|
Урок биологии "Слуховой анализатор" , 8 классСкачать комплект полностьюУрок биологии (8 класс) Тема: «Слуховой анализатор». ЦЕЛИ УРОКА:
ЗАДАЧИ: Образовательные
Воспитательные
Развивающие
ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, «набор нот», тетрадь с печатной основой. Презентация урока (приложение 1) СТРУКТУРА УРОКА І. Организационный момент. І І. Актуализация знаний и умений. І І І. Мотивация и целеполагание. ІV. Изучение нового материала: 4.1 слуховой анализатор; 4.2 строение органа слуха; 4.3 минута релаксации; 4.4 как слышит ухо; 4.5 гигиена слуха. V. Закрепление полученных знаний. V І. Подведение итогов урока и выставление оценок. V І І. Домашнее задание. V І І І. Заключительное слово учителя. Ход урока Природа, давшая нам лишь один орган для речи,дала нам два органа для слуха,дабы мы знали, что надо больше слушать,чем говорить. Арабское изречение ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно «спасибо» за то, что дает вам возможность насладиться жизнью. Садитесь. Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.
Оценочный лист (приложение 3)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Учитель: На предыдущем уроке вы изучили тему «Орган зрения и его функции». Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме «Зрительный анализатор». Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО). Формат выполнения работы – 2 минуты. Тест по теме «Зрительный анализатор» I. Анализатор – это: 1) рецептор 2) рецептор и чувствительный нерв 3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий II. Зрительные рецепторы – это: 1) только палочки 2) только колбочки 3) палочки и колбочки III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле. 1) теменной 2) височной 3) затылочной IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это: 1) сетчатка 2) радужка 3) роговица V. Хрусталик имеет форму … линзы. 1) двояковыпуклой 2) двояковогнутой 3) уплощенной VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света: 1) желтое пятно 2) слепое пятно 3) темная область VII. Дальнозоркость развивается при: 1) недостаточной выпуклости хрусталика 2) избыточной выпуклости хрусталика 3) укороченном глазном яблоке
Учитель: Вы выполнили тест. Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Учитель: Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% - с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Обучающиеся: Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор» Учитель: Тема урока «Слуховой анализатор». Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:
Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: « Природа,давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить». ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе. Это задание 2 в ТПО. Схема «Слуховой анализатор» (.....) Учитель: Проверим выполнение работы. Назовите первое звено слухового анализатора. Обучающиеся: Слуховые рецепторы. Учитель: Второе звено слухового анализатора это … Обучающиеся: Слуховой нерв. Учитель: Слуховой нерв передает импульс в … Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий. Учитель: Где находится слуховая зона? Обучающиеся: В височных долях головного мозга. Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок «Строение уха» задания 3 в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают? Обучающиеся: Три отдела. Учитель: Назовите их. Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции. Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в механические колебания. Среднее ухо- полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха. Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия, поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы. Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы «Строение органа слуха». Формат выполнения работы – 3 минуты. (Ребята заполняют таблицу) Учитель: Итак, наружное ухо состоит из … Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонке. Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям? Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено… Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой. Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба? Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили? Обучающиеся: Потрескивание. Учитель: О чем это говорит? Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой. Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки. Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо? Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия - из 3 полукружных канала. Учитель: По таблице «Строение органа слуха» определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие - вестибулярному аппарату? Обучающиеся отвечают. (.....) |
Loading
|