Центральный Дом Знаний - Ильин Е.П. Пол и гендер (Мастера психологии)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ильин Е.П. Пол и гендер (Мастера психологии)

Ильин Е.П.  


Год: 2010
Издательство: Питер
ISBN: 978-5-49807-453-5
Серия: Мастера психологии
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 689
Описание: Данная книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины. Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей. Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола).
Издание представляет несомненный интерес для психологов, медиков, педагогов и студентов вузовских факультетов соответствующих профилей. 


Оглавление

Предисловие .............................................................. 8

Введение................................................................10

Раздел первый Пол как биологическое явление

Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации ...................20

1.1. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе

двух полов ...................................................................20

1.2. Биологические механизмы половой дифференциации ........................25

1.3. Кого рождается больше — мальчиков или девочек? ...........................29

Глава 2. Морфофуикциоиальиые половые различия..........................32

2.1. Морфологические различия между лицами мужского и женского пола .......32

2.2. Физиологические половые различия .........................................38

2.3. Половые различия в темпах моторного развития .............................42

2.4. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента — 43

2.5. Половой диморфизм мозга и функциональная асимметрия ...................46

2.6. Менструальные фазы как специфика женского организма ....................51

Глава 3. Здоровье и его нарушения у мужчин и женщин ......................56

3.1. Здоровье и пол ....................... ........................................56

3.2. Почему женщины живут дольше, чем мужчины ..............................57

3.3. Аномалии развития и пол ....................................................61

3.4. Заболеваемость мужчин и женщин ...........................................61

3.5. Тендерные аспекты оказания психологической и медицинской помощи.......66

Раздел второй Мужчины и женщины в глазах общества

Глава 4. Половые и тендерные стереотипы..................................70

4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании..............................70

4.2. Возрастные особенности формирования половых и тендерных стереотипов — 74

4.3. Значение полоролевых и тендерных стереотипов .............................77

4.4. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Сексизм ........81

4.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе — 84

4.6. Так какой же пол «сильный»? ................................................87

Глава 5. Социальный статус и правамужчин и жеищии........................88

5.1. Истоки представлений о неравенстве социального статуса и прав

мужчин и женщин............................................................88

5.2. Социально-бытовые права женщин и мужчин ................................92

5.3. Возможности получения образования ........................................95

5.4. Возможности в профессиональной деятельности .............................96

5.5. Политические права женщин.................................................99

    1. Движение женщин за свои права. Феминизм ................................103

Глава 6. Половая идентификация, или как становятся мужчинами

и женщинами...................................................110

6.1. Половая идентификация как социальный феномен ..........................110

6.2. Стадии половой идентификации ............................................116

6.3. Теории половой идентификации ............................................124

6.4. Нормативное давление как механизм половой идентификации ..............136

6.5. Информационное влияние на половую идентификацию .....................142

6.6. Особенности половой идентификации в разных условиях социализации ____146

6.7. Хотят ли люди сменить свой пол? ...........................................147

6.8. Нарушения половой идентичности ..........................................148

Раздел третий Психологические особенности мужчин и женщин

Глава 7. Половые различияв эмоциональной сфере .........................152

7.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций .......................152

7.2. Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности ......156

7.3. Экспрессивность мужчин и женщин.........................................160

7.4. Эмоциональная память и пол................................................161

7.5. Половые различия в проявлении эмоциональных типов .....................161

7.6. Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека..........167

Глава 8. Половые особенности мотивационной сферы.......................169

8.1. Особенности внешне- и внутреннеорганизованной мотивации

у мужчин и женщин.........................................................169

8.2. Потребности мужчин и женщин .............................................171

8.3. Половые различия в мотиваторах ...........................................175

8.4. Различия мужчин и женщин в интересах и предпочтениях ..................181

8.5. Половые особенности принятия решений ...................................185

8.6. Особенности направленности личности у мужчин и женщин ................186

Глава 9. Способности мужчин и женщин...................................188

9.1. Внимание и пол .............................................................188

9.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин ....................189

9.3. Память и пол................................................................193

9.4. Кто умнее — мужчины или женщины........................................197

9.5. Абстрактное мышление и математические способности......................203

9.6. Пространственные способности .............................................205

9.7. Креативность лиц мужского и женского пола................................206

9.8. Юмор и пол .................................................................210

9.9. Вербальные способности мужчин и женщин.................................211

9.10. Половые различия в художественных и музыкальных способностях.........213

9.11. Половые различия в психомоторных качествах..............................214

Глава 10. Личностные особенности мужчин и женщин........................222

10.1. Моральное развитие мужчин и женщин .....................................222

10.2. Агрессивность мужчин и женщин ...........................................227

10.3. Половые различия в конформности .........................................229

    1. Половые различия в социальной активности ................................231

10.5. Половые различия в толерантности ............... ..........................231

10.6. Половые различия в стремлении к лидерству, доминантности, независимости..............................................................232

10.7. Самооценки лиц мужского и женского пола .................................234

10.8. Проблемная нагруженность лиц мужского и женского пола .................238

10.9. Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств .................239

Раздел четвертый Тендерные особенности поведения

Глава 11. Особенности общения, связанные с полом .........................244

11.1. Значимость общения для мужчин и женщин ................................244

11.2. Половые различия в общительности ........................................246

11.3. Половые особенности социальной перцепции ...............................246

11.4. Половые особенности выбора партнера общения ............................252

11.5. Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин .......................253

11.6. Интенсивность общения у мужчин и женщин ...............................255

11.7. Мужской и женский стили общения.........................................255

11.8. О так называемой женской логике, или Почему мужчины и женщины

при общении не понимают друг друга .......................................261

11.9. Тендерные аспекты общения в Интернете ...................................265

Глава 12. Взаимоотношения мужчин и женщин..............................266

12.1. Отношение к противоположному полу .............. ........................266

12.2. «Теснота» отношений и пол .................................................269

12.3. Взаимность отношений и сплоченность среди мужчин и женщин ............271

12.4. Тендерные аспекты одиночества.............................................273

Глава 13. Особенности поведения мужчин и женщин .........................274

13.1. Стратегии взаимоотношений с окружающим миром .........................274

13.2. Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей ................275

13.3. Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях ... 276

13.4. Альтруистическое поведение и пол..........................................282

13.5. Пол и бюджет времени ......................................................284

13.6. Мода как специфическая форма поведения и пол............................287

13.7. Половые различия в пагубных пристрастиях ................................290

13.8. Агрессивное поведение и пол................................................295

13.9. Антиобщественное поведение и пол ............... ..........................299

Глава 14. Пол и сексуальное поведение.....................................302

14.1. Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола...........303

14.2. Половое влечение у мужчин и женщин ......................................308

14.3. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь .............................313

14.4. Отношение мужчин и женщин к сексу.......................................318

14.5. Особенности мужской сексуальности .......................................322

14.6. Особенности женской сексуальности........................................326

14.7. Сексуальная привлекательность (сексапильность) ..........................333

14.8. Сексуальные домогательства: мнения мужчин и женщин ....................344

    1. Нарушение сексуального развития мужчин и женщин.......................346

      Раздел пятый Мужчины и женщины в семье

Глава 15. Половые особенности создания семьи .............................356

15.1. Представления о будущем супруге у лиц разного пола.......................357

15.2. Вступление в брак мужчин и женщин .......................................359

15.3. Гражданские браки..........................................................364

15.4. Типы жен ...................................................................365

15.5. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке ........365

15.6. Совместимость и удовлетворенность супругов браком.......................367

15.7. Распределение ролей в семье между мужем и женой.........................370

15.8. Муж как «денежный мешок» ................................................379

15.9. Семья и работа в жизни женщины...........................................380

15.10. Планирование численности семьи мужем и женой...........................385

Глава 16. Тендерные особенности воспитания родителями детей...............388

16.1. Полоролевые особенности ухода за ребенком................................388

16.2. Отцовство ..................................................................389

16.3. Особенности воспитания в семье ............................................392

16.4. Отношение детей к семье, матери и отцу.....................................401

Глава 17. Тендерные особенности кризисов в семье ..........................404

17.1. Снижение удовлетворенности браком .......................................404

17.2. Взаимоотношения невестки и свекрови .....................................405

17.3. Супружеская неверность (измена) ..........................................406

17.4. Тендерные особенности разводов............................................409

17.5. Повторный брак.............................................................413

17.6. Вдовство и пол ..............................................................414

Раздел шестой Пол и деятельность

Глава 18. Пол, игровая и учебная деятельности..............................418

18.1. Половые различия в играх детей ............................................418

18.2. Пол и учебно-воспитательная деятельность .................................422

18.3. Совместное или раздельное обучение? ......................................434

Глава 19. Пол и профессиональная деятельность ............................440

19.1. Занятость мужчин и женщин в профессиональной сфере ....................440

19.2. Половые различия в склонностях к профессиям.............................441

19.3. Представленность мужчин и женщин в различных профессиях ..............446

19.4. Требования к профессии, предъявляемые мужчинами и женщинами ........453

19.5. Половые особенности адаптации к профессии ...............................456

19.6. Половые особенности удовлетворенности трудом ...........................458

19.7. Пол и профессиональная карьера............................................459

19.8. Пол и бизнес ................................................................466

19.9. Пол и служба в армии и органах внутренних дел ............................469

19.10. Мужчины и женщины в период безработицы ................................473

Глава 20. Пол и руководящие должности ...................................477

20.1. Лидерство и пол.............................................................477

    1. Женщины-руководители ....................................................478

20.3. Пол и эффективность руководства ..........................................491

20.4. Стили руководства и пол....................................................493

Глава 21. Пол и физическая культура ......................................497

21.1. Физическое воспитание детей разного пола .................................497

21.2. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола.......501

21.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин ................................504

21.4. Биологический пол и выбор вида спорта ....................................519

21.5. Женщины в спорте: влияние на репродуктивную систему ...................521

21.6. Проблема определения половой принадлежности спортсменов ..............525

21.7. Пол и работа тренером ......................................................527

21.8. Специфика руководства женскими спортивными командами ................527

Раздел седьмой Психологический (гендерный) пол

Глава 22. Представление© психологическом поле............................530

22.1. Что такое маскулинность и фемининность ..................................530

22.2. Теория андрогинности ......................................................533

22.3. Психологический пол и возраст ................. .............................538

Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор

вида деятельности ..............................................543

23.1. Психологический пол и особенности личности ..............................543

23.2. Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности................................................................553

23.3. Психологический пол и выбор видов спорта девушками .....................556

23.4. Психологический пол и лидерство ............... ...........................557

Глава 24. Природа психологических различий между мужчинами и женщинами .... 558

24.1. Извечный спор: биологическое или социальное? ............................558

24.2. Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин

и женщин .......................... ..........................................562

24.3. Генетическая обусловленность психологических различий мужчин

и женщин ...................................................................566

24.4. Роль социальных и биологических факторов в формировании психологического пола......................................................570

24.5. От биологического и психологического пола к фенотипическому............573

Заключение.............................................................577

Приложения

Приложение 1. Научный словарь терминов..................................586

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин

и женщин......................................................589

Список литературы ......................................................620


Предисловие

Основой для этого издания послужила моя предыдущая книга — «Дифференциаль­ная психофизиология мужчины и женщины» (2003), которая в целом получила положительные отзывы. Однако отмечались в ряде случаев и имевшиеся в книге недостатки. В частности, меня упрекали в том, что в приложении я привел несколь­ко опросников из популярных брошюр, что снижает научный уровень книги. Отча­сти соглашаясь с этим, а также для уменьшения объема книги, в этом издании я заменил их несколькими методиками, разработанными или адаптированными отечественными психологами.

Гораздо серьезнее замечание одного из рецензентов (Степанов, 2003), что в «Дифференциальной психофизиологии...» я не отразил свою собственную пози­цию. Полагаю, что это недоразумение. Одна из моих позиций обозначена в пре­дисловии: «При написании данной книги я старался объективно обобщать и отра­жать имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные данные ... не давая перевеса ни биологическому, ни социальному рассмотрению проблемы». Вторая позиция обозначена в последней главе, где доказывается, что рассмотрение толь­ко биологических половых различий без учета маскулинности — фемининности мужчин и женщин во многом искажает имеющиеся реальные различия и сходства между мужчинами и женщинами. Представленные моими аспирантами в послед­ние годы диссертации подтвердили этот тезис. Результаты их исследований по­зволили значительно обогатить новыми данными проблему тендера и поставить вопрос о целесообразности введения понятия фенотипический пол, отражающего сплав генетического (биологического) пола и тендерного (психологического) пола.

Итак, новое издание подверглось существенным структурным изменениям: помимо новых глав и параграфов, в него включены многие неизвестные мне ра­нее результаты исследований отечественных и зарубежных ученых об особеннос­тях мужчин и женщин. Правда, при этом я был вынужден ограничить ссылки на работы зарубежных авторов, количество которых не поддается учету. Так, только с 1970-х по 1990-е гг. о половых различиях за рубежом было опубликовано более 20 тысяч статей (Myers D., 1990), а в одной из последних книг по проблеме пола и тендера (Lips Н., Sex and gender, 2008) приведено около 2000 ссылок на англоязыч­ные публикации.

Обилие литературы делает все более трудным поиск публикаций, в которых проблема пола и тендера продвигалась бы вперед. Во многих публикациях приво­дятся лишь подтверждения уже известных фактов и мнений. Кроме того, запад­ные установки по вопросам тендера не совпадают с российским менталитетом.

Чаще всего это относится асоциальному и экономическому положению женщин (см., напр., одну из последних публикаций: Lectures on the Psychology of Women, Eds. J. Chrisler et al., 2008). К сожалению, отечественные социальные психологи и социологи, придерживающиеся феминистских установок Запада, во многих слу­чаях безосновательно переносят их в нашу действительность, вольно или неволь­но извращая реальную картину.

Повторюсь: как при работе над изданием «Дифференциальной психофизиоло­гии...», так и в этой книге я старался объективно обобщать и отражать имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные данные, — не давая перевеса ни биоло­гическому, ни социальному рассмотрению проблемы. Полагаю, что объективности моего изложения способствует и то обстоятельство, что характеристика мужчин и женщин дается в сравнительном плане, что позволяет более выпукло выявить имеющиеся между ними различия и уменьшить долю субъективизма, который наблюдается при описании отдельно взятых мужчин и женщин. Но и даже при­нятый мною подход, вероятно, не позволяет полностью исключить субъективизм в характеристике мужчин и особенно женщин, поскольку многие обобщаемые мною работы по гендерной психологии написаны либо женщинами-феминистка­ми, либо мужчинами — противниками феминисток. Как отмечают В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (2001), «нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет... К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей: и мальчиков и девочек» (с. 14). Вследствие этого, пишет И. С. Кон (1988), «женщины не могут судить о женской психологии потому, что они пристрастны, а мужчины — потому, что они некомпетентны» (с. 10). То же можно сказать и относительно суждений мужчин и женщин о мужской психологии, только теперь в роли пристрастных будут вы­ступать исследователи — мужчины, а в роли некомпетентных — исследователи-женщины.

Настоящая книга снабжена приложением, в котором приведены научный сло­варь терминов, относящихся к рассматриваемой проблеме, методики изучения половых различий, а также обширный список литературы для тех, кто захочет изучить проблему более углубленно.

Издание рассчитано на студентов-психологов, аспирантов и преподавателей психологии, но может оказаться полезным и для студентов биологических фа­культетов, изучающих физиологию человека, а также для студентов педагогиче­ских учебных заведений и педагогов.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24