|
Русский язык и культура речи. Под ред. Максимова В.И.Русский язык и культура речиПод ред. Максимова В.И.М. Гардарики, 2001. - 413 с. Учебник в развернутом виде представляет теоретический материал, очерченный программой, имеет практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения. К каждой главе приложены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы. Предназначен для студентов высших учебных заведений.
Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ 2ГЛАВА I РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ 4 § 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ 4 Язык и сопредельные с ним понятия 4 Речь, ее особенности 9 Структура речевой коммуникации 11 Речь и взаимопонимание 14 § 2. РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ 17 Особенности речи в межличностном общении 17 Фатическая и информативная речь 18 Речь и самораскрытие 20 Речь и самооценка 21 Роль слушающего 22 § 3. РЕЧЬ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 23 Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении 23 Речь и социализация 25 Речь как средство утверждения социального статуса 26 Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации 27 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К 28 ЛИТЕРАТУРА 28 ГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ 28 § 1. ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧИ 29 § 2. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИ 30 Общая характеристика форм речи 30 Устная речь 30 Письменная речь 32 § 3. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 34 Диалог 34 Монолог 37 § 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ 39 Описание 39 Повествование 39 Рассуждение 40 § 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ 41 Общая характеристика стилей 41 Научный стиль 41 Официально-деловой стиль. 44 Газетно-публицистический стиль 46 Художественный стиль 48 Разговорно-обиходный стиль 50 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 52 ЛИТЕРАТУРА 53 ГЛАВА III ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 53 § 1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКИЙ ПРОЗЫ 54 Содержание и композиция 54 Информационное обеспечение выступления 56 Контакт с аудиторией 57 Коммуникативное состояние говорящего 57 Контактоустанавливающие речевые действия 57 Диалогизация выступления 58 Синтаксические особенности 58 Лексические особенности 59 Личностный тип общения 59 § 2. ЛОГИКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА РЕЧИ 60 Правила построения ораторской речи 60 Логические законы 60 Этика ораторского выступления 61 Эстетические качества речи 62 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К 65 ЛИТЕРАТУРА 65 ГЛАВА IV ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ 65 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРА 66 Понятие спора 66 Дискуссия 67 Полемика 67 Стратегия и тактика спора 68 § 2. ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРА 69 Вопросно-ответный комплекс 69 Аргументация 72 Логические уловки в споре 77 § 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРА 78 Общая характеристика социально-психологических аспектов спора 78 Физическое благополучие 79 Экономические и социальные интересы 79 Чувство собственного достоинства 80 Справедливость и право 80 Развлечение и игра 80 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К 83 ЛИТЕРАТУРА 83 ГЛАВА V ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР 83 § 1. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНО-ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 83 Коммуникация в организациях 84 Требования к речевой коммуникации в деловой среде 85 § 2. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА 85 Цели и задачи деловой беседы 85 Роль вопросов в деловой беседе 86 Виды деловых бесед 88 Структурная организация беседы 90 § 3. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ 92 Факторы успеха в проведении делового совещания 92 Виды деловых совещаний 93 Дискуссия 93 Мозговой штурм 94 § 4. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР 95 Особенности телефонной коммуникации 95 Телефонный этикет 96 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 99 ЛИТЕРАТУРА 99 ГЛАВА VI РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ 99 § 1. ТИПИЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ 99 Понятие типичной коммуникативной ситуации 99 Установление (поддержание) деловых контактов 100 § 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ 107 Постановка цели деловых контактов 107 Отбор и систематизация актуальной информации 108 Стратегия и тактика переговоров 112 § 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕГОВОРОВ 114 Этапы деловых переговоров 115 § 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ 120 Понятие контроля 120 Анализ типичных ситуаций деловой коммуникации 120 Оценка результатов деловой коммуникации 122 Уточнение и корректировка планов и программ 123 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 123 ЛИТЕРАТУРА 124 ГЛАВА VII ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КОММУНИКАЦИИ 124 § 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМИРОВАНИЯ 125 Методы передачи сообщений 125 Телефакс 126 Факс-модем 126 Сканер 127 Электронная почта 127 Телеконференция 130 Пейджер 130 «Персональный электронный секретарь» 132 § 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБСУЖДЕНИЯ 132 Телефон 133 Сотовый телефон 135 Средства коллективной работы в компьютерных сетях 136 § 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕМОНСТРАЦИИ 139 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 141 ЛИТЕРАТУРА 141 ГЛАВА VIII ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КАМЕРОЙ 141 § 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ РАДИО- И ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 141 Аудитория радио- и телевещания 141 Образ выступающего 142 §2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИО- И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕЧИ. 143 Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность 143 Принцип разговорности 144 Принцип диалогизации 145 Принцип интимизации 146 Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия 146 § 3. ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ 147 Фазы телеинтервью 147 Типы телеинтервью 148 Тактики речевого поведения интервьюируемого 150 Качество речи интервьюируемого 151 § 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ И ТЕЛЕКАМЕРОЙ 153 Поведение на радио 153 Поведение на телевидении 154 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 155 ЛИТЕРАТУРА 155 ГЛАВА IX КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 156 § 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ 156 Произношение звуков и их комбинации 156 Колебания в ударении 158 Стили произношения 159 § 2. ДИКЦИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 160 Чего не хватает нашей речи 160 Звучность голоса 161 Нормальный темп 161 Высота голоса 163 Тембр 164 Артикуляция 165 Выразительность чтения 165 § 3. НОВЫЕ СЛОВА И ТРУДНОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ 166 Семантика 166 Трансформация значений 169 Заимствование 171 Изменение сферы употребления слов 171 Сочетаемость с другими словами 173 За рамками литературного употребления 173 § 4- НОВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 174 Рождение новой фразеологии 174 Использование «крылатых» слов 177 § 5. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ 182 Морфологические нормы 183 Синтаксические нормы 186 § 6. ПРАВОПИСАНИЕ 191 Из истории правописания 191 Необходимость новой редакции правил правописания 192 Ожидаемые орфографические новшества 194 Пресса и орфография 195 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 197 ЛИТЕРАТУРА 198 ГЛАВА Х СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 198 § 1. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 199 Реквизиты 199 Основные виды управленческих документов 204 § 2. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 211 Общие сведения 211 Простые деловые письма 214 Контрактные документы 217 § 3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА 226 Коммерческая тайна 226 Типичные ошибки 227 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 229 ЛИТЕРАТУРА 229 ПРИЛОЖЕНИЕ 229 АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ 229 Аннотирование 230 Реферирование 231 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 234 |
Loading
|