1.1. Методологическая база системы
управления финансами 5
1.2. Структура финансовой системы 8
Глава 2. Правовое обеспечение системы
управления финансами 17
2.1. Правовое оформление финансовых
отношений 17
2.2. Характеристика основных правовых
актов 22
Глава 3. Система органов управления
финансами в РФ 27
3.1. Состав и структура органов управления 27
3.2. Методы и критерии эффективности
управления финансами в РФ 35
Заключение 40
Список литературы 42
Введение
Государственное управление финансами
– одна из главных и постоянно
осуществляемых функций любого
государства. Современная российская
система управления финансами
характеризуется тем, что в стране
происходят процессы перехода от
планово-централизованной к рыночной
экономике. Директивно-административные
методы управления заменяются методами
регулируемого финансового рынка.
Главная цель управления финансами –
достижение финансовой устойчивости
экономики и финансовой независимости
государства. В свою очередь конкретные
цели – сбалансированность бюджета,
устойчивость национальной валюты,
гармонизация экономических интересов
государства и его граждан.
Таким образом, неоспорима актуальность
исследования, посвященного проблемам
управления финансами.
Предметом исследования станут объекты
и субъекты управления финансами. В
качестве объектов управления выступают
разнообразные виды финансовых отношений,
а субъектами управления являются те
организационные структуры, которые
осуществляют управление. Совокупность
всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами,
называется финансовым аппаратом.
Естественно, что на протяжении многих
лет происходят существенные изменения
в системе управления финансами. Таким
образом, цель исследования состоит в
том, чтобы проследить развитие системы
управления финансами в Российской
Федерации.
Объектом данной курсовой работы является
финансовая система в Российской
Федерации.
Предметом изучения управления финансами
в РФ.
Целью курсовой работы является изучение
вопроса эффективного управления
финансами и исследование факторов
социально – экономического развития.
Основные задачи при изучении данного
вопроса - это исследование:
1. Понятия управления финансами
2. Правовое обеспечение системы
управления финансами
3. Система органов управления финансами
в РФ
Глава 1. Понятие
управления финансами
1.1. Методологическая
база системы управления финансами
Управление финансами — составная часть
обшей системы управления
социально-экономическим развитием
страны.
Управление финансами — это сознательное
воздействие органов законодательной
и исполнительной власти на финансы
ораны в целом и ее территорий хозяйствующих
субъектов, а также финансовые процессы,
финансовую деятельность в целях
достижения и поддержки макроэкономической
сбалансированности, финансовой
устойчивости экономики, финансового
обеспечения решаемых экономических
и социальных задач.
Система управления финансами в
современной рыночной экономике
представляет собой взаимоувязанный
комплекс мер, инструментов, а также
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
реального сектора экономики и решению
назревших социальных проблем.
В соответствии со структурой финансовой
системы Российской Федерации управление
финансами по видам объектов упрощения
подразделяют на:
• управление финансами федеральных
органов власти страны;
• управление финансами субъектов
Федерации;
• управление финансами муниципальных
образований;
• управление финансами хозяйствующих
субъектов (финансовый менеджмент).
Управление финансами осуществляется
с использованием административно
- распорядительных и экономических
методов.
В управлении финансами выделяются
объекты, субъекты и инструменты
управления.
Объектами управления финансов выступают
разнообразные сферы финансовых
отношений:
- государственные финансы (бюджеты
федеральный и субфедеральные,
государственные внебюджетные социальные
фонды, государственный кредит, фондовый
рынок);
- страхование;
- местные финансы (бюджеты муниципальных
образований, местные внебюджетные
фонды);
- финансы коммерческих и некоммерческих
организаций;
- финансы индивидуальных предпринимателей.
Субъекты управления финансами —
совокупность организационных
структур власти, которые регулируют и
контролируют финансовые процессы
в экономике (законодательные органы,
принимающие законы о финансах, финансовой
деятельности, и исполнительные органы,
направляющие, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на общегосударственном,
региональном и местном уровнях, а также
финансовый аппарат в коммерческих и
некоммерческих организациях).
Инструментам управления финансами
выступает финансовый механизм, являющийся
составной частью хозяйственного
механизма. Финансовый механизм
представляет собой совокупность видов
и методов организации финансовых
отношений и используется для оказания
воздействия на экономику и социальную
сферу, проведения единой финансовой
политики государства. Финансовый
механизм нацелен на решение конкретных
задач и достижение реального эффекта,
удовлетворение потребностей общества.
Структура финансового механизма
сложна в связи с разнообразием финансовых
отношений. В структуре финансового
механизма выделяют такие функциональные
звенья, как мобилизация финансовых
ресурсов, финансирование, стимулирование
и др. Финансовый механизм приводит в
движение финансовые ресурсы, воздействует
на общественное производство через
финансовое обеспечение и финансовое
регулирование.
Построение финансового механизма
осуществляется в соответствии с
финансовой политикой и нормами
финансового права, отраженными в
финансовом законодательстве.
Функции управления финансами включают:
• финансовый анализ;
• финансовое прогнозирование;
• планирование финансовых ресурсов и
финансовой деятельности;
• оперативное регулирование финансов;
• контроль за состоянием финансов.
Финансовый анализ призван формировать
информацию для принятия управленческих
решений в области финансов исходя из
сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет
ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов, является
предпосылкой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов
связано с установлением параметров
финансовой системы, величины и источников
финансовых ресурсов, каналов их
расходования, уровня их надежности.
Оперативное регулирование финансов
осуществляется в целях реагирования
на складывающуюся ситуацию для
перераспределения и изменения целевой
направленности финансовых ресурсов в
свете новых задач. Оперативное управление
финансами возложено на финансовые
органы — Министерство финансов,
финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
финансовые службы предприятий.
Контроль за состоянием финансов призван
выступать звеном обратной связи в цепи
управления, предоставлять органам
управления необходимую информацию
о соблюдении законов, норм и правил
формирования и использования финансов
(фондов денежных средств).
Управление финансами тесно связано с
управлением кредитом, с функционированием
банковской системы, так как кредиты
служат важнейшим источником финансовых
ресурсов.1
1.2. Структура
финансовой системы
Финансовая система состоит из
финансовых институтов, инструментов,
методов и организаций, которые
обеспечивают предприятия и физических
лиц средствами для приобретения товаров
и услуг, инвестиционным капиталом и
организуют торговлю ценными бумагами,
драгоценными металлами.
Финансовая система страны состоит из
основных и обеспечивающих элементов.
К основным относят финансовые активы
государства, предприятий, населения;
к обеспечивающим — банки, биржи,
внебиржевой рынок и технические
коммуникации.
Государственная финансовая система в
развитых странах включает шесть основных
элементов:
1) государственный бюджет;
2) местные бюджеты;
3) государственный кредит;
4) специальные внебюджетные фонды;
5) государственное страхование;
6) финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном любой финансовой системы
выступает государственный бюджет.2
В соответствии со ст. 6 Бюджетного
Кодекса РФ «бюджет - форма образования
и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления».3
По своему материальному содержанию –
это главный централизованный фонд
денежных средств государства.
Государственный бюджет является также
главным средством перераспределения
национального дохода (НД). Через это
звено перераспределяется до 40% НД.
Основными доходами государственного
бюджета выступают налоги, составляющие
от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.
В странах с развитой рыночной экономикой
за государственным бюджетом закрепляются
главные налоги: налог на прибыль
корпораций, налог на добавленную
стоимость (НДС), акцизы, таможенные
пошлины. Это во многом обусловлено тем,
что из государственного бюджета
производятся основные расходы
государства: на военные цели; управление;
правоохранительную деятельность;
вмешательство в экономику; социальные
расходы и субсидии. За счет средств
государственного бюджета осуществляется
также выравнивание бюджетов разных
уровней – предоставляются субсидии и
кредиты региональным и местным органам
власти.4
1
Государственные и муниципальные финансы
[Текст]: Учебник / Л. М. Подъяблонская. -
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011, 559 С. 54-55
2
Алехин Э.В. Государственные и муниципальные
финансы [Текст]: учебник.- Пенза: ПГУ,
2010.- С. 32
3
Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ,
(ред. от 06.04.2011) [Электронный
ресурс]. - Режим доступа
:
4
Алехин Э.В. Государственные
и муниципальные финансы [Текст]:
учебник.- Пенза: ПГУ, 2010.- С. 33-34