|
Аминов И.И. Психология делового общения (Высшая школа менеджмента)Аминов И.И. Учебное пособие. М.:
Издательство "Омега-Л", 2009. - 304 с. -
ISBN: 978-5-370-00970-9 - 5-е изд. (Высшая школа
менеджмента)
Предисловие Как наука психология есть прежде всего общение, передача живого содержания от одного человека к другому. В. Леей Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат; совершенствуются методология и методы исследования. Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями; она все более активно включается в решение различных задач общественной практики. Кроме общей и социальной психологии, изучающей закономерности деятельности и поведения людей, существуют и быстро развиваются прикладные отрасли психологии, такие, как психология труда и ее разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная и медицинская психология; психология спорта; психология творчества и т. д. Отраслью социальной психологии, изучающей конкретный вид коммуникативной деятельности человека, является психология делового общения. Именно ей в последнее время удается вносить значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач углубления профессиональной компетентности социономис-тов (специалистов системы «человек — человек»): педагогов, врачей, дипломатов, бизнесменов, журналистов, руководителей различных предприятий. Для них психология делового общения — не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры. Разумеется, социономисты никогда не отказывались от использования эмпирической, житейской психологии, основанной главным образом на личном опыте, знании жизни. Преобладающая часть таких сведений правильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эмпирическими знаниями соци-ономисту необходимо и конкретное научное руководство к действию. То, к чему после долгих поисков и заблуждений приходит опытный преподаватель или руководитель, может быть обнаружено с помощью психологии делового общения, причем в очень короткое время, с достаточной полнотой и ясностью. Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс психологии делового общения и решить следующие практические задачи: о оптимально организовать подготовку к проведению деловой встречи и разработать ее стратегию; о на основе внешних признаков установить индивидуально-личностные (темперамент, характер, способности) и пове-денческо-психологические особенности собеседника (цели, мотивы, эмоциональное состояние, позицию в общении, искренность — лживость) и т. д.; о учесть наиболее действенные факторы, влияющие на результативность и точность постижения психологии собеседника; о в целях собственной безопасности опознать тех, кто склонен к психопатологическим отклонениям; о при проведении деловых встреч учесть особенности поведения и менталитета мужчин и женщин, людей разных национальностей; о противостоять тактике спекулятивных уловок, если она применена со стороны оппонента; о выявить и расширить круг общих интересов с партнером с целью принятия взаимовыгодного решения и др. При написании отдельных глав широко использовались разнообразные материалы, подготовленные специалистами по психологии, социологии, физиогномике, фрагменты из публицистических и художественных произведений, материалы следственной и судебной практики, а также результаты многолетних наблюдений автора. В конце книги предлагаются конкретные задачи, направленные на формирование и развитие способности разбираться в людях и эффективно взаимодействовать с ними, что так необходимо в практике делового общения. В самих задачах и упражнениях имеются методические рекомендации по их выполнению. При-использовании психологического практикума в учебном процессе необходимо иметь в виду следующее: 1. Большинство заданий рассчитано на устное исполнение. В случае, когда задание требует письменной формы, это специально оговаривается в тексте. 2. Хотя наиболее трудные задачи имеют ответы (в конце текста), предполагается их творческое, самостоятельное решение читателем. 3. Если выполнение конкретного задания требует работы с таблицами, рисунками и другими аналогичными материалами, их следует подготовить заранее. Это могут быть, например, ксерокопии имеющихся в пособии образцов. 4. К заданиям со знаком 8—т даны ответы в конце практикума. Книга может служить пособием по практической психологии для специалистов в области рекламы, юриспруденции, имиджмейкеров, теле- и кинооператоров. Надеюсь, что вас ждет не только полезное, но и увлекательное чтение. Оглавление: ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................3 Глава 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ..................................................6 Понятие делового общения.............................................6 Общие принципы построения делового общения............. 10 Глава 2. ПОДГОТОВКА К ДЕЛОВОЙ ВСТРЕЧЕ ................. 14 Планирование деловой встречи..................................... 14 Организация беседы..................................................... 16 Глава 3. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ДО ЗНАКОМСТВА С НИМ.................................... 19 Построение образа партнера по общению........................ 19 Можно ли доверять физиогномике?!.............................. 30 Внешние проявления психологических типов ................ 35 Помни имя его............................................................. 47 Наряд как «диагноз».................................................... 54 Глава 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........... 62 Начало деловой встречи ............................................... 62 Расположение собеседников в пространстве ................... 67 Искусство вовлечь партнера в разговор.......................... 76 О некоторых психологических играх между людьми............................................................. 77 Глава 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ............ 83 Грамматика глаз.......................................................... 83 Зрительный контакт в ситуации общения...................... 87 Зрительный контакт и личность.................................... 89 Красноречивый зрачок................................................. 92 Психологический детектор лжи.................................... 94 Читать на человеческом лице.......................................103 Исследования мимики ................................................109 Многозначительная улыбка.........................................Ill Жесты и телодвижения...............................................113 Поза и осанка.............................................................120 Поза и социальный статус ...........................................123 Положение ног...........................................................124 Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРА................................................................127 Человек говорящий ....................................................127 Индикаторы речевого поведения..................................134 Речевые построения, выдающие ложь...........................138 Система уловок собеседника........................................141 Глава 7. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПАРТНЕРА.............................................148 Наблюдение как метод познания..................................148 Личность наблюдателя................................................158 Технические средства наблюдения...............................165 Психотехника изучения партнера по общению..............168 Глава 8. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ.....................................176 Особенности невербальной культуры народов мира........176 Психология мужчин и женщин....................................181 Признаки алкоголизма и наркомании ..........................186 Визуальные признаки преступников ............................191 Глава 9. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ...............200 Значение технологии передачи информации .................200 Обмен деловой информацией .......................................202 Каналы восприятия информации.................................205 Раппорт и подстройка.................................................207 Приемы управления вниманием...................................213 Техника постановки вопросов......................................217 Искусство слушать .....................................................224 Поддержание баланса между говорением и слушанием...............................229 Аргументация............................................................230 Способы активации мышления....................................235 Глава 10. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ..............................237 Практикум...................................................................... 249 Проверка подготовленности к межличностному познанию.............;...................... 249 Развитие способности к межличностному познанию.........266 Развитие способности к межличностному взаимодействию ..........................275 Подготовка к межличностной коммуникации ................. 278 Ответы и решения............................................................282 Психология общения в афоризмах.....................................286 Литература .....................................................................298 |
Loading
|