СПб.: Питер, 2007. - 672 с. (Сер. "Мастера психологии")
В книге Дэвида Макклелланда, одного из ведущих американских психологов, подробно рассмотрены четыре важнейшие социальные потребности: достижения успеха, аффилиации, власти и избегания. Автор искусно описывает большое количество оригинальных экспериментов, в ходе которых провоцируется оживление той или иной мотивационной диспозиции, и доказывает универсальность разработанного им и его сотрудниками метода обнаружения этих скрытых потребностей. Книга представляет огромный теоретический и практический интерес.
Издание предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профиля.
Формат:djvu / zip
Размер:7,72 Мб
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие научного редактора 14 Вступление 18 Предисловие 20 ЧАСТЬ I. Проблема мотивации Глава 1. Сознательные и бессознательные мотивы 24 Мотивы как один из трех главных детерминантов поведения 24 Сознательные намерения 27 Конфликты между сознательными намерениями 28 Блокированное намерение 32 Постановка сознательных целей 33 Является ли сознательное намерение обязательным условием научения? 35 Факторы формирования сознательных намерений 36 Бессознательные намерения 37 Ненамеренное забывание знакомого имени 39 Бессознательные мотивы Фрейда 41 Выводы из фрейдовского подхода к анализу мотивации 44 Экспериментальное исследование бессознательных мотивов 45 Важны ли бессознательные мотивы? 49 Примечания и вопросы 53 Глава 2. Исследование мотивов в русле психологии личности 55 Мотивы как детерминанты человеческого времяпрепровождения 55 Классификация мотивов по Макдугаллу 58 Мотивы как детерминанты ненормального поведения 59 Мотивационная триада по Фрейду: сексуальность, агрессия и тревога 60 Плохие и хорошие желания 60 Взгляд Юнга на мотивацию 62 Основные мотивы и последующие психоаналитические теории 62 Мотивы как детерминанты креативности и развития 64 Измерение человеческих мотивов 67 Исследование мотивов по Мюррею 68 Методика Кеттелла: идентификация мотивов с помощью факторного анализа 72 Стадии мотивационного развития 74 Стадии мотивационного развития, репрезентированные в сновидении Фрейда 75 Стадии развития, отображенные в сновидении убийцы 78 Значение анализа сновидений 82 Другие взгляды на стадии развития 83 Проверка валидности теории стадиальной мотивации 84 Герменевтический подход 85 Экспериментальные исследования психоаналитической теории стадий развития мотивации 86 Вклад психологии личности в психологию мотивации 92 Примечания и вопросы 93 Глава 3. Мотивация в свете бихевиористской традиции 96 Мотивация животных: исследование Торндайка 96 Драйвы как средства, обеспечивающие выживание 99 Облегчение адаптации, или научения, благодаря драйвам: модель Халла 101 Драйв как мощный стимул 104 Может ли животное научаться в отсутствие драйва? 106 Характеристики стимулов 107 Характеристики реакции 109 Характеристики вознаграждения 110 Размер вознаграждения 111 Потенциал возбуждения в теории поведения и определение понятия мотивации 113 Оперантное обусловливание как важнейший фактор мотивации 113 Бихевиористская модель мотивации, адаптированная к человеческому поведению Спенсом и другими 114 Каким образом сильный драйв может повлиять на эффективность выполнения сложных заданий 117 Эффект «аккумуляции неудач» 120 Каким образом присутствие других может усилить драйв и помешать выполнению сложного задания 122 Реинтерпретация бихевиористских исследований человеческой мотивации с помощью концепции психической реальности 124 Сравнение психоаналитического и бихевиористского подходов к исследованию мотивации 126 Сходства 126 Различия 128 Ограниченность бихевиористской модели 129 Примечания и вопросы 132 ЧАСТЬ II. Природа человеческих мотивов Глава 4. Эмоции как индикаторы естественных побуждений 136 Первые попытки идентифицировать биологическую основу мотивов 136 Сигнальные раздражители как основа естественных мотивов: точка зрения этологии 138 Доказательства существования естественных мотивов человека 139 Сенсорные стимулы 139 Теория двустороннего подавления 141 Деятельность, доставляющая внутреннее удовлетворение 144 Эмоции как признаки естественных мотивов 146 Филогенетическое основание эмоций 146 Эмоции как первичные и универсальные состояния 147 Эмоции и гормоны 149 Эмоции и системы вознаграждения, существующие в головном мозге 150 Позитивные естественные мотивы у младенцев 151 Классификация естественных мотивов в понятиях первичных эмоций 153 Связь эмоций и мотивации 157 Примечания и вопросы 157 Глава 5. Естественные мотивы и их производные 160 Как естественные мотивы влияют на развитие мотива голода 160 Естественные мотивы, эмоции и приобретенные мотивы 166 Естественный мотив новизны 170 Индивидуальные различия в стремлении к новизне 176 Естественный мотив новизны и мотив достижения 178 Мотив влияния 179 Разграничение между гневом как воздействием и агрессией 181 Центры вознаграждения, находящиеся в головном мозге, и естественный мотив влияния 182 Дериваты естественного мотива влияния 184 Естественный мотив контакта, или сексуальное влечение 185 Импринтинг и привязанность 189 Сексуальное возбуждение на расстоянии 191 Дериваты мотива контакта: потребности в заботе о себе и о других 194 Естественный мотив постоянства 196 Когнитивный диссонанс 198 Мотивы, связанные с мотивом постоянства 199 Взаимодействие естественных мотивов 199 Роль когниций в развитии мотивов 200 Символические мотивы или ценности 201 Примечания и вопросы 205 Глава 6. Измерение мотивационных диспозиций человека 207 Мотивационная система 207 Побуждения 211 Стимулы 216 Мотивационные диспозиции 217 Актуализация мотивации 218 Актуализация мотивов для идентификации их уникального воздействия на поведение 220 Последствия актуализации мотива голода 221 Индивидуальные различия в силе мотива голода 222 Измерение силы диспозиций социальных мотивов 225 Расшифровка содержания мыслей, связанных с мотивом достижения 225 Расшифровка символов, относящихся к мотивам власти и аффилиации 230 Адекватность различных методик измерения индивидуальных различий в силе мотива 233 Альтернативные методы измерения силы мотива, оцениваемые в соответствии с критериями полноценного научного исследования 235 Критерий сенситивности 236 Критерий уникальности 238 Критерий надежности 243 Критерий «валидности — практичности» 249 Примечания и вопросы 254 ЧАСТЬ III. Основные мотивационные системы Глава 7. Мотив достижения 258 Измерение потребности в достижении 259 Доказательства того, что показатель потребности в достижении измеряет мотив 261 Что является побудителем мотива достижения? 262 Умеренная трудность задачи как побудитель достижения 266 Модель прогнозирования предпочтения умеренного риска Аткинсона 268 Когнитивное объяснение предпочтения умеренного риска 271 Как высокая потребность в достижении влияет на деятельность 273 Влияние трудности задачи 273 Реагирование на умеренные трудности в повседневной жизни 276 Упорство 277 Влияние чрезмерной мотивации на деятельность 278 Другие особенности лиц с выраженной потребностью в достижении 280 Личная ответственность за успешность деятельности 280 Потребность в обратной связи 282 Новаторство 284 Социальные последствия выраженной потребности в достижении 285 Профессиональный успех 285 Успех в предпринимательстве 288 Связь мотива достижения с протестантской этикой и развитием капитализма 290 Протестантская реформа, воспитание самостоятельности и мотив достижения 291 Другие факторы, влияющие на мотив достижения в ранние годы жизни . . 295 Внимание родителей к обучению навыкам контроля физиологических функций 297 Примечания и вопросы 300 Глава 8. Мотив власти 303 Измерение потребности во власти 303 Доказательства того, что показатель потребности во власти отражает мотив 307 Энергетическая функция мотива власти 307 Ориентирующая функция мотива власти 311 Селективная функция мотива власти 312 Способы удовлетворения потребности во власти 315 Агрессивность 315 Негативный образ «Я» 316 Выбор профессии, наделяющей властными полномочиями 317 Тяга к престижу 319 Поведение, направленное на признание в малых группах 320 Готовность к риску 324 Применение модели риска Аткинсона к потребности во власти 326 Катарсис 328 Роль мотива власти в употреблении алкоголя 332 Употребление алкоголя как средство для снижения тревоги 332 Влияние социального употребления алкоголя на мысли о власти и на самоконтроль 333 Связь мотива власти и самоконтроля со злоупотреблением алкоголем и другими формами поведения 335 Каким образом зрелость влияет на проявление мотива власти 338 Определение показателей социально-эмоциональной зрелости 338 Другие проявления мотива власти в зависимости от уровня зрелости 341 Половые различия в проявлении мотива власти на разных стадиях зрелости 344 Контролируемая и сдерживаемая ассертивность в организационном поведении 349 Синдром мотива лидерства у менеджеров 349 Мотивационные профили президентов США 355 Мотивационный профиль радикалов 357 Подавляемый мотив власти и подверженность заболеваниям 359 Сердечно-сосудистые заболевания 359 Нарушение иммунитета и болезнь 361 Истоки мотива власти 364 Родительский либерализм (пермиссивность) в отношении секса и агрессии 364 Источники синдрома лидерской мотивации и синдрома донжуана 366 Потеря статуса и развитие потребности во власти 367 Примечания и вопросы 369 Глава 9. Аффилиативные мотивы 372 Значение любви 372 Сексуальный мотив 374 Биологические основы мужской сексуальности 374 Биологические основы женской сексуальности 377 Является ли сексуальная реакция мотивом? 377 Гомосексуализм 378 Измерение сексуального мотива на материале воображения 379 Система Мея для оценки половых различий в паттернах воображения 380 Доказательства: отражение в показателях «спада — подъема» сексуального мотива 383 Потребность в аффилиации 385 Методы измерения потребности в аффилиации 385 Доказательства: показатель потребности в аффилиации отражает мотив 386 Особенности людей с выраженной потребностью в аффилиации 388 Более успешная деятельность при наличии аффилиативных побудителей 388 Поддержание межличностных отношений 391 Сотрудничество, конформность и конфликт 393 Поведение менеджеров 394 Боязнь отвержения 396 Мотив интимности 399 Методы измерения мотива интимности 399 Различия между аффилиативным мотивом и мотивом интимности 400 Доказательства: показатель интимности отражает мотив 403 Аффилиативные мотивы и здоровье 406 Истоки аффилиативных мотивов 409 Связь сексуальности с аффилнацией и интимностью 410 Примечания и вопросы 410 Глава 10. Мотивы избегания 414 Генерализованная тревога как мотив 414 Данные самоотчета и их поведенческие корреляты 414 Побудительная ценность пребывания в обществе других людей как способа снижения тревоги 416 Измерение потребности в безопасности на материале воображения 417 Влияние на поведение потребностей в безопасности и в самоуважении по Маслоу 419 Боязнь неудачи 421 Показатели самоотчета и их поведенческие корреляты 421 Доводы против измерения боязни неудачи методом оценки тестовой тревожности 426 Измерение боязни неудачи на материале воображения 427 Немецкая методика Хекхаузена 427 Американская методика 428 Особенности людей с выраженной боязнью неудачи 430 Сравнение методик оценки боязни неудачи 431 Истоки боязни неудачи 433 Боязнь отвержения 434 Методики самоотчета и их поведенческие корреляты 434 Соотношения между боязнью неудачи, боязнью отвержения и мотивом одобрения 436 Боязнь успеха 438 Измерение боязни успеха на материале воображения женщин 438 Каким образом боязнь успеха влияет на соревновательное поведение женщин 439 Боязнь успеха у чернокожих мужчин и женщин 442 Боязнь власти 445 Измерение боязни власти на материале воображения 445 Связь боязни власти с атипичным ролевым поведением мужчин 446 Боязнь власти у женщин 449 Другие страхи 450 Корреляты показателя потребности во власти как показателя боязни слабости (по Вероффу) 450 Боязнь интимности 452 Заключение 452 Примечания и вопросы 452 ЧАСТЬ IV. Контекстуальные исследования человеческих мотивов Глава 11. Мотивационные тенденции в обществе 456 Анализ причин развития и упадка цивилизаций 456 Фрейд о мотивационных истоках цивилизации 457 Основная мотивационная структура и культура 458 Критика мотивационного анализа исторических событий 460 Измерение коллективных мотивов 462 Коллективная заинтересованность в достижениях, предпринимательстве и экономическом росте 464 Мотивационное объяснение расцвета и упадка древних цивилизаций 465 Причины утраты мотивации успеха и экономический упадок 468 Подъем и спад заинтересованности в успехе и экономическая экспансия в Средние века 469 Как коллективная заинтересованность в достижениях прогнозирует темпы экономического роста в современных условиях 473 Прочие факторы, влияющие на взаимосвязь уровней потребности в достижениях и темпов экономического роста 478 Уровни мотивации достижений и политический протест 480 Коллективная потребность в аффилиации и гражданских правах 482 Коллективная потребность во власти 484 Паттерн имперского мотива власти и создание империи 484 Последствия паттерна имперского мотива власти для здоровья общества 486 Исторические сдвиги в уровнях коллективной мотивации 489 Мотивационные объяснения событий английской истории (1400-1830) 489 Мотивационные факторы в истории США с момента основания республики до наших дней 492 Мотивационные уровни и успех автомобильных компаний 497 Происхождение коллективной мотивации 502 Идеологические факторы, влияющие на коллективный интерес к достижению успеха 502 Средовые факторы, влияющие на уровни потребности в успехе 505 Источники коллективного интереса к власти 508 Источники коллективного интереса к аффилиации 511 Трудности, возникающие при интерпретации мотивационных тенденций в обществе 511 Смысл оценок коллективной мотивации 513 Примечания и вопросы 518 Глава 12. Влияние когнитивных факторов на мотивацию 521 Когнитивное влияние на формирование мотива 521 Когнитивное влияние на побуждения 522 Когнитивное влияние на побудительную ценность сигналов 524 Является ли формирование мотива исключительно следствием познания? 527 Изменения в возникновении мотива, вызванные когнитивным диссонансом 531 Когниции, связанные с мотивом 536 Каузальные атрибуции 536 Каузальные атрибуции, имеющие отношение к силе мотива достижений 539 Влияние каузальных атрибуций на последующее поведение 542 Оценка когнитивной теории мотивации 544 Ориентация на будущее и мотив достижения успеха 549 Когниции, влияющие на превращение мотивации в побуждение к действию 553 Уверенность в себе, или самоэффективность 556 Ценности 558 Примечания и вопросы 560 Глава 13. Как взаимодействие мотивов с ценностями и навыками определяет поведение людей 564 Возбуждение (драйв), сила привычки и стимулы как детерминанты силы ответной реакции 565 Мотивы, ожидание успеха и ценности как детерминанты действий 566 Сила привычки как ожидание успеха 568 Стимул достижений и другие стимулы, влияющие на достижения 569 Различие между мотивами и ценностями 571 Как мотив достижения, навыки и ценность достижения влияют на действия (поведение) 573 Как сочетание мотивов, навыков и ценностей определяет успех человека, избравшего карьеру морского офицера 577 Факторы, влияющие на аффилиативные акты и на выбор 579 Как ситуация в сочетании с аффилиативным мотивом и аффилиативными ценностями прогнозирует аффилиативный выбор 580 Как ценности влияют на способ самовыражения аффилиативного мотива 583 Кумулятивное влияние аффилиативного мотива, социальных навыков и аффилиативных ценностей на аффилиативные действия и выбор 586 Как детерминанты аффилиативных действий и выбора, взаимодействуя друг с другом, оказывают свое воздействие на поведение 589 Различие между мотивами и намерениями 596 Примечания и вопросы 598 Глава 14. Мотивационный тренинг 601 Использование теории вероятности успеха — ценности успеха для улучшения академической успеваемости 601 Эффект Пигмалиона 601 Рост воспринимаемой вероятности успеха 603 Увеличение понимания индивидом собственных действий и контроля над ними 605 Тренинг мотивации достижений предпринимателей 607 Установочные задания для тренинга людей, занимающихся малым бизнесом 608 Изменения в деловой активности после мотивационного тренинга в Индии 613 Факторы, определившие успех тренинга предпринимателей в Индии 617 Обучение предпринимательству бизнесменов — представителей национальных меньшинств США 620 Тренинг мотивации достижений в школе 621 Концепция «самобытного» человека и соответствующий тренинг в классе 625 Мотивационный тренинг потребности во власти 632 Тренинг Outward Bound («Наружная граница»): формирование смелости 632 Социализация мотива власти среди алкоголиков 634 Оказание помощи сотрудникам Агентств населенных пунктов 636 Обучение менеджеров лидерству 637 Примечания и вопросы 640 Глава 15. Вехи на пути к научному пониманию человеческой мотивации 642 Измерение мотивов 642 Определение мотива 645 Накопленные знания о трех важных системах человеческих мотивов . .. 650 Мотив достижений 650 Мотив власти 651 Мотив аффилиации 653 Понимание того, как мотивы, сочетаясь с другими характеристиками, определяют поступки 654 Некоторые аспекты, требующие дальнейшего изучения 657 Исследование биологической основы главных мотивационных систем 657 Определение и количественная оценка других важных мотивационных систем 658 Определение значения уровней коллективного мотива 660 Усовершенствование теоретического и практического понимания развития мотивации 661 Связь прогресса психологической науки и ее роли в обществе 663 Предметный указатель 666