|
Астапов В., Микадзе Ю. (ред.) Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развАстапов В., Микадзе Ю. (ред.) (Хрестоматия по психологии) Год: 2001 Содержание: От составителей.....................................................................................5 Раздел I. Диагностика нарушений и отклонений психического развития.............................................9 A. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов. О диагностических методах психологического исследования школьников.......................................................10 B. Я. Лубовский. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии................31 К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Диагностическая карта..............................................................50 Д. Н. Исаев. Принципы оценки психического развития..............................................................60 И. Ф. Марковская. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования................................................................................72 Ю. В. Микадзе. Нейропсихологическая оценка формирования памяти в норме и у детей «группы риска».........................................................81 C. Г. Шевченко. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу...................96 Раздел II. Обучение, воспитание, коррекция, профилактика детей с нарушениями и отклонениями психического развития..................102 Л. С. Выготский. Принципы воспитания физически дефективных детей.............................................103 Т. А. Власова. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения............................................................120 В. И. Гарбузов. Этиопатогенез и патогенетическая психотерапия психосоматических заболеваний.............129 А. С. Спиваковская. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента..................140 Л. С. Цветкова. Аграфия, алексия...............................................156 Э. Г. Симерницкая. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости............................177 А. И. Корнев. Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии..........................186 Д. Н. Исаев. Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств.......................................225 И. Л. Белополъская. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии....................................................244
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Эта книга является второй из двух частей хрестоматии по проблемам нарушений и отклонений в психическом развитии детей. В первую книгу вошли работы, посвященные общим вопросам, касающимся этой проблемы, а также работы, связанные с классификацией и описанием различных форм и видов нарушения и отклонений в психическом развитии. Во второй книге рассматриваются вопросы диагностики, профилактики, обучения и коррекции, воспитания детей с проблемами психического развития. Хрестоматия является дополненным переизданием ранее выходивших книг: Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учебное пособие для студентов и слушателей спецфакультетов / Сост. В. М. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995 и Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — М.: Институт практической психологии,1996. В хрестоматии собраны работы по проблеме нарушенного психического развития детей, а также исследования, посвященные проблемам отклонений в развитии детей «группы риска». Хрестоматия может использоваться как учебное пособие для слушателей специальных факультетов по переподготовке работников образования по направлению «Психология», а также для самостоятельной работы клинических психологов, детских психологов, дефектологов и социальных педагогов, педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. В хрестоматию вошли теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных авторов в области дефектологии, детской психиатрии, нейро- и патопсихологии. Тексты представляют собой отрывки и извлечения как из отдельных статей, так и из монографий, сборников, учебных пособий и научно-популярной литературы, адресованной родителям и педагогам, сталкивающимся с проблемой отклонений развития у детей. Принцип отбора материала заключался в выборе текстов, отвечающих соответствующим разделам курсов, читаемых в Московском институте повышения квалификации работников образования, на отделениях факультета по переподготовке педагогических кадров по специальности «практическая психология», «дефектология». При этом особое внимание обращалось на две группы вопросов, с которыми могут столкнуться на практике педагоги и психологи: первая — проблемы детей с нарушенным психическим развитием, и вторая — проблемы детей с отклонениями в развитии, детей «группы риска». Это позволило, с одной стороны, отобрать работы, связанные с выявлением механизмов и причин существующих нарушений развития у детей и определяющие круг задач, которые решает детский психолог и дефектолог при работе с аномальными детьми: — выделяет и систематизирует патологическую систематику и дает психологическую квалификацию; — проводит структурный анализ расстройств, выявляет первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные, обусловленные нарушенным развитием в условиях болезни; — разрабатывает программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление;
С другой стороны, в последнее время значительно возросла актуальность проблемы психического здоровья детей. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Одной из попыток повлиять на складывающуюся ситуацию в школьном образовании явилось создание классов коррекционно-развивающего обучения. Целью организации таких классов было стремление создать для детей, испытывающих затруднения в усвоении общеобразовательных программ, таких условий обучения и воспитания, которые были бы адекватны особенностям их развития и позволяли бы предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения. Однако работники образования сталкиваются при работе в классах коррекционно-развивающего обучения с рядом проблем. Во-первых, это вопросы комплектования (отбор детей с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, т. е. детей, входящих в «группу риска»), и, во-вторых, это вопросы подготовки педагогов для работы с этой категорией детей. Отсутствие у педагогов учебно-воспитательных учреждений необходимых медико-психологических знаний не позволяет им правильно проводить индивидуальную работу с ребенком «группы риска», ибо каждая форма отклонений имеет свои особенности и по-разному проявляется в поведении. К сожалению, ситуация усугубляется еще и отсутствием целенаправленной специальной психолого-педагогической литературы, к которой мог бы обратиться педагог. Составители предприняли попытку собрать в учебном пособии материал по проблемам отклонения в развитии детей «группы риска», который может оказаться полезным для педагогов, работающих с этой категорией детей. Хрестоматия не ставит своей целью со всей полнотой представить все существующие разработки отечественных авторов. Вместе с тем в пособии представлен комплекс текстов, освещающих наиболее часто встречающиеся проблемы в деятельности дефектолога, психолога, причем в объеме, позволяющем эти проблемы изучить. В данной книге представлены отрывки из работ классиков отечественной психологии — Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, а также ведущих специалистов в области дефектологии, детской психиатрии и медицинской психологии: И. Л. Белополь-ской, Т. А. Власовой, В. И. Гарбузова, Д. Н. Исаева, А. И. Кор-нева, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, Ю. В. Микадзе, О. Н. Никольской, А. С. Спиваковской, Л. С. Цветковой, С. Г. Шевченко и др. То обстоятельство, что разделы хрестоматии представлены с различной полнотой, связано, с одной стороны, со степенью изученности рассматриваемых вопросов и возможностями их практического применения в будущей профессиональной деятельности — с другой. Изучение включенных в пособие текстов позволит читателю углубить и расширить свои представления о психофизиологических и психологических механизмах аномального и отклоняющегося психического развития детей, понять закономерности системогенеза психических функций, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе |
Loading
|