кое-где в землях, примыкающих к Дунаю, протоболгары сразу же расселились вперемежку со славянами.

Уже в 680 г. власть Аспаруха распространялась на обширные пространства Западного Причерноморья от Черного моря до долины р. Тимок, основным населения которого оставались славяне. В 680 – 681 гг. протоболгары совершили походы на земли Византийской империи к югу от Балкан. Это вынудило императора заключить мирный договор с Аспарухом с выплатой ему ежегодной дани. Время Аспаруха – начало государственного образования "Болгария".

Это было крепнущее военно-политическое объединение, высшая власть в котором принадлежала пришлому кочевому тюркоязычному племени, а подчиненное земледельческое население составляли славяне. В окраинных регионах последние сохранили свои подвластные хану этносоциальные объединения, именуемые Славиниями. Управлялись они князьями, которые также возглавляли подчиненные им отряды славянских ополченцев. Эти отряды участвовали в военных операциях хана, им была поручена охрана границы государства. На первых порах Болгария была обычным полукочевым государством.

Во главе его стоял связанный со своим родом и знатью хан, которому были подвластны как другие протоболгарские роды, так и все славянское население, в той или иной степени оформленное в Славинии5. Это была своеобразная федерация, ядро которой составляли протоболгары, а периферию – зависимое славянское население, по численности заметно превосходившее болгар-тюрок. Государственным в формирующейся державе стал тюркский язык.
Около полутора столетий (примерно до 30-х годов IX в.) Болгарское государство сохраняло некоторые особенности, унаследованные от предшествующей эпохи родо-племенного строя. Институты власти протоболгар восходили к военно-политической системе кочевого скотоводческого народа. Вместе с тем, несомненен административный дуализм: Славинии выплачивали дань центральной власти и несли военную службу.

Исторические источники свидетельствуют, что и внутри Болгарского государства, и за его пределами вплоть до начала IX в. в составе населения отчетливо различались два основных этноса. Они были разными и по хозяйственно-культурному типу, и по социально-общественной структуре. Их культурное различие отчетливо проявляется в погребальных памятниках. Могильные древности славян рассматриваемого периода эволюционировали из предшествующих.

По-прежнему широко был распространен обряд кремации умерших с последующим захоронением остатков трупосожжений в грунтовых могильниках. Встречаются в этих некрополях и трупоположения, но они немногочисленны. Среди трупосожжений есть безурновые и урновые, последние иногда имели покрытия. Эта деталь обрядности, по всей вероятности, была воспринята славянами Балканского полуострова от местного фракийско-романского населения. Основная масса захоронений лишена вещевых находок. Между остатками трупосожжений встречаются кальцинированные кости животных. Как считают исследователи этих древностей, это - остатки жертвенного мяса, брошенного в погребальный костер. Одним из характернейших погребальных памятников протоболгар является могильник близ Нови Пазар, датируемый концом VIII и началом IX в. В нем открыты трупоположения, ориентированные Северо-северо-восток – Юго-юго-запад. В одной из могил рядом с мужчиной был погребен конь. Захоронения сопровождались обильным и разнообразным вещевым инвентарем. Это костяные накладки лука, сабля и другие предметы, а также горшки с яйцевидным туловом и кувшины. Аналогичные могильники открыты и в других местах. О протоболгарской принадлежности их свидетельствуют ориентировка трупопо-ложений, наличие коня и вещевые материалы. К протоболгарам У. Фидлер относит и некоторые биритуальные могильники. Исследователь полагает, что захоронения по обряду ингумации в таких некрополях принадлежат преимущественно протоболгарам. Для этих могил типичны ниши. Сверху над скелетными захоронениями обычно клались камни, что объясняется исследователями боязнью вампиризма умерших. Номадские элементы в трупо-положениях проступают весьма отчетливо. Антропологические изыскания подтверждают это: черепа из захоронений несут некоторые монголоидные особенности. Среди захоронений по обряду кремации биритуальных некрополей доминируют безурновые.

В новых естественно-географических и культурно-исторических условиях, в которых оказались протоболгары в Западном Причерноморье, сохранение ими кочевого хозяйственного уклада оказалось бесперспективным. В этом регионе не было обширных степных пространств. Свободные перегоны скота были ограниченными, поскольку значительные площади удобных земель были освоены земледельческим населением. Проживая в тесном общении со славянами, протоболгары стали переходить к оседлому образу жизни.

Проживание славянского населения и протоболгар на одних поселениях и использование одних могильников для захоронений умерших свидетельствуют не только о территориальном смешении, но и о начавшемся процессе метисации. Протоболгарский этнос перенимал у славян не только атрибуты земледельческого уклада, но и многие элементы быта и духовной жизни.

По сравнению со славянским населением численность протоболгар была незначительной, а по мере расширения Болгарского государства за счет присоединения новых славянских земель доля протоболгарского этноса постоянно уменьшалась. Его представители оказались рассеянными на широкой территории, и славянская среда все более и более активно поглощала отдельные группы протоболгар. Со временем погребений, которые можно более или менее уверенно связывать с болгарами-тюрками, становится все меньше и меньше. Славянам-земледельцам при их численном преобладании не было нужно осваивать тюркский язык. Непосредственными их администраторами были старейшины, жупаны и князья из славянской среды. Во главе воинских формирований, состоявших из славян, стояли военачальники-славяне. Поэтому проникновение тюркского элемента в славянские диалекты было весьма незначительным. Славянами был усвоен лишь минимум протоболгарских слов, касающихся в основном титулатуры должностных лиц, некоторые воинские термины, наименования специфически протоболгарских бытовых вещей, слов, выражавших основы счета и понятия времени. На территории единого государственного образования в условиях совместного проживания славян и протоболгар и их тесного взаимодействия начиная с рубежа VIII и IX вв., а в основном в IX столетии формируется единая археологическая культура.

Ядром ее стали земли Западного Причерноморья между поречьем Дуная и Балканскими горами. Отсюда эта культура быстро распространилась и на левый берег нижнего Дуная, и севернее вплоть до Прутско-Днестровского междуречья. Расцвет ее падает на период с IX по начало XI в.

Элементы славянизации протоболгар выявляются уже в конце VIII в. Тюркские надписи этого времени при передаче антропонимов, топонимов и должностной номенклатуры, как показал В. Бешевлиев, обнаруживают славянское языковое влияние. В этих надписях первой четверти IX в. славянские подданные хана еще отличаются от болгар-тюрок. Но позднее термин болгары стал ассоциироваться со всем населением Болгарского государства. В отличие от предшествующего периода болгарский хан Крум (803 – 814 гг.) в изданных им законоположениях уже не делал никаких различий по этническому признаку. В составе администрации Болгарского государства уже присутствовали славяне, и роль их постепенно возрастала6.

Так, при Круме послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных хана находились лица со славянскими именами. В середине IX в. существенные этнические различия среди основной массы населения Болгарского государства уже не усматриваются. Если прежде византийские авторы употребляли термин болгары в двух значениях (им обозначались и протоболгары, и население Болгарского государства), то с середины IX в. он стал однозначным (все население Болгарии без вычленения болгар-тюрок). С этого времени можно говорить о начальном этапе становления болгарской народности как одного из этноязыковых образований славянства. Славянский язык вскоре становится государственным языком Болгарии.

Вместе с тем, остается несомненным, что в среде складывающейся славянской народности некоторое время продолжали сохраняться небольшие островки тюркоязычных протоболгар.

Мощным импульсом в становлении и укреплении болгарского этноса стало принятие христианства. Сохранение двух видов языческой религии – славянской и протоболгарской – препятствовало оформлению единства духовной жизни складывающейся болгарской народности. Для укрепления болгарской державы и формирования единой болгарской народности пришлось преодолевать этнические различия между группами, населяющими Болгарию – праболгарами, славянами, фракийцами и др. Кроме того, для приобщения государства к европейской христианской культуре было необходимо утвердить христианство официальной религией.

В 864 г. византийская армия вторглась в пределы Болгарии, и болгары во главе с ханом Борисом (852-889 гг.) под давлением Византии приняли христианство. Попытка протоболгарской знати помешать принятию новой религии была пресечена самым решительным образом. Христианство укрепило центральную власть Болгарского государства и сыграло заметную роль в завершении ассимиляционного процесса, то есть в слиянии протоболгар со славянами7.

Болгарская держава превратилась в одну из крупных европейских монархий, и имеются все основания говорить о завершении к началу Х в. процесса становления болгарской народности, славянской по языку, своему облику и культуре. В правление Симеона (893 – 927 гг.) официальным для Болгарского государства становится славянский язык, все делопроизводство велось уже на славянском языке8.

В те же годы совершился переход к церковнослужению на славянском языке. Столица государства была перенесена из Плиски, связанной с протоболгарскими традициями, в Преслав, который стараниями царя Симеона существенно перестраивается и преображается. Возводятся новые оборонительные стены, белокаменный государев дворец расширяется, за его пределами строятся многочисленные жилища, а в окрестных долинах и предгорьях – монастыри и усадьбы феодалов. IX столетие было периодом становления раннесредневековых болгарских городов как торгово-ремесленных центров.

В конце IXX вв. термин «Болгары», означавший прежде подданных Болгарии, приобрел смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза Болгар и сложения народности в основном закончился.




Глава 2. Расцвет болгарской народности. Османское иго

Первое Болгарское царство пало под ударами Византии. Порабощение Византией ( 1018 - 1185 гг.) - это период тяжелых испытаний для болгарского народа. К гнету византийцев добавились систематические разграбления страны печенегами, а также и крестоносцами во время их походов в 1096 году и 1147 году.

Осенью 1185 г. вспыхнуло восстание, подготовленное и осуществленное боярами из города Тырново братьями Асен и Петр. Восстание имело успех и в 1187 г. Император Византии Исак II подписал мирный договор, в силу которого все земли к северу от Стара Планина переходили к восстановленному болгарскому царству. В 1197 г. на престол сел Кололи, младший брат Лесна и Петра. Калоян ( 1197 - 1207 гг.) отвоевал у византийцев город Варна и большие районы Фракии и Македонии.

Во время царствования Ивана Асена II ( 1218 - 1244 гг.) наступил новый период восхода болгарского государства. Царю приходилось разделять власть с дворянами и монастырями, земли которых обрабатывались свободными или зависимыми крестьянами. В стране развивалась торговля, установились также торговые связи с Венецией и Генуей. Иван Асень II покровительствовал искусству, архитектуре и литературе. Были восстановлены границы страны со времен Симеона, сильный толчок получило развитие искусств и торговли, впервые началась чеканка собственных монет из золота, серебра и меди. Культура и экономика расцвели после битвы у села Клокотница ( март 1230 г.), когда болгарские войска одержали блистательную победу над византийцами, ведомыми Феодором Комниным. К исконной территории Болгарского государства теперь добавились Македония и большая часть Албании.

Со второй половины 13 века начался упадок болгарского государства, раздираемого внутренними конфликтами. Преемники Ивана Асеня II не смогли сохранить целостность государства и обуздать феодалов, укрепившихся в некоторых провинциях. Раздробленность и междоусобная борьба ослабили Болгарию, и она стала с 1396 г. провинцией огромной Османской империи, что задержало процесс национальной консолидации болгар, которые в течение пяти столетий жили в условиях социально-экономического и культурно-духовного гнета завоевателей. Турецкое иго(1396 - 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, были разрушены монастыри и культурные памятники. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Болгарское духовенство лишалось приходов, службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения; были разграблены библиотеки, в которых хранились болгарские книги, в том числе библиотека Тырновского патриархата и собора; запрещалось использовать кириллицу и болгарский язык. Вместо него официально вводился греческий язык. Только монахи Афонского (Атонского) монастыря вели богослужения на болгарском языке. Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. "Рая" (так называли турки порабощенных христиан) вынуждены был платить и так называемый "кровный налог", т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии.

Османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгарской народности: феодальный класс перестал существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах. Носителем этнической культуры до XVIII в. выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а так же православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль. Монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть, проживающая в Родопских горах, приняла ислам, но при этом сохранила родной язык и культуру9.

Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. Восстания вспыхивали в 1402 - 1403 гг., в 1598 г. и в 1686 г. в Тырново, в 1688 г. в Чипровцах и т.д. С начала 17 века стало популярным так называемое хайдушское движение (в виде своеобразных партизанских отрядов).

Глава 3. Формирование болгарской нации

В XVIII веке начался период национального возрождения. С 1735 г. нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. В 1762г. один из афонских монахов отец Паисий Хилендарский написал Историю славяно-болгарскую о народе и царях - первое произведение болгарской литературы, заложившее фундамент культурного и духовного возрождения страны. В начале XIX в. Софроний Врачанский подготовил несколько работ о положении в Болгарии; это были первые книги, напечатанные на болгарском языке. Во многих городах и крупных селах появились "читалища" - дома, в которых можно было читать книги, превратившиеся в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Немаловажную роль в единении болгарского общества сыграло создание литературного языка(XIX в.)10.

Во время русско-турецкой войны 1828г. зародилось болгарское национально-освободительное движение. Во главе движения стояли деятели церкви и образованные люди при поддержке зажиточных крестьян (чорбаджиев), торговцев и ремесленников (эснафи). Существенную помощь из-за границы оказывали болгарские эмигранты, жившие в России и западных странах. Турецкие власти были вынуждены разрешить открытие болгарских школ (1835г.); число начальных школ к 1845 достигло 21 (2 в городах и 19 в селах). В конце концов турецким властям пришлось признать самостоятельность болгарской церкви (1870г.). Болгарский экзархат, объявленный греческим патриархом раскольническим (1872г.), распространил свое влияние не только на территорию собственно Болгарии, но и на большую часть Македонии. Границы экзархата послужили основой для определения границ Болгарии после ее освобождения от турецкого ига.

Несмотря на то, что народные восстания беспощадно подавлялись, по всей стране действовали отряды партизан (гайдуков), которые мстили туркам. В 1820-е годы болгары помогали грекам в борьбе за независимость от турецкого владычества. В 1869г. был создан Болгарский революционный центральный комитет в эмиграции, влияние которого вскоре распространилось по всей стране.

В конце XVIII—XIX вв. сложилась экономическая основа для дальнейшей консолидации болгарского народа, и образования болгарского буржуазного государства. Война 1877—78гг., в ходе которой крестьяне захватывали земли бежавших турецких феодалов и земли турецкого государственного фонда и явочным путём ликвидировали различные формы феодальной зависимости, ускорила процесс уничтожения турецкого феодального землевладения, сыграв тем самым роль буржуазно-демократической революции. В ходе войны и в первые годы после неё, когда в Болгарии действовала русская администрация (временное русское управление для Болгарии), были заложены основы самостоятельного болгарского национального государства (организация с помощью русских специалистов гражданской администрации, создание вооруженных сил и т.д.). Изменения в социально-экономическом строе болгарского общества нашли отражение в Тырновской конституции 1879г., одной из наиболее демократических для своего времени. В 80-х гг. рядом законодательных актов, устанавливавших выкуп, был закреплен переход земель в руки болгарских крестьян. Ликвидация турецкой феодальной системы в Б. ускорила развитие капиталистических отношений. В 80-х и начале 90-х гг. XIX в. в стране происходит процесс первоначального накопления капитала. Объективный исторический процесс подвел к формированию болгарской нации, а осознание принадлежности к ней стало в свою очередь важнейшей силой национально-освободительного движения.

После победы России над Турцией в войне 1877 – 1878 гг. болгарский народ обрел государственную и национальную независимость. В условиях капиталистического развития происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. Вследствие экономической отсталости Болгарии этот процесс остался не завершенным. В XX в. в условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую. Региональные различия осознаются как богатство форм единой культуры11.

Процесс формирования нации у болгар осложнялся рядом специфических факторов, в частности этнической неоднородностью исторически формировавшейся социально-классовой структуры. Так класс феодалов в основной массе был ассимилирован турками-османами. Формирование нации происходило на этнической территории, которая целиком располагалась в пределах одного многонационального государства.

На сегодняшний день болгары составляют 84,6% населения Болгарии. Говорят на болгарском языке южной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. Среди болгар различают две группы диалектов – восточная и западная. Письменность на основе кириллического алфавита. В основе своей болгары исповедуют православие, но есть мелкие группы католиков и протестантов, и достаточно значительная группа мусульман.

Заключение

Первый период формирования болгарской народности связан со взаимодействием и метисацией более значительного по численности славянского этноса с протоболгарами и какими-то остатками древнего местного населения (фракийцами).

Становление этой народности, прежде всего, было процессом этногенетическим. Протоболгары, многократно уступавшие по своей численности славянскому и автохтонному населению и вынужденные приспосабливаться к новому хозяйственно-культурному укладу жизни, оказались ассимилированными. Весь уклад жизни и быта протоболгар претерпевал коренные изменения и становился одинаковым со славянским. Создавалась новая этническая общность. Термин «болгары» из узко племенного (то есть этнонима тюркского племени) в условиях территориального смешения славянского и протоболгарского этносов стал обозначать всех подданных Болгарского государства, а с формированием единой народности, славянской по своей основе и языку, превратился в самоназвание новой этнической общности.

В дальнейшем было влияние византийцев – это выразилось в принятии христианства и создании кириллического алфавита, и турок – осман, которые частично ассимилировали высшие слои болгар и насаждали мусульманство. Лишь в XIX в. болгары освободились от турецкой зависимости, что в совокупности с развитием капиталистических отношений, а так же национальным единением позволило сформироваться болгарской нации.

Список использованных источников и литературы

  1. Источники:

  1. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 624с.

  2. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. М., 1957. Т. 5. СССР. – 652 с.

  1. Литература:

  1. Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М.: Наука, 1987. С. 5 – 9.

  2. Ангелов Д. Формирование болгарской народности. Ее развитие в эпоху средневековья (IX – XIV вв.). София.:, 1978. – 420с.

  3. История южных и западных славян: В 2-х т. Т. 1. Средние века и Новое время: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 688 с.

  4. История южных и западных славян: В 2-х т. Т. 2. Новейшее время: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 272 с.

  5. Краткая история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1987. – 568с.

  6. Основы этнографии. Под редакцией С.А. Токарева. М.: – 222 с.

  7. Петров П. Военно-политические союзы болгарских славян в VII в. // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М.: Наука, 1987. С. 44 – 49.

  8. Седов В. В. Этногенез ранних славян. // Вестник РАН. Т.73, №7. 2003. С. 594-605.

  9. Этнология. Под редакцией Г.Е. Морнова, В.В. Пименова. М.: 1994. – 383с.



1 Основы этнографии. Под редакцией С.А. Токарева. М.: С.222.

2 Седов В. В. Этногенез ранних славян. // Вестник РАН. Т.73, №7. 2003. С. 598.

3 Петров П. Военно-политические союзы болгарских славян в VII в. // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 44.

4 Там же. С.45.

5 Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.:, 1988. С. 106.

6 Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 6.

7 Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 7.

8 Краткая история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М.:, 1987. С. 87.

9 Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.:, 1988. С. 107.

10 Краткая история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М.:, 1987. С. 351.

11 Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.:, 1988. С. 107.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24