Центральный Дом Знаний - Джеймс Гудвин. Исследование в психологии. Методы и планирование (3-е издание)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Джеймс Гудвин. Исследование в психологии. Методы и планирование (3-е издание)

Исследование в психологии: методы и планирование 

Дж. Гудвин



 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник, включающий материалы курса экспериментальной психологии. Книга состоит из 12 глав, эпилога и нескольких полезных приложе­ний. От других книг подобного рода это издание выгодно отличает ряд особенностей, связанных с органи­зацией и подачей материала, облегчающих студентам изучение данной дисциплины. Каждая глава откры­вается кратким обзором и постановкой учебных задач и завершается обобщением важной информации, проверочными заданиями и упражнениями. Книга предназначена для студентов и преподавателей психо­логических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.


Оглавление:

Предисловие..........................................................15
Философия книги...................................................15
Организация материала.............................................15
Изменения в третьем издании.......................................17
Педагогические цели...............................................18
Благодарности.....................................................18
Глава 1. Научное мышление в психологии...........................20
Обзор задач главы.....................................................20
Зачем нужен этот курс?.................................................21
Способы познания......................................................24
Упорство............................................................24
Авторитет..........................................................25
Рассуждение и логика..............................................25
Опыт................................................................26
Способы познания и наука..........................................27
Особенности научного мышления в психологии........................28
Детерминизм........................................................28
Объективность.....................................................29
Информационный подход..........................................31
Эмпирические вопросы.............................................33
Психологическая наука и псевдонаука.................................33
Как распознать псевдонауку?........................................34
Задачи исследований в психологии....................................42
Описание поведения................................................42
Прогнозирование поведения.........................................42
Объяснение поведения.............................................42
Управление поведением............................................43
Страсть к исследованию (часть 1).......................................43
Элеанор Гибсон....................................................44
Б. Ф. Скиннер.......................................................46
Резюме.................................................................47
Зачем нужен этот курс?.............................................47
Пути познания....................................................47
Особенности научного типа мышления в психологии ........... 47
Психологическая наука и псевдонаука .........................48
Задачи психологии ......................................... 48
Страсть к исследованию.............................................48
Задания для повторения.....................................48
Выбор ответа......................................................48
Короткие эссе......................................................49
Упражнения...........................................................50
Упражнение 1.1. Эмпирические вопросы............................50
Упражнение 1.2. Критическое обдумывание поговорок..............50
Упражнение 1.3. Формирование строгих убеждений................51
Упражнение 1.4. Графология.........................................51
Глава 2. Этика психологических исследований.......................52
Обзор задач главы......................................................52
Разработка этического кодекса АРА....................................54
Этические принципы исследований
с участием людей...................................................57
Планирование исследований........................................57
Проверка добровольности участия испытуемых.....................61
Правильное обращение с испытуемыми.............................70
Этические основы исследований
с участием животных...............................................73
Вопрос о правах животных..........................................74
Использование животных в психологических исследованиях........75
Кодекс АРА для исследований с использованием животных..........79
Научное мошенничество................................................81
Фальсификация данных............................................82
Резюме................................................................85
Разработка этического кодекса АРА.................................85
Этические основы исследований с участием людей...................85
Этические основы исследований с использованием животных.......85
Научное мошенничество.............................................86
Задания для повторения................................................86
Выбор ответа.......................................................86
Короткие эссе......................................................87
Упражнения............................................................88
Упражнение 2.1. Научное мышление и мистификация...............88
Упражнение 2.2. Обнаружение этических проблем...................88
Упражнение 2.3. Изучение подчинения авторитету..................89
Упражнение 2.4. Стремление избежать плагиата....................89
Глава 3. Разработка идей для психологических исследований...........90
Обзор задач главы.....................................................90
Виды психологических исследований...................................91
Фундаментальные и прикладные исследования......................91
Условия проведения: лабораторные и полевые исследования.........93
Количественные и качественные исследования.......................97
Постановка эмпирических вопросов.....................................98
Операциональные определения.....................................99
Разработка исследования на основе целенаправленного и случайного
наблюдения поведения.............................................100
Разработка исследований на основе теорий.............................102
Определение теории................................................102
Взаимосвязь теории и фактов.......................................106
Отличительные черты хороших теорий.............................109
Разработка исследований на основе
других исследований..............................................113
Исследовательские группы и вопрос «что дальше?».................114
Повторение и дополнение..........................................115
Креативное мышление в науке........................................116
Обзор литературы....................................................119
Поиск в компьютерных базах данных..............................120.
Резюме...............................................................124
Разновидности психологических исследований.....................124
Постановка эмпирических вопросов................................124
Разработка исследований на основе наблюдения....................124
Разработка исследований на основе теорий.......................:. 124
Разработка исследований на основе других исследований...........125
Креативное мышление в науке......................................125
Обзор литературы.................................................125
Задания для повторения...............................................123
Выбор ответа......................•................................125
Короткие эссе.....................................................126
Упражнения.....................................................127-
Упражнение 3.1. Что дальше?......................................127
Упражнение 3.2. Выработка операциональных определений........127
Упражнение 3.3. Искажение по подтверждению.....................127
Упражнение 3.4. Поиск в базе данных PsycINFO.....................127
Глава 4. Измерения, выборка и обработка данных...................12S
Обзор задач главы....................................................129
Что измерять: разнообразие поведенческих актов.......................130
Разработка измерений на основе конструктов.......................131
Оценочные измерения.................................................134
Надежность........................................................136
Валидность.........................................................138
Надежность и валидность...........................................140
Виды шкал измерений.................................................141
Номинальная шкала ...........................................141
Порядковая шкала.................................................142
Интервальная шкала ...........................143
Шкала отношений.....................................143
«Кого» измерять: выборки............................................14'
Вероятностная выборка............................................143
Простая выборка..................................................149
Статистический анализ...........................150
Описательная статистика и статистика вывода.....................151
Проверка гипотезы.................................................161
Резюме................................................................166
Что измерять: разнообразие поведенческих актов....................166
Оценочные измерения..............................................166
Виды шкал измерений..............................................166
«Кого» измерять: выборки.........................................167
Статистический анализ.............................................167
Задания для повторения...............................................167
Выбор ответа......................................................167
Короткие эссе......................................................168
Упражнения...........................................................169
Упражнение 4.1. Выборки..........................................169
Упражнение 4.2. Шкалы измерений................................169
Упражнение 4.3. H0, Н,, ошибки 1-го и 2-го рода....................170
Упражнение 4 4. Описательная статистика.........................170
Упражнение 4.5. Статистика вывода...............................170
Глава 5. Введение в экспериментальные исследования...............171
Обзор задач главы....................................................171
Основные черты экспериментальных исследований...................172
Способы задания независимых переменных........................173
Контроль за внешними переменными...............................175
Измерение зависимых переменных.................................177
Управляемые и субъективные переменные.............................178
Как делать выводы, если используются субъективные переменные? 180
Валидность экспериментальных исследований.........................183
Валидность статистических выводов................................184
Конструктная валидность..........................................184
Внешняя валидность...............................................185
Внутренняя валидность.............................................190
Угроза для внутренней валидности....................................190
Предварительное и заключительное тестирование...................190
Проблемы, связанные с участниками................................195
Резюме................................................................198
Основные черты экспериментальных исследований................198
Управляемые и субъективные переменные..........................199
Валидность экспериментальных исследований.....................199
Угроза для внутренней валидности.................................199
Задания для повторения...............................................199
Выбор ответа......................................................199
Короткие эссе......................................................201
Упражнения...........................................................201
Упражнение 5.1. Выявление переменных...........................201
Упражнение 5.2. Обнаружение осложнителя (осложнителей)........202
Упражнение 5.3. Операциональные определения....................203
Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях .. . 205
Обзор задач главы.....................................................205
Межсубъектные планы................................................206
Проблема создания эквивалентных групп..............................208
Случайное распределение..........................................208
Уравнивание.......................................................210
Внутрисубъектные планы.............................................214
Проблема контроля за эффектом
последовательности...............................................218
Однократное исследование при каждом наборе условий.............218
Многократное исследование при каждом наборе условий...........221
Проблемы процедуры позиционного уравнивания..................224
Проблемы контроля в исследованиях
по психологии развития...........................................226
Проблемы искажения.................................................227
Искажение, вызываемое экспериментатором........................229
Искажение, вносимое испытуемыми...............................232
Резюме................................................................237
Межсубъектные планы.............................................237
Проблема создания эквивалентных групп..........................237
Внутрисубъектные планы..........................................237
Проблема контроля за эффектом последовательности..............237
Проблемы контроля в исследованиях развития.....................238
Проблемы искажения..............................................238
Задания для повторения..............................................238
Выбор ответа......................................................238
Короткие эссе......................................................239
Упражнения..........................................................240
Упражнение 6.1. Межсубъектные или внутрисубъектные планы?.............240
Упражнение 6.2. Построение правильного латинского квадрата.....240
Упражнение 6.3. Использование блоковой рандомизации...........241
Упражнение 6.4. Случайное распределение и уравнивание...........241
Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы............242
Обзор задач главы....................................................242
Один фактор — два уровня............................................243
Межсубъектные однофакторные планы............................245
Внутрисубъектные однофакторные планы...........................248
Анализ однофакторных двухуровневых планов......................251
Планы с контрольными группами.....................................252
Контрольные группы плацебо.......................................252
Контрольные группы листа ожидания...............................253
Эквивалентные контрольные группы................................257
Один фактор — более двух уровней...................................258
Межсубъектные многоуровневые планы...........................259
Внутрисубъектные многоуровневые планы.........................263
Представление данных............................................265
Анализ однофакторного многоуровневого плана....................268
Резюме................................................................269
Один фактор — два уровня.........................................269
Планы с контрольными группами...................................270
Один фактор — более двух уровней....................................270
Задания для повторения...............................................270
Выбор ответа......................................................270
Короткие эссе......................................................271
Упражнения...........................................................272
Упражнение 7.1. Определения вида экспериментального плана.....272
Упражнение 7.2. Результаты.......................................272
Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы..............274
Обзор задач главы....................................................274
Основы факторных планов............................................275
Обозначение факторных планов....................................275
Результаты: основной эффект и взаимодействие........................277
Основной эффект..................................................277
Сочетание основного эффекта и взаимодействия....................284
Виды факторных планов...............................................290
Смешанные факторные планы.....................................293
Факторные планы с субъективными и управляемыми переменными:
планы Рх Е.....................................................296
Набор участников для факторных исследований...................300
Анализ факторных планов..........................................303
Резюме................................................................305
Основы факторных планов.........................................305
Результаты: основной эффект и взаимодействие.....................305
Виды факторных планов............................................305
Задания для повторения............................................306
Выбор ответа......................................................306
Короткие эссе......................................................306
Упражнения...........................................................307
Упражнение 8.1 Определения вида экспериментального плана......307
Упражнение 8.2 Основные эффекты и взаимодействия.............308
Упражнение 8.3 Оценка количества участников.....................309
Глава 9. Корреляционные исследования............................310
Обзор задач главы....................................................310
Две психологические дисциплины....................................311
Корреляция и регрессия: основы.......................................313
Положительная и отрицательная корреляция.......................314
График рассеяния..................................................315
Коэффициент детерминации — г2...............................................................319
Регрессионный анализ: построение предположений................320Интерпретация корреляций...........................................322
Корреляция и причинно-следственная связь........................323
Использование корреляций............................................329
Необходимость корреляционных исследований....................329
Разновидности корреляционных исследований.....................330
Многомерный анализ..................................................337
Множественная регрессия..........................................337
Факторный анализ.................................................338
Резюме................................................................340
Две психологические дисциплины.................................340
Корреляция и регрессия — основы.................................340
Интерпретация корреляций.........................................341
Использование корреляций.........................................341
Многомерный анализ...............................................341
Задания для повторения...............................................341
Выбор ответа......................................................341
Короткие эссе......................................................342
Упражнения..........................................................343
Упражнение 9.1. Интерпретация корреляций.......................343
Упражнение 9.2. График рассеяния, вычисление пирсонова г
и регрессия.....................................................343
Упражнение 9.3. Интерпретация графиков рассеяния................344
Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования .. 345
Обзор задач главы.....................................................345
За пределами лаборатории.............................................346
Прикладная психология в историческом контексте..................348
Проблемы прикладных исследований..............................352
Квазиэкспериментальные планы.......................................352
Планы с неэквивалентными контрольными группами..............353
Планы с прерванной временной последовательностью...............362
Оценка программ......................................................367
Планирование программ — анализ потребности...................370
Наблюдение за программами — предварительная оценка............372
Оценка результатов — суммарная оценка...........................373
Оценка стоимости: анализ затрат и эффективности.................375
Примечание по качественному анализу.............................376
Резюме................................................................378
За пределами лаборатории.........................................378
Квазиэкспериментальные планы...................................378
Оценка программ..................................................378
Задания для повторения...............................................379
Выбор ответа......................................................379
Короткие эссе......................................................380
Упражнения...........................................................380
Упражнение 10.1. Обнаружение факторов, угрожающих внутренней
валидности.....................................................380
Упражнение 10.2 Интерпретирование исследований
с неэквивалентными контрольными группами...................381
Упражнение 10.3. Интерпретирование исследований
с временными последовательностями...........................382
Упражнение 10.3 Планирование оценки необходимости............382
Глава 11. Планы с малым N......................................383
Обзор задач главы.....................................................383
Первые исследования по психологии и малое N........................384
Причины использования планов с малым N...........................388
Дезориентирующие результаты обобщения данных.................388
Практические проблемы планов с большим N......................391
Экспериментальный анализ поведения.................................391
Оперантное обусловливание........................................392
Прикладной анализ поведения......................................397
Планы с малым NB прикладном анализе поведения.....................399
Структура планов с одним субъектом.............................400
Планы с отменой.................................................400
Планы с несколькими базовыми уровнями.........................402
Планы с изменяющимся критерием................................406
Другие планы....................................................409
Оценка планов с одним субъектом.................................409
Психофизика........................................................411
Пороги............................................................411
Методы психофизики.............................................412
Психофизика и малое N...........................................413
Резюме...............................................................413
Первые исследования по психологии и малое N...................413
Причины использования планов с малым N........................414
Планы с малым N в прикладном анализе поведения................414
Психофизика.....................................................414
Задания для повторения..............................................415
Выбор ответа......................................................415
Короткие эссе.....................................................416
Упражнения.........................................................417
Упражнение 11.1. Разработка программ саморазвития.............417
Упражнение 11.2. Гипотетические результаты
прикладного анализа поведения................................417
Упражнение 11.3. Графическое изображение результатов
прикладного анализа поведения................................417
Глава 12. Описательные методы исследований.......................419
Обзор задач главы......................................................419
Наблюдение..........................................................420
Виды наблюдений................................................420
Оценка наблюдений...............................................421
Опрос.................................................................430
Виды опросов.....................................................430
Оценка опросов...................................................434
Исследование конкретных примеров..................................439
Оценка исследования конкретных примеров.......................441
Архивное исследование................................................443
Виды архивных исследований.....................................444
Оценка архивных исследований...................................446
Резюме................................................................447
Наблюдение........................................................447
Опрос..............................................................448
Исследование конкретных примеров................................448
Архивное исследование.............................................448
Задания для повторения..............................................448
Выбор ответа......................................................448
Короткие эссе.....................................................449
Упражнения...........................................................450
Упражнение 12.1 Усовершенствование опросников.................450
Упражнение 12.2 Построение определений
поведенческих актов для исследований, проводимых
с использованием метода наблюдения...........................450
Упражнение 12.3. Выбор описательного метода....................451
Эпилог .......................................................452
Что я узнал о методах исследований..................................452
Страсть к психологическим исследованиям (часть 2)...................455
Элиот Аронсон.....................................................455
Элизабет Лофтус..................................................456
Приложение А. Представление результатов психологических
исследований...............................................458
Отчеты об исследованиях, подход АРА...............................458
Основные принципы.................................................459
Стиль письма......................................................459
Устранение искажений речи......................................461
Академическая честность..........................................463
Разное.............................................................463
Основные разделы лабораторного отчета..............................463
Титульный лист...................................................465
Обзор.............................................................466
Введение..........................................................467
Метод.............................................................468
Результаты.......................................................469
Обсуждение.......................................................471
Список литературы...............................................471
Устные доклады и стенды............................................472
Советы по проведению докладов....................................472
Советы по оформлению стендов....................................473
Приложение В. Разработка опросов для исследований по психологии .. 475
Опрос — общее руководство по планированию........................475
Построение опросов...................................................476
Отношение..................................................
Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24