|
Социальное страхование и обеспечение. Основные расчетыВведение В последнее время в организации и методологии бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации произошли большие изменения, связанные с переходом нашей страны к рыночным отношениям. В области бухгалтерского учета расширились возможности хозяйствующих субъектов. Исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования, предприятия стали разрабатывать свою учетную политику, самостоятельно определяя методики, формы, технику ведения и организации бухгалтерского учета. Существенно изменился состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама отчетность стала доступной для любых сторонних пользователей. Социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование, особо важное значение приобретают в условиях финансового кризиса. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование. Государственные внебюджетные фонды (фонды социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, и др.) занимают важное место в социальной защите и поддержке населения. Эти фонды функционируют автономно от государственного бюджета, образуются за счет специальных целевых отчислений, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ. Одно из важных мест во всей системе учета организации, по праву занимает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он напрямую связан с интересами каждого. 1. Учётная политика организации 1.1. Учётная политика организации для бухгалтерского учёта Учетная политика организации — это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностей предприятия. Учетная политика отражает технологию ведения бухгалтерского учета и дает ответ на вопрос: "Как вести бухгалтерский учет?” В Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ "Учетная политика организации” 1/98) разъясняется, что относится к способам ведения бухгалтерского учета следующие методы, приемы и способы:
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности организации. Составляется учетная политика в начале года и действует в течение всего года. Только в случае острой необходимости и только с разрешением Минфина организация может поменять учетную политику. Помимо учетной политики на организации разрабатывается налоговая политика. Наличие налоговой политики не определено нормативными документами, но она нужна практически каждой организации. Для чего нужна учетная политика? Бухгалтерский учет — это не только учет конкретных финансовых и материальных показателей деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями. С точки зрения системы, бухгалтерский учет отличается от любых технических систем наличием обширной законодательной базы. Каждое предприятие обладает свободой формирования и организации учетной политики. На разных организациях учетная политика обязательно будет отличаться. Учетная политика дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Но недопустимо, чтобы в разные моменты времени, некоторые факторы учитывались и понимались по-разному в организации и налоговыми органами. Например, недопустима ситуация, когда организация в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем — других. В зависимости от принятия в учетной политике организации того или иного способа оценки средств, начисления износа и т. д. по-разному формируется себестоимость, отражаются операции. Итак, учетная политика — необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на конкретной организации. Кто выбирает и обосновывает учетную политику? Форма собственности и вид деятельности организации существенно влияет на положения учетной политики. Учетная политика на каждой самостоятельной организации должна быть разработана независимо от формы собственности. Выбирается и обосновывается, учетная политика, экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами организации. Утверждается руководителем. Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом организации и утверждена приказом или распоряжением по организации. Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа на учетную политику). Они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения. Все способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годового отчета. Бухгалтерская отчетность, представляемая в течение отчетного года, может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности. Основные допущения при разработке учетной политики. Положением по учетной политике установлены следующие допущения — имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности:
Учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:
Основные нормативные документы:
1.2. Учётная политика организации для налогового учёта Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и лицензионные органы, таможенные комитеты и другие). Правильная организация налогового учета способствует увеличения поступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей. Позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи, поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов. Осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета, контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другим платежам данного налогоплательщика. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налоговых платежей, в установленный срок, налоговые органы занимающиеся учетом поступлений осуществляют бесспорное взыскание недоимки в бюджет. Хорошо организованный налоговый учет позволяет более объективно рассматривать отсрочки и рассрочки по уплате налогов налогоплательщиками, способствует разрешению споров по вопросам налогообложения в судебном порядке в пользу налоговых органов, позволяет выявлять и исправлять ошибки, допущенные при ведении учета налоговых поступлений, путем сверки расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками по всем налогам. Отчетность о поступлении налоговых платежей в бюджет позволяет получать более полную, точную и достоверную информацию о собираемости налогов, сборов, пеней за неуплату платежей и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Согласно данным учета и отчетности, можно рассматривает вопросы действенности взимания некоторых налогов, анализировать целесообразность применения тех или иных установленных ставок по налогам. Ведение налогового учета — вопрос, которому многие руководящие и бухгалтерские работники уделяют иногда недостаточно внимания. Тем не менее, его осуществление является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя. Ведение налогового учета на предприятии включает в себя:
Все работы проводятся в полном соответствии с действующим законодательством. В учетной политике для целей налогообложения (далее - учетная политика) устанавливается порядок ведения налогового учета отдельных хозяйственных операций и объектов. Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и изменения применяемых методов налогового учета и подлежат применению с начала нового налогового периода. Учетная политика должна быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, поэтому учетная политика для целей налога на прибыль на 2003 г. должна быть утверждена не позднее 31 декабря 2002 г. В организационно-техническом плане в учетной политике целесообразно предусмотреть следующее:
2. Система государственных внебюджетных фондов РФ С целью создания специальных фондов производятся соответствующие отчисления на социальные нужды, которые включаются в издержки производства или обращения. Так, пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение обеспечиваются отчислениями в фонд социального страхования. Для обеспечения пенсии производятся отчисления в Пенсионный Фонд. Для обеспечения гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи — в фонд обязательного медицинского страхования. Для обеспечения временно неработающих — в фонд занятости. Большинство юридических лиц является плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования, РФ (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (фонды ОМС) и Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ). Не входят в состав плательщиков при определенных условиях только общественные организации инвалидов и юридические лица, собственниками имущества которых выступают общественные организации инвалидов. Организации, которые должны уплачивать страховые взносы, регистрируются как страхователь во всех фондах в течение 30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате. При нарушении этого срока они облагаются штрафом в размере 10 % причитающихся к уплате страховых взносов. Для регистрации должны быть представлены нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации, письма статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и др. классификационных признаков, устава организации, учредительного договора. Фонд выдает страхователю извещение о факте регистрации, которое необходимо хранить как документ строгой отчетности. В дальнейшем страхователь обязан письменно уведомлять исполнительные органы фондов о происшедших изменениях (в случае реорганизации и т. д.). Методические рекомендации по проведению налоговыми органами документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов даны в письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" и в письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630. С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон), вносящий кардинальные изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм. Отчисления в социальные фонды производятся на основании следующих нормативных документов:
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" установлены следующие тарифы страховых взносов в фонды социального назначения. Размеры выплат в пенсионный фонд Российской Федерации:
Однако для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих наемный труд, действует тариф платежей с хозяйств в части наемных лиц в размере 20,6 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Кроме того, для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, производится удержание в Фонд в размере 1 % выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, в фонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. 6 января 2000 года вступили в силу два новых закона (от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ и принятый еще 24 июля 1998 года № 125-ФЗ), касающихся обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Теперь предприятия наряду с прежними страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ обязаны уплачивать дополнительные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховые взносы исчисляются по ставкам, установленным Федеральным законом № 10-ФЗ, в соответствии с классом профессионального риска предприятия, который присваивается ему согласно Классификатору отраслей экономики по классам профессионального риска. Этот классификатор был утвержден постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975 и предусматривает 14 классов. В государственный фонд занятости населения Российской Федерации — для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. В фонды обязательного медицинского страхования — для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц) — предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам — в размере 3,6 %, из них 0,2 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Большинство тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды являются унифицированными для всех отраслей народного хозяйства. Исключение составляют тарифы в Пенсионный фонд, которые для предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции, являются льготными — 20,6 %. Однако опыт показал, что такой порядок (без учета удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем, объеме) оказался нерациональным. В связи с этим постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) от 09.04.99 № 37 внесены изменения и дополнения к порядку применения установленного льготного тарифа для колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Начиная с 01.01.99 при регистрации в ПФР вновь созданным организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции и другими видами деятельности, тариф страховых взносов устанавливается на общих основаниях в размере 28 % сроком на один календарный год. |
Loading
|