Центральный Дом Знаний - Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях (Учебное

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях (Учебное

Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. 
СПб, Питер, 2006, 238 стр.

Современная психофизиология базируется на достижениях как естественных, так и гуманитарных дисциплин. Предметом ее изучения являются физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и состояний (восприятия, внимания, научения, памяти, эмоций, речи, мышления, темперамента, сознания). В данном издании в обобщенном виде отражены систематизированные представления о биосоциокультурных предпосылках формирования поведения и психики человека, о влиянии специфики функционирования мозга на процесс становления личности. 
Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психофизиологическими знаниями. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ по дисциплине "Психофизиология". Книга предназначена для студентов и аспирантов психологических, психолого-педагогических и других факультетов вузов, а также для всех, кто хочет иметь устойчивые психофизиологические знания. 


Оглавление:

Предисловие.................................7

Введение..................................8

Глава первая. Предмет психофизиологии, ее задачи и методы .... 9

1.1. Определение психофизиологии как науки.............. 10

1.2. Предмет и задачи психофизиологии................. 12

1.3. Связь психофизиологии с системой естественнонаучных

и гуманитарных знаний.......................... 14

1.4. Основные методы психофизиологического исследования...... 16

Глава вторая. Строение нервной системы.............. 19

2.1. Отделы нервной системы....................... 20

2.2. Строение головного мозга ...................... 22

2.3. Строение нейронов.......................... 24

2.4. Нсйроглия............................... 26

2.5. Принципы нейрорецепции...................... 28

2.6. Нсйротраисмиттеры и синапсы.................... 30

2.7. Глутаматсргическая система..................... 32

2.8. ГАМК-сргичсская система...................... 34

2.9. Активирующие (модулирующие) системы мозга .......... 36

2.10. Холипсргическая система...................... 38

2.1 L Дофаминергическая система..................... 40

2.12. Ссротониисргическая система..................: . 42

2.13. Адреиергичсская система...................... 44

Глава третья. Человек и среда................... 47

3.1. Влияние окружающей среды па организм.............. 48

3.2. Формы врожденного поведения................... 50

3.3. Формы приобретенного поведения.................. 52

3.4. Взаимосвязь врожденного и приобретенного в организации поведения................................. 54

3.5. Структурная схема организации поведенческого акта........ 56

3.6. Доминанта как фактор организации целенаправленного поведения 58 Глава четвертая. Активизация поведения.............. 61

4.1. Потребности и их классификация.................. 62

4.2. Типы потребностей у человека.................... 64

4.3. Мотивации: формирование и фазы развития ............ 66

4.4. Виды мотиваций и их общие свойства................ 68

4.5. Общая функциональная схема возникновения мотивациопного состояния................................. 70

4.6. Доминирующая мотивация...................... 72

4.7. Принципы нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций................................. 74

4.8. Регуляция мотивациопного возбуждения на молекулярном уровне 76 Глава пятая. Познавательные процессы ..............79

5.1. Восприятие и его свойства......................80

5.2. Основные параметры воспринимаемых объектов..........82

5.3. Схема структурной организации сенсорных систем.........84

5.4. Общие принципы организации сенсорных систем..........86

5.5. Классификация сенсорных рецепторов................88

5.6. Преобразование сигнала на уровне сенсорной клетки........90

5.7. Этапы переработки информации при восприятии..........92

5.8. Принципы кодирования информации................94

5.9. Принципы декодирования информации...............96

5.10. Теория информационного синтеза .................98

5.11. Характеристики иеассоциативиого обучения...........100

5.12. Клеточные механизмы привыкания и сспситпзации .......102

5.13. Характеристики ассоциативного обучения ............104

5.14. Механизмы ассоциативного обучения...............106

5.15. Долговременная потепциация...................108

5.16. Характеристики когнитивного обучения..............ПО

5.17. Биологическая память и се виды..................112

5.18. Временная организация памяти..................114

5.19. Взаимоотношение кратковременной и долговременной памяти . 116

5.20. Различные способы организации памяти.............118

5.21. Основные процессы, связанные с формированием следов памяти

па уровне синапсов............................120

5.22. Молекулярные механизмы долговременной памяти .......122

5.23. Общность механизмов наследственной и индивидуальной памяти 124 Глава шестая. Программирование поведения........... 127

6.1. Движения и их классификация...................128

6.2. Принципы управления движениями ................130

6.3. Функциональная схема организации двигательного акта.....132

6.4. Уровни организации движений...................134

6.5. Стратегия и тактика движений...................136

6.6. Системы инициации движений...................138

6.7. Речь и се функции..........................140

6.8. Развитие речи............................142

6.9. Характеристики речевого сигнала и речевого аппарата.......144

6.10. Речевые зоны мозга.........................146

6.11. Роль межполушариой асимметрии в организации речи......148

6.12. Структуры мозга, участвующие в управлении голосовыми реакциями................................150

6.13. Мышление и его роль в организации поведения .........152

6.14. Особенности мышления и мыслительных понятий........154

6.15. Основные типы мышления.....................156

6.16. Развитие мышления........................158

6.17. Мыслительные операции......................160

6.18. Особенности вовлечения структур мозга при решении различных мыслительных задач...........................162

6.19. Роль межполушариой асимметрии в организации мыслительных процессов.................................164

6.20. Индивидуальные различия мыслительной деятельности.....166

Глава седьмая. Регуляция поведения...............169

7.1. Внимание и его свойства ......................170

7.2. Физиологические корреляты процессов внимания.........172

7.4. Виды внимания...........................174

7.5. Этапы развития внимания и их характеристики..........176

7.6. Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания 178

7.7. Теория нервной модели стимула..................180

7.8. Произвольное внимание.......................182

7.9. Взаимосвязь механизмов непроизвольного и произвольного внимания.................................184

7.10. Структуры мозга, связанные с процессами внимания.......186

7.11. Эмоции и их классификация....................188

7.12. Дискретная и многомерная модель организации эмоций.....190

7.13. Функции эмоций..........................192

7.14. Функциональная схема организации эмоций...........194

7.15. Эмоции и индивидуальные различия...............196

7.16. Развитие эмоций..........................198

7.17. Детекторная теория эмоций....................200

7.18. Системы мозга, определяющие появление эмоций........202

7.19. Сознание и его роль в регуляции деятельности человека.....204

7.20. Организация высшего уровня сознания..............206

7.21. Две функции сознания.......................208

7.22. Бессознательное и его роль в организации поведения ......210

Глава восьмая. Человек и общество................213

8.1. Психофизиологические предпосылки формирования личности . . 214

8.2. Соотношение биологического и социального в структуре индивидуальности и личности......................216

8.3. Механизмы межличностного общения...............218

8.4. Биосоциальная природа человека..................220

Словарь основных терминов и понятий.................222

Литература.............................. 235


ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из путей преподавания той или иной науки о человеке является по­пытка представить читателю отдельные свойства и закономерности деятель­ности человека в форме схем и таблиц. Конечно, при таком подходе читатель неизбежно сталкивается с редукционизмом, но вместе с тем он избегает уп­рощенных представлений, следуя за темпами развития современной науки о человеке. В этом случае знакомство с теми или иными профессиональными подходами к анализу различных сторон жизнедеятельности человека дает нам возможность во многом пересмотреть те представления и взгляды, кото­рые еще совсем недавно казались бесспорными. Психофизиология, как одна из областей современной науки о человеке, является междисциплинарной отраслью знаний и базируется на достижениях как естественных, так и гума­нитарных дисциплин. Вместе с тем мы только па пути преодоления этого «водораздела», мы только стремимся преодолеть дефинитивные барьеры, стремимся выработать общий язык и понимание общих проблем. В этой свя­зи авторы данного учебного пособия предприняли попытку рассмотреть ос­новные принципы и положения психофизиологии, используя графический язык в сочетании с лаконичными комментариями, что максимально облегча­ет понимание научных проблем и усвоение материала.

Конечно, не следует ожидать, что в целом спектре вопросов, стоящих пе­ред современной психофизиологией, исключительно все функциональные блоки получили свое графическое отображение — авторы ограничились лишь основными. Тем не менее я надеюсь, что в сочетании с учебниками данное пособие принесет несомненную пользу студентам.

Ответственный редактор Академик Российской академии образования, 

доктор биологических наук, 

Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета А. С. БАТУЕВ

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24