Центральный Дом Знаний - Жан Жорес – деятель социалистического и антивоенного движения во Франции

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Жан Жорес – деятель социалистического и антивоенного движения во Франции

Содержание

Введение…………………………………………………………….................3-4

Глава 1. Биография Жана Жореса …………………………………………...5-7

Глава 2. Политическая и антивоенная деятельность

Жана Жореса во Франции…………………………….....................................8-15

Заключение………………………………………………………………..…16-17

Список использованных источников и литературы ………..…………...18

Введение

Жан Жорес (1851-1914 гг.) являлся выдающимся политическим деятелем, ученым, профессором Сорбонского университета. Страстный и неутомимый борец за мир, великолепный оратор и публицист, выдающийся ученый-историк. Он осознавал значение классовой борьбы пролетариата, неоднократно выступал с призывами к развертыванию стачечной борьбы. Вместе с тем Жорес считал, что, в конечном счете, победа пролетариата может быть обеспечена при помощи буржуазной демократии. Он утверждал, что развитие капитализма мирным путем приведет к социализму без революции.

Он начал свою деятельность как представитель левой буржуазной партии и никогда до конца не понимал марксизма. Жорес был также искренним противником войны. Но убеждение, что войны при капитализме не являются неизбежными, даже в условиях того времени, порождало у него иллюзии, поэтому он приветствовал укрепление франко-русского союза и создание англо-французской Антанты в 1904 г.

Жорес как политический деятель был крайне противоречив. Эта противоречивость была не только отражением объективных противоречий, присущих его эпохе. Жорес был человеком многосторонне и ярко одаренным. Его талант с равным блеском проявлялся и в его выступлениях как политического деятеля, и в его лекциях профессора философии, и в его трудах по истории французской революции.

Целью данной работы является рассмотрение роли Жана Жореса в деятельности французского социалистического и антивоенного движения.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  • рассмотреть историческую обстановку во Франции в начале ХХ в.;

  • показать политику правительства в этот период;

  • изучить политическую деятельность Жана Жореса.

Структура данной работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Биография Жана Жореса

Жан Жорес родился 3 сентября 1859 г. в Кастре, где теперь находится музей его памяти. Мать Жанна, Аделаида Барбаза, которой к моменту его рождения было 36 лет, отдавшаяся заботам об образовании и будущем своих двух сыновей, была дочерью владельца суконной фабрики и принадлежала к кругу исконной зажиточной кастриской буржуазии.

Свободомыслием семья Жореса не отличалась: «искони католическим родом» назвал он ее впоследствии. В семье усердно соблюдали религиозные обряды, но скорее по заведенному обычаю, чем из побуждений пламенной веры.

Образование очень быстро расширило кругозор Жореса. В 1876 г. в колледже, где он завоевывает все награды, на него обращает внимание генеральный инспектор, и помогает поступить ему в школу Сент-Барб. В 1878 г. Жорес – уже первый ученик «Эколь Нормаль» (Высшего педагогического учебного заведения).

Занятия в «Эколь Нормаль» обогащают интеллект Жореса, не говоря о том, что он приобретает там близких друзей. Систематическое и разностороннее чтение, а также вдохновляющее общение с преподавателями и студентами превращают его в человека огромной культуры1.

Детская вера Жореса в бога не могла устоять перед этим. Отныне он считает христианство заблуждением, но не проявляет склонности и к неохристианству.

Наряду с сильным аналитическим мышлением у Жореса формируются твердые светские и республиканские убеждения. Буржуазная республика утверждает себя в борьбе против духовного сословия.

Наконец, в годы пребывания в «Эколь Нормаль» Жорес уверовал в свой ораторский талант. Он ходит слушать великих парламентских ораторов Гамбетту и Бюффе. По завершении курса обучения 1881 г. получил степень кандидата философии.

Перед Жоресом открываются два пути: преподавание в университете и политическая деятельность республиканца. С рабочим классом он тогда еще не сталкивался.

В течение четырех лет Жорес совмещает оба вида деятельности. Преподаватель лицея в Альби до 1883 г., он затем читает лекции в Тулузском университете и делает в этот период основные наброски своей диссертации. Одновременно Жорес пристально следит за газетами, горячо поддерживает Ферри, выступает с публичными лекциями в Тулузе, Альби и Кармо2.

Поэтому выдвижение кандидатуры Жореса на октябрьских выборах 1885 г. не было неожиданностью. В департаменте Тарн фигурировало два списка: список консервативного союза, объединявшего монархистов и клерикалов, во главе с бароном Рей, чьи депутатские полномочия уже окончились, и список республиканского единения, ориентировавшегося на Ферри, во главе с Компере. Жорес стоявший в последнем блоке вторым, получил наибольшее число голосов.

Избрание Жореса в палату знаменует собой начало его активной политической деятельности. Однако она не носила социалистического характера.

С 1887 г. сотрудничал в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889 г., вернулся в Тулузский университет, где в 1892 г. получил степень доктора философии. Но Жорес не отчаивался и продолжал политическую деятельность. В 1890 г. избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования (1890–1893 гг.); благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет3.

Жорес в 1892 г. выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо, после победы которой был выдвинут угольщиками кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893 г.. Он достаточно быстро стал самым ярким оратором в Палате, а так же примкнул к независимым социалистам, сблизился с Ж.Гедом. В своих речах решительно критиковал «злодейские» законы декабря 1893 г., ограничивавшие гражданские свободы, прежде всего свободу печати. Но общенациональную известность приобрел во время Дела Дрейфуса, энергично включившись в кампанию за его реабилитацию после публикации «Я обвиняю Э.Золя» (январь 1898 г.). Это стоило ему поражения на парламентских выборах в мае 1898 г.. В том же году стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Птит Репюблик» («Малая Республика»), где опубликовал «Доказательства по Делу Дрейфуса». Возглавил работу по созданию многотомной «Социалистической истории Франции», для которой написал тома, посвященные Великой французской революции (1901–1903 гг.).

На выборах в апреле-мае 1902 г. вновь прошел в Национальное собрание от Тарна (переизбирался в 1906 г., 1910 г. и 1914 г.). Являлся сторонником блока всех левых партий, поддерживал радикальное министерство Э.Комба и его антиклерикальную политику. В 1902–1904 гг. занимал пост вице-председателя Палаты депутатов. В 1904 г. основал газету «Юманите», ставшую благодаря его таланту одной из самых популярных левых изданий во Франции4.

Вплоть до своей смерти выступал против проведения военных действий. Он активно включился в борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Он стал первой жертвой надвигающейся мировой войны, когда 31 июля 1914 г. был убит французским националистом.

Глава 2. Политическая и антивоенная деятельность Жана Жореса во Франции

Свою деятельность как политика Жан Жорес начинает еще в конце XIX века. Примерно же в этот период времени происходит зарождение во Франции основ империализма. Вопрос о колониальной экспансии выдвигается в политической жизни на первый план. Для сбыта промышленных изделий и помещения капиталов нужны привилегированные рынки.

Однако мелкую буржуазию и народные массы тревожат иные заботы. В 1882-1887 гг. французскую экономику поразил серьезный кризис. Глубокое недовольство охватывает мелких промышленников, сетующих на отсутствие поддержки со стороны кредитных банков. Растет недовольство среди крестьян и рабочих, о чем свидетельствуют стачки в Кармо.

Жорес не был связан с деловыми кругами, более того, он быстро научился их презирать, и не колониальная политика вызывала у него главную тревогу. Не заботила его и внешняя политика. Наиболее важным для него тогда было достижение единства республиканцев перед лицом монархисткой или буланжистской опасности. Но для этого единства надо было еще найти основу, ибо хотя Жорес и поддерживает Ферри в области колониальной политики, он не согласен с его внешней политикой5.

Философ-идеалист по своему образованию и мышлению, Жорес, тщательно ознакомившись с учением Маркса и приняв ряд его положений, не перешел на позиции диалектического материализма. Марксизм нельзя принимать частично или пытаться соединить его с каким-то иным учением. Жорес же пошел именно по этому пути, он стал идеалистом-эклектиком, и притом не стихийно, а вполне сознательно.

Такова первоначальная позиция Жореса. Она объясняется его полным непониманием классовых проблем и абсолютной верой в превосходство со времен Революции культурных ценностей, воплощением которых является Французская республика.

До 1905 г. положительное отношение Жореса к колониальной политике меняется очень медленно. Несомненно, именно в этой области наиболее слабо ощущается его поворот к социализму, к которому он окончательно примкнул только после того, как признал Марсельскую программу Французской рабочей партии и был избран в 1893 г. депутатом от Кармо.

Таким образом, Жорес крайне сдержан, хотя в то же время он разрабатывает «колониальную теорию», элементы которой, впоследствии уточненные, уже в 1896 г., он смело объединяет в единую теорию. Колониальная экспансия, разъясняет Жорес, носит всемирный характер; она создает для каждой страны целый ряд вытекающих одно из другого неоспоримых прав: так, право Франции распространять свою экономическую деятельность и свое моральное влияние на Марокко вытекает, по его мнению, из факта ее владения Алжиром. Эти права оправдываются к тому же экономическими потребностями стран-колонизаторов6.

Эти права он обосновывал также прогрессом, который колонизация, несмотря на сильное угнетение, одна только способна принести колониальным народам. Борьба против колониальной экспансии, бесполезная и невозможная, была бы, кроме того, еще и опасной: в той стране, где бы ее предприняли, она только увеличила бы шансы установления режима диктатуры.

Следовательно, социалисты не должны противодействовать колонизации, но обязаны предложить другие методы и требовать проведения «более всеобъемлющей, более осторожной и более гуманной» колониальной политики.

Именно такое более гуманное решение вопроса пытается найти Жорес во времена антисемитских беспорядков в Алжире, спровоцированных в начале 1898 г. крупными колонизаторами.

Он считал, что колониальные реформы возможны и социалисты не должны мешать Франции экспортировать цивилизацию в заморские страны. Марксизм для Жореса был лишь одним из полюсов его мысли, кроме того, его нетерпеливое стремление к действию, его желание влиять на ход событий побудили его отвернуться от формул, имевших в его глазах чисто пропагандистский характер. Выдвинутая гедистами теория казалась ему оторванной от практической жизни, что действительно верно.

Опасность войны, возникшая в конце XIX столетия, быстро превращает Жореса в борца за мир. Чтение в 1890-1891 гг. трудов Маркса, а также работ других теоретиков, дискуссии с Гедом, с которым он познакомился в марте 1892 г. в Тулузе, а затем с депутатами, вступившими после выборов 1893 г. в социалистическую парламентскую группу, сделали суждения Жореса о происхождении войн более глубокими.

Отныне сохранение мира представляется Жоресу главной задачей международной организации пролетариата. Именно Жореса Социалистический комитет единства направляет своим представителем на международный митинг протеста против войны, организованный в Лондоне 8 марта 1899 г. под председательством Гайндмана.

Однако Жорес не собирался вести борьбу за мир силами одних только социалистов. Он полагал, что необходимо призывать пролетариат к созданию по инициативе социалистических партий Европейской лиги мира, в которой объединяться все силы7.

Именно это предложение выдвинул Жорес в начале августа 1900 г. на Парижском конгрессе Интернационала. Оно было продиктовано чрезвычайно серьезными событиями. В начале XX века с огромной силой разгораются колониальные войны. В своем предложении Жорес наметил также позитивную тактику в связи с обращением царя Николая II о всеобщем ограничении вооружений.

Жорес указывал на перспективу массового движения против войны. Социалистическая партия, поясняет он, оскудеет, если она замкнется только в себе.

Но провал его проекта создания Международной лиги заставляет его отвернуться от массовых действий, а неудача в 1898-1899 гг. первой попытки добиться единства социалистического движения убеждает его в том, что социализм, великой идее которого он остается, верен, еще является во Франции решающей силой.

Жорес отступает по двум тесно связанным между собой вопросам. Он по-новому оценивает систему союзов, выдвигал идею, что отныне прочный мир можно обеспечить путем простых соглашений, заключенных между правительствами великих держав. Франко-русский союз, который Жорес с энтузиазмом приветствовал в 1891 г., но затем разоблачил его секретные статьи, как, безусловно, опасные для независимости Франции, то теперь этот союз кажется ему в сущности «миролюбивым».

События 1904-1905 гг. послужили толчком к решительному повороту в истории французского рабочего класса8.

В начале XX века раздел колоний был в основном завершен. Наряду со старыми капиталистическими державами – Англией и Францией, двумя колониальными империями, чья экономика развивалась относительно медленно, - поднимаются молодые империалистические государства – США, Германия, Япония. Эти державы начинают борьбу с целью полного подчинения еще не до конца покоренных стран и за передел колониальных владений9.

После русско-японской войны 1904 г., пошатнулась вера Жореса в миротворческую роль парламентских институтов. Тщетно умоляет он парламенты всех стран возвысить свой голос, чтобы предложить воюющим сторонам арбитраж.

Русская революция совпала с важными изменениями в рабочем и социалистическом движении Франции, и это стало важнейшим фактором для понимания эволюции взглядов Жореса. Забастовочное движение во Франции достигает небывалого размаха, антимилитаризм становится общественным течением, наконец, и это главное, происходит объединение социалистических организаций в одну партию. Такой размах забастовочного движения толкает Жореса вперед, на более прогрессивные позиции, и побуждает его еще более подчеркивать ту роль, которую может сыграть пролетариат. Тогда Жоресу пришлось ясно определить свою позицию в отношении антимилитаризма.

23-26 апреля 1905 г. на конгрессе в Париже происходит объединение социалистов. К единству стремилось все большее и большее число активистов, отвечало оно и неизменному желанию Жореса, который после Амстердамского конгресса без сожаления жертвует ради него тактикой Блока левых. Такое объединение приводит к усилению влияния Жореса, боевой дух которого повышается по мере роста авторитета объединенной социалистической партии10.

В 1905-1914 гг. Жорес проявил себя не как теоретик, а как человек действия, как человек, будивший сознание людей, и в этом отношении он стоял очень высоко. Современный промышленный и финансовый капитал, поясняет Жорес, создает между различными странами, на которые он распространяет свое влияние, сеть столь многочисленных и тесных связей, что это может положить начало «капиталистической солидарности».

Начиная с 1905 г. Жорес отчетливо понимает, насколько глубоким является англо-германское соперничество, их соперничество в области военно-морского флота, торговли и дипломатии. И в 1912 г., когда Союз балканских государств, поощряемый русской дипломатией, начал войну против Турции, в которой Германия имела значительные интересы, Жорес ясно указывает, что по существу этот конфликт отражает капиталистическое соперничество великих держав.

После Марокканского кризиса 1905 г. Жорес приходит к выводу, что мировую войну может вызвать любой колониальный конфликт, и в первую очередь столкновения между Германией и Францией в Марокко.

Говоря о церкви, он предполагал, что фактическое одобрение войны некоторыми представителями церкви он считает доказательством ослабления их влияния. Церковь убедилась в своем бессилии привлечь на свою сторону народные массы обещаниями социальных реформ.

И все же в центре внимания Жореса постоянно находится Марокко. С 1903 г. по 1913 г. он посвятил положению в Марокко не менее 25 больших выступлений в палате и сотни статей.

Так необыкновенно острое политическое сознание сочетается у Жореса с трепетной чуткостью, с мучительной способностью видеть за бумагами и официальными докладами подлинные страдания народа. Так рождается у Жореса мысль о праве колониальных народов на независимость, пока еще не всех, а лишь тех, которые в борьбе утверждают свое национальное самосознание.

Будучи главой оппозиции, колониальной политике, Жорес становится с 1905 г. также главой оппозиции политике войны. Отныне своеобразие деятельности Жореса заключается, прежде всего, в пламенной страстности, которую он в нее вносит. Но одно для Жореса, несомненно: главное – не допустить войны. Здесь можно использовать все средства: дипломатию, реорганизацию армии и, главное, без чего не добиться успеха, массовую борьбу пролетариата.

В области дипломатии единственным действенным средством, как и до 1905 г. и в 1907-1908 гг., Жорес считает международный арбитраж. Жорес приветствует заключение правительствами двухсторонних соглашений, даже если последнее и способствует империалистическому разделу мира. Поэтому он приветствует франко-германское соглашение от 9 февраля 1909 г. о Марокко и соглашение от 4 ноября 1911 г., по которому Германии передавалась часть Конго в виде компенсации за признание протектората Франции над Марокко. Но, Жорес никогда не отказывался от идеи международного арбитража как средства разрешения любых конфликтов.

Жорес принадлежал к числу тех людей, которые до 1914 г. пытались воплотить в жизнь неосуществимую мечту о создании Лиги наций, которая выступала бы в роли арбитра при разрешении империалистических конфликтов.

В ходе долгой борьбы понимание Жоресом идеи родины постепенно углубляется. В спорах с реакционными лидерами и с рабочими активистами у Жореса складывается, хотя медленно, новое понимание родины. Так намечается его переход от буржуазного патриотизма, который он сам называет социалистическим11.

Сделать родину социалистической – это не значит растворить понятие родины в каком-то «европейском патриотизме», который всегда служит предлогом для господства одних народов над другими, это значит придать понятию патриотизма новое содержание, которое французы в силу демократических традиций своей буржуазной революции способны определить лучше, чем другие народы. Жорес пытается раскрыть сущность этого патриотизма. Это чувство патриотизма будет воодушевлять французов, когда к политическому равенству, завоеванному буржуазной революцией, они присоединят равенство социальное – результат новой организации собственности.

1914 г. начался во Франции обострением положения внутри страны в противоположность кажущемуся ослаблению напряжения в англо-германских отношениях12.

Последний акт драмы начинается 28 июня убийством наследника австрийского престола – эрцгерцога Франца Фердинанда. В тот момент Жорес предчувствует опасность грядущей войны.

Члены Международного социалистического бюро разъехались, питая надежду на некоторую отсрочку войны, поскольку оно назначили открытие заседаний международного конгресса на 9 августа. Так или иначе, Международное социалистическое общество не приняло никаких действенных решений. Оно ограничилось призывами к рабочему классу, носившими общий характер.

31 июля Жорес был застрелен неким Виленом.

Заключение

Жизненный путь Жана Жореса не был похож на путь его сверстников, на путь политических деятелей его поколения. Вся сознательная жизнь Жореса, от его первых литературных выступлений и до его трагического конца, прошла в рамках Третьей республики.

Его деятельность была направлена на борьбу с войной, которая неразрывно связана с борьбой против реакции; на борьбу в защиту мира, которая также тесно связана с борьбой в защиту демократии.

Жорес являлся искренним республиканцем. Республика для него была лучшей, высшей, самой совершенной формой политического строя. Он очень скоро постиг, что подлинная республика неотделима от демократии. Республика для него была «логически наиболее совершенной формой демократии». Таким образом, республиканизм Жореса неизбежно приводил его к последовательному демократизму.

Демократическая республика, республика управляемая и вдохновляемая народом, подлинно народная республика – вот что было общественным идеалом Жореса.

Приход к рабочему классу и социализму Жан Жореса был логическим завершением борьбы Жореса за демократию. В пролетариате, в социалистах Жорес увидел единственную силу, способную вдохновлять новую жизнь в республику, обновить и возродить ее. Социализм Жореса родился именно в борьбе против дезертиров республиканской политики. И если в оценке социалистического пролетариата как знаменосца подлинной демократии сказалось тонкое политическое чутье Жореса, чувство новой эпохи, то особенности его прихода к социализму, свидетельствовавшие о его последовательности как демократа, в о же время объясняют в некоторой степени источники его слабости и непоследовательности как социалиста.

Жорес представлял окружающий его мир лучше, чем он был на самом деле. В период, когда объективный ход истории поставил пролетариат перед великими революционными боями, когда на пороге уже стояла пролетарская революция, Жорес нередко проповедовал возможность мирных форм борьбы, возлагая надежды на реформы.

Сила Жореса в борьбе против тайных и открытых врагов демократии, а также в решении частных, но важных задач социалистического движения заключалась в том, что он был человеком действия. Примкнув к рабочей партии, а затем, став одним из лидеров французского социалистического движения, Жорес, при всех своих ошибках в теории и тактике, в одном весьма существенном для партии вопросе внес нечто новое и в высшей степени для нее благотворное. Жорес старался придать партии ту действенность, которой ей часто недоставало.

Великой заслугой Жореса перед лицом рабочего и демократического движения нынешнего столетия является его постоянная, напряженная, неустрашимая борьба против милитаризма, колониализма и войны. Борьба Жореса против милитаризма, колониализма и войны была теснейшим образом, органически связана с борьбой против империализма и реакции, с борьбой в защиту демократии.

Список использованных источников и литературы

  1. Источники

  1. Большая советская энциклопедия // Под ред. Введенский Б.А. – 2-е изд. М.: Государственное научное издательство «БСЭ», 1952. – Т. 16. – 672 с.

  1. Монографии

  1. Виллар К. Социалистическое движение во Франции 1893-1905. – М.: Прогресс, 1969. – 582 с.

  2. Всемирная история // Под ред. Губера А.А. – М.: Мысль, 1960. – Т. 7. – 820 с.

  3. Жан Жорес. Против войны и колониальной политики.– М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – 238 с.

  4. История Франции. В 3 т. Т. 2. – М.: Наука, 1973. – 663 с.

  5. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции: Третья-Пятая республики. – М.: Наука, 1987. – 399 с.

1 Жан Жорес. Против войны и колониальной политики.– М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – С. 15.

2 История Франции. В 3 т. Т. 2. – М.: Наука, 1973. – С. 559.

3 Большая советская энциклопедия // Под ред. Введенский Б.А. - 2-е изд. М.: Государственное научное издательство «БСЭ». 1952. - Т. 16. С. 209.

4  Большая советская энциклопедия // Под ред. Введенский Б.А. - 2-е изд. М.: Государственное научное издательство «БСЭ». 1952. - Т. 16. С. 210.

5 Жан Жорес. Против войны и колониальной политики.– М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – С. 25.

6 Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции: Третья-Пятая республики. – М.: Наука, 1987. – С. 98.

7  Большая советская энциклопедия // Под ред. Введенский Б.А. - 2-е изд. М.: Государственное научное издательство «БСЭ». 1952. - Т. 16. С. 210.

8 Виллар К. Социалистическое движение во Франции 1893-1905. – М.: Прогресс, 1969. – С. 381.

9 Всемирная история // Под ред. Губера А.А. – М.: Мысль, 1960. – Т. 7. – С. 475

10 Жан Жорес. Против войны и колониальной политики.– М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – С. 26.

11 История Франции. В 3 т. Т. 2. – М.: Наука, 1973. – С. 563.

12 Жан Жорес. Против войны и колониальной политики.– М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – С.39.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24