№ |
Тема урока |
ч |
Содержание линии образования. |
Методы |
Наглядно-дидактический
материал |
Домашнее задание |
1 четверть (9 часов)
Разноцветные сказки. |
1. |
«Весёлые осьминожки».
(гуашь).
|
2 |
Знакомство с техникой гуаши.
Приёмы смешивания красок. Нанесение
на лист красочного пятна, красочной
линии. Чёткость красочной линии и
красочного пятна. Тёплые цвета
(осьминожки) и холодные цвета (волны).
|
Показ приёмов учителем,
беседа. |
Стихотворение Успенского
«Разноцветная семейка», рисунки
учителя. Таблицы «Тёплые и холодные
цвета». |
Сочинить свою сказку об
осьминожках. |
2. |
«Цветная сказка»
(гуашь). |
2 |
Знакомство с основными и
дополнительными цветами. Умение
получать дополнительные цвета из
основных. Качество гуашевого пятна:
непрозрачность и чёткость границы.
Рисование пятном на белом фоне крон
осенних деревьев, прорисовка стволов
гуашевой линией. Введение мелкого
пятна – мазка, обозначающего листопад.
|
Показ приёмов учителем,
беседа. |
Сказка о цветах, практическая
работа – упражнения на маленьких
листах; Цветные круги основных и
дополнительных цветов. |
Придумать название белой
краске. |
3. |
«В гостях у народного мастера».
Первые упражнения. Несложные композиции»
(гуашь) |
2 |
Знакомство с хохломской
росписью. Закрепление навыков проведения
линии кистью, гуашевого пятна. Элементы
хохломской росписи: «осочки», «травинки»,
«капельки», «усики», «завитки»,
«кустики». Понятие о стилизации.
Создание декоративных образов на
основе реальных растений, насекомых,
животных.
|
Показ приёмов учителем,
беседа. |
Сказка о возникновении
росписи. Таблица с элементами хохломской
росписи. |
Нарисовать птицу или рыбку
в хохломском стиле. |
4. |
«Туесок для трёх медведей»
(гуашь). |
2 |
Зависимость композиции узора
от величины и формы украшаемого
предмета. Передача радости жизни
сочетанием цветов хохломской росписи. |
беседа |
Фотографии предметов с
хохломской росписью. |
Подготовиться к викторине |
5 |
Изовикторина «Золотая
Хохлома» (гуашь). |
1 |
Итоговый урок по теме
хохломской росписи. Закрепление
полученных навыков росписи. Игра по
командам. |
игра |
Фотографии предметов с
хохломской росписью, основа для
коллективных панно. |
|
2 четверть (7 часов)
«Любуйся сказочными узорами зимы». |
1. |
«Зимний пейзаж. Замок снежной
принцессы» (гуашь). |
2 |
Смешение красок с белой
гуашью. Воспитание заботливого
отношения к белой гуаши. Зависимость
«лёгкости» краски от количества белой
гуаши в красочном замесе. Понятия
«ближе» и «дальше», «ниже» и «выше».
|
Беседа, практическая работа |
Детские работы |
Найти дома кружевные изделия. |
2. |
«Зимнее кружево» (гуашь на
цветной бумаге). |
2 |
Знакомство с элементами
кружевного орнамента: «гулички»,
«комар», «звёздочки», «цветочек»,
«ёлочка», «репей». Композиция кружева.
Рисовать необходимо сразу кистью,
начиная с главных элементов узора.
Мелкие части узора дорисовывать тонкой
кисточкой.
|
Беседа, практическая работа |
Примеры кружев, фотографии,
детские работы. |
Нарисуй узор на окне |
3. |
«Новогодняя открытка»
(гелевая ручка) |
2 |
Создание новогодней открытки
на основе кружевных узоров. Поиск
красивой выразительной композиции.
|
Беседа, практическая работа |
Примеры кружев, фотографии,
детские работы |
|
4. |
Новогодняя викторина (цветная
бумага). |
1 |
Игра по командам. Создание
новогоднего украшения – гирлянды.
Сравнение гирлянд по длине, аккуратности
и цветовому решению. Украшение класса. |
Игра |
Живописные и графические
работы. |
|
3 четверть (10 часов)
«Знакомимся с декоративными сказками».
|
1. |
«О чём поведал каргопольский
узор» (гуашь). |
1 |
Элементы росписи, символы
солнца, земли, зёрен. Ограничение
цвета: красный, белый, синий, жёлтый,
чёрный, зелёный, коричневый. Нарисовать
«древо жизни» в каргопольском стиле. |
Беседа, практическая работа,
учительский рисунок на доске. |
Таблицы, фотографии с
каргопольскими игрушками. |
Повтори узоры Каргополя. |
2 |
«Слушаем сказки народной
мастерицы бабушки Ульяны». |
2 |
Приёмы лепки из глины и
росписи игрушек. Лепка фигурки игрушки
на уроках труда. На уроке ИЗО продумывание
эскиза росписи и выполнение росписи
на игрушке. |
Беседа. |
Таблицы, фотографии с
каргопольскими игрушками |
|
3. |
«Финоутица. Лепка и украшение
вылепленной фигурки» (солёное тесто). |
1 |
Удмуртские легенды. Утка –
оберег древних удмуртов. Символика
цвета и орнамента древних удмуртов.
Сравнение этих узоров с каргопольскими. |
Беседа, практическая работа,
учительский рисунок на доске. |
Фотографии с удмуртскими
ювелирными украшениями. |
|
4. |
«Удмуртские орнаменты»
(фломастеры). |
2 |
Орнаментальный бордюр.
Понятие ритма, элементов орнамента.
Цветовое решение узора. |
Беседа, практическая работа, |
Фотографии с удмуртскими
ювелирными украшениями, тканями,
одеждой. |
Вспомнить, как выглядели
древнерусские воины |
5. |
«Защитники земли русской и
удмуртской» (гуашь). |
2 |
Выполнение достаточно
крупного изображения русского богатыря
или удмуртского батыра. |
Передача цветом радостного
настроения |
«Три богатыря» В. Васнецов,
работы Васильева. Русские былины и
удмуртские богатырские сказки. |
|
6. |
«Букет для мамы» (коллективная
работа). Цветная бумага. |
2 |
Приёмы оригами. Составление
общего букета из отдельных частей. |
Беседа, последовательное
выполнение действий за учителем и
самостоятельное их повторение и
запоминание |
Ватман – основа для коллективной
работы. |
|
4 четверть (8 часов)
«Весенние сказки» |
1. |
«Весенний ручей» (гуашь). |
2 |
Передача движения воды
мазочками, красочной линией и
композиционными приёмами. |
Передача цветом радостного
настроения |
Репродукции работ Грабаря,
Юонна, Мавриной. |
|
2. |
«Весенний натюрморт»
(фломастеры) |
2 |
Условное размещение предметов
на плоскости. Силуэт. Декоративное
заполнение силуэта |
Беседа, практическая работа, |
Рисунки учащихся. |
|
3. |
«Мой любимый зверь – кот»
(гелевая ручка). |
2 |
Выразительность линии.
Характер линии в передаче характера
животного |
Беседа |
Зарисовки Брюллова, Репина,
Ватагина. |
|
4. |
«Ярмарка шумная, звонкая,
яркая» (коллективная работа).
|
2 |
Силуэты, декоративное
заполнение силуэтов дымковскими
узорами. Работа по командам, составление
общей композиции. |
Игра. |
Таблицы, фотографии с
дымковскими игрушками. |
|