Авиамоделизм
Авиамоделизм,
конструирование и
постройка моделей летательных аппаратов,
в том числе и ракет, в технических или
спортивных целях.
Технический А.
позволяет решать немаловажные
самостоятельные задачи в научно-техническом
эксперименте создания летательных
аппаратов. Этим определяется большое
прикладное значение А. Ещё в 1754 М. В.
Ломоносов сконструировал и построил
одну из первых авиамоделей - «аэродромическую
машинку», прообраз вертолёта. В 1876-77
А.Ф. Можайский создавал модели самолёта
и демонстрировал их полёты. На моделях
он изучал основы полёта, исследовал
поведение отдельных элементов конструкции,
на основании чего построен первый в
мире самолёт. Применение авиамоделей
помогло Н. Е. Жуковскому
открыть законы движения
тел в воздушной среде. Он первый
организовал соревнования летающих
моделей 2 января 1910 в Москве, на которых
лучшая модель пролетела 170 м.
Современный
А. - важное вспомогательное средство
для конструирования самолётов. Без
снятия аэродинамических, прочностных
и других характеристик путём продувок
модели-копии будущего самолёта в
аэродинамической
трубе немыслима
постройка первого опытного образца
самолёта.
Спортивный А. - один из самых
массовых технических видов спорта. В
СССР в первых всесоюзных состязаниях
летающих моделей в августе 1926 участвовало
70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР
по авиамодельному спорту в 1967 приняло
участие около 500 чел. Начало спортивному
А. в СССР было положено «Неделей Красного
воздушного флота» летом 1923. Первые
кружки А. были созданы в Москве, Ленинграде,
Тбилиси, Оренбурге и некоторых городах
Северного Кавказа. Тогда же были проведены
первые состязания летающих моделей.
Большой размах А. получил после принятия
ВЛКСМ в 1931 шефства над воздушным
флотом.
Первоначально создавались
свободнолетающие модели самолётов
самых различных размеров и геометрических
форм. Двигателем служил жгут из резиновых
нитей, и модель называлась резиномоторной.
Затем появились поршневые микродвигатели
внутреннего сгорания с объёмом цилиндра
от 1 до 10 см3, а позднее
реактивные. Непрерывное совершенствование
техники моделирования позволило создать
модели со скоростью полёта до 100 км/ч,
продолжительностью несколько часов,
дальностью сотни км от места старта
и высотой несколько тыс. м. После
Великой Отечественной войны приобрёл
популярность кордовый А. Корд - стальная
нить толщиной 0,3-0,4 мм - одним концом
присоединяется к рулевому управлению
модели, другим - к рукоятке, которую
спортсмен берёт в руку. Управляемая с
помощью корда при полёте вокруг спортсмена
модель совершает различные фигуры
обычного и высшего пилотажа. Авиамоделисты
сами создают и постоянно совершенствуют
модели для спортивных соревнований.
В
России приняты 9 основных классов
спортивных моделей, по которым ежегодно
проводятся соревнования и лично-командные
первенства: свободнолетающие - планёр;
самолёт с резиновым мотором; самолёт с
поршневым двигателем; радиоуправляемый
самолёт или планёр с поршневым двигателем;
кордовые - скоростная, гоночная,
пилотажная, «воздушного боя», модель -
копия самолёта.
Радиоуправляемая модель