Хайнц Хекхаузен. Мотивация и деятельность (2-е издание) (Мастера Психологии)
Мотивация и
деятельность
Хайнц Хекхаузен
СПб.: Питер, 2003 - 860 с.
Книга «Мотивация и деятельность»
известнейшего немецкого ученого X.
Хекхаузена является в этом смысле
уникальной для российского читателя,
поскольку предлагает обобщающее
изложение психологии мотивации, выводящее
эту область на принципиально новый
уровень. Со времени ее первого выхода
в свет в России, ставшего событием в
научном мире, прошло около двадцати
лет, но за это время она не потеряла
своей актуальности. Второе издание по
сути представляет собой новую книгу с
концептуально переработанным материалом
и измененной структурой, приближенной
к структуре учебника, что упростит
работу с ней преподавателям вузов и
студентам психологических факультетов.
Психология мотивации, как она существует
сегодня, представляет собой одну из
наиболее сложных и противоречивых
областей современной психологии, для
которой характерны обилие эмпирических
исследований и нехватка общетеоретических
идей. Книга «Мотивация и деятельность»
известнейшего немецкого ученого X.
Хекхаузена является в этом смысле
уникальной для российского читателя,
поскольку предлагает обобщающее
изложение психологии мотивации, выводящее
эту область на принципиально новый
уровень. Со времени ее первого выхода
в свет в России, ставшего событием в
научном мире, прошло около двадцати
лет, но за это время она не потеряла
своей актуальности. Второе издание, по
сути, представляет собой новую книгу с
концептуально переработанным материалом
и измененной структурой, приближенной
к структуре учебника, что упростит
работу с ней преподавателям вузов и
студентам психологических факультетов.
- Оглавление:
-
-
Предисловие редакторов второго
русского издания ......................15
-
Предисловие автора ко второму
немецкому изданию ....................20
-
Предисловие автора к русскому
изданию 1986 г..........................21
-
Предисловие автора к первому
немецкому изданию .....................22
-
Глава 1. Исследование мотивации:
проблемы и подходы ...............25
-
Повседневный опыт и три проблемные
области..........................26
-
Виды наивного объяснения
поведения ..................................31
-
Объяснение неосуществленных
действий .......................;.......33
-
Парадокс последовательности
..........................................34
-
Индивидуально-специфическое
поведение ..............................37
-
Мотив как объяснительное понятие
.....................................38
-
Мотивация
.............................................................40
-
Образование намерений и воля
.........................................43
-
Действие
...............................................................45
-
Фаза после завершения действия
.......................................48
-
Краткий обзор главы
...................................................50
-
Глава 2. Основные направления в
исследовании проблем мотивации.....54
-
Поколение
пионеров....................................................55
-
Направление психологии воли
..........................................60
-
Разработка проблем в теории
инстинктов ...............................67
-
Теоретико-личностное направление
разработки проблем мотивации .....71
-
Линия психологии мотивации в
узком смысле........................76
-
Линия когнитивной психологии
.....................................82
-
Линия психологии
личности........................................84
-
Разработка проблем в
теоретико-ассоциативном направлении
...........87
-
Линия психологии
научения.........................................88
-
Линия психологии
активации........................................97
-
Заключение
...........................................................106
-
Глава 3. Мотивация в теориях
черт ................................ 108
-
Мотивация в теориях черт:
мотивы.....................................108
-
Идеографический подход
Оллпорта.................................109
-
Черта как «нейропсихическая
целостность» .........................111
-
Интуитивно-характерологическая
теория черт: Филипп Лерш.......112
-
Факторно-аналитическая теория
черт: Раймонд Б. Кеттелл ..........115
-
Классификация мотивов на основе
инстинктов:
-
Уильям
Мак-Дауголл............................................122
-
Классификация мотивов на основе
отношений
-
личности и окружения: Генри А.
Мюррей ........................126
-
Иерархическая модель классификации
мотивов: Абрахам Маслоу ... 130
- Базовые эмоции как рудиментарные
мотивационные системы..........134
-
Проблема таксономии в классификации
мотивов .......................142
-
Три принципа
отбора...............................................144
-
Вычленение класса мотивов на
примере деятельности достижения ... 147
-
Глава 4. Ситуационные детерминанты
поведения..................... 150
-
Стимульно-реактивные
связи..........................................152
-
Потребность и влечение
...............................................153
-
Теория влечения
......................................................157
-
Предварительные условия влечения
................................160
-
Побудительные стимулы
...........................................161
-
Независимость влечения и привычки
...............................162
-
Энергетическое действие
влечения..................................164
-
Подкрепляющий эффект редукции
влечения ........................164
-
Неспецифичность
влечения.........................................166
-
Приобретенные влечения. Влечение
как интенсивный стимул ..........168
-
Фрустрация
........................................................169
-
Страх как приобретенное
влечение.................................: 171
-
Теория
конфликта.....................................................175
-
Теория конфликта Левина
..........................................175
-
Модель конфликта
Миллера........................................177
-
Применение модели
конфликта.....................................180
-
Теории
активации.....................................................184
-
Понятие
активации................................................184
-
Потенциал возбуждения и его
действие .............................187
-
Когнитивная оценка ситуации в
психологии мотивации ................192
-
Эмоция как результат когнитивной
оценки ситуации ...................193
-
Ситуации, инициирующие эмоции
..................................194
-
Специфичность нейровегетативных
реакций, связанных с эмоциями .. 195
-
Двухфакторная теория эмоций
Шахтера ............................196
-
Эффект Валинса
...................................................199
-
Оценка угрожающих
ситуаций.........................................201
-
Когнитивный баланс
..................................................204
-
Когнитивный диссонанс
...............................................205
-
Конфликты после принятия решения
...............................208
-
Вынужденное согласие
.............................................209
-
Селекция информации
.............................................213
-
Несогласие с убеждениями
социальной группы......................213
-
Неожиданные результаты действий
и их последствия ...............214
-
Исследования когнитивного
диссонанса в историческом аспекте.....218
-
Теории когнитивной оценки
ситуации с точки зрения проблем
психологии мотивации .....................220
-
Заключение
........................................................221
-
Глава 5. Ожидание и привлекательность
как детерминанты мотивации . . . 222
-
Теория поля Левина
.................................................225
-
Модель
личности...................................................227
-
Напряженные системы в модели
личности ..........................228
-
Модель окружения
.................................................232
-
Постдиктивность, а не предиктивность
модели окружения...........234
-
Отношения между двумя моделями
.................................236
-
Экспериментальные работы,
проведенные в рамках теории поля
........241
-
Последствия незавершенных
действий ..............................241
-
Усложнения эффекта
Зейгарник....................................243
-
Замещающие действия
.............................................245
-
Психологическое расстояние и
сила валентности ....................247
-
Анализ целенаправленных действий
Толмена ..........................248
-
Ожидание и целенаправленность
...................................249
-
Эффекты привлекательности
.......................................250
-
Латентное научение: разделение
научения и мотивации .............253
-
Матрица «ожидаемой ценности»
....................................255
-
Ожидание и привлекательность
в рамках теории S—R
..................257
-
Ранние исследования Халла
........................................258
-
Средний и поздний этапы
исследований Халла ......................261
-
Дальнейшее развитие теории
Спенсом ..............................262
-
Последующая разработка
теорий.......................................263
-
Избыточность понятия «подкрепление
реакции» ....................266
-
Анализ Уокером понятийного
аппарата теории научения ............267
-
Боллсовская когнитивная модель
мотивации привлекательностью ... 268
- Квазифизиологическая модель
мотивации привлекательностью Биндры
....................................272
-
Теории «ожидаемой
ценности»........................................274
-
Теория принятия
решений.............................................276
-
Уровень притязаний и теория
результирующей валентности............279
-
Ожидание успеха и валентность
....................................282
-
Модель выбора риска
Аткинсона.......................................283
-
Теория социального научения
Роттера .................................289
-
Эмпирические доказательства
......................................290
-
Теория инструментальности
...........................................292
-
Модель инструментальности
Врума.................................294
-
Три частные модели валентности,
действия и исполнения ...........296
-
Модель выполнения
................................................298
-
Результат и следствия
действия.....................................299
-
Эмпирическая проверка
............................................300
-
Заключительные
замечания.........................................303
-
Глава 6. Волевые процессы:
реализация интенций....................304
-
Психология воли
Аха..................................................305
-
Волевой акт и детерминирующая
тенденция.........................307
-
Три типа проблем в исследовании
волевых процессов ..................309
-
Упорство: поддержание устойчивости
тенденции действия в процессе достижения
цели.................309
-
Инициирование
действия...........................................311
-
Преодоление препятствий в ходе
реализации действия ..............312
-
Теория контроля за действием
Куля ...................................316
-
Процессы, опосредующие контроль
за действием ....................317
-
Два модуса контроля: ориентация
на действие и ориентация на
состояние.......................................320
-
Некоторые эмпирические данные
...................................321
-
Модель «Рубикона»
...................................................326
-
Мотивационное и волевое состояния
сознания ......................327
-
Эмпирические данные
..............................................329
-
Четыре фазы
действия..............................................340
-
Формирование интенции в
подготовительной мотивационной фазе
........................342
-
Инициирование действия: процессы
преакциональной волевой
фазы..................................343
-
Акциональная волевая
фаза........................................344
-
Постакциональная мотивационная
фаза: оценка результата действия
.....................................347
-
Глава 7.
Тревожность............................................350
-
Общая тревожность
...................................................351
-
Ситуативные побуждающие эффекты
...............................352
-
Тревожность как диспозиция и
как состояние .......................354
-
Экзаменационная
тревожность.........................................356
-
Гипотеза внимания в исследованиях
экзаменационной
тревожности...................................358
-
Негативное влияние мыслей,
связанных с самооценкой..............360
-
Когнитивные помехи или реакция
на свою неспособность ...........363
-
Эффекты терапевтического
вмешательства..........................365
-
Глава 8. Мотивация
достижения................................... 367
-
Эволюционно-психологические
аспекты ...............................368
-
Измерение
мотива.....................................................370
-
Тематический апперцептивный
тест ................................371
-
Измерение мотивации
достижения..................................372
-
Разработка ключевых категорий
анализа содержания рассказов......374
-
Измерение мотива достижения
.....................................375
-
Измерение тенденций «надежды
на успех» и «боязни неудачи» ......376
-
Методика ТАТ для обоих мотивов
достижения ......................379
-
Критерии качества методики.
Измеряемые переменные
-
как теоретические конструкты
...................................381
-
Согласованность как проблема
измерения и формулирования конструктов
.................... 382
-
Другие методики
...................................................385
-
Поведенческие корреляты различий
в мотивах .........................387
-
Социокультурные индексы мотива
и историко-экономические
изменения.............................................390
-
Тендерные различия и «страх
успеха» ..................................393
-
Исследования в русле модели
выбора риска ............................395
-
Функциональная зависимость
валентности от мотива ...............396
-
Выбор: максимальное произведение
ожидания и побудительности ......402
-
Субъективная вероятность
успеха...................................403
-
Уровень притязаний: выбор задания
и постановка целей.............405
-
Типичный и атипичный сдвиг
уровня притязаний ...................409
-
Максимизация аффекта или
максимизация информации ............410
-
Настойчивость
........................................................411
-
Анализ условий Физера
............................................412
-
«Тенденция инерции» незаконченных
заданий .........................414
-
Результаты деятельности
достижения..................................416
-
Школьная успеваемость
............................................416
-
Сила мотивации и достижения:
количество и качество...............417
-
Теория цели Л оке: проблема
воли...................................420
-
Эффективность решения
задач.........................................423
-
Эффективность
....................................................423
-
Эмпирические доказательства
......................................424
-
Другие подходы; внимание и
контроль над усилиями ................427
-
Кумулятивные достижения
............................................427
-
Двоякая роль силы мотивации в
кумулятивных достижениях........428
-
Эмпирические доказательства
......................................429
-
Соотносительные нормы оценки
результатов...........................430
-
Первичность индивидуальной
соотносительной нормы с точки зрения
психологии мотивации.....432
-
Соотносительно-нормативная
ориентация ..........................436
-
Соотносительно-нормативная
ориентация
-
как мотивационное понятие
.....................................439
-
Глава 9. Оказание
помощи........................................443
-
Социобиологические перспективы
.....................................444
-
Из истории исследований
психологических аспектов помощи
.......447
-
Ситуационные факторы
...............................................451
-
Взвешивание затрат и
пользы.......................................452
-
Диффузия
ответственности.........................................453
-
Нормы
................................................................455
-
Норма социальной
ответственности....................J............455
-
Теоретико-нормативная концепция
Шварца.........................456
-
Норма
взаимности..................................................458
-
Перспективы суждения с точки
зрения партнеров по действию
.............................................460
-
Объяснительные подходы
..........................................462
-
Каузальная атрибуция со стороны
помогающего.....................463
-
Каузальная атрибуция со стороны
нуждающегося в помощи .........466
-
Атрибуция намерений со стороны
получателя помощи ..............467
-
Атрибуция намерений со стороны
помогающего .............!.......467
-
Сопереживание........................................................468
-
Сопереживание в свете теории
научения ............................469
-
Сопереживание в психоэволюционном
аспекте ......................470
-
Эмпатическая эмоция в свете
психологии мотивации................472
-
Личностные
диспозиции...............................................475
-
Наброски модели мотивации помощи
..................................479
-
Мотивация помощи и модель
«ожидаемой ценности»...................483
-
Глава 10. Агрессия
..............................................485
-
Границы агрессивного поведения
......................................485
-
Биологические перспективы
...........................................490
-
Социобиологические
аспекты.......................................491
-
Нейробиологические
аспекты.......................................495
-
Нормы
...............................................................501
-
Взаимность: норма возмездия
.......................................503
-
Норма социальной ответственности
-
и самооправдание при ее нарушении
.............................505
-
Из истории психологических
исследований агрессии ...................508
-
Теории влечения
...................................................508
-
Фрустрационная теория агрессии
...................................509 -
-
Теория социального научения
......................................509
-
Экспериментальное изучение
агрессии..............................512
-
Ситуационные факторы агрессивного
поведения .......................514
-
Намерение
.........................................................514
-
Атрибуционно-психологический
анализ................................515
-
Ожидание достижения цели агрессии
и возмездия
-
за агрессивное
поведение........................................517
-
Благоприятствующие агрессии
ключевые раздражители .............519
-
Удовлетворение, приносимое
запланированными результатами
агрессии..............................520
-
Самооценка
........................................................521
-
Внешняя
оценка....................................................523
-
Эмоция гнева и общее состояние
возбуждения .........................524
-
Дополнительные источники
возбуждения ...........................525
-
Индивидуальные различия и
наброски концепции мотива
агрессивности...............................527
-
Стабильность агрессивного
поведения ..............................527
-
Личностные
характеристики........................................529
-
Конструкт «мотив агрессивности»
..................................530
-
Мотивы агрессии по Ольвеусу
......................................532
-
Мотивы агрессии по Корнадту
......................................534
-
Агрессия как цель действия:
гипотеза катарсиса ........................536
-
Уточнение гипотезы катарсиса
с позиций теории мотивации.........536
-
Недостаточная убедительность
экспериментов по изучению
катарсиса................................538
-
Уточнение проблемы путем
-
непосредственного измерения
мотивации ........................541
-
Глава 11. Социальные связи:
мотивация аффилиации и мотивация
близости ......................546
-
Онтогенетические и
эволюционно-биологические аспекты
социальных связей.................................547
-
Мотивация
аффилиации...............................................550
-
Симпатия
..........................................................551
-
Социальная тревожность
...........................................551
-
Мотив аффилиации
...................................................553
-
Измерение мотива
аффилиации.....................................554
-
Поведенческие корреляты данных
ТАТ .............................560
-
Физиологические и нейроиммунологические
корреляты................566
-
Опросники
............................................................ 567
-
Мотивация близости
..................................................570
-
Измерение мотива близости и его
поведенческие корреляты .........571
-
Близость и аффилиация
...........................................574
-
Глава 12. Мотивация власти
......................................575
-
Мотивационная основа
.............................................576
-
Источники власти
..................................................577
-
Поведение и
власть.................................................578
-
Биологические
аспекты................................................582
-
Индивидуальные различия
деятельности власти: мотив власти
.........583
-
1.
Овладение источниками
власти...................................583
-
2.
Способности
.....................................................583
-
3.
Деятельность власти
.............................................584
-
4.
Моральность
цели................................................585
-
5.
Страх перед последствиями действий
власти ......................586
-
6.
Предпочтение определенных сфер
использования власти..........586
-
Определения мотива власти
...........................................587
-
Определение
Вероффа..............................................588
-
Определение Юлимана
.............................................589
-
Определение Уинтера
..............................................590
-
Типология стадий развития
мотивации власти ......................595
-
Резюме..........................................................598
-
Связь ожидания и
ценности............................................599
-
Сдерживаемый мотив власти,
иммунная система и состояние здоровья
.. 601
-
Психоиммунологические
эффекты..................................603
-
Констелляции мотивов власти,
достижения и аффилиации .............604
-
Экспериментальные исследования
..................................605
-
Мотив власти в критериальных
группах.............................606
-
Демографические различия и
исторические перемены ...............613
-
Глава 13. Приписывание причин:
теория каузальной атрибуции ........615
-
Приписывание причин в процессе
мотивации ..........................616
-
История проблемы и смежные
исследования ...........................617
-
Феноменальное и каузальное
описания .............................617
-
Межличностное восприятие в
социальной психологии ..............620
-
Внутренний и внешний контроль
...................................620
-
Концепция «личной причастности»
де Чармса.......................622
-
Каузальная атрибуция и редукция
когнитивного диссонанса.........622
-
Теория самовосприятия
Бема.......................................623
-
Атрибуция внутренних состояний
возбуждения .....................624
-
Основные позиции и
модели...........................................625
-
Каузальная атрибуция: потребность
или способность?...............626
-
Мотивация контроля
...............................................628
-
Каузальная атрибуция как
регулятор социальных отношений........628
-
Первоначальная постановка
вопроса и модели исследования атрибуции
...............................630
-
«Наивный анализ деятельности»
Хайдера...........................631
-
Модель соответственного вывода
Джоунса и Дэвиса.................634
-
Углубление модели Троупом
.......................................637
-
Ковариационная модель Келли
.....................................638
-
Эмпирическая проверка
ковариационной модели.................... 641
-
Конфигурационные понятия:
каузальные схемы по Келли ...........644
-
Четыре вопроса, ведущие к
углубленному пониманию феноменов
атрибуции .........................647
-
Вопрос «Когда?»
...................................................647
-
Вопрос об используемой
информации...............................651
-
Вопрос об эффектах
ожидания......................................652
-
«Фундаментальная ошибка
атрибуции»............................. 653
-
Мотивационная предубежденность
атрибуции .........................655
-
Атрибуция успеха и неудачи,
служащая сохранению самооценки --655
-
Контрзащитная
атрибуция..........................................656
-
Обслуживание самооценки или
рациональная обработка информации? ..
656
-
Расхождение в перспективе
суждений о себе и о других.................659
-
Новая концепция расхождений в
перспективе наблюдения ..........660
-
Асимметрия атрибуции при смене
наблюдателем перспективы.......662
-
Атрибуция ответственности
...........................................663
-
Мотивационная предвзятость
атрибуции ответственности ...........666
-
Глава 14. Атрибуция деятельности
достижения ......................668
-
Классификация параметров
причин....................................669
-
Сочетание условий, приводящее
к использованию тех или иных
-
каузальных элементов
..............................................672
-
Информация о ковариации
.........................................672
-
Каузальные
схемы..................................................673
-
Обусловленные мотивами различия
в атрибуции .......................677
-
Последствия атрибуции успеха
и неудачи ..............................680
-
Прогнозирование успеха других
людей..............................687
-
Параметр локализации: самооценочные
эмоции ........................688
-
Самооценочные эмоции: атрибуция
относительно способностей и старания
...............................689
-
Виды самооценочных эмоций
.......................................690
-
Параметр контроля: внешняя
оценка и переживание себя ...............693
-
Каузальные параметры и
эмоции.......................................695
-
Эмоции, переживаемые по достижении
результата ..................696
-
Поведенческие проявления
............................................699
-
Выбор задания
.....................................................699
-
Запрашивание обратной
связи......................................700
-
Настойчивость
.....................................................702
-
Результативность достижений
......................................703
-
Самооценка как принцип мотивации
...................................704
-
Мотив достижения как система
самооценивания ....................705
-
Эмпирические подтверждения
модели самооценивания .............707
-
Применение полученных данных:
«атрибуционная терапия»............710
-
«Переживание себя источником
действия» ..........................710
-
Освоение моделей атрибуции
.......................................711
-
Вклад теоретико-атрибутивного
подхода в изучение мотивации достижения
....................713
-
Глава 15. Дальнейшие перспективы
развития психологии мотивации .... 717
-
Внутренняя и внешняя мотивация
.....................................717
-
Различные концепции внутренней
и внешней мотивации ...............718
-
Влечения без редукции влечения
...................................718
-
Свобода от цели
....................................................719
-
Оптимальный уровень активации
или рассогласования..............719
-
Самоутверждение
..................................................720
-
Радостная поглощенность
действием................................722
-
Однородность тематики
(эндогенность) действия и его
цели.........723
-
Оценка различных концепций
......................................725
-
Ослабление внутренней мотивации
под воздействием
-
внешнего подкрепления
............................................727
-
Ослабляет ли внутреннюю мотивацию
регулярное подкрепление? ... 729
-
Внутренняя и внешняя
привлекательность в моделях «ожидаемой
ценности» .......................................731
-
Оценка состояния исследований
....................................732
-
Расширенная модель мотивации
.......................................735
-
Ожидания..........................................................738
-
Привлекательность.................................................740
-
Решающие мотивацивнные параметры
расширенной модели.........741
-
Смена мотивации: динамическая
модель действия Аткинсона и Берча ...
745
-
Перемена действия: «Динамическая
модель действия»...............745
-
Объяснительная ценность
динамической модели действия...........749
-
Эмпирическая проверка
модели...................................751
-
Выученная беспомощность
............................................752
-
Экспериментальная парадигма,
ориентированная
-
на деятельность достижения
................................754
-
Улучшение достижений вместо
ухудшения.............................757
-
Два подхода к объяснению улучшения
достижений..................760
-
Тип атрибуции, способствующий
обобщению:
-
стабильно-глобально-внутренний
...................................761
-
Атрибутивный стиль как личностная
переменная....................764
-
Генерализация беспомощности
.....................................764
-
Атрибутивный стиль и депрессия
...................................765
-
«Когнитивный дефицит» у
беспомощных и депрессивных людей __768
-
Беспомощность и контроль над
действием...........................769
-
Функциональный дефицит
.........................................770
-
Функциональный дефицит или
стабильно-глобальный
-
атрибутивный стиль
.............................................771
-
Генезис
беспомощности.............................................774
-
Представления о
себе..................................................776
-
Традиционные исследования
представления о себе ..................777
-
Переход к динамичным переменным
представлений о себе...........779
-
Переменные представлений о себе
в исследованиях
-
мотивации достижения
.............................................783
-
Представление о своих способностях
и модель расчета усилий .......785
-
Выбор задания, настойчивость и
обращение за обратной связью .....787
-
Самооценочные представления
во время оценивания
-
выполнения
задания.............................................788
-
Связь представления о своих
способностях с мотивом ...............788
-
Список
литературы..............................................790
-
Алфавитный
указатель...........................................855