Джеймс Гудвин. Исследование в психологии. Методы и планирование (3-е издание)
Исследование в
психологии: методы и планирование
Дж.
Гудвин
3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558
с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Предлагаемая вниманию
читателей книга представляет собой
учебник, включающий материалы курса
экспериментальной психологии. Книга
состоит из 12 глав, эпилога и нескольких
полезных приложений. От других книг
подобного рода это издание выгодно
отличает ряд особенностей, связанных
с организацией и подачей материала,
облегчающих студентам изучение данной
дисциплины. Каждая глава открывается
кратким обзором и постановкой учебных
задач и завершается обобщением важной
информации, проверочными заданиями и
упражнениями. Книга предназначена для
студентов и преподавателей психологических
факультетов, а также для всех интересующихся
методами психологического исследования.
Оглавление:-
Предисловие..........................................................15
-
Философия
книги...................................................15
-
Организация
материала.............................................15
-
Изменения в третьем
издании.......................................17
-
Педагогические
цели...............................................18
-
Благодарности.....................................................18
-
Глава 1. Научное мышление в
психологии...........................20
-
Обзор задач
главы.....................................................20
-
Зачем нужен этот
курс?.................................................21
-
Способы
познания......................................................24
-
Упорство............................................................24
-
Авторитет..........................................................25
-
Рассуждение и
логика..............................................25
-
Опыт................................................................26
-
Способы познания и
наука..........................................27
-
Особенности научного мышления
в психологии........................28
-
Детерминизм........................................................28
-
Объективность.....................................................29
-
Информационный
подход..........................................31
-
Эмпирические
вопросы.............................................33
-
Психологическая наука и
псевдонаука.................................33
-
Как распознать
псевдонауку?........................................34
-
Задачи исследований в
психологии....................................42
-
Описание
поведения................................................42
-
Прогнозирование
поведения.........................................42
-
Объяснение
поведения.............................................42
-
Управление
поведением............................................43
-
Страсть к исследованию (часть
1).......................................43
-
Элеанор
Гибсон....................................................44
-
Б. Ф.
Скиннер.......................................................46
-
Резюме.................................................................47
-
Зачем нужен этот
курс?.............................................47
-
Пути
познания....................................................47
-
Особенности научного типа
мышления в психологии ........... 47
-
Психологическая наука и
псевдонаука .........................48
-
Задачи психологии
......................................... 48
-
Страсть к
исследованию.............................................48
-
Задания для
повторения.....................................48
-
Выбор
ответа......................................................48
-
Короткие
эссе......................................................49
-
Упражнения...........................................................50
-
Упражнение 1.1. Эмпирические
вопросы............................50
-
Упражнение 1.2. Критическое
обдумывание поговорок..............50
-
Упражнение 1.3. Формирование
строгих убеждений................51
-
Упражнение 1.4.
Графология.........................................51
-
Глава 2. Этика психологических
исследований.......................52
-
Обзор задач
главы......................................................52
-
Разработка этического
кодекса АРА....................................54
-
Этические принципы исследований
-
с участием
людей...................................................57
-
Планирование
исследований........................................57
-
Проверка добровольности участия
испытуемых.....................61
-
Правильное обращение с
испытуемыми.............................70
-
Этические основы исследований
-
с участием
животных...............................................73
-
Вопрос о правах
животных..........................................74
-
Использование животных в
психологических исследованиях........75
-
Кодекс АРА для
исследований с использованием
животных..........79
-
Научное
мошенничество................................................81
-
Фальсификация
данных............................................82
-
Резюме................................................................85
-
Разработка этического
кодекса АРА.................................85
-
Этические основы исследований
с участием людей...................85
-
Этические основы исследований
с использованием животных.......85
-
Научное
мошенничество.............................................86
-
Задания для
повторения................................................86
-
Выбор
ответа.......................................................86
-
Короткие
эссе......................................................87
-
Упражнения............................................................88
-
Упражнение 2.1. Научное мышление
и мистификация...............88
-
Упражнение 2.2. Обнаружение
этических проблем...................88
-
Упражнение 2.3. Изучение подчинения
авторитету..................89
-
Упражнение 2.4. Стремление избежать
плагиата....................89
-
Глава 3. Разработка идей для
психологических исследований...........90
-
Обзор задач
главы.....................................................90
-
Виды психологических
исследований...................................91
-
Фундаментальные и прикладные
исследования......................91
-
Условия проведения: лабораторные
и полевые исследования.........93
-
Количественные и качественные
исследования.......................97
-
Постановка эмпирических
вопросов.....................................98
-
Операциональные
определения.....................................99
-
Разработка исследования на
основе целенаправленного и случайного
-
наблюдения
поведения.............................................100
-
Разработка исследований на
основе теорий.............................102
-
Определение
теории................................................102
-
Взаимосвязь теории и
фактов.......................................106
-
Отличительные черты хороших
теорий.............................109
-
Разработка исследований на
основе
-
других
исследований..............................................113
-
Исследовательские группы и
вопрос «что дальше?».................114
-
Повторение и
дополнение..........................................115
-
Креативное мышление в
науке........................................116
-
Обзор
литературы....................................................119
-
Поиск в компьютерных базах
данных..............................120.
-
Резюме...............................................................124
-
Разновидности психологических
исследований.....................124
-
Постановка эмпирических
вопросов................................124
-
Разработка исследований на
основе наблюдения....................124
-
Разработка исследований на
основе теорий.......................:. 124
-
Разработка исследований на
основе других исследований...........125
-
Креативное мышление в
науке......................................125
-
Обзор
литературы.................................................125
-
Задания для
повторения...............................................123
-
Выбор
ответа......................•................................125
-
Короткие
эссе.....................................................126
-
Упражнения.....................................................127-
-
Упражнение 3.1. Что
дальше?......................................127
-
Упражнение 3.2. Выработка
операциональных определений........127
-
Упражнение 3.3. Искажение по
подтверждению.....................127
-
Упражнение 3.4. Поиск
в базе данных PsycINFO.....................127
-
Глава 4. Измерения,
выборка и обработка данных...................12S
-
Обзор задач
главы....................................................129
-
Что измерять: разнообразие
поведенческих актов.......................130
-
Разработка измерений на основе
конструктов.......................131
-
Оценочные
измерения.................................................134
-
Надежность........................................................136
-
Валидность.........................................................138
-
Надежность и
валидность...........................................140
-
Виды шкал
измерений.................................................141
-
Номинальная шкала
...........................................141
-
Порядковая
шкала.................................................142
-
Интервальная шкала
...........................143
-
Шкала
отношений.....................................143
-
«Кого» измерять:
выборки............................................14'
-
Вероятностная
выборка............................................143
-
Простая
выборка..................................................149
-
Статистический
анализ...........................150
-
Описательная статистика и
статистика вывода.....................151
-
Проверка
гипотезы.................................................161
-
Резюме................................................................166
-
Что измерять: разнообразие
поведенческих актов....................166
-
Оценочные
измерения..............................................166
-
Виды шкал
измерений..............................................166
-
«Кого» измерять:
выборки.........................................167
-
Статистический
анализ.............................................167
-
Задания для
повторения...............................................167
-
Выбор
ответа......................................................167
-
Короткие
эссе......................................................168
-
Упражнения...........................................................169
-
Упражнение 4.1.
Выборки..........................................169
-
Упражнение 4.2. Шкалы
измерений................................169
-
Упражнение
4.3. H0, Н,, ошибки
1-го и 2-го рода....................170
-
Упражнение 4 4. Описательная
статистика.........................170
-
Упражнение 4.5. Статистика
вывода...............................170
-
Глава 5. Введение в экспериментальные
исследования...............171
-
Обзор задач
главы....................................................171
-
Основные черты экспериментальных
исследований...................172
-
Способы задания независимых
переменных........................173
-
Контроль за внешними
переменными...............................175
-
Измерение зависимых
переменных.................................177
-
Управляемые и субъективные
переменные.............................178
-
Как делать выводы, если используются
субъективные переменные? 180
-
Валидность экспериментальных
исследований.........................183
-
Валидность статистических
выводов................................184
-
Конструктная
валидность..........................................184
-
Внешняя
валидность...............................................185
-
Внутренняя
валидность.............................................190
-
Угроза для внутренней
валидности....................................190
-
Предварительное и заключительное
тестирование...................190
-
Проблемы, связанные с
участниками................................195
-
Резюме................................................................198
-
Основные черты экспериментальных
исследований................198
-
Управляемые и субъективные
переменные..........................199
-
Валидность экспериментальных
исследований.....................199
-
Угроза для внутренней
валидности.................................199
-
Задания для
повторения...............................................199
-
Выбор
ответа......................................................199
-
Короткие
эссе......................................................201
-
Упражнения...........................................................201
-
Упражнение 5.1. Выявление
переменных...........................201
-
Упражнение 5.2. Обнаружение
осложнителя (осложнителей)........202
-
Упражнение 5.3. Операциональные
определения....................203
-
Глава 6. Проблемы контроля при
экспериментальных исследованиях .. .
205
-
Обзор задач
главы.....................................................205
-
Межсубъектные
планы................................................206
-
Проблема создания эквивалентных
групп..............................208
-
Случайное
распределение..........................................208
-
Уравнивание.......................................................210
-
Внутрисубъектные
планы.............................................214
-
Проблема контроля за эффектом
-
последовательности...............................................218
-
Однократное исследование при
каждом наборе условий.............218
-
Многократное исследование при
каждом наборе условий...........221
-
Проблемы процедуры позиционного
уравнивания..................224
-
Проблемы контроля в исследованиях
-
по психологии
развития...........................................226
-
Проблемы
искажения.................................................227
-
Искажение, вызываемое
экспериментатором........................229
-
Искажение, вносимое
испытуемыми...............................232
-
Резюме................................................................237
-
Межсубъектные
планы.............................................237
-
Проблема создания эквивалентных
групп..........................237
-
Внутрисубъектные
планы..........................................237
-
Проблема контроля за эффектом
последовательности..............237
-
Проблемы контроля в исследованиях
развития.....................238
-
Проблемы
искажения..............................................238
-
Задания для
повторения..............................................238
-
Выбор
ответа......................................................238
-
Короткие
эссе......................................................239
-
Упражнения..........................................................240
-
Упражнение 6.1. Межсубъектные
или внутрисубъектные планы?.............240
-
Упражнение 6.2. Построение
правильного латинского квадрата.....240
-
Упражнение 6.3. Использование
блоковой рандомизации...........241
-
Упражнение 6.4. Случайное
распределение и уравнивание...........241
-
Глава 7. Экспериментальный план
I: однофакторные планы............242
-
Обзор задач
главы....................................................242
-
Один фактор — два
уровня............................................243
-
Межсубъектные однофакторные
планы............................245
-
Внутрисубъектные однофакторные
планы...........................248
-
Анализ однофакторных двухуровневых
планов......................251
-
Планы с контрольными
группами.....................................252
-
Контрольные группы
плацебо.......................................252
-
Контрольные группы листа
ожидания...............................253
-
Эквивалентные контрольные
группы................................257
-
Один фактор — более двух
уровней...................................258
-
Межсубъектные многоуровневые
планы...........................259
-
Внутрисубъектные многоуровневые
планы.........................263
-
Представление
данных............................................265
-
Анализ однофакторного
многоуровневого плана....................268
-
Резюме................................................................269
-
Один фактор — два
уровня.........................................269
-
Планы с контрольными
группами...................................270
-
Один фактор — более двух
уровней....................................270
-
Задания для
повторения...............................................270
-
Выбор
ответа......................................................270
-
Короткие
эссе......................................................271
-
Упражнения...........................................................272
-
Упражнение 7.1. Определения вида
экспериментального плана.....272
-
Упражнение 7.2.
Результаты.......................................272
-
Глава 8. Экспериментальный план
II: факторные планы..............274
-
Обзор задач
главы....................................................274
-
Основы факторных
планов............................................275
-
Обозначение факторных
планов....................................275
-
Результаты: основной эффект и
взаимодействие........................277
-
Основной
эффект..................................................277
-
Сочетание основного эффекта и
взаимодействия....................284
-
Виды факторных
планов...............................................290
-
Смешанные факторные
планы.....................................293
-
Факторные планы с субъективными
и управляемыми переменными:
-
планы Рх Е.....................................................296
-
Набор участников для факторных
исследований...................300
-
Анализ факторных
планов..........................................303
-
Резюме................................................................305
-
Основы факторных
планов.........................................305
-
Результаты: основной эффект и
взаимодействие.....................305
-
Виды факторных
планов............................................305
-
Задания для
повторения............................................306
-
Выбор
ответа......................................................306
-
Короткие
эссе......................................................306
-
Упражнения...........................................................307
-
Упражнение 8.1 Определения вида
экспериментального плана......307
-
Упражнение 8.2 Основные эффекты
и взаимодействия.............308
-
Упражнение 8.3 Оценка количества
участников.....................309
-
Глава 9. Корреляционные
исследования............................310
-
Обзор задач
главы....................................................310
-
Две психологические
дисциплины....................................311
-
Корреляция и регрессия:
основы.......................................313
-
Положительная и отрицательная
корреляция.......................314
-
График
рассеяния..................................................315
-
Коэффициент детерминации
—
г2...............................................................319
-
Регрессионный анализ: построение
предположений................320Интерпретация
корреляций...........................................322
-
Корреляция и причинно-следственная
связь........................323
-
Использование
корреляций............................................329
-
Необходимость корреляционных
исследований....................329
-
Разновидности корреляционных
исследований.....................330
-
Многомерный
анализ..................................................337
-
Множественная
регрессия..........................................337
-
Факторный
анализ.................................................338
-
Резюме................................................................340
-
Две психологические
дисциплины.................................340
-
Корреляция и регрессия —
основы.................................340
-
Интерпретация
корреляций.........................................341
-
Использование
корреляций.........................................341
-
Многомерный
анализ...............................................341
-
Задания для
повторения...............................................341
-
Выбор
ответа......................................................341
-
Короткие
эссе......................................................342
-
Упражнения..........................................................343
-
Упражнение 9.1. Интерпретация
корреляций.......................343
-
Упражнение 9.2. График
рассеяния, вычисление пирсонова г
-
и
регрессия.....................................................343
-
Упражнение 9.3. Интерпретация
графиков рассеяния................344
-
Глава 10. Квазиэкспериментальные
планы и прикладные исследования .. 345
-
Обзор задач
главы.....................................................345
-
За пределами
лаборатории.............................................346
-
Прикладная психология в
историческом контексте..................348
-
Проблемы прикладных
исследований..............................352
-
Квазиэкспериментальные
планы.......................................352
-
Планы с неэквивалентными
контрольными группами..............353
-
Планы с прерванной временной
последовательностью...............362
-
Оценка
программ......................................................367
-
Планирование программ — анализ
потребности...................370
-
Наблюдение за программами —
предварительная оценка............372
-
Оценка результатов — суммарная
оценка...........................373
-
Оценка стоимости: анализ затрат
и эффективности.................375
-
Примечание по качественному
анализу.............................376
-
Резюме................................................................378
-
За пределами
лаборатории.........................................378
-
Квазиэкспериментальные
планы...................................378
-
Оценка
программ..................................................378
-
Задания для
повторения...............................................379
-
Выбор
ответа......................................................379
-
Короткие
эссе......................................................380
-
Упражнения...........................................................380
-
Упражнение 10.1. Обнаружение
факторов, угрожающих внутренней
-
валидности.....................................................380
-
Упражнение 10.2 Интерпретирование
исследований
-
с неэквивалентными контрольными
группами...................381
-
Упражнение 10.3. Интерпретирование
исследований
-
с временными
последовательностями...........................382
-
Упражнение 10.3 Планирование
оценки необходимости............382
-
Глава 11. Планы с малым
N......................................383
-
Обзор задач
главы.....................................................383
-
Первые исследования по психологии
и малое N........................384
-
Причины использования планов
с малым N...........................388
-
Дезориентирующие результаты
обобщения данных.................388
-
Практические проблемы планов
с большим N......................391
-
Экспериментальный анализ
поведения.................................391
-
Оперантное
обусловливание........................................392
-
Прикладной анализ
поведения......................................397
-
Планы с малым NB прикладном
анализе поведения.....................399
-
Структура планов с одним
субъектом.............................400
-
Планы с
отменой.................................................400
-
Планы с несколькими базовыми
уровнями.........................402
-
Планы с изменяющимся
критерием................................406
-
Другие
планы....................................................409
-
Оценка планов с одним
субъектом.................................409
-
Психофизика........................................................411
-
Пороги............................................................411
-
Методы
психофизики.............................................412
-
Психофизика и малое
N...........................................413
-
Резюме...............................................................413
-
Первые исследования по психологии
и малое N...................413
-
Причины использования планов
с малым N........................414
-
Планы с малым N в
прикладном анализе поведения................414
-
Психофизика.....................................................414
-
Задания для
повторения..............................................415
-
Выбор
ответа......................................................415
-
Короткие
эссе.....................................................416
-
Упражнения.........................................................417
-
Упражнение 11.1. Разработка
программ саморазвития.............417
-
Упражнение 11.2. Гипотетические
результаты
-
прикладного анализа
поведения................................417
-
Упражнение 11.3. Графическое
изображение результатов
-
прикладного анализа
поведения................................417
-
Глава 12. Описательные методы
исследований.......................419
-
Обзор задач
главы......................................................419
-
Наблюдение..........................................................420
-
Виды
наблюдений................................................420
-
Оценка
наблюдений...............................................421
-
Опрос.................................................................430
-
Виды
опросов.....................................................430
-
Оценка
опросов...................................................434
-
Исследование конкретных
примеров..................................439
-
Оценка исследования конкретных
примеров.......................441
-
Архивное
исследование................................................443
-
Виды архивных
исследований.....................................444
-
Оценка архивных
исследований...................................446
-
Резюме................................................................447
-
Наблюдение........................................................447
-
Опрос..............................................................448
-
Исследование конкретных
примеров................................448
-
Архивное
исследование.............................................448
-
Задания для
повторения..............................................448
-
Выбор
ответа......................................................448
-
Короткие
эссе.....................................................449
-
Упражнения...........................................................450
-
Упражнение 12.1 Усовершенствование
опросников.................450
-
Упражнение 12.2 Построение
определений
-
поведенческих актов для
исследований, проводимых
-
с использованием метода
наблюдения...........................450
-
Упражнение 12.3. Выбор описательного
метода....................451
-
Эпилог
.......................................................452
-
Что я узнал о методах
исследований..................................452
-
Страсть к психологическим
исследованиям (часть 2)...................455
-
Элиот
Аронсон.....................................................455
-
Элизабет
Лофтус..................................................456
-
Приложение А. Представление
результатов психологических
-
исследований...............................................458
-
Отчеты об исследованиях,
подход АРА...............................458
-
Основные
принципы.................................................459
-
Стиль
письма......................................................459
-
Устранение искажений
речи......................................461
-
Академическая
честность..........................................463
-
Разное.............................................................463
-
Основные разделы лабораторного
отчета..............................463
-
Титульный
лист...................................................465
-
Обзор.............................................................466
-
Введение..........................................................467
-
Метод.............................................................468
-
Результаты.......................................................469
-
Обсуждение.......................................................471
-
Список
литературы...............................................471
-
Устные доклады и
стенды............................................472
-
Советы по проведению
докладов....................................472
-
Советы по оформлению
стендов....................................473
-
Приложение В. Разработка
опросов для исследований по психологии
.. 475
-
Опрос — общее руководство по
планированию........................475
-
Построение
опросов...................................................476
-
Отношение..................................................