Центральный Дом Знаний - Бадхен А. А., Бадхен М. В., Зелинский С. М. Психологический практикум -- Мастерство психологическог

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Бадхен А. А., Бадхен М. В., Зелинский С. М. Психологический практикум -- Мастерство психологическог

Мастерство психологического консультирования


Год: 2010
Автор: Бадхен А. А., Бадхен М. В., Зелинский С. М.
Издательство: Речь
ISBN: 978-5-9268-0472-8
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Данная книга является результатом многолетней работы профессионалов, занятых подготовкой практических психологов. Читатель найдет в ней много ярких клинических примеров и практических упражнений, помогающих в подготовке специалистов.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех, кто интересуется вопросами психологического консультирования. 


Оглавление

Введение (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик).............................5

Глава 1

НАВЫКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

(А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)...................................................12

1.1. Перефразирование............................................................13

1.2. Отражение чувств клиента..............................................15

1.3. Присоединение чувства к содержанию........................16

1.4. Прояснение.........................................................................17

1.5. Отражение собственных чувств.....................................19

1.6. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)........................................................20

1.7. Трудности при освоениибазовых навыков...................24

1.8. Рекомендации по использованию навыков активного слушания..........................................................25

1.9. «Трехступенчатая ракета»...............................................27

Глава 2

ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (М. М. Певзнер)..................................31

Глава 3

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО..................................57

3.1. Эмпатия (А. А Бадхен)......................................................57

3.2. Пространство терапевтических отношений (А. А. Бадхен).......................................................................66

3.3. Индивидуальный стиль консультирования (А. А. Бадхен).......................................................................72

3.4. Блоки креативности (А. А. Бадхен, At В. Бадхен).........76

3.5. Ловушки консультирования (М. Я. Соловейчик)..........83

    1. Спасательство (М. Я. Соловейчик)...................................88

Глава 4

КРИЗИС И ОСНОВЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

(М. Я. Соловейчик)..........................................................................98

4.1. Характерные особенности кризиса...............................98

4.2. Помощь в кризисе............................................................100

4.3. Работа с суицидальными клиентами............................111

Глава 5

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (М. Я. Соловейчик)...........................117

Глава 6

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ...........................................................139

6.1. Принципы обучения (А. А. Бадхен)..............................139

6.2. Циклическая модель обучения

через опыт (М. М. Певзнер)............................................147

6.3. Супервизия (М. Я. Соловейчик).....................................154

6.4. Профилактика сгорания (М. Я. Соловейчик)..............178

Глава 7

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ...................184

7.1. Вопросы семейного консультирования

(П. А. Тимошенков)...........................................................184

7.2. Родитель и ребенок на первой консультации

(С. М. Зелинский)..............................................................207

7.3. Особенности консультирования химически зависимых клиентов и их близких (К. В. Шилова).......216

7.4. Особенности психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями и их родителям (А. М. Родина).......................................221


ВВЕДЕНИЕ

По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Ро­берта Брауна, консультирование — очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать — с чув­ствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем»1. Если все же пытаться дать консультированию определение, то можно сказать, что в самом широком смысле консультирование — это то, чем занимаются консультанты.

Вначале перед консультированием ставились «внешние» задачи, например коррекция поведения учащихся, разреше­ние конфликтов в коллективах, помощь в выборе профессии, и т. п., — в 80% случаев программы подготовки консультантов были ориентированы на то, что в дальнейшем специалисты будут работать на базе школ. Теперь эта тенденция измени­лась. Не только консультирование «утратило свою педагоги­ческую специфику и стало более психотерапевтическим»2, но и отношение клиентов к консультированию изменилось. По замечаниям наших западных коллег, некоторые клиенты, обращаясь за психотерапией, предпочитают называть ее консультированием, что, по-видимому, связано с их потреб­ностью в большей ответственности за сам процесс и придает им больше уверенности в себе. В настоящее время на Западе, по крайней мере в США, термины «психологическое консуль­тирование», «консультирование», «терапия» или «психотера­пия» зачастую обозначают одно и то же3.

Несмотря на все различия культурно-исторического и со­циально-политического характера, у нас в России можно про­следить ту же тенденцию, хотя, естественно, история развития консультирования в нашей стране имеет свои особенности. Как сфера деятельности психологическое консультирование возникло еще в советское время, в начале 1980-х годов, с появлением первых служб социально-психологической помо­щи и телефонов психологической помощи. До этого выпуск­ники психологических факультетов университетов (кстати, появившиеся лишь в конце 1960-х годов, после более чем 30-летнего перерыва) в основном занимались тестировани­ем пациентов и научно-исследовательской деятельностью. Официально психотерапией они заниматься не могли (как, впрочем, не могут и сейчас), поскольку по законам Россий­ской Федерации психотерапевтом может быть Только врач, психотерапия — медицинская специальность.

Появление таких весьма расплывчатых терминов, как «психологическое консультирование» и «психо-коррекционная работа», имело революционное значение. Они несли в себе больше «политическую», чем смысловую, нагрузку: не посягая на территорию, по традиции занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы4. Таким образом, с рождением психологического консультирования для советских (а позже — российских) психологов создалось пространство, открывающее «легальную» возможность психотерапевтической работы, пусть и под другим названием.

Естественно, что история нашего института — Института психотерапии и консультирования «Гармония» — тесно связа­на с развитием консультирования и психотерапии в России в постсоветское время. Институт был основан 14 июля 1988 года содружеством психотерапевтов и психологов-практиков и явился одним из первых в России негосударственных центров оказания психологической и психотерапевтической помощи и профессиональной подготовки. Происходившие в нашей стра­не в тот период демократические преобразования позволили впервые произнести слова «личность» и «индивидуальность» без негативного подтекста политической неблагонадежнос­ти. К словам «душевная болезнь» возвратился изначальный смысл. Стало возможным и у нас открыто сказать о том, что человек может нуждаться в психологической помощи не только когда страдает психическим заболеванием, но и когда у него буквально «болит душа», то есть он не может справить­ся с трудностями, потерями, одиночеством, не может быть в ладу с собой, обрести внутреннюю гармонию. Официальная система медицинской помощи не могла откликнуться на эту потребность, а государственные учебные заведения не го­товили специалистов, владеющих современными методами психотерапии и способных оказать квалифицированную пси­хологическую помощь. «Гармония» заполнила эту пустующую нишу, выбрав основными направлениями своей деятельности оказание психологической помощи и обучение специалистов помогающих профессий. Нам повезло, так как время перемен открывало перед нами новые возможности.

В 1989 году в «Гармонии» был создан первый в Ленинграде телефон экстренной психологической помощи детям и подрост­кам. Позже, в начале 1990-х годов, «Гармония» явилась одним из инициаторов организации Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). При поддержке наших специалистов были подготовлены консультанты около двухсот телефонов доверия во многих городах России. За три­надцать лет существования института специалисты «Гармонии» участвовали в подготовке тысяч консультантов и психотерапевтов в более чем 60 городах России и СНГ. В последние годы нами были организованы принципиально новые программы обучения. В 1995 году в «Гармонии» была создана Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп — трехлетняя программа дополнительного образования. В последние годы при поддержке Института «Открытое общество» на юге России нами проводится программа подготовки специалистов в области оказания психологической помощи людям с травматическими и посттравматическими стрессовыми расстройствами. Поэто­му, естественно, что у нас возникла потребность поделиться накопленным опытом.

Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консульти­рование» происходит от латинского consultatio, что означает «совещание». Большинство словарей определяют консуль­танта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам»5.

Мы специально отмечаем этот любопытный нонсенс, по­тому что как раз дача советов ни в коем случае не является определяющей составляющей деятельности специалиста по психологическому консультированию. Более того, по идейным, так сказать, соображениям, психолог-консультант советов не дает, поскольку суть психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии своего собственного внутреннего потенциала, а советами этого до­стичь невозможно.

В основе психологического консультирования лежат две гипотезы. Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта — помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользо­ваться. Другая гипотеза состоит в том, что человеку присуща потребность в отношениях и что специальным образом по­строенные отношения могут стать помогающим инструмен­том. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.

Сегодня консультантами часто становятся учителя, полу­чившие дополнительное образование по психологии. Навыки психологического консультирования стремятся получить со­циальные работники, сотрудники телефонов доверия, врачи.

Многие выпускники и студенты старших курсов психологических факультетов ищут возможность получить дополнительную подго­товку в области психологического консультирования. Дело в том, что академическое образование, которое психологи получают в высших учебных заведениях, не может обеспечить им соответ­ствующей практической подготовки. Учебные программы вузов не предоставляют необходимого тренингового пространства, чтобы учащиеся смогли овладеть практическими навыками, а преподаватели, отвечающие за их подготовку, зачастую сами не имеют достаточного практического опыта консультативной работы. Таким образом, для эффективной подготовки психо­логов-консультантов необходимо создать принципиально новые условия обучения, где будет существовать возможность полу­чить практический опыт и навыки, опираясь на многообразие существующих подходов6.

Ни одно из существующих направлений психологическо­го консультирования не может быть эффективным для всех людей и во всех случаях жизни. Причина этого очевидна: каждый человек уникален. Уникальность, неповторимость людей обуславливает неповторимость человеческих отно­шений, и психотерапевт является специалистом именно в области человеческих отношений. Нашу позицию можно назвать интегративной, трансметодической, поскольку она позволяет интегрировать различные подходы, сложившиеся в мировой психотерапевтической практике.

Речь здесь идет не о простом заимствовании и ком­бинировании различных терапевтических техник или об эклектическом синтезе различных подходов и направлений. Интегративностъ и трансметодичность обеспечиваются общ­ностью того контекста, фундамента, на котором строится наша профессиональная позиция. Этот контекст опирается на следующие принципы:

1. Человеческие отношения представляют ценность сами по себе. Отношения присущи человеку, и существует потреб­ность в «Я—Ты»-отношениях. Терапевтические отношения должны отвечать этой потребности.

2. У каждого человека существует потребность в са­мореализации — раскрытии своей человеческой сущности, своей души, и консультирование должно удовлетворять эту потребность.

3. Существуют различные измерения человеческого опыта, например личностное и духовное. Психотерапия или консультирование не должны игнорировать одно измерение в пользу другого.

4. В каждом человеке заложен творческий потенциал, источник жизненных сил и внутренней мудрости. Задача кон­сультирования — дать человеку возможность соприкоснуться с этим источником.

5. Консультант сам является инструментом своей про­фессиональной деятельности, это определяет сферу его ответственности.

Поскольку данное руководство целиком посвящено пси­хологическому консультированию, в тексте мы часто будем опускать определение «психологическое», используя лишь термины «консультирование», «консультант» и так далее.

Завершая вступительную часть, нам хочется выразить благодарность всем тем, кто помогал нам на нашем пути. Прежде всего, это Thomas Yeomans, директор Concord In­stitute (США), наш друг и наставник, поддержку которого мы постоянно ощущали. Мы также хотим выразить благо­дарность руководству и сотрудникам Gryphon Place, одного из ведущих кризисных центров США, за предоставленную нашим сотрудникам возможность пройти стажировку в этом центре. Мы никогда не забудем Nils Grendstad, любящего и мужественного друга и щедрого учителя из Норвегии. Мы хотим поблагодарить всех тех, кто в разные периоды нашей истории делился с нами своими идеями и помогал нам в раз­витии. Это наши коллеги из США и Канады: Claire Boskin, Don Brand, Philip Brooks, Molly Brown, Judith Brown, Richard Gordon, Michael Gigante, Lorna DiMeo, David Elliott, Mark Horowitz, Carol Hwoschinsky, Ned Kassem, Lenore Lefer, Prilly Sanwille, Arthur Seagull, Betty Seagull, Maryhelen Snyders, Ross Snyders, Anne Yeomans, Janette Rainwater, Stenley Krippner, David Kipper, Karl Tomm, Andre Pare, Marcel Rheault, Stanley Selib, Gary Whited, а также Uli Schwammle из Швейцарии, Halvor Kjolstad из Нор­вегии и Fiona Miles из Великобритании. Без той подготовки, которую мы с их помощью получили, не осуществилось бы многое из того, что нам удалось сделать.

И конечно же, особая благодарность — нашим студентам и клиентам. Без их участия не могло бы состояться этой ра­боты, ведь построение отношений — процесс двухсторонний. Обучая и консультируя, мы учимся и меняемся сами. В этом руководстве вы найдете много примеров — это случаи из нашего опыта. Соблюдая условия конфиденциальности, мы изменили все имена людей и названия городов, но теплота от этих встреч остается неизменной.

Счастлив тот, у кого есть Учитель. К сожалению, это случается не всегда: учителей много, Учителей — едини­цы. Впрочем, наверное, здесь дело не только в том, чтобы рядом с вами оказался настоящий мастер-наставник. Дело еще и во внутренней готовности к встрече с ним. Совпаде­ния встречаются нечасто. Мы не всегда открыты встрече. Подлинная встреча, как писал М. Бубер, может произойти лишь в «открытый для восприятия час личной жизни», в «час, когда могут быть сломлены семь железных оков, сжимающих наши сердца», в час, когда мы открыты для диалога. Словом «час» он подчеркивал непродолжительность, непостоянство открывающейся перед нами возможности. Может быть, даже меньше чем час — «бывают лишь мгновенья», говорил он. Что-то должно произойти для того, чтобы мы освободились, открылись для встречи, и словами это выразить и объяснить непросто. Как это случается? Как происходит, что Ученик на­ходит своего Учителя? Для нас это не риторический вопрос, а практический, ибо речь пойдет о пути профессионального становления, пути изменения и роста. Одна из наших учениц сказала: «Ценность учителя не в том, чему он учит, а в том, что он заражает». Она имела в виду способность препода­вателя к передаче такого опыта, который попадает прямо в сердце и изменяет жизнь. Нам хочется помочь тем, кто идет по этому пути.

Местоимением «Мы» можно пользоваться, когда речь идет о теоретических представлениях, о разделяемой нами всеми профессиональной позиции. Но, когда начинает­ся разговор о практике консультирования, об уникальных «Я—Ты»-отношениях, это «Мы» неизбежно распадается на разноликие «Я». В этой книге каждый из нас делится своим личным опытом, каждый говорит своим неповторимым голо­сом с Тобой, читатель.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24