Центральный Дом Знаний - Астапов В., Микадзе Ю. (ред.) Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями разв

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Maxim_1212

Форма входа

Логин:
Пароль:

Астапов В., Микадзе Ю. (ред.) Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями разв

Астапов В., Микадзе Ю. (ред.) 

(Хрестоматия по психологии)

Год: 2001
Издательство: Питер
ISBN: 5-318-00076-2
Серия: Хрестоматия по психологии
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 258
Описание: В учебном пособии представлены теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных специалистов в области дефектологии, клинической психологии, детской неврологии и психиатрии, раскрывающие проблему нарушений и отклонений в психическом развитии детей. В нем рассматриваются вопросы диагностики, профилактики, обучения и коррекции, воспитания детей с проблемами психического развития. Аудитория хрестоматии - дефектологи, клинические, школьные, детские психологи, педагоги.


Содержание:

От составителей.....................................................................................5

Раздел I. Диагностика нарушений и отклонений психического развития.............................................9

A. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов. О диагностических методах психологического исследования школьников.......................................................10

B. Я. Лубовский. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии................31

К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Диагностическая карта..............................................................50

Д. Н. Исаев. Принципы оценки психического развития..............................................................60

И. Ф. Марковская. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования................................................................................72

Ю. В. Микадзе. Нейропсихологическая оценка формирования памяти в норме и у детей «группы риска».........................................................81

C. Г. Шевченко. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу...................96

Раздел II. Обучение, воспитание, коррекция, профилактика детей с нарушениями и отклонениями психического развития..................102

Л. С. Выготский. Принципы воспитания физически дефективных детей.............................................103

Т. А. Власова. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения............................................................120

В. И. Гарбузов. Этиопатогенез и патогенетическая психотерапия психосоматических заболеваний.............129

А. С. Спиваковская. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента..................140

Л. С. Цветкова. Аграфия, алексия...............................................156

Э. Г. Симерницкая. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости............................177

А. И. Корнев. Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии..........................186

Д. Н. Исаев. Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств.......................................225

И. Л. Белополъская. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии....................................................244


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Эта книга является второй из двух частей хрестоматии по проблемам нарушений и отклонений в психическом развитии детей. В первую книгу вошли работы, посвященные общим во­просам, касающимся этой проблемы, а также работы, связан­ные с классификацией и описанием различных форм и видов нарушения и отклонений в психическом развитии. Во второй книге рассматриваются вопросы диагностики, профилактики, обучения и коррекции, воспитания детей с проблемами психи­ческого развития.

Хрестоматия является дополненным переизданием ранее выходивших книг: Хрестоматия. Дети с нарушениями раз­вития: Учебное пособие для студентов и слушателей спец­факультетов / Сост. В. М. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995 и Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — М.: Институт прак­тической психологии,1996.

В хрестоматии собраны работы по проблеме нарушенного психического развития детей, а также исследования, посвящен­ные проблемам отклонений в развитии детей «группы риска».

Хрестоматия может использоваться как учебное пособие для слушателей специальных факультетов по переподготовке работников образования по направлению «Психология», а так­же для самостоятельной работы клинических психологов, дет­ских психологов, дефектологов и социальных педагогов, педа­гогов классов коррекционно-развивающего обучения.

В хрестоматию вошли теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных авторов в области дефектологии, детской психиатрии, нейро- и патопсихологии. Тексты представляют собой отрывки и извлечения как из от­дельных статей, так и из монографий, сборников, учебных по­собий и научно-популярной литературы, адресованной роди­телям и педагогам, сталкивающимся с проблемой отклонений развития у детей.

Принцип отбора материала заключался в выборе текстов, отвечающих соответствующим разделам курсов, читаемых в Московском институте повышения квалификации работников образования, на отделениях факультета по переподготовке пе­дагогических кадров по специальности «практическая психоло­гия», «дефектология». При этом особое внимание обращалось на две группы вопросов, с которыми могут столкнуться на прак­тике педагоги и психологи: первая — проблемы детей с нару­шенным психическим развитием, и вторая — проблемы детей с отклонениями в развитии, детей «группы риска».

Это позволило, с одной стороны, отобрать работы, связан­ные с выявлением механизмов и причин существующих нару­шений развития у детей и определяющие круг задач, которые решает детский психолог и дефектолог при работе с аномаль­ными детьми:

выделяет и систематизирует патологическую системати­ку и дает психологическую квалификацию;

проводит структурный анализ расстройств, выявляет первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные, обусловленные нарушенным развитием в условиях болезни;

разрабатывает программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление;

  • проводит восстановительное обучение детей с нарушени­ем высших психических функций, имеющих место при локаль­ных поражениях мозга. В связи с этим в хрестоматии представ­лены работы, освещающие теоретическую и эксперименталь­ную стороны различных вариантов дизонтогенеза и, кроме того, предусмотрен специальный раздел, включающий материалы, дающие возможность их непосредственного практического ис­пользования в диагностико-коррекционной работе.

С другой стороны, в последнее время значительно возросла актуальность проблемы психического здоровья детей. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также раз­личных функциональных расстройств коррелирует с общим сни­жением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

Одной из попыток повлиять на складывающуюся ситуа­цию в школьном образовании явилось создание классов кор­рекционно-развивающего обучения. Целью организации та­ких классов было стремление создать для детей, испытываю­щих затруднения в усвоении общеобразовательных программ, таких условий обучения и воспитания, которые были бы адек­ватны особенностям их развития и позволяли бы предупре­дить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Однако работники образования сталкиваются при работе в классах коррекционно-развивающего обучения с рядом про­блем. Во-первых, это вопросы комплектования (отбор детей с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, т. е. детей, входя­щих в «группу риска»), и, во-вторых, это вопросы подготовки педагогов для работы с этой категорией детей.

Отсутствие у педагогов учебно-воспитательных учрежде­ний необходимых медико-психологических знаний не позво­ляет им правильно проводить индивидуальную работу с ре­бенком «группы риска», ибо каждая форма отклонений имеет свои особенности и по-разному проявляется в поведении.

К сожалению, ситуация усугубляется еще и отсутствием целенаправленной специальной психолого-педагогической литературы, к которой мог бы обратиться педагог. Составите­ли предприняли попытку собрать в учебном пособии матери­ал по проблемам отклонения в развитии детей «группы рис­ка», который может оказаться полезным для педагогов, рабо­тающих с этой категорией детей.

Хрестоматия не ставит своей целью со всей полнотой пред­ставить все существующие разработки отечественных авто­ров. Вместе с тем в пособии представлен комплекс текстов, освещающих наиболее часто встречающиеся проблемы в дея­тельности дефектолога, психолога, причем в объеме, позволя­ющем эти проблемы изучить.

В данной книге представлены отрывки из работ классиков отечественной психологии — Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, а также ведущих специалистов в области дефектологии, дет­ской психиатрии и медицинской психологии: И. Л. Белополь-ской, Т. А. Власовой, В. И. Гарбузова, Д. Н. Исаева, А. И. Кор-нева, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, Ю. В. Микадзе, О. Н. Никольской, А. С. Спиваковской, Л. С. Цветковой, С. Г. Шевченко и др.

То обстоятельство, что разделы хрестоматии представлены с различной полнотой, связано, с одной стороны, со степенью изученности рассматриваемых вопросов и возможностями их практического применения в будущей профессиональной де­ятельности — с другой.

Изучение включенных в пособие текстов позволит читате­лю углубить и расширить свои представления о психофизио­логических и психологических механизмах аномального и от­клоняющегося психического развития детей, понять законо­мерности системогенеза психических функций, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24