Тематическое планирование уроков ИЗО в первом классе
№ |
Тема урока |
ч |
Содержание линии образования. |
Методы |
Наглядно-дидактический материал |
Домашнее задание |
1 четверть (9 часов) Разноцветные сказки. |
||||||
1. |
«Весёлые осьминожки». (гуашь).
|
2 |
Знакомство с техникой гуаши. Приёмы смешивания красок. Нанесение на лист красочного пятна, красочной линии. Чёткость красочной линии и красочного пятна. Тёплые цвета (осьминожки) и холодные цвета (волны).
|
Показ приёмов учителем, беседа. |
Стихотворение Успенского «Разноцветная семейка», рисунки учителя. Таблицы «Тёплые и холодные цвета». |
Сочинить свою сказку об осьминожках. |
2. |
«Цветная сказка» (гуашь). |
2 |
Знакомство с основными и дополнительными цветами. Умение получать дополнительные цвета из основных. Качество гуашевого пятна: непрозрачность и чёткость границы. Рисование пятном на белом фоне крон осенних деревьев, прорисовка стволов гуашевой линией. Введение мелкого пятна – мазка, обозначающего листопад.
|
Показ приёмов учителем, беседа. |
Сказка о цветах, практическая работа – упражнения на маленьких листах; Цветные круги основных и дополнительных цветов. |
Придумать название белой краске. |
3. |
«В гостях у народного мастера». Первые упражнения. Несложные композиции» (гуашь) |
2 |
Знакомство с хохломской росписью. Закрепление навыков проведения линии кистью, гуашевого пятна. Элементы хохломской росписи: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Понятие о стилизации. Создание декоративных образов на основе реальных растений, насекомых, животных.
|
Показ приёмов учителем, беседа. |
Сказка о возникновении росписи. Таблица с элементами хохломской росписи. |
Нарисовать птицу или рыбку в хохломском стиле. |
4. |
«Туесок для трёх медведей» (гуашь). |
2 |
Зависимость композиции узора от величины и формы украшаемого предмета. Передача радости жизни сочетанием цветов хохломской росписи. |
беседа |
Фотографии предметов с хохломской росписью. |
Подготовиться к викторине |
5 |
Изовикторина «Золотая Хохлома» (гуашь). |
1 |
Итоговый урок по теме хохломской росписи. Закрепление полученных навыков росписи. Игра по командам. |
игра |
Фотографии предметов с хохломской росписью, основа для коллективных панно. |
|
2 четверть (7 часов) «Любуйся сказочными узорами зимы». |
||||||
1. |
«Зимний пейзаж. Замок снежной принцессы» (гуашь). |
2 |
Смешение красок с белой гуашью. Воспитание заботливого отношения к белой гуаши. Зависимость «лёгкости» краски от количества белой гуаши в красочном замесе. Понятия «ближе» и «дальше», «ниже» и «выше».
|
Беседа, практическая работа |
Детские работы |
Найти дома кружевные изделия. |
2. |
«Зимнее кружево» (гуашь на цветной бумаге). |
2 |
Знакомство с элементами кружевного орнамента: «гулички», «комар», «звёздочки», «цветочек», «ёлочка», «репей». Композиция кружева. Рисовать необходимо сразу кистью, начиная с главных элементов узора. Мелкие части узора дорисовывать тонкой кисточкой.
|
Беседа, практическая работа |
Примеры кружев, фотографии, детские работы. |
Нарисуй узор на окне |
3. |
«Новогодняя открытка» (гелевая ручка) |
2 |
Создание новогодней открытки на основе кружевных узоров. Поиск красивой выразительной композиции.
|
Беседа, практическая работа |
Примеры кружев, фотографии, детские работы |
|
4. |
Новогодняя викторина (цветная бумага). |
1 |
Игра по командам. Создание новогоднего украшения – гирлянды. Сравнение гирлянд по длине, аккуратности и цветовому решению. Украшение класса. |
Игра |
Живописные и графические работы. |
|
3 четверть (10 часов) «Знакомимся с декоративными сказками».
|
||||||
1. |
«О чём поведал каргопольский узор» (гуашь). |
1 |
Элементы росписи, символы солнца, земли, зёрен. Ограничение цвета: красный, белый, синий, жёлтый, чёрный, зелёный, коричневый. Нарисовать «древо жизни» в каргопольском стиле. |
Беседа, практическая работа, учительский рисунок на доске. |
Таблицы, фотографии с каргопольскими игрушками. |
Повтори узоры Каргополя. |
2 |
«Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны». |
2 |
Приёмы лепки из глины и росписи игрушек. Лепка фигурки игрушки на уроках труда. На уроке ИЗО продумывание эскиза росписи и выполнение росписи на игрушке. |
Беседа. |
Таблицы, фотографии с каргопольскими игрушками |
|
3. |
«Финоутица. Лепка и украшение вылепленной фигурки» (солёное тесто). |
1 |
Удмуртские легенды. Утка – оберег древних удмуртов. Символика цвета и орнамента древних удмуртов. Сравнение этих узоров с каргопольскими. |
Беседа, практическая работа, учительский рисунок на доске. |
Фотографии с удмуртскими ювелирными украшениями. |
|
4. |
«Удмуртские орнаменты» (фломастеры). |
2 |
Орнаментальный бордюр. Понятие ритма, элементов орнамента. Цветовое решение узора. |
Беседа, практическая работа, |
Фотографии с удмуртскими ювелирными украшениями, тканями, одеждой. |
Вспомнить, как выглядели древнерусские воины |
5. |
«Защитники земли русской и удмуртской» (гуашь). |
2 |
Выполнение достаточно крупного изображения русского богатыря или удмуртского батыра. |
Передача цветом радостного настроения |
«Три богатыря» В. Васнецов, работы Васильева. Русские былины и удмуртские богатырские сказки. |
|
6. |
«Букет для мамы» (коллективная работа). Цветная бумага. |
2 |
Приёмы оригами. Составление общего букета из отдельных частей. |
Беседа, последовательное выполнение действий за учителем и самостоятельное их повторение и запоминание |
Ватман – основа для коллективной работы. |
|
4 четверть (8 часов) «Весенние сказки» |
||||||
1. |
«Весенний ручей» (гуашь). |
2 |
Передача движения воды мазочками, красочной линией и композиционными приёмами. |
Передача цветом радостного настроения |
Репродукции работ Грабаря, Юонна, Мавриной. |
|
2. |
«Весенний натюрморт» (фломастеры) |
2 |
Условное размещение предметов на плоскости. Силуэт. Декоративное заполнение силуэта |
Беседа, практическая работа, |
Рисунки учащихся. |
|
3. |
«Мой любимый зверь – кот» (гелевая ручка). |
2 |
Выразительность линии. Характер линии в передаче характера животного |
Беседа |
Зарисовки Брюллова, Репина, Ватагина. |
|
4. |
«Ярмарка шумная, звонкая, яркая» (коллективная работа). |
2 |
Силуэты, декоративное заполнение силуэтов дымковскими узорами. Работа по командам, составление общей композиции. |
Игра. |
Таблицы, фотографии с дымковскими игрушками. |
|