|
Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психологаКонстантинов В.В. СПб.: Питер,
2006. — 272 с: ил. Настоящее издание содержит основной теоретический и методологический материал курса «Экспериментальная психология». Особое внимание уделено проблемам, с которыми сталкивается психолог в своей практической деятельности: процедурам организации, проведения экспериментального психологического исследования и наиболее простым способам обработки эмпирических данных вручную и на компьютере без использования дополнительных прикладных статистических программ. Книга предназначена для преподавателей, студентов и слушателей курсов повышения квалификации, особенно заочных форм обучения, практикующих психологов, специалистов в области социологии, педагогики, медицины, которые по роду своей деятельности связаны с решением психологических научно-практических проблем.
Содержание: Вместо предисловия...................................................................7 Глава 1. Исторический путь психологии как экспериментальной науки ................................................8 Теоретические основы новой пауки...........................................................18 Элементы опыта сознания.............................................................................19 Организация элементов сознательного опыта........................................21 Культурно-историческая психология........................................................21 Основная идея исследований........................................................................22 Глава 2. Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии.............................................35 2.1. Основные этапы психологического исследования (эксперимента)...................................................................................................35 2.2. Теория, методология, методы.......................................................................37 2.3. Современная систематика методов экспериментальной психологии...........................................................................................................44 2.4. Неэксперимеитальные психологические методы..................................48 2.5. Эксперимент как основной метод экспериментальной психологии. Виды эксперимента............................................................................................60 2.6. Психологическое измерение..............................v..........................................63 2.7. Синтетические методы. К проблеме взаимодействия методов..................................................................................................................64 2.8. Проблема, ее актуальность. Цель и задачи психологического исследования.......................................................................................................69 2.9. Предмет и объект психологического исследования..............................77 Предмет исследования....................................................................................78 Объект исследования.......................................................................................80 2.10. Концепция исследования. Выдвижение гипотезы. Виды гипотез.......................................................................................................86 2.11. Гипотетико-дедуктивная теория и гипотетико-дедуктивный метод. Асимметрия экспериментального вывода...................................................91 2.12. Основы теоретической и методологической подготовки психолога...........................................................................................'■..................97 Библиографическая подготовка..................................•...............................97 Особенности работы с научной литературой........................................100 Построение литературного обзора............................................................102 2.13. Фактуалыюе научное описание.................................................................104 2.14. Компьютерное обеспечение психологического исследования.....................................................................................................108 Глава 3. Этические принципы деятельности психолога..............ill 3.1. Психологические проблемы экспериментального общения..............................................................................................................111 3.2. Этические принципы и правила работы практического психолога............................................................................................................118 Глава 4. Виды переменных и типы психологических данных......120 4.1. Переменные в экспериментальном психологическом исследовании....................................................................................................120 4.2. Тины эмпирических данных. «L»-, «Q»-, «Г»-данные........................123 4.3. Методы сбора эмпирических данных. Основные группы методов психодиагностики.....................................126 Сильные и слабые стороны опросников.................................................129 Значение физиологических показателей для психологического исследования.....................................................................................................132 Глава 5. Планирование и организационно-методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента)..................................................................136 5.1. Разработка концепции и планирование исследования......................136 Концепция исследования.............................................................................136 Планирование исследования.......................................................................136 5.2. Определение выборки для экспериментального психологического исследования................................................................139 Объем выборки................................................................................................142 Состав по полу..................................................................................................144 Возрастной состав...........................................................................................144 5.3. Выбор методов и методик.............................................................................148 Психологическое измерение и измерительные шкалы......................150 5.4. Организационно-методическое обеспечение экспериментального психологического исследования......................157 Подготовка эксперимента (психологического обследования).......157 Алгоритм и продолжительность работы.................................................159 Методическое обеспечение (оборудование эксперимента).............160 Разработка инструкции.................................................................................160 Апробирование экспериментальной процедуры..................................161 Глава 6. Сбор эмпирических данных и их первичная обработка..........................................................................162 6.1. Общие правила и требования к проведению экспериментального психологического исследования................................................................162 6.2. Процедура проведения экспериментального психологического исследования.................................................................................................•••• 166 Мотивирование отношения испытуемых к эксперименту или психологическому обследованию.....................................................166 Инструктирование..........................................................................•...............167 Процедура эксперимента.........................................................•.....................169 Протокол эксперимента................................................................................169 Процедура психодиагностического обследования..............................171 Завершение эксперимента и обследования............................................173 6.3. Первичная обработка эмпирических данных........................................174 Основные понятия..........................................................................................174 Нормирование данных..................................................................................175 6.4. Составление сводных таблиц......................................................................181 Преобразование формы информации......................................................185 Проверка эмпирических данных ..............................................................186 Глава 7. Математико-статистическая обработка данных психологического исследования (эксперимента) и форма представления результатов....................................189 7.1. Анализ первичных статистик......................................................................190 7.2. Основные методы математической статистики и форма представления результатов сравнительного анализа................................................................................................................198 7.2.1. Использование прикладных статистических программ...............................................................................................198 7.2.2. Математико-статистическая обработка данных в программе Excel...............................................................................199 7.2.3. Вычисление первичных статистик и характера распределения признака.................................................................200 7.2.4. Сравнительный анализ первичных статистик и формы его представления...........................................................210 7.3. Понятие статистической значимости и статистического критерия.............................................................................................................212 7.4. Оценка достоверности отличий по f-критерию Стьюдента.............218 Алгоритм вычисления ^-критерия Стьюдента......................................224 7.5. Корреляционный анализ..............................................................................227 Глава 8. Представление, интерпретация и обсуждение результатов психологического исследования (эксперимента) .....■.............................................................236 8.1. Общие подходы к изложению результатов исследования...............236 Общие правила оформления научной работы......................................242 8.2. Представление результатов анализа литературы но проблеме......243 8.3. Анализ, представление и интерпретация результатов , экспериментального исследования, формулировка выводов..........250 Графические формы представления данных.........................................254 Список литературы.........................................................................................264 Приложение 1. Значение t для отбраковки выпадающих вариант при разных уровнях значимости (р)....................................................................265 Приложение 2. Значения t-критерия Стьюдента при различных уровнях доверительной значимости 1 - а= 0,95; 0,99; 0,999 (уровень значимости р = 0,05; 0,01; 0,001).........................................................266 s Приложение 3. Критические значения коэффициента корреляции r-Пирсона (г-Спирмена)..........................................................................................267 Литература.............................................................................268 Вместо предисловия При написании и составлении учебного пособия автор исходил из того, что в настоящее время в области прикладной и экспериментальной психологии накоплено огромное количество теоретического, методологического и эмпирического материала, так что высказать что-то кардинально новое представляется довольно затруднительным. Поэтому при изложении курса экспериментальной психологии для студентов психологических факультетов, практикующих психологов автор не стремился к оригинальности и в то же время к популяризации психологических проблем экспериментальной психологии. Цель заключалась в представлении наиболее оптимальной формы и системы изложения проблем, их возможно большей простоте и наглядности, что облегчало бы усвоение материала и позволяло студенту, особенно заочной формы обучения, практикующему психологу самостоятельно или под руководством научного руководителя уяснить методологию, особенности планирования, организации, проведения и представления результатов психологического исследования (эксперимента) по проблеме в соответствии с требованиями к научным исследования. Особо следует оговорить, на пат взгляд, несколько упрощенный стиль изложения учебного материала, который выбран автором сознательно, ибо для студента, который только прикоснулся или начинает овладевать азами академической науки, большинство положений в монографиях и учебных пособиях, написанных научным, профессиональным языком, остаются непонятными. А когда учащийся не понимает смысла того, что изложено, бесполезно рассчитывать на то, что он сможет самостоятельно постичь значение используемых понятий, методов, а тем более адекватно применять их и трактовать в своей профессиональной деятельности. В то же время следует учитывать, что как бы автор ни стремился к простоте и доступности изложения материала, без самостоятельного труда знаний в данной области не приобрести. Автор особо благодарит профессора А. Г. Маклак.ова и профессора В. А. Губина, взявших на себя труд по рецензированию; преподавателей и аспирантов за оказанную помощь в подготовке к публикации и оформлении данного учебного пособия; выражает признательность сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати. |
Loading
|