|
Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения развитияАсанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Москва 2003. В учебном пособии
раскрываются основные положения общей
и меди-цинской генетики. Подробно
рассмотрены биологические основы
наследственности человека, цитогенетические
и молекулярно-генетические механизмы
генетических процессов, в том числе
причины возникновения наследственной
и ненаследственной изменчивости.
Представлены современные данные о
причинах возникновения наследственных
болезней, приводящих к развитию умственной
отсталости, аутизма и девиантного
поведения у детей. Специальный раздел
посвящен наследственно обусловленным
формам нарушений умственного и физического
развития детей. ПРЕДИСЛОВИЕ Благодаря выдающимся достижениям генетики человека в последние 10 лет раскрыты или близки к пониманию механизмы генетического контроля таких свойств личности человека как память, способности и склонности к обучению, лидерству, другим особенностям поведения, агрессивности и к целому спектру психических заболеваний и нарушений, проявляющихся субклиническими отклонениями в процессах воспитания или обучения. Медицинская генетика и молекулярная медицина привносят существенный вклад в изучение этиологии и патогенеза аномалий развития у детей. На основе их достижений разрабатываются и внедряются методы лечения, профилактики и медико-педагогической абилитации и коррекции детей с хромосомными болезнями, синдромальной патологией, наследственными нарушениями обмена веществ, приводящих к развитию умственной отсталости, поражению органов зрения или слуха, опорно-двигательного аппарата. Одной из основных задач дефектологии является помощь в раскрытии личностных качеств ребенка, ограниченных тем или иным заболеванием. Личность такого ребенка, как и всякого человеческого существа, формируется за счет генетической программы, полученной от родителей и среды, в которой он воспитывается. Поскольку в фокусе работы дефектолога находятся дети с определенными отклонениями в развитии, то средовая часть формирования личности должна быть особенно индивидуализирована и ориентирована на уникальность генетической конституции каждого ребенка. Дефектолог, чтобы стать опытным педагогом, должен знать основы генетики, это безусловно, повысит его педагогическое мастерство, и он на более высоком профессиональном уровне сможет проводить коррекцию патологических черт личности и способствовать формированию адаптированного к обществу индивида. Предлагаемое учебное пособие «Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей» раскрывает те грани предмета, которые необходимы дефектологу для работы с детьми. Естественно, что это только пособие, общий ориентир для дальнейшего глубокого освоения предмета. А чтобы стать классным специалистом, студенту необходимо использовать медико-педагогическую литературу, посвященную особенностям преподавания и воспитания детей с наследственными отклонениями в развитии. Это обусловлено тем, что педагог-дефектолог является одновременно медицински ориентированным специалистом. Учебное пособие написано в строгом соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта «Основы генетики» для студентов дефектологических факультетов вузов страны. Логика и преемственность содержания различных разделов, историчность и современность материала отвечают потребностям преподавания предмета на высоком уровне. Книга написана в академическом стиле, иллюстрирована схемами, рисунками и фотографиями. Академик РАМН Н. П. Бочков
ОТ АВТОРОВ Практика обучения студентов дефектологических факультетов ? свидетельствует о значительных различиях в уровне их довузов-S ской подготовки по курсу «Основы генетики». Объективной при) чиной этого служит то обстоятельство, что часть студентов — I выпускники медицинских училищ и колледжей; другие, и их боль-\ шинство, имеют основные знания по генетике в пределах школь-[ ного курса биологии; для третьих — дефектологическое образова-! ние является вторым высшим образованием, получаемым, как пра-[ вило, после окончания педагогического вуза. ' Настоящее учебное пособие написано с учетом разного уровня подготовленности студенческой аудитории к усвоению знаний в : области генетики. В его основу положена книга этих же авторов ■ «Материалы к изучению курса "Основы генетики"» (1992). ' В учебном пособии рассмотрен широкий круг вопросов: от описания строения и функционирования клеток и их органелл до клинических особенностей наследственных болезней. ; Учебное пособие открывает глава «Биологические основы на, следственности человека», в которой подробно изложены совре-. менные данные о гаметогенезе, ранных этапах эмбрионального развития человека, а также о подготовке женского организма к беременности, позволяющие понять причины возникновения не- ■ которых наследственных болезней и предупредить их. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта значительное место в тексте учебного пособия занимают разделы, посвященные формальной генетике человека. Подробно описаны клинико-гениалогический метод и общая характеристика наследственных болезней, что должно способствовать эффективному и продуктивному использованию полученных знаний в профессиональной педагогической и воспитательной деятельности специалиста-дефектолога. Впервые в издании подобного рода приведены данные о мутагенах внешней среды и «новых» классах наследственных болезней, проявляющихся уметенной отсталостью и аномалиями поведения. Некоторые разделы не относятся непосредственно к генетике. Тем не менее авторы считают, что они нужны как для понимания генетических закономерностей и целостного восприятия материала, так и для восполнения недостающих знаний и формирования | научно обоснованных медико-биологических представлений, необходимых специалисту-дефектологу. J При чтении учебного пособия следует обратить внимание на то, что ключевые термины и понятия выделены полужирным шрифтом, а упомянутые впервые термины или понятия, содержание которых далее раскрывается (иногда в последующих разделах), — курсивом. Книга включает в себя терминологический словарь. Для желающих более детально ознакомиться с какой-либо темой или вопросом приведен список рекомендуемой литературы. Авторы надеются, что данное учебное пособие поможет студентам анализировать и решать проблемы, возникающие в процессе работы с аномальными детьми, учитывая их генетические особенности, без чего невозможны на уровне современных высоких требований научнообоснованные организация и проведение реабилитации и абилитации, а также профилактика тяжелых заболеваний у детей. Авторы с благодарностью воспримут и учтут замечания, пожелания и рекомендации преподавателей вузов и студентов, изучающих курс дефектологических наук.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................. 3 От авторов.....................................................................................................5 Введение.......................................................................................................7 Глава I. Биологические основы наследственности человека......................12 1.1. Клеточная теория........................................................................12 1.2. Строение животной клетки. Основные органеллы и их функции..............................................................................15 1.3. Яйцеклетка и сперматозоид.......................................................18 1.4. Гаметогенез.................................................................................21 1.5. Оплодотворение и ранние стадии эмбрионального развития человека.......................................................................24 1.6. Процессы подготовки репродуктивной системы женского организма к оплодотворению и беременности........................27 Глава II. Цитологические основы наследственности..................................31 II. 1. Деление клеток — механизм преемственности наследственных свойств.............................................................31 II.2. Клеточный цикл и его периоды................................................31 П.З. Митоз — деление соматической клетки...................................33 II.4. Мейоз — деление созревания половых клеток.........................35 Глава III. Хромосомы: Строение и функции. Хромосомная теория наследственности.........................................................................39 III. 1. Видимое строение хромосом и их морфология.........................................................................40 III. 2. Классификация и тонкая структура хромосомы......................41 III. 3. Хромосомная теория наследственности ...................................49 Ш.3.1. Сцепление генов.............................................................49 III. 3.2. Хромосомные карты.......................................................50 Глава IV. Молекулярные основы наследственности...................................54 IV. 1. Доказательства генетической роли нуклеиновой кислоты......54 IV.2. Химическое строение нуклеиновых кислот..............................57 IV. 2.1. Строение ДНК.................................................................60 IV.2.2. Строение и функции РНК..............................................62 1V.3. Сохранение информации от поколения к поколению............63 IV.4. Трансляция..................................................................................67 IV.5. Генетический код........................................................................68 IV.6. Гены и их организация...............................................................70 IV. 6.1. Классификация генов......................................................70 IV.7. Гены и белки...............................................................................72 IV.7.1. Белки.................................................................................72 IV.7.2. Схема синтеза белка........................................................72 IV.7.3. Химическая структура белков.........................................74 Глава V. Менделевская генетика.................................................................78 V.I. Гибридологический метод Г.Менделя......................................79 V.2. Моногибридное скрещивание...................................................80 V.3. Типы межаллельных взаимодействий.......................................83 V.4. Наследование групп крови системы АВО.................................84 V.5. Полигибридные скрещивания...................................................86 V.6. Взаимодействие генов................................................................89 Глава VI. Наследственность и изменчивость...............................................93 VI. 1. Типы изменчивости....................................................................93 VI. 1.1. Ненаследственная изменчивость....................................94 VI. 1.2. Наследственная изменчивость........................................95 VI.2. Мутагены.....................................................................................97 VI.3. Типы мутаций.............................................................................98 VJ.3.1. Генные мутации...............................................................99 VI.3.2. Геномные и хромосомные мутации.............................101 VI. 3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости.....................................104 Глава VII. Наследственная патология.......................................................108 VII. 1. Соотношение генетических факторов и условий внешней среды в развитии патологии....................................................108 VII.2. Классификация наследственной патологии...........................ПО VII.3. Особенности патогенеза наследственной патологии.............112 VII. 3.1. Особенности патогенеза моногенных болезней.........113 VII. 3.2. Особенности патогенеза хромосомных болезней........................................................................114 Глава VIII. Общая характеристика наследственных болезнен................116 VIII. 1. Особенности клинических проявлений наследственных болезней.....................................................................................116 VIII. 1.1. Сроки манифестации наследственных болезней......116 VIII. 1.2. Прогредиентность и хронический характер наследственных болезней...........................................118 VIII. 1.3. Вовлеченность многих органов и систем в патологический процесс при наследственных заболеваниях...............................................................118 VIII. 1.4. Семейный характер наследственных заболеваний.................................................................119 VIII. 1.5. Специфические симптомы наследственных болезней ......................................................................119 VIII. 1.6. «Резистентность» наследственных болезней к наиболее распространенным методам терапии .... 120 VIII.2. Клинический полиморфизм наследственных заболеваний... 120 VIII.3. Генетическая гетерогенность...................................................121 Глава IX. Клинико-генеалогический анализ как метод изучения наследственности человека.......................................................123 IX.1. Задачи метода............................................................................123 IX. 2. Составление родословной........................................................124 IX.3. Генетический анализ родословной..........................................129 IX.4. Критерии наследования моногенных заболеваний................130 IX.4.1. Аутосомно-доминантный тип наследования заболевания...................................................................130 1Х.4.2. Аутосомно-рецессивный тип наследования заболевания...................................................................133 1Х.4.3. Х-сцепленное наследование.........................................136 IX.4.4. Y-сцепленное, или голандрическое, наследование.... 140 IX. 4.5. Митохондриальная, или цитоплазматическая, наследственность ..........................................................140 Глава X. Наследственные болезни.............................................................142 X. 1. Генные болезни........................................................................142 X. 1.1. Аутосомно-доминантные заболевания..........................142 Х.1.2. Аутосомно-рецессивные заболевания...........................144 Х.1.3. Х-сцепленные рецессивные заболевания......................146 X. 2. Хромосомные болезни..............................................................147 Х.2.1. Количественные нарушения аутосом............................147 Х.2.2. Количественные нарушения половых хромосом..........152 Х.2.3. Структурные нарушения аутосом..................................157 Х.З. Болезни с наследственным предрасположением...................158 Х.3.1. Моногенно обусловленная предрасположенность.......159 X. З.2. Полигенно обусловленная предрасположенность........160 Х.4. Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования.............................................................................163 X. 5. Врожденные пороки развития.................................................165 Глава XI. Наследственно обусловленные формы нарушений умственного и физического развития.......................................170 XI. 1. Умственная отсталость.............................................................170 XT. 1.1. Умственная отсталость при хромосомных болезнях ... 172 XI. 1.2. Умственная отсталость при моногенных болезнях.....177 XI. 1.3. Умственная отсталость при дизморфических синдромах......................................................................185 XI.1.4. Мультифакториально обусловленная умственная отсталость......................................................................190 XI. 2. Задержка психического развития............................................191 XI.3. Ранний детский аутизм............................................................192 XI.4. Стойкие нарушения слуха........................................................194 XI.5. Стойкие нарушения зрения.....................................................200 Терминологический словарь....................................................................203 Литература.................................................................................................213 |
Loading
|