|
Индивидуальная программа по биологии (9 класс) для обучения учащейся с глубоким недоразвитием познавПояснительная записка Актуальность данной программы состоит в том, что она составлена для учащейся с выраженной умственной отсталостью, которая обнаруживает большие трудности в освоении биологическими представлениями в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Это ___________________________ – диагноз: F-71, болезнь Дауна, ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение письма по типу акустико-артикуляционной дисграфии, несформированность графомоторных функций. По заключению психолога ________________ характеризуется низким уровнем актуального развития, неустойчивостью волевой регуляции, затруднениями в мыслительных операциях, построении суждений и выводов, низкой познавательной активностью и самостоятельностью. У _____________ даже при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной работе формирование биологических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями и введение индивидуальной программы для его обучения позволит в некоторой степени решить вышеуказанную проблему. Предлагаемая программа является индивидуальной. Она построена на принципе коррекционной направленности обучения, на основе подробного и тщательного психолого-педагогического изучения личности, консультаций с родителями ребенка, а также динамического наблюдения за результативностью ее продвижения на всех этапах коррекционного обучения. При составлении программы учитывалось, что динамика овладения _______________ биологическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Курс входит в число дисциплин, включенных в Базисный учебный план специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида. Программа составлена на основе Программы специальной /коррекционной/ образовательной школы VIII вида (М.:Гумант.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1). Программа рассчитана на обучение ____________________ – учащейся 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. В результате изучения курса _____________________________ должна: - знать названия, строение, расположение и функции основных органов организма человека; - знать о вредном влиянии курения и алкогольных напитков на организм; _____________________________ должна уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. Цель программы – содействовать развитию у учащейся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок. Задачи: - формирование у обучаемой положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных биологических представлений; - расширение представлений обучающейся о себе как о живом организме; - формирование и закрепление у обучающейся социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных биологических представлений; - профилактика различных заболеваний, в том числе профилактика наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и других заболеваний. Цель педагога – сотрудничество, помощь ребенку в овладении доступными биологическими навыками. Программа включает следующие разделы:
Основной формой обучения является урок. Ведущая роль принадлежит педагогу. Программа ориентирована на специально организованный учебный процесс индивидуально с обучающейся с учетом индивидуальных проявлений и различий в психической деятельности. Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных биологических представлений органично сочетаются с фронтальными и групповыми. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в своем темпе, проявляя максимальную самостоятельность при выполнении задания. В процессе обучения элементарным биологическим представлениям обучающейся с выраженной умственной отсталостью используются следующие приемы и методы: - совместные действия ребенка и взрослого; - действия по подражанию действиям учителя; - действия по образцу, по словесной инструкции: - приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления некоторых биологических представлений; - наблюдения на прогулках и экскурсиях за животными. В начале изучения курса проводится входная диагностика, цель которой выявление уровня сформированности простейших представлений, умений и навыков к моменту изучения курса «Человек» и выявление потенциальных возможностей развития этих представлений у обучающейся. Для оценки степени усвоения отдельных знаний и умений используются следующие условные обозначения: - действие сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»; - действие пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Изучение курса завершается контрольным тестом. Индивидуальная программа общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года, занятия проводятся 2 раза в неделю. Словарь Дауна болезнь – одна из форм олигофрении, при которой дефект умственного развития сочетается со своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой запавшей переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами. У этих больных во всех клетках организма имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом. При болезни Дауна поражаются все органы и системы. Речь развита плохо. Отмечается отставание в росте. Движения неловкие, походка неустойчивая, наблюдаются тяжелые формы умственного недоразвития. Дизартрия – нарушение произношения, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича. Для дизартрии, в отличие от афазии, характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным. Псевдобульбарный паралич – центральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры. Дисграфия – нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв, напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Артикуляторно-акустическая дисграфия – при ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется в заменах, пропусках букв, аналогичных пропускам звуков в устной речи. Встречается при дизартрии. |
Loading
|