|
Ильин Е.П. Пол и гендер (Мастера психологии)Ильин Е.П. Год:
2010 Оглавление Предисловие .............................................................. 8 Введение................................................................10 Раздел первый Пол как биологическое явление Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации ...................20 1.1. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов ...................................................................20 1.2. Биологические механизмы половой дифференциации ........................25 1.3. Кого рождается больше — мальчиков или девочек? ...........................29 Глава 2. Морфофуикциоиальиые половые различия..........................32 2.1. Морфологические различия между лицами мужского и женского пола .......32 2.2. Физиологические половые различия .........................................38 2.3. Половые различия в темпах моторного развития .............................42 2.4. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента — 43 2.5. Половой диморфизм мозга и функциональная асимметрия ...................46 2.6. Менструальные фазы как специфика женского организма ....................51 Глава 3. Здоровье и его нарушения у мужчин и женщин ......................56 3.1. Здоровье и пол ....................... ........................................56 3.2. Почему женщины живут дольше, чем мужчины ..............................57 3.3. Аномалии развития и пол ....................................................61 3.4. Заболеваемость мужчин и женщин ...........................................61 3.5. Тендерные аспекты оказания психологической и медицинской помощи.......66 Раздел второй Мужчины и женщины в глазах общества Глава 4. Половые и тендерные стереотипы..................................70 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании..............................70 4.2. Возрастные особенности формирования половых и тендерных стереотипов — 74 4.3. Значение полоролевых и тендерных стереотипов .............................77 4.4. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Сексизм ........81 4.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе — 84 4.6. Так какой же пол «сильный»? ................................................87 Глава 5. Социальный статус и правамужчин и жеищии........................88 5.1. Истоки представлений о неравенстве социального статуса и прав мужчин и женщин............................................................88 5.2. Социально-бытовые права женщин и мужчин ................................92 5.3. Возможности получения образования ........................................95 5.4. Возможности в профессиональной деятельности .............................96 5.5. Политические права женщин.................................................99
Глава 6. Половая идентификация, или как становятся мужчинами и женщинами...................................................110 6.1. Половая идентификация как социальный феномен ..........................110 6.2. Стадии половой идентификации ............................................116 6.3. Теории половой идентификации ............................................124 6.4. Нормативное давление как механизм половой идентификации ..............136 6.5. Информационное влияние на половую идентификацию .....................142 6.6. Особенности половой идентификации в разных условиях социализации ____146 6.7. Хотят ли люди сменить свой пол? ...........................................147 6.8. Нарушения половой идентичности ..........................................148 Раздел третий Психологические особенности мужчин и женщин Глава 7. Половые различияв эмоциональной сфере .........................152 7.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций .......................152 7.2. Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности ......156 7.3. Экспрессивность мужчин и женщин.........................................160 7.4. Эмоциональная память и пол................................................161 7.5. Половые различия в проявлении эмоциональных типов .....................161 7.6. Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека..........167 Глава 8. Половые особенности мотивационной сферы.......................169 8.1. Особенности внешне- и внутреннеорганизованной мотивации у мужчин и женщин.........................................................169 8.2. Потребности мужчин и женщин .............................................171 8.3. Половые различия в мотиваторах ...........................................175 8.4. Различия мужчин и женщин в интересах и предпочтениях ..................181 8.5. Половые особенности принятия решений ...................................185 8.6. Особенности направленности личности у мужчин и женщин ................186 Глава 9. Способности мужчин и женщин...................................188 9.1. Внимание и пол .............................................................188 9.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин ....................189 9.3. Память и пол................................................................193 9.4. Кто умнее — мужчины или женщины........................................197 9.5. Абстрактное мышление и математические способности......................203 9.6. Пространственные способности .............................................205 9.7. Креативность лиц мужского и женского пола................................206 9.8. Юмор и пол .................................................................210 9.9. Вербальные способности мужчин и женщин.................................211 9.10. Половые различия в художественных и музыкальных способностях.........213 9.11. Половые различия в психомоторных качествах..............................214 Глава 10. Личностные особенности мужчин и женщин........................222 10.1. Моральное развитие мужчин и женщин .....................................222 10.2. Агрессивность мужчин и женщин ...........................................227 10.3. Половые различия в конформности .........................................229
10.5. Половые различия в толерантности ............... ..........................231 10.6. Половые различия в стремлении к лидерству, доминантности, независимости..............................................................232 10.7. Самооценки лиц мужского и женского пола .................................234 10.8. Проблемная нагруженность лиц мужского и женского пола .................238 10.9. Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств .................239 Раздел четвертый Тендерные особенности поведения Глава 11. Особенности общения, связанные с полом .........................244 11.1. Значимость общения для мужчин и женщин ................................244 11.2. Половые различия в общительности ........................................246 11.3. Половые особенности социальной перцепции ...............................246 11.4. Половые особенности выбора партнера общения ............................252 11.5. Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин .......................253 11.6. Интенсивность общения у мужчин и женщин ...............................255 11.7. Мужской и женский стили общения.........................................255 11.8. О так называемой женской логике, или Почему мужчины и женщины при общении не понимают друг друга .......................................261 11.9. Тендерные аспекты общения в Интернете ...................................265 Глава 12. Взаимоотношения мужчин и женщин..............................266 12.1. Отношение к противоположному полу .............. ........................266 12.2. «Теснота» отношений и пол .................................................269 12.3. Взаимность отношений и сплоченность среди мужчин и женщин ............271 12.4. Тендерные аспекты одиночества.............................................273 Глава 13. Особенности поведения мужчин и женщин .........................274 13.1. Стратегии взаимоотношений с окружающим миром .........................274 13.2. Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей ................275 13.3. Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях ... 276 13.4. Альтруистическое поведение и пол..........................................282 13.5. Пол и бюджет времени ......................................................284 13.6. Мода как специфическая форма поведения и пол............................287 13.7. Половые различия в пагубных пристрастиях ................................290 13.8. Агрессивное поведение и пол................................................295 13.9. Антиобщественное поведение и пол ............... ..........................299 Глава 14. Пол и сексуальное поведение.....................................302 14.1. Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола...........303 14.2. Половое влечение у мужчин и женщин ......................................308 14.3. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь .............................313 14.4. Отношение мужчин и женщин к сексу.......................................318 14.5. Особенности мужской сексуальности .......................................322 14.6. Особенности женской сексуальности........................................326 14.7. Сексуальная привлекательность (сексапильность) ..........................333 14.8. Сексуальные домогательства: мнения мужчин и женщин ....................344
Глава 15. Половые особенности создания семьи .............................356 15.1. Представления о будущем супруге у лиц разного пола.......................357 15.2. Вступление в брак мужчин и женщин .......................................359 15.3. Гражданские браки..........................................................364 15.4. Типы жен ...................................................................365 15.5. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке ........365 15.6. Совместимость и удовлетворенность супругов браком.......................367 15.7. Распределение ролей в семье между мужем и женой.........................370 15.8. Муж как «денежный мешок» ................................................379 15.9. Семья и работа в жизни женщины...........................................380 15.10. Планирование численности семьи мужем и женой...........................385 Глава 16. Тендерные особенности воспитания родителями детей...............388 16.1. Полоролевые особенности ухода за ребенком................................388 16.2. Отцовство ..................................................................389 16.3. Особенности воспитания в семье ............................................392 16.4. Отношение детей к семье, матери и отцу.....................................401 Глава 17. Тендерные особенности кризисов в семье ..........................404 17.1. Снижение удовлетворенности браком .......................................404 17.2. Взаимоотношения невестки и свекрови .....................................405 17.3. Супружеская неверность (измена) ..........................................406 17.4. Тендерные особенности разводов............................................409 17.5. Повторный брак.............................................................413 17.6. Вдовство и пол ..............................................................414 Раздел шестой Пол и деятельность Глава 18. Пол, игровая и учебная деятельности..............................418 18.1. Половые различия в играх детей ............................................418 18.2. Пол и учебно-воспитательная деятельность .................................422 18.3. Совместное или раздельное обучение? ......................................434 Глава 19. Пол и профессиональная деятельность ............................440 19.1. Занятость мужчин и женщин в профессиональной сфере ....................440 19.2. Половые различия в склонностях к профессиям.............................441 19.3. Представленность мужчин и женщин в различных профессиях ..............446 19.4. Требования к профессии, предъявляемые мужчинами и женщинами ........453 19.5. Половые особенности адаптации к профессии ...............................456 19.6. Половые особенности удовлетворенности трудом ...........................458 19.7. Пол и профессиональная карьера............................................459 19.8. Пол и бизнес ................................................................466 19.9. Пол и служба в армии и органах внутренних дел ............................469 19.10. Мужчины и женщины в период безработицы ................................473 Глава 20. Пол и руководящие должности ...................................477 20.1. Лидерство и пол.............................................................477
20.3. Пол и эффективность руководства ..........................................491 20.4. Стили руководства и пол....................................................493 Глава 21. Пол и физическая культура ......................................497 21.1. Физическое воспитание детей разного пола .................................497 21.2. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола.......501 21.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин ................................504 21.4. Биологический пол и выбор вида спорта ....................................519 21.5. Женщины в спорте: влияние на репродуктивную систему ...................521 21.6. Проблема определения половой принадлежности спортсменов ..............525 21.7. Пол и работа тренером ......................................................527 21.8. Специфика руководства женскими спортивными командами ................527 Раздел седьмой Психологический (гендерный) пол Глава 22. Представление© психологическом поле............................530 22.1. Что такое маскулинность и фемининность ..................................530 22.2. Теория андрогинности ......................................................533 22.3. Психологический пол и возраст ................. .............................538 Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор вида деятельности ..............................................543 23.1. Психологический пол и особенности личности ..............................543 23.2. Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности................................................................553 23.3. Психологический пол и выбор видов спорта девушками .....................556 23.4. Психологический пол и лидерство ............... ...........................557 Глава 24. Природа психологических различий между мужчинами и женщинами .... 558 24.1. Извечный спор: биологическое или социальное? ............................558 24.2. Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин .......................... ..........................................562 24.3. Генетическая обусловленность психологических различий мужчин и женщин ...................................................................566 24.4. Роль социальных и биологических факторов в формировании психологического пола......................................................570 24.5. От биологического и психологического пола к фенотипическому............573 Заключение.............................................................577 Приложения Приложение 1. Научный словарь терминов..................................586 Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин......................................................589 Список литературы ......................................................620 Предисловие Основой для этого издания послужила моя предыдущая книга — «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003), которая в целом получила положительные отзывы. Однако отмечались в ряде случаев и имевшиеся в книге недостатки. В частности, меня упрекали в том, что в приложении я привел несколько опросников из популярных брошюр, что снижает научный уровень книги. Отчасти соглашаясь с этим, а также для уменьшения объема книги, в этом издании я заменил их несколькими методиками, разработанными или адаптированными отечественными психологами. Гораздо серьезнее замечание одного из рецензентов (Степанов, 2003), что в «Дифференциальной психофизиологии...» я не отразил свою собственную позицию. Полагаю, что это недоразумение. Одна из моих позиций обозначена в предисловии: «При написании данной книги я старался объективно обобщать и отражать имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные данные ... не давая перевеса ни биологическому, ни социальному рассмотрению проблемы». Вторая позиция обозначена в последней главе, где доказывается, что рассмотрение только биологических половых различий без учета маскулинности — фемининности мужчин и женщин во многом искажает имеющиеся реальные различия и сходства между мужчинами и женщинами. Представленные моими аспирантами в последние годы диссертации подтвердили этот тезис. Результаты их исследований позволили значительно обогатить новыми данными проблему тендера и поставить вопрос о целесообразности введения понятия фенотипический пол, отражающего сплав генетического (биологического) пола и тендерного (психологического) пола. Итак, новое издание подверглось существенным структурным изменениям: помимо новых глав и параграфов, в него включены многие неизвестные мне ранее результаты исследований отечественных и зарубежных ученых об особенностях мужчин и женщин. Правда, при этом я был вынужден ограничить ссылки на работы зарубежных авторов, количество которых не поддается учету. Так, только с 1970-х по 1990-е гг. о половых различиях за рубежом было опубликовано более 20 тысяч статей (Myers D., 1990), а в одной из последних книг по проблеме пола и тендера (Lips Н., Sex and gender, 2008) приведено около 2000 ссылок на англоязычные публикации. Обилие литературы делает все более трудным поиск публикаций, в которых проблема пола и тендера продвигалась бы вперед. Во многих публикациях приводятся лишь подтверждения уже известных фактов и мнений. Кроме того, западные установки по вопросам тендера не совпадают с российским менталитетом. Чаще всего это относится асоциальному и экономическому положению женщин (см., напр., одну из последних публикаций: Lectures on the Psychology of Women, Eds. J. Chrisler et al., 2008). К сожалению, отечественные социальные психологи и социологи, придерживающиеся феминистских установок Запада, во многих случаях безосновательно переносят их в нашу действительность, вольно или невольно извращая реальную картину. Повторюсь: как при работе над изданием «Дифференциальной психофизиологии...», так и в этой книге я старался объективно обобщать и отражать имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные данные, — не давая перевеса ни биологическому, ни социальному рассмотрению проблемы. Полагаю, что объективности моего изложения способствует и то обстоятельство, что характеристика мужчин и женщин дается в сравнительном плане, что позволяет более выпукло выявить имеющиеся между ними различия и уменьшить долю субъективизма, который наблюдается при описании отдельно взятых мужчин и женщин. Но и даже принятый мною подход, вероятно, не позволяет полностью исключить субъективизм в характеристике мужчин и особенно женщин, поскольку многие обобщаемые мною работы по гендерной психологии написаны либо женщинами-феминистками, либо мужчинами — противниками феминисток. Как отмечают В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (2001), «нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет... К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей: и мальчиков и девочек» (с. 14). Вследствие этого, пишет И. С. Кон (1988), «женщины не могут судить о женской психологии потому, что они пристрастны, а мужчины — потому, что они некомпетентны» (с. 10). То же можно сказать и относительно суждений мужчин и женщин о мужской психологии, только теперь в роли пристрастных будут выступать исследователи — мужчины, а в роли некомпетентных — исследователи-женщины. Настоящая книга снабжена приложением, в котором приведены научный словарь терминов, относящихся к рассматриваемой проблеме, методики изучения половых различий, а также обширный список литературы для тех, кто захочет изучить проблему более углубленно. Издание рассчитано на студентов-психологов, аспирантов и преподавателей психологии, но может оказаться полезным и для студентов биологических факультетов, изучающих физиологию человека, а также для студентов педагогических учебных заведений и педагогов. |
Loading
|